РАЗДЕЛ I АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА
М.А. Боровская
МЕХАНИЗМ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ СТРАТЕГИИ УНИВЕРСИТЕТСКОГО РАЗВИТИЯ
Реализация организационных и экономических интересов развития университетов должна осуществляться через самостоятельные структурные подразделения университета, доминирующими признаками которых являются профессионализм, качество и предпринимательский потенциал. Структурами, обладающими на данный момент подобными качествами, являются факультеты, хозрасчетные единицы и центры, консультационные фирмы и малые научные предприятия, входящие в состав университета. При этом важно помнить, что успешное существование и развитие высших учебных заведений в условиях рыночной экономики предполагает соблюдение ряда социально-экономических условий:
• постоянный мониторинг рынка образовательных услуг и научной продукции с учетом и использованием объективных приоритетов конкурентоспособности;
• обеспечение оптимального соотношения в сочетании долгосрочных и краткосрочных интересов во всех сферах деятельности образовательного учреждения, в том числе и в области финансово-экономического обеспечения;
• создание комплексной университетской системы прогнозирования и планирования образовательной и научно-исследовательской деятельности на основе финансово-экономического планирования;
• соотношение и распределение ресурсов учреждения по значимости на основе бюджетирования в соответствии с приоритетами развития;
• совершенствование организационной структуры управления с целью создания гибкой, адаптивной, самонастраивающейся и эффективной системы управления университетом.
Эти условия должны найти свое отражение при формировании концепции развития, в особенности, крупных технических университетов. Разработка стратегии и создание механизма комплексного развития этих университетских комплексов позволит эффективно использовать уникальные возможности этих университетов, учитывать современную тенденцию коммерческой направленности знаний и результатов НИР. При этом важно отметить, что система организационного управления университетом, состоящая из сети подразделений, не сможет эффективно функционировать без построения финансово-экономического механизма.
Организационная структура многих технических университетов направлена на формирование четких организационно-экономических взаимосвязей между отдельными его подразделениями, на распределение между ними внутренних прав и ответственности. Оценивая образовательно-научную эффективность функционирования университета необходимо отметить, что таковой будет именно то образовательное учреждение, которое позволяет всем внутриструктурным подразделениям университета эффективно взаимодействовать с внешней средой, целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников на достижение поставленных
целей, удовлетворять потребности студентов и в целом способствовать процветанию университета.
В настоящих экономических условиях организационные структуры в университетах отличаются большим разнообразием, совершенно по-разному реализуют определенные принципы университетского менеджмента, это зависит от различных социально-экономических факторов и условий. Следовательно, одним из первых этапов создания эффективной и способной к самостоятельному развитию системы, является анализ и оценка управляемости университета. Общий обзор практики сегодняшнего управления университетами на примере анализа некоторых технических университетов позволяет выработать некоторые рекомендации:
• выработка четкой, продуманной, с учетом индивидуальных и геоэкономи-ческих особенностей, концепции и стратегии развития (в некоторых университетах на сегодняшний день созданы концепции, но они носят формальный идеологический характер, а все разделы стандартно копируют теорию менеджмента);
• создание университетского регламента, то есть внутренней системы правил, принципов и порядка взаимодействия структурных подразделений;
Рис. 1. Система внутриуниверситетского планирования
• формирование механизма управления различными ресурсами университета в виде штатов, контингента, площадей, информации, оборудования, финансов и т.д.;
• разработка системы внутренней оценки экономической деятельности в плане управления затратами, аналитической деятельности и прогнозирование дальнейшего развития университета, при этом важна четкая экономическая обоснованность принимаемых решений и умение контролировать их последствия;
• применение системы бюджетирования в рамках университета и с этой целью создание методологии и методики по разработке, принятию, контролю, исполнению и отчету по внутренним бюджетам подразделений университета.
Стратегическая программа университетского развития, включая учебную, научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, социальную области, области международного сотрудничества, региональную политику и политику развития (рис. 1), позволяет увидеть целесообразность и необходимость финансового управленческого учета для всех подразделений университета.
Важное внимание в структуре управления университетом отводится планово-финансовому управлению и созданию в условиях децентрализации организационно-административного управления системы финансового учета, позволяющего организовать перераспределение финансового потока бюджетных и внебюджетных средств, с позиций экономической эффективности, управляемости, целостности и системности.
