Научная статья на тему 'Инновационный аспект совершенствования управления подготовкой инженеров XXI века'

Инновационный аспект совершенствования управления подготовкой инженеров XXI века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Багаутдинова Н. Г.

В статье рассматриваются основные тенденции развития высшего технического образования в России и за рубежом, а также перспективы реформирования организационно-экономического механизма функционирования инженерных вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovation aspect of engineer training management improument in the XXI century

The paper deals with the main Tendencies of higher Technical education development in Russia and abroad as well as the perspectives of reforming of engineer higher educational establishment organization and economic mechanism functioning.

Текст научной работы на тему «Инновационный аспект совершенствования управления подготовкой инженеров XXI века»

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИ ЗОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБЛАСТИ ЭНЕРГЕТИКИ

УДК 378.1

ББК 74.58

ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКОЙ ИНЖЕНЕРОВ XXI ВЕКА

Н.Г. БАГАУТДИНОВА

Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева

В статье рассматриваются основные тенденции развития высшего технического образования в России и за рубежом, а также перспективы реформирования организационно-экономического механизма функционирования инженерных вузов.

Перестройка подготовки инженеров связывается с необходимостью фундаментализации технического образования. Объем технической информации вырос настолько резко, что нужны базовые, фундаментальные знания, позволяющие специалисту свободно ориентироваться в научной и практической деятельности.

Наиболее полноценным способом фундаментализации технического знания является получение техническими вузами университетского статуса. Эта самостоятельная тенденция имеет глубокие корни. Еще в 1899 г. С.Ю.Витге предлагал создать коммерческие и технические университеты в форме политехнических институтов, которые содержали бы в себе различные отделения человеческих знаний, но имели бы организацию не технических школ, а университетов, т.е. такую организацию, которая способна была бы развивать молодых людей, давать им общечеловеческие знания.

Эта идея стала мощным средством перестройки высшей технического школы. Именно технический университет - наиболее динамичная, интенсивно развивающаяся форма организации подготовки научно-технических кадров высшей квалификации. Она обеспечивает переход от информационного обучения к методологическому, основанному на учете изменений в характере и содержании труда, подготовке специалистов широкого профиля на основе глубокого изучения фундаментальных наук, синтеза всех областей знаний.

Характерными особенностями формирования технических университетов являются:

— подготовка специалистов по широкому спектру специальностей;

— высокая доля межотраслевых специальностей, таких как биотехнология, биофизика, медицинская электроника, инженерная психология, системотехника, экономическая кибернетика, промышленная экология, промышленный дизайн;

— фундаментальность подготовки;

© Н.Г. Багаутдинова

Проблемы энергетики, 2003, № 9-10

— превалирование индивидуальных и самостоятельных форм обучения;

— смещение акцента от учебного к научному;

— акцент на развитие фундаментальных научных исследований.

«Университезация» — не формальный перенос западной модели на

российскую почву, а процесс, связанный с изменениями в социальноэкономическом устройстве России, вынуждающий отказываться от

узковедомственной подготовки специалистов в сторону фундаментальной, естественно-научной компоненты и гуманитарных знаний. Только инженер, получивший подлинно гуманистическое воспитание, способен ясно осознавать последствия влияния на социальный климат общества и окружающую среду своих конструкторско-технологических решений.

Европейская федерация научных ассоциаций в первой позиции «потенциала компетентности» евроинженера указывает, что инженеры должны «понимать сущность инженерной профессии и свою ответственность по отношению к коллегам, обществу и окружающей среде».

Технические университеты России, как известно, возникли на базе ведущих политехнических институтов и крупных отраслевых вузов, которые традиционно проводили профессиональную подготовку специалистов по широкому спектру инженерных специальностей. Новый университетский статус и формирующийся в стране рынок труда побудили многие технические университеты перейти на более гибкую — многоуровневую систему высшего технического образования, сочетающую в своей структуре траектории новой многоуровневой системы и традиционной инженерной подготовки. В Казанском государственном техническом университете эти траектории совпадают. Такая стратегия обеспечивает студентам большую свободу выбора образовательного маршрута, направлений и уровней высшего образования, а также ступеней профессиональной подготовки.

Интегрированные системы обладают большой гибкостью в перестройке структур и содержания профессионального обучения с учетом быстро изменяющейся конъюнктуры рынка труда; более экономичны по совокупным материальным затратам и суммарным объемам образовательных услуг; обеспечивают наиболее рациональное использование научно-педагогических кадров и учебно-лабораторной базы вузов.

