Научная статья на тему 'Свободная экономическая зона - путь к инновационному предпринимательству в регионе'

Свободная экономическая зона - путь к инновационному предпринимательству в регионе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
92
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Улашев И. О., Ашурова Н. Б.

На современном этапе развития мировой экономики широкое распространение в хозяйственной практике получили так называемые "специальные экономические зоны" локальные территории в различных странах со специальным экономико-правовым льготным режимом хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Свободная экономическая зона - путь к инновационному предпринимательству в регионе»

Ицтисод ва молия

Экономика и финансы

УзР ФА ПЕЧАТНЫЙ ОРГАН

ИКТИСОД ИНСТИТУТИ ИНСТИТУТА

НАШР ОРГАНИ ЭКОНОМИКИ АН РУз

гащ, ш®

ИК.ТИСОДИЁТНИ МОДЕРНИЗАЦИЯЛАШ / МОДЕРНИЗАЦИЯ экономики 53 ]

Улашев И.О.,

заведующий кафедрой "Экономика и менеджмент" Навоиского Государственного Горного Института, д.э.н., профессор

Ашурова Н.Б.

доцент кафедры "Экономика и менеджмент" Навоиского Государственного Горного Института, к.э.н.

СВОБОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА -ПУТЬ К ИННОВАЦИОННОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ В РЕГИОНЕ

На современном этапе развития мировой экономики широкое распространение в хозяйственной практике получили так называемые "специальные экономические зоны" - локальные территории в различных странах со специальным экономико-правовым льготным режимом хозяйствования.

В связи с тенденцией к либерализации экономики и глобализации мировых экономических отношений идея создания специальных экономических зон находит все большее распространение в арабских государствах Ближнего Востока, Северной Африки и постсоветских государств. И это не случайно, т.к. географическое положение позволяет им быть мостом между Азией, Европой и Африкой, а стратегическое положение определяет значение в международной торговле.

В мировой практике внешнеэкономической деятельности существуют различные типы зон, а идея их создания уходит глубоко корнями в историю и является новейшей

идей человечества в области экономического развития. Еще древние финикийцы, египтяне и китайцы использовали свободные экономические зоны (СЭЗ) для развития внешней торговли1.

СЭЗ, впитавшие в себя долгий путь развития, наполнились опытом и новейшим экспортным содержанием. Их создание и становление направлено на либерализацию и активную внешнеэкономическую деятельность. Экономика таких зон имеет высокую степень открытости мировому рынку, а таможенный и налоговый режимы благопри-

1 Ахмедов Т. Создание свободной индустриально-экономической зоны в Узбекистане / В материалах республиканского учебно-методического семинара. -Т.: ТГЭУ, 2009

ятны для национальных и зарубежных инвестиций.

Свободные экономические зоны - это географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляются выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства. Такая система льгот и стимулов, которая на основе новейших технологий позволяет создавать приоритетные отрасли экономики, способные обеспечить производство высококачественной продукции, повышать социально-экономический уровень регионов.

Мировая практика показывает, что создание СЭЗ- весьма действенное направление развития экономики отдельных территорий и регионов. Рассмотрим опыт некоторых развитых стран мира.

В американской экономике функционируют и такие образования, как предпринимательские зоны и технологические парки, связаны с внутренним региональным развитием, нацелены на оживление малого и среднего бизнеса в депрессивных районах. В связи с ускоренным становлением и развитием автомобильной отрасли в 1934 году в США создавались зоны внешней торговли. Многолетняя подготовка зональных образований, их эффективное функционирование позволили решить многие проблемы в американской экономике, в частности, преодолеть отсталость отдельных регионов, выравнивать экономический потенциал. Среди ведущих зон наиболее известны "Силиконовая долина", где производится более 20 % мирового объема средств вычислительной техники и компьютеров.

Япония использует два варианта СЭЗ. Это технополисы, созданные в 1980 г. на территории городов и прилегающих районов, где

размещаются фирмы высокотехнологичных отраслей, университет, исследовательские институты, жилая зона и современная инфраструктура. Важные их функции - перераспределение промышленных объектов из центра на периферию, интенсификации научных разработок и переориентация промышленности на развитие наукоемких и энергосберегающих технологий, что обеспечивается мерами по ускоренной амортизации. В рамках специальных правительственных программ их создано не менее 20.

В экономике Японии функционируют и зоны развития импорта, стимулирующие концентрацию экспортных товаров в районах морских и авиационных портов, это снижает затраты на перевозки. Компаниям, обрабатывающим импортируемые грузы, предоставляются льготные займы.