В целях организации работы в условиях университетского планово-финансового управления и для формирования полной картины о наличии своих средств руководители всех подразделений университета, деканы факультетов и руководители хозрасчетных центров должны быть включены в единую систему финансового учета и управления. При чем создание такой системы должно опираться на тот факт, что на факультетах, не говоря о кафедрах, и в хозрасчетных центрах отсутствуют планово-учетные подразделения или единицы, способные на постоянно действующей основе осуществлять подобный финансовый учет. В связи с этим, важное значение для университета имеет создание общей планово-финансовой методологии и выработка общей методики по применению данной системы управленческого учета для всех структурных подразделений в рамках университета.
Системный подход в создании механизма финансового управленческого учета изначально формируется на традиционных существующих в настоящий момент экономических основах, которые заключаются в том, что планово-финансовое управление формирует лицевые счета подразделений, на которые поступают доходы от всех видов их деятельности в установленном соотношении, и откуда затем финансируются их расходы. На этом этапе важным моментом является жесткое фиксирование функций и задач самого университета и всех его подразделений, которые являются центрами ответственности. Это позволяет соединить финансовые и административные полномочия, т.е. при выделении руководителям конкретных административно-управленческих прав, закрепить за ними финансовую ответственность по управлению доходами и расходами своих подразделений в зависимости от степени закрепленной за ними ответственности. Условия работы подразделений регламентируются единым положением о деятельности деканатов, кафедр, административных служб. Основная задача рекомендуемого способа организационно-финансового управления заключается в создании системы координации работы подразделений и контроля над их деятельностью.
Наиболее эффективным экономическим методом в создании системы финансово-управленческого учета является разработка системы бюджетов, т.е. системы сбора и обработки информации о доходах и расходах по центрам ответственности. Применение этого механизма дает возможность планирования и комплекс-
ного управления финансовым потоком на различных уровнях университетской структуры, выявление неиспользованных резервов и определение степени ответственности разных подразделений за финансовые результаты.
Сущность этого механизма реализуется при создании в рамках финансового управленческого учета системы внутренних бюджетов, т.е. бюджетирования. Цель подобного бюджетирования состоит в создании отдельных центров ответственности, которые приобретают функции учетно-калькуляционных центров. Каждый из этих центров находится под контролем ректора в отношении доходов, расходов и прибыли. Введение данного механизма позволит центрам ответственности осуществлять планирование, накопление и учет данных о своих расходах и доходах, что создает прозрачность финансовой деятельности подразделений и фиксирует отклонения от запланированных показателей (рис. 2). И главное - эта система финансового управленческого учета позволяет ректорату университета контролировать затраты и доходы подразделений и фиксировать результаты их работы с целью эффективного экономического управления.
Бюджетирование
Основное бюджетирование
Операционное бюджетирование
Финансовое бюджетирование
Бюджетирование движения денежных средств
Бюджетирование доходов и расходов
Бюджетирование по балансовому листу
Основное инвестирование
Рис. 2. Функции бюджетирования
Внедрение финансового планирования в университете предусматривает построение системы сводного комплексного бюджетного планирования деятельности его структурных подразделений. В рамках внедрения механизма финансового управленческого учета необходимо на начальном этапе определиться с закреплением функций по структуре бюджетов, отработать процедуру процесса формирования, согласования, утверждения и исполнения бюджетов, закрепить ответственность подразделений за формирование и исполнение бюджетов.
Формирование в университете системы финансового управленческого планирования и учета имеет целый ряд преимуществ, сущность которых заключается в следующем:
• планирование бюджетов структурных подразделений по семестрам даст более точные показатели размеров и структуры затрат (действующая система бухгалтерского учета не может предоставлять эти данные в полном объеме), следовательно, возможно более точное планирование размеров дохода (это важно для налогового планирования и для расчета объема платежей во внебюджетные фонды);
• структурные подразделения университета в рамках утвержденных бюджетов получают большую самостоятельность в расходовании средств «экономии» фонда оплаты труда, это оказывает влияние на повышение материальной заинтересованности сотрудников;
• финансовый управленческий учет позволяет максимально минимизировать количество контрольных параметров для управления бюджетами, следовательно, сократить непроизводительные расходы рабочего времени сотрудников экономических служб университета;
• внедрение бюджетного планирования позволяет в системе университета в целом осуществлять режим строгой экономически обоснованной экономии финансовых ресурсов.
Внутренняя система бюджетного планирования с позиций финансового управленческого учета для всех подразделений университета обеспечит эффективное экономическое развитие университета только в том случае, когда эта система будет полностью охватывать всю его базу финансово-экономических расходов. Это означает, что в учете финансово-экономических расходов разных уровней должны быть представлены функциональные бюджеты в виде бюджета фонда оплаты труда, бюджета материальных и приравненных к ним затрат, бюджета учебно-методического обеспечения, бюджета накладных расходов и услуг университета, бюджета прочих расходов (табл. 1).