Базовое образование в технических университетах, прежде всего, заключается в получении студентами не узкоспециальных, а фундаментальных, комплексных представлений о научной картине мира, об основных методологических приемах естествознания и о глубокой общей подготовке по выбранному направлению наук. Такое образование необходимо для успешной реализации дальнейшей профессиональной подготовки в узкой области знаний: через магистратуру, аспирантуру или получение диплома специалиста. Оно необходимо и для создания условий, содействующих наиболее полному и адекватному раскрытию потенциала личности вне узкой специализации.

Очень важным в решении задач реформирования является постепенное интегрирование академических, отраслевых, научно-технических учреждений, региональных научных центров с ведущими университетами и инженернотехническими вузами, создание единой системы научно-технического образования, науки и наукоемкого производства, направленной на совершенствование подготовки научно-технических и инженерных кадров. Особую роль приобретает сейчас взаимодействие академических институтов с вузами, связывающим звеном в котором выступает техническое образование.

Задача технических наук заключается не только в создании материалов, машин и технологий, облегчающих человеку жизнь, обеспечивающих комфортность среды обитания, сокращающих расход его физических сил. Науки вообще и технические науки в частности — это еще и средство удовлетворния естественной тяги человека к познанию окружающего мира. Не использовать достижения и результаты фундаментальной науки в интересах совершенствования техники и технологии - значит безнадежно отстать в техническом, экономическом, оборонном и социальном отношениях.

В течение последних лет возникли научные сообщества нового типа. В декабре 1990 г. прошло первое собрание Инженерной академии. В принятой резолюции говорится, что большое внимание будет уделено организации и совершенствованию высшего инженерного образования и координации научнометодической деятельности по подготовке и переподготовке инженерных кадров в стране. В настоящее время Инженерная академия предпринимает шаги, направленные на сохранение единого инженерного пространства и образования совместно с восточно-европейскими странами.

В основных направлениях развития технологий инженерных наук можно выделить более быстрое развитие информатики и компьютерной техники, материаловедения, проблем окружающей среды, биотехнологии.

На наш взгляд, можно сформулировать следующие требования, предъявляемые к специалистам на каждом уровне современной системы высшего технического образования:

для бакалавров:

• фундаментальная подготовка в области математики, физики, химии и социальных наук;

• подготовленность в области информатики и пользования компьютерной техникой (для информационного обмена, конструирования, решения аналитических задач и т.д.);

• знание основ и стратегии бизнеса, а также практики менеджмента;

• умение выявить суть проблемы, возможности и пути ее решения;

• владение коммуникационными основами (развитая речь, умение составлять деловые бумаги, в том числе документы, лингвистическая грамотность, знание одного или более иностранных языков, владение средствами связи, основами компьютерной оперативной деятельности);

• высокий профессиональный, образовательный и этический уровень;

• знание основ мировой культуры;

• мотивация и готовность к непрерывному образованию;

• знание основ инженерных теорий;

для дипломированных специалистов:

• комплексность подготовки, ориентированная на аналитическую деятельность, гибкую адаптацию к изменениям содержания профессиональной деятельности;

• сформированность проблемного и оперативно-конкретного подхода к решаемым задачам;

•сформированность нестандартного мышления (профессиональнотворческая готовность);

• обладание профессиональной этикой и экологическим сознанием;

• коммуникационная готовностъ; сочетание профессиональных знаний и практических навыков и умений;

• владение основами бизнеса, менеджмента, маркетинга;

• знание основ сертификации, стандартизации, знание основ методологии научно-технического поиска и методов научного исследования (моделирование и экспериментальные методы);

• знание методов контроля качества продукции и точности систем;

• знание материалов, законов и принципов технологического проектирования, конструирования;

• знание фундаментальных дисциплин и умение применять их для прикладных решений и ситуационных задач;

• осознанность необходимости непрерывного образования, самообразования, саморазвития;

• сформированность профессиональной ответственности;

• владение инновационной стратегией, тактикой, этикой.