Южная Корея, одна из первых в мире, приняла закон об учреждении свободной экономической зоны с целью привлечения иностранных инвестиций, стимулирования увеличения экспорта, роста занятости, усовершенствования промышленных технологий и, в конечном итоге, ускорения экономического развития страны. В рамках данного закона была создана СЭЗ в прибрежных районах Южной Кореи, которая стала одним из лидеров "азиатского чуда".

В 90-е годы XX века по темпам экономического роста мировым лидером стал Китай, в котором сегодня успешно работает б особых экономических регионов, которые еще в 1980 году получили льготы СЭЗ. Кроме этого, 14 городов Китая получили статус открытых приморских территорий. Именно фактор приморского побережья восточных территорий Китая позволил этим регионам выйти в лидеры экономичного развития страны. Всего в КНР созданы 32 зоны технико-экономического развития, по статусу близкие СЭЗ. Основная цель, которую преследовало правительство Китая, открывая СЭЗ, - привлечь иностранный капитал, технологии и менеджмент. На территории этих экономических структур в настоящее время размещаются технопарки, где разрабатываются новейшие технологии с привле-

чением иностранного капитала, функционирует производство, ориентированное на экспорт, активно работают торговые предприятия.

В ОАЭ каждый из семи эмиратов имеет одну или более свободных экономических зон, предлагающих льготные условия для иностранных инвесторов и где оперируют более 5 тыс. компаний. Крупнейшей из них и третьей по размеру в мире является СЭЗ Джебел Али в эмирате Дубаи. Более того, данная СЭЗ является одним из наиболее удачных примеров развития подобных зон. СЭЗ Джебел Али (Jebel Ali Free Zone) входит в десятку самых лучших портов мира. Она создана на территории 100 тыс.кв.м и включает в себя порт, таможню и непосредственно свободную зону.

В целом, решение о создании СЭЗ продиктовано необходимостью развития принципиально новых капиталоемких и высокотехнологичных отраслей и производств, требующих развития как основных, так и вспомогательных производств и услуг, развитие которых без существенных налоговых льгот является не эффективным. Организация СЭЗ играет поддерживающую, стимулирующую роль в оживлении предпринимательской деятельности данного региона или в акцентировании внимания на, развитии той или иной отрасли экономики. Для многих развивающихся стран свободные зоны становятся полюсами торгово-экономического, научно-технического и социального роста.

Создание свободной индустриально-экономической инфраструктуры является одним из действенных механизмов стимулирования развития предприятий, в первую очередь субъектов малого и среднего бизнеса в регионе. Она служит "окном" для притока инвестиций, трансферта технологий, совершенствования управленческих навыков и рабочей силы. Условия, которые государство создает для частного сектора в рамках создания зон, позволяют организациям значительно сократить свои затраты на подведение инфраструктурных ресурсов, а в случае со специальными экономическими зонами воспользоваться льготными налоговы-

ми преференциями.

Президент Узбекистана Ислам Каримов 02.12.2008г. подписал Указ о создании свободной индустриально-экономической зоны (далее СИЭЗ) "Навои" в районе международного аэропорта г. Навои.

Основным направлением деятельности хозяйствующих субъектов на территории СИЭЗ "Навои" определено производство широкого спектра высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировых рынках продукции за счет внедрения современного зарубежного высокопроизводительного оборудования и техники, технологических линий и модулей, инновационных технологий.

К объективным предпосылкам создания СИЭЗ именно в Навоиской области относятся:

• Перспективное географическое положение Навоийской области (расстояние до грузового терминала международного аэропорта "Навои" и грузовой железнодорожной станции - 1,8 км; автомагистрали "Е-40", близлежащей электро-подстанции, близлежащего водораспредилительного узла и газопровода высокого давления - 800 м);

• Навои - индустриально-развитый регион, обладающий всей необходимой промышленной, коммуникационной инфраструктурой и квалифицированной рабочей силой (НГМК - один из крупнейших производителей золота и урана в мире, АО "Кизилкум-цемент" - крупнейший цементный завод Узбекистана, АО "Навоиазот", "Электрохимзавод" - крупные химические заводы, Наво-ийская ТЭС - одна из крупнейших ТЭС Узбекистана);

• Навоиская область обладает значительным транспортно-логистическим потенциалом (международный аэропорт Навои обслуживает международные авиалинии таких авиакомпаний, как "Korean Air" и "Московиа", автомагистраль международного значения "Е-40", прямой линией соединяющая Шанхай с Парижем, пролегает в непосредственной близости к аэропорту, половина объема транзита грузов обслуживается железнодорожной системой, пролегающей вблизи аэропорта);

• богатая минерально-сырьевая база На-воийской и граничащих с ней областей (На-воийская, Кашкадарьинская, Бухарская и Самаркандская области располагают богатыми залежами углеводородного сырья, угля, сырья строительных материалов, цементного сырья, кварцевых песков, базальта, металлов, в т.ч. драгоценных).