Таблица 1
Примерная система бюджетов университета
Бюджеты Размер бюджетов структурных подразделений Свод- ный бюджет
Учебн под ые и научные разделения Функциональные службы
1 2 3 4 5 6
Фонд оплаты труда ФОТ 1 ФОТ 2 ФОТ 3 ФОТ 4 ФОТ 5 ФОТ 6 ФОТ
Материальные затраты МЗ 1 МЗ 2 МЗ 3 М3 4 М3 5 МЗ 6 МЗ
Учебно-методическое обеспечение УМО 1 УМО 2 УМО 3 УМО 4 УМО 5 УМО 6 УМО
Накладные расходы университета НР 1 НР 2 НР 3 НР 4 НР 5 НР 6 НР
Прочие расходы ПР 1 ПР 2 ПР З ПР 4 ПР 5 ПР 6 ПР
Итого Е 1 Е 2 Е 3 Е 4 Е 5 Е 6 Е
Бюджет подразделений Бюджет подразделений Бюджет функциональных служб
Формируя многоуровневую систему управленческого учета в университетах, в качестве главного принципа необходимо провозгласить принцип декомпозиции, т.е. каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, а это означает, что бюджеты подразделений являются составной частью бюджетов центров ответственности, бюджеты центров ответственности формируют консолидированный (сводный) бюджет. При выделении в структуре университета центров ответственности по прибыли и по затратам, возникает объективная основа для формирования в рамках управленческого учета двухуровневой системы контроля за исполнением бюджетов. Первый уровень предусматривает контроль за исполнением бюджетов всех структурных подразделений, здесь преду-
сматривается и контроль всех составляющих бюджетов по статьям затрат, этот вид контроля осуществляется непосредственно планово-финансовой службой университета и его бухгалтерией. Второй уровень представляет собой контроль за исполнением бюджетов структурных подразделений университета, непосредственно осуществляемый экономическими сотрудниками этих подразделений, при этом контролю подлежат как функциональные бюджеты, так и сводный бюджет в целом.
Формирование механизма контроля за соблюдением расходной части комплексного бюджета на основе введения системы финансового управленческого учета позволяет решать проблемы повышения эффективности финансово-экономической деятельности и, как следствие, большинство университетов сможет приблизиться к достижению основной цели их деятельности: развитие образования, науки и культуры путем обучения на всех ступенях доуниверситетского, высшего, после-университетского и дополнительного профессионального образования; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в области техники, экономики, финансов, менеджмента; а также оказание консультационных услуг.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Багаутдинова Н.Г. Высшая школа сегодня, вчера и завтра. Пути преодоления кризиса.-М.: Экономика, 2003.
2. Боровская М.А., Ланкин В.Е. Децентрализация как системный фактор совершенствования управления высшим учебным заведением. Системный анализ в проектировании и управлении // Труды VII Междунар. науч.-техн. конф.- СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.
3. Глухов В.В. Интеграции высшей школы и производства в подготовке специалистов, востребованных рынком труда. Материалы совещания.- СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2002.
С.М. Васин
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОНЯТИЯ «РЕГИОН»
И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
Ситуация, в которой находится сегодня Россия, неординарно характеризуется исследователями теории и практики государственного развития. Однако большинство из них ведущую роль в этом глобальном процессе отводят развитию составных частей страны - ее регионам. С этим нельзя не согласиться, так как для России характерна чрезвычайно обширная территория с большим различием в пределах страны по множеству показателей: климату, высотой над уровнем моря, природным поясам, плотности населения, наличию полезных ископаемых, экономическому положению транспортных и энергетических линий, локализации промышленных и торговых центров и т.д. Эти и многие другие показатели оказывают существенное влияние на развитие конкретных центров и регионов.
Об уровне развития конкретного региона говорят сведения о состоянии разных отраслей промышленности, сельского хозяйства, строительства, уровне и масштабах торговли и др. Наиболее важными фактами, характеризующими степень благополучия региона, являются сведения о занятости населения, социальной инфраструктуре.
Поскольку развитие промышленности в нынешних российских условиях часто объясняется закладкой крупных промышленных предприятий (и, следовательно, отраслей) еще во времена Советской власти, сегодня главы регионов часто считают нецелесообразным (по причине высокой трудоемкости и долговременной окупаемости затрат) строительство новых промышленных объектов крупного бизнеса. Малый бизнес, в свою очередь, в основном из-за несовершенства российско-