Для магистров основные требования близки к требованиям, сформулированным для дипломированных инженеров, однако отличаются приоритетами аналитической, науковедческой и научно-методологической, а также фундаментально-прикладной подготовки при некотором снижении требований к конкретике инженерной специализированной подготовки. Если главными чертами университетской программы бакалавров является широта в сочетании с естественнонаучными, гуманитарными, социальными дисциплинами, изучаемыми достаточно и в значительном объеме, то вторая, магистерская ступень университетского образования должна характеризоваться фундаментальностью уже в рамках определенной, достаточно узкой области. Принципиально важным является предоставление возможности поступления на программы магистров людей, имеющих высшее образование не обязательно по приобретенной специальности, данному направлению науки. Таким образом, основные тенденции развития высшей технической школы связаны, во-первых, с ее переходом к рыночному типу «свободной» образовательной системы, построенной как спектр образовательных услуг для удовлетворения потребностей заказчика, в зависимости от его социальных притязаний и финансовых возможностей, работающей по принципу супермаркета, нацеленной на адаптацию индивида к условиям наличного социума, его правовым и ценностным установкам, потребностям производства. Во-вторых, они культурологические, описываются в терминах надежды как компонент гуманного социума, способного гармонизировать отношение личности и государства, оправдать самое пребывание человека в природе и культуре, снять экологический кризис, преодолеть опасное отставание духовно-нравственного развития человечества от его технического прогресса; и культуротворческие — рождаются в поисках принципов построения целостного образовательного пространства.

Новая доктрина подготовки инженерных кадров может быть реализована только при условии принципиальных изменений в системе экономического управления такой подготовкой - прежде всего в организационно-экономическом механизме системы.

Эти изменения обусловлены процессом рыночного реформирования экономики и для их обоснования требуют аналитических оценок зависимостей между трансформацией отношений собственности, расширением рыночной среды и управлением процессами в высшей школе вообще, в технической высшей школе в частности.

В ходе экономической реформы в России глубокие изменения претерпели отношения собственности и в сфере образования. Являясь основой

организационно-экономического механизма вузов, они, однако, оказались наименее разработанными теоретически.

Эволюция отношений собственности, разрастающееся многообразие ее форм, субъектов и объектов права собственности в государственных вузах -объективный процесс, следствие реального многоканального финансирования вузов и диверсификации направлений и видов их деятельности, прежде всего, во внебюджетной сфере.

Для анализа проблем собственности с точки зрения построения эффективной системы управления вузом представляется целесообразным выделить:

1) уровень отношений собственности, на котором осуществляется вузовская деятельность;

2) виды деятельности, с которыми связан этот уровень отношений собственности;

3) характеристики профильности или непрофильности того или иного вида деятельности;

4) наиболее приемлемые для этих видов деятельности формы отношений собственности;

5) особенности управления этими формами собственности и связанными с ними видами деятельности.

Первый уровень характеризует собственность, сформированную за счет государственных бюджетных источников и находящуюся в оперативном управлении вуза; второй - развитие тех элементов собственности, которые формируются с участием доходов от внебюджетной деятельности, однако не выходят за строго очерченные рамки государственной собственности; третий -отношения собственности, обусловленные предпринимательской деятельностью в интересах отдельных подразделений или даже отдельных работников вуза; четвертый - отношения собственности, которые можно условно назвать сателлитными и которые представлены видами образования, уже не входящими непосредственно в структуру собственности вуза, развиваемыми лишь с его участием; пятый - участие вуза в капитале и хозяйственных операциях, которые не имеют никакого отношения к его профильной деятельности.

Именно многоуровневая структура собственности при условии ее сбалансированности и создания адекватной системы управления превращает высшие учебные заведения в единые учебно-научные комплексы, с приоритетом профильной учебно-научной деятельности и сохранением целостности вуза. На практике такой комплекс представляет собой определенный синтез государственных и негосударственных форм собственности.

Создавать организационно-экономический механизм управления вузом необходимо с учетом этого многообразия отношений собственности.

На первом из названных уровней развиваются основные виды вузовской деятельности, прежде всего учебно-научная, определяющая профиль вуза и имеющая целевое бюджетное финансирование. На этом уровне развивается традиционное централизованное управление, возглавляемое ректоратом и ученым советом вуза.