Реализация данного Указа создаст эффективную инфраструктуру, которая позволит активизировать экономические и инновационные процессы во всех сферах экономики и достичь следующих результатов:

• создание эффективной системы планирования и управления процессами создания и функционирования зоны для ускоренного формирования современной инфраструктуры СИЭЗ;

• создание продуктивной системы управления процессами создания и функционирования индустриальными зонами;

• получение большого экономического эффекта от ускоренного развития промышленного сектора экономики за счет преимущественного использования СИЭЗ, как элемента индустриальной инфраструктуры;

• повышение роста экономической активности в обрабатывающей промышленности и высокотехнологичных отраслях экономики;

• развитие промышленного бизнеса вокруг г.Навои и предприятий области;

• создание эффективных производств в малом и среднем бизнесе;

• увеличение занятости населения путем создания новых рабочих мест;

• повышение жизненного уровня населения области и республики;

• развитие экспортного инновационного потенциала региона;

• увеличение доли малого и среднего бизнеса в общем объеме промышленного производства;

• повышение производственной и экономической активности в регионе.

Срок функционирования свободной индустриально-экономической зоны "Навои" составляет 30 лет с возможностью его последующего продления. В течение срока функ-

ционирования СИЭЗ на ее территории действуют особый таможенный, валютный и налоговый режимы. Координация и оперативное управление деятельностью СИЭЗ осуществляются, соответственно, Административным советом, создаваемым из представителей государственных органов, и дирекцией СИЭЗ.

Как отмечено в докладе Президента И.А.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития Узбекистана в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год, в 2009 году проведены огромные работы по строительству интермодального центра на базе аэропорта как одного из ключевых объектов СИЭЗ "Навои". В течение года выполнено более 330 авиарейсов по международным маршрутом и перевезено около 8,5 тыс.тонн груза, что позволило интегрировать аэропорт г.Навои в глобальную логистическую сеть1. Актуальным направлением в сфере инвестиционной политики Узбекистана в 2010 году считается дальнейшее увеличение объемов привлекаемых иностранных инвестиций в СИЭЗ "Навои". В первую очередь, намечено реализовать 17 проектов с объемом более 180 млн. долл. США и далее уделять особое внимание привлечению в СИЭЗ "Навои" инвестиций из стран высокого технологического уровня, таких как Республика Корея, Япония, Германия, США, Великобритания, Франция, Италия, Сингапур, КНР, Индия, ОАЭ, и других стран мира. Будут созданы совместные предприятия по производству LCD мониторов, компьютерной и телекоммуникационной техники, экономичных электроламп, автомобильных запчастей, медицинской техники, лекарств, химии, фармацевтической продукции, строительных материалов, парфюмерии, мебели, одежды и переработке сельскохозяйственной продукции.

1 Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и

повышение благосостояния народа / Доклад Президента И.А.Каримова

на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-

экономического развития Узбекистана в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год. "Знамя дружбы" №7 от

5 февраля 2010 г.

Предлагаемые новаторские подходы к созданию и развитию СИЭЗ "Навои" как действенный механизм стимулирования регионального развития производства станут одним из реальных механизмов реализации индустриально-инновационной государственной политики, поддержки и развития малого и частного предпринимательства в Наво-иском регионе. И, естественно, для ведения работы с инвесторами и иностранными компаниями возрастает потребность в грамотных специалистах малого и среднего бизнеса. В целях развития экономики и поднятия уровня жизни населения страны создается данная СИЭЗ, для которой будут необходимы современные кадры, владеющие знанием и навыкам ведения современного эффективного бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа / Доклад Президента И.А.Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития Узбекистана в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год. "Знамя дружбы" №7 от 5 февраля 2010 г.

2. Ахмедов Т. Создание свободной индустриально-экономической зоны в Узбекистане / В материалах республиканского учебно-методического семинара. -Т.: ТГЭУ, 2009.

3. Юсупов Ю.Б. Становление и развитие экономической науки. - Т., 1999. -448с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.