На втором уровне развиваются, с одной стороны, предпринимательская деятельность, которая соответствует основным направлениям учебно-научной работы, но ориентирована на рыночные отношения (оказание платных образовательных услуг, выполнение хоздоговорных НИОКР и т.п.), с другой -непрофильные виды предпринимательской деятельности, к которым можно

отнести сдачу помещений в аренду, создание предприятий общественного питания, оздоровительных учреждений, функционирующих на коммерческой основе и т.д. Регулировать такие виды деятельности необходимо централизованно, прежде всего за счет установления нормативов распределения доходов или прибыли, определяющих ту часть, которая остается в распоряжении администрации вуза, и ту, которая поступает в распоряжение отдельных подразделений (с установлением целевого ее использования).

Третий уровень представлен видами деятельности, которые осуществляют работники вуза, использующие свой интеллектуальный, научно-образовательный потенциал для осуществления предпринимательской деятельности на базе вузовской инфраструктуры. К ним относятся: опытно-экспериментальные

производства, работающие по заказам сторонних организаций; разработка бизнес-планов; экспертные оценки; индивидуальные разовые и постоянные консультации; репетиторство и т.п. Управление ими предполагает заключение договоров между вузом и подразделением или лицом, осуществляющим внебюджетную деятельность, предусматривающих обязательство осуществлять эту деятельность только при обеспечении количественных и качественных показателей профильной вузовской деятельности.

При этом возможны два варианта организационно-правовых форм управления: без образования юридически независимого предприятия —

отношения между вузом и коллективами, а также отдельными работниками оформляются договорами; с организацией таких предприятий с участием вуза как учредителя.

Так называемые сателлитные отношения предполагают обособленные от вуза собственность, деятельность и управление. В то же время, сателлитные образования создаются с участием вуза и сохраняют с последним разнообразные связи: экономические, кадровые, функциональные. Примером может служить работа бизнес-инкубаторов, технопарков, негосударственных вузов, образующихся при участии государственного высшего учебного заведения, венчурных фирм, которые реализуют инновации, созданные в вузе, а также межвузовских центров. Для таких сателлитных образований вуз создает особую хозяйственно-научную и интеллектуально-образовательную инфраструктуру, без которой они не могут существовать и развиваться.

Целесообразно долевое участие вуза в их капитале и создание попечительских советов с участием представителей вуза-учредителя.

На пятом из названных уровней необходимо управление финансовыми активами и коммерческой деятельностью, не связанной с вузовской работой. Поскольку эта деятельностъ практически выходит за рамки вуза, для ее осуществления может создаваться и независимая коммерческая или трастовая компания со 100 процентным участием вуза и контролем со стороны его администрации.

О функциональном подходе к управлению вузом, предполагающим поиск оптимального сочетания разных видов внебюджетной деятельности, необходимых ресурсов (факторов производства), уровней обособления собственности, прав и обязанностей, и преимуществах такого подхода можно судить по использованию практики организации, применяемой в Казанском государственном техническом университете им. А.Н.Туполева.

Кафедрам этого университета и научно-производственным лабораториям предоставлена довольно широкая предпринимательская автономия, основанная на праве от имени университета выходить на рынок продукции, работ и услуг,

распоряжаться необходимыми финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами в сфере своей внебюджетной деятельности, принимать на себя риск и распоряжаться своей долей дохода от внебюджетной деятельности.

При этом предусмотрена ответственность структурных подразделений университета за свое развитие, сохранение единой финансовой политики университета, эффективное централизованное обслуживание автономных подразделений и установлен эффективный контроль за их деятельностью.

Наиболее полно этот подход реализован в Положении о Высшей бизнес-школе «Арго», которая функционирует в университете как самостоятельная организация на принципах хозрасчета и самоокупаемости, но несет перед университетом финансовую и имущественную ответственность за результаты своей деятельности, отвечает за соблюдение действующего во внебюджетной сфере законодательства, отчисляет часть своих доходов в централизованные фонды университета.

Для поддержки автономных структур в КГТУ им. А.Н.Туполева создан внебюджетный отдел, подчиненный непосредственно ректору, в обязанности которого входят организационное, правовое, экономическое и бухгалтерское обслуживание субъектов внебюджетной деятельности, а также оперативное планирование и управление внебюджетными средствами.

Хранение денежных средств и все виды расчетных, кредитных и кассовых операций во внебюджетной сфере производятся на едином расчетном счете в банке. Распорядителями денежных средств в банке являются ректор и главный бухгалтер. Такое решение позволило, с одной стороны, обеспечить финансовую устойчивость субъектов предпринимательства, поскольку постоянное наличие свободных средств на расчетном счете обеспечивает возможность маневра (вплоть до кредитования внутри вуза), с другой - контролировать целесообразность и законность расходования средств и обеспечивать целостность финансовой системы вуза.

В рыночной экономике с появлением внебюджетной деятельности и доходов от нее в государственном вузе практически неизбежно начинают развиваться как государственная собственность, находящаяся у вуза в оперативном управлении, так и собственность вуза, являющаяся результатом внебюджетной деятельности, учитываемая отдельно, на отдельном балансе, хотя и в составе общего баланса вуза.

Преобразования в организационной и финансово-экономической структуре вузов, и прежде всего технических, предопределены:

• растущей диверсификацией образовательных услуг;

• трудностями в управлении различными (по направлениям и специальностям) подразделениями вуза, его филиалами и представительствами из одного центра;

• тем, что в существующей линейно — функциональной структуре вуза учебные подразделения (факультеты, кафедры) наделены только функциями учебного процесса (т.е. линейными);

• необходимостью передачи функций оперативно - учетной деятельности подразделениям и обеспечения финансовой самостоятельности хозрасчетных центров, филиалов, представительств.

В реорганизации, в первую очередь, нуждаются функциональные внутривузовские структуры, взаимодействующие с рынками труда,

образовательных услуг, капитала. К ним относятся подразделения, непосредственно обеспечивающие функции управления, планирования и

финансовой деятельности. При этом приходится принимать во внимание, в частности, тот факт, что международные стандарты бухгалтерского учета остаются до сих пор «китайской грамотой» не только для руководителей подразделений и вузовских функциональных служб, но и работников экономических отделов.

Важнейшим структурным элементом в управлении инженерным вузом должны стать центры ответственности, и анализ их участия в рыночных отношениях приобретает особое значение для понимания перспектив развития высшей школы в условиях децентрализации систем управления.

Ответственной задачей становится развитие двух основных направлений внебюджетной деятельности вузовских кафедр.

Первое направление предусматривает образование самостоятельных коммерческих структур на базе кафедр - фирм в различных организационноправовых формах с участием сотрудников кафедр, второе - выход на рынок, опосредованный центральными вузовскими структурами и, в первую очередь, центрами, организующими внебюджетную деятельность. В этом случае заказчиком работ выступает вуз, который передает заказ (или его часть) для исполнения центру.

Второе направление имеет приоритетный характер. Оно предпочтительнее для самих кафедр благодаря централизованному исследованию рынка, поиску и оформлению заказов, получению ресурсов от вуза на льготной основе. В то же время и вуз получает возможность более действенного контроля за основной и предпринимательской деятельностью кафедр.

Центры ответственности в данном случае являются действительно наиболее эффективной структурой. Планово-финансовое управление вуза формирует лицевой счет подразделения, и доходы от всех видов его деятельности поступают на этот лицевой счет. Наличие центров ответственности позволяет соединить финансовые и административные полномочия, наделить руководителей конкретными средствами и правами для их использования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешного функционирования интегрированной управленческой структуры, организованной на основе центров ответственности, необходимы следующие условия:

- наличие четкой цели предпринимательской деятельности у хозрасчетных центров, позволяющей исключить внутреннюю конкуренцию с другими центрами;

- наличие согласованного с ректоратом плана достижения поставленной цели для эффективного распределения ресурсов и координации деятельности центров;

- отсутствие промежуточных звеньев между ректоратом и руководством хозрасчетных центров;

- наличие определенной контрактной свободы как с внешними, так и внутренними партнерами (в первую очередь это относится к образовательным процессам, во вторую - к взаимоотношениям с обеспечивающими службами вуза).

Нужна максимальная децентрализация функций по маркетингу, рекламе, материально-техническому развитию, финансовому управлению, управлению кадрами и организационной структурой, хозяйственному обеспечению. Вуз же должен иметь реальную и четкую систему планирования и контроля, обладать эффективной информационной и организационной системой в управлении затратами и результатами, позволяющей консолидировать бюджеты всех уровней и подразделений, иметь детальный план подготовки управления центрами.

Такая организация интегрированной структуры имеет, однако, не только преимущества, но и недостатки (табл.1).

Таблица 1

Преимущества и недостатки интегрированной структуры вуза на основе центров

ответственности (ЦО)

Преимущества Недостатки

Улучшается качество принимаемых управленческих решений и сокращается процесс их принятия. Возможно снижение эффективности некоторых функциональных служб.

Ослабевает тенденция к компромиссу при принятии решения (всякое решение лучше компромисса). Может уменьшиться эффект взаимодействия подразделений вуза.

Ректорат вуза освобождается от рутинной повседневной работы и имеет большие возможности для решения стратегических задач. Существует опасность рассогласованных действий по отношению к внешней среде.

Появляется эффективный способ подготовки управленческого персонала. Объем работы в одном подразделении может быть больше, чем в другом. Возможен различный объем работы в разных подразделениях центра ответственности

Появляется более четкое представление о результатах деятельности вуза (организация центров ведет к упрощению процесса управления). Дистанция между центральным аппаратом и функциональными отделами вуза может увеличиться.

Организация ЦО может привести к экономическому росту путем «расщепления» (маленькие «организмы» имеют большую степень соприкосновения с рынком). Существует опасность того, что краткосрочные интересы подразделений могут взять верх над долгосрочными.

При изменении системы управления на основе центров ответственности необходимы:

- разделение учебной деятельности по направлениям и специальностям;

- объединение направлений и специализаций с управляемым числом предполагаемых центров ответственности;

- передача в подразделения всех основных функций;

- обоснованное распределение функций обеспечения и обслуживания между ректоратом и центром;

- уточнение и корректировка стратегии центров и вуза.

Основная дилемма при внедрении такой системы управления -распределение функций между центрами ответственности и ректоратом.

В этой связи представляется целесообразной следующая классификация функций:

• основные функции - функции прямого воздействия на потребителя образовательных услуг. Они являются решающими с точки зрения конкурентоспособности вуза, поэтому подлежат максимальной децентрализации, пока не наступит снижение эффекта масштаба. Эти функции должны быть переданы учебным и научным центрам ответственности;

• обеспечивающие функции - по обеспечению потребностей потребителей

образовательных услуг (оказывают косвенное воздействие на

конкурентоспособность вуза). Их целесообразно передать хозрасчетным центрам;

• обслуживающие функции администрации, отдела кадров (содержат и стратегические, и оперативные компоненты).

Распределение функций между структурными подразделениями вуза представлено в таблице 2.

Таблица 2

Распределение функций между структурными единицами вуза

Структурная единица Основные функции

Ректорат Разработка корпоративной стратегии; принятие инвестиционных решений; лоббирование корпоративных интересов на всех уровнях.

Ученый Совет Поддержка реализации целей; подготовка решений; координация и контроль выполнения решений; текущий мониторинг деятельности центров ответственности и вуза в целом; консалтинговая поддержка принятия решений подразделений.

Центры ответственности Комплекс всех функций (учебных, обеспечивающих, обслуживающих), необходимых для выполнения целей.

Функциональные службы Функции обеспечения и обслуживания.

Функции и ответственность руководства вуза в условиях децентрализованной организации управления сводятся к следующим позициям:

• формулировка и определение кредо и целей вуза;

• утверждение стратегических планов подразделений и их бюджетов на основе единого потока доходов (только тот факт, что подразделение вносит значительный вклад в доходы, автоматически не дает ему право на увеличение ресурсов);

• ректорат несет ответственность за программу развития общевузовского менеджмента, за определение условий, необходимых для работы подразделений и общих служб, в том числе за разработку политики в области трудовых соглашений;

• осуществление функции внутреннего аудита и арбитража при возникновении конфликтных ситуаций между центрами;

• создание организационной структуры, при которой достигается максимальная взаимосвязь подразделений вуза;

• распределение обязанностей между ректоратом, руководителями центров и преподавательским составом вуза.

Наиболее эффективным является метод сбора и обработки информации о доходах и расходах по центрам ответственности, т.е. разработка системы бюджетов, что позволяет выявить неиспользованные резервы, определить степень ответственности определенных лиц за финансовые результаты и оценить работу руководителей подразделений. При этом бюджетирование ложится на отдельные центры ответственности как учетно-калькуляционные центры, каждый из которых находится под контролем ректора в отношении затрат, доходов и активов.

Использование управления затратами в центрах ответственности предполагает планирование и накопление данных о затратах и доходах центра, позволяет руководителям отчитываться за затраты и доходы подразделения и фиксировать отклонения от плана. Ректорат вуза получает реальную возможность контролировать затраты и доходы подразделений и фиксировать результаты их работы с целью повышения эффективности управления.

В зарубежных и отечественных экономических исследованиях такого рода центры имеют различные названия: «бизнес-центры», «дивизионы», «профит-центры», «центры финансового учета», «центры управления затратами», «центры расходов», «центры прибылей», «центры доходов», «центры инвестиций» и др.

В зависимости от того, по каким результатам контролируется основная ответственность подразделения, определяется его принадлежность к тому или иному их виду.

Для инженерного вуза, на наш взгляд, целесообразны центры затрат, центры доходов, центры инвестиций.

В центрах затрат контроль деятельности ведется по расходам. В основном это учебные и научные подразделения вуза, планово - финансовое управление, административно - хозяйственные отделы, юридический и другие отделы. В центрах доходов контролируются доходы. В вузе это подразделения, оказывающие только платные услуги, а также факультеты и кафедры, на которых обучаются студенты на основе как бюджетного финансирования, так и договорных отношений. Выделять центры доходов следует исходя из дифференциации денежных потоков на экономические и финансовые. Финансовые потоки имеют место только при наличии расчетных счетов, через которые проходит и оплата образовательных услуг, и платежи по расходам ресурсов. В КГТУ им А.Н. Туполева центрами доходов являются его представительства и филиалы в городах региона.

Подразделения вуза, оказывающие только платные образовательные услуги (в КГТУ это «Центр непрерывного образования» и его структурное подразделение

- Высшая бизнес-школа «АРГО»), имеют лицевые счета (отражающие экономические потоки) в системе внутривузовского учета. В организационной структуре вуза они выделяются как хозрасчетные центры.

Для организации управления затратами через центры ответственности (с помощью информационной системы) необходимо:

• планировать и учитывать затраты по неполной себестоимости образовательной услуги по каждой специальности;

• создавать справочник направлений учета, связанных с новой организационной структурой вуза;

• организовать ведение бюджетов (смет) для созданных центров ответственности с целью оперативного контроля затрат;

• осуществлять оперативное планирование и учет затрат на образовательные услуги с разнесением их по центрам ответственности;

• представлять отчеты об исполнении бюджетов.

Вся совокупность информации в системе управления затратами позволяет обеспечить руководство, принимающее решения, необходимыми данными. В составе оценочной и контрольной информации управления затратами особое внимание необходимо обратить на внутреннюю информацию, характеризующую деятельность структурных подразделений вуза.

Цель управления затратами по центрам ответственности состоит в обобщении данных о затратах и доходах по каждому центру ответственности с тем, чтобы любые отклонения от заданного можно было отнести на конкретное лицо. Система, в данном случае, строится на составлении отчетов об исполнении смет, в которых сравниваются фактические и сметные данные. При этом собственная смета доходов и расходов служит основой системы материального поощрения всего персонала подразделений. При установлении размера затрат в каждом из подразделений легче принимать корректирующие решения.

Возможны два подхода к выбору состава затрат по месту их возникновения:

1) определение прямых и косвенных затрат, связанных с работой конкретного подразделения и видом деятельности (безотносительно к видам обучения);

2) определение косвенных затрат, возникающих в конкретных подразделениях, но имеющих общий для всех видов обучения характер, которые не могут быть отнесены на отдельную специальность непосредственно.

Группировка затрат по центрам ответственности позволяет установить в одном планово-учетном процессе место возникновения затрат в филиалах и представительствах вуза, хозрасчетных центрах, на факультетах и кафедрах.

Во всех последних меморандумах, решениях, заявлениях большинства симпозиумов и конференций по проблемам фундаментального университетского образования отмечается, что к концу XX - началу XXI вв. в полной мере проявилась глубокая зависимость нашей цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании; выражается уверенность в том, что возможность устойчивого развития общества, успешного преодоления, а в будущем - предотвращения глобальных кризисов, характерных для нынешнего этапа развития цивилизации, тесно связана с достигнутым уровнем образованности общества. Несмотря на кризисные явления, порожденные дисбалансом между потребностями профессионального обучения и экспоненциональным ростом знаний, очевидно, что в сегодняшнем образовательном пространстве назрела потребность в поиске новой парадигмы образования, сущность которой во многом определяют фундаментальность, целостность и направленность на удовлетворение интересов личности.

Summary

The paper deals with the main Tendencies of higher Technical education development in Russia and abroad as well as the perspectives of reforming of engineer higher educational establishment organization and economic mechanism functioning.

Поступила 07.07.2003

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.