Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ'

МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / АКТ / ДОКУМЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЗАДАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LEGAL FRAMEWORK / ACT / DOCUMENT / STATE INSTITUTION / STATE TASK / FINANCIAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдуразакова Т.С.

Одним из показателей эффективного менеджмента в государственных учреждениях является наличие качественной нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное правовое регулирование для реализации функций и полномочий государственных учреждений. Основой деятельности государственного учреждения является соблюдение норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В статье рассмотрены базовые (обязательные) документы, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность государственных учреждений. Целью статьи является определение нормативно-правовой базы, позволяющей эффективно и правомерно осуществлять финансовую политику в государственных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абдуразакова Т.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISM FOR EFFECTIVE FINANCIAL MANAGEMENT OF PUBLIC INSTITUTIONS

One of the indicators of effective management in public institutions is the availability of a high-quality regulatory framework that provides effective legal regulation for the implementation of the functions and powers of public institutions. The basis of the state institution's activity is compliance with the norms and requirements stipulated by the legislation of the Russian Federation. The article considers the basic (mandatory) documents regulating the financial and economic activities of state institutions. The purpose of the article is to determine the legal framework that allows effective and lawful implementation of financial policy in public institutions.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ»

УДК 336.011

Абдуразакова Т.С. студент магистратуры 2 курс, Факультет экономики, менеджмента и информационных технологий Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет

имени Февзи Якубова» Научный руководитель: Ваниева А.Р., к.э.н.

доцент

Россия, г. Симферополь

МЕХАНИЗМ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация: Одним из показателей эффективного менеджмента в государственных учреждениях является наличие качественной нормативно -правовой базы, обеспечивающей эффективное правовое регулирование для реализации функций и полномочий государственных учреждений. Основой деятельности государственного учреждения является соблюдение норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В статье рассмотрены базовые (обязательные) документы, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность государственных учреждений. Целью статьи является определение нормативно-правовой базы, позволяющей эффективно и правомерно осуществлять финансовую политику в государственных учреждениях.

Ключевые слова: нормативно-правовая база, акт, документ, государственное учреждение, государственное задание, финансовая деятельность.

Abdurazakova T.S. undergraduate

second year, Faculty of economics, management

and information technology State-Funded Educational Institution of Higher Education of the Republic of Crimea «Fevzi Yakubov Crimean

engineering and pedagogical University» Scientific adviser: Vanieva A.R., candidate of economic sciences

associate professor Russia, Simferopol

MECHANISM FOR EFFECTIVE FINANCIAL MANAGEMENT OF

PUBLIC INSTITUTIONS

Annotation: One of the indicators of effective management in public institutions is the availability of a high-quality regulatory framework that provides effective legal regulation for the implementation of the functions and powers of public institutions. The basis of the state institution's activity is compliance with the norms and requirements stipulated by the legislation of the Russian Federation. The article considers the basic (mandatory) documents regulating the financial and economic activities of state institutions. The purpose of the article is to determine the legal framework that allows effective and lawful implementation of financial policy in public institutions.

Key words: legal framework, act, document, state institution, state task, financial activity.

Государственным учреждением в Российской Федерации является некоммерческая организация, созданная органом государственной власти для осуществления полномочий в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Деятельность любого учреждения начинается с утверждения Устава и уставных документов, определяющих предмет и виды деятельности, цели, задачи, правовой статус, положения, связанные с управлением финансами и имуществом учреждения, трудовые отношения, порядок реорганизации и ликвидации и т.д. [1]. Учредитель, как орган, создавший учреждение, определяет цели и задачи, направления деятельности учреждения. Вместе с тем, основополагающим требованием к государственному учреждению является соблюдение норм, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Осуществление иных видов деятельности, не предусмотренных уставными документами, является нарушением законодательства и влечет за собой последствия в виде привлечения руководителя учреждения к ответственности за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей в порядке, установленном трудовым законодательством. Чтобы избежать подобных последствий при формировании уставных документов следует тщательно подходить к выбору видов деятельности учреждения или своевременно вносить изменения в уставные документы.

Вторым базовым документом для любого государственного учреждения, вне зависимости от формы, является государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ), утверждаемое учредителем на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с ведомственным нормативным правовым актом. Государственное задание формируется в соответствие с основными видами деятельности и содержит показатели, характеризующие качество (объём) государственной услуги (работы), категории лиц, являющихся потребителями услуг, порядок контроля за исполнением государственного задания и требования к отчетности о выполнении государственного задания [2]. В государственном задании также указывается допустимый объём отклонения от выполнения государственного задания. Такое отклонение

может возникнуть в связи с проведением конкурентных способов закупок, при этом показатель отклонения не должен превышать допустимого, установленного в государственном задании. Учредитель также рассчитывает объём финансового обеспечения выполнения государственного задания.

Осуществление государственными учреждениями процедур закупок товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с положениями, предусмотренными Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 № 233-ФЗ.

Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что государственными учреждениями должны быть разработаны регламенты предоставления государственных услуг, содержащие общие положения, стандарт предоставления государственной услуги, состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, формы контроля за исполнением регламента.

Ведение бухгалтерского учета, финансовой отчетности, а также регулирование бухгалтерского учета в государственных учреждениях осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В законе также говорится, что к нормативным правовым актам органов регулирования бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях относятся федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в сфере бухгалтерского учета, стандарты экономического субъекта, предназначенные для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета [3].

При формировании плана финансово-хозяйственной деятельности, начиная с плана на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, государственное учреждение руководствуется Требованиями к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 № 186н. План финансово-хозяйственной деятельности является одним из важнейших документов для автономных и бюджетных учреждений. Стоит отметить, что план государственного бюджетного учреждения утверждается в порядке, установленном по решению органа-учредителя, в то время как план автономного учреждения утверждается руководителем учреждения после рассмотрения проекта плана на заседании Наблюдательного совета учреждения. [4].

В настоящее время государственным учреждениям не запрещено осуществлять приносящую доход деятельность, т.е. оказывать платные услуги. Это стимулирует учреждения к повышению качества оказываемых услуг (выполняемых работ), т.к. доходы от осуществления такой деятельности поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных, автономных учреждений. Доходы казенного учреждения зачисляются в бюджет. Однако чтобы правомерно осуществлять приносящую доход деятельность государственному учреждению необходимо разработать и

утвердить положение об оказании платных услуг. Положение разрабатывается на основании норм Бюджетного, Гражданского кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждения и конкретную сферу государственного управления.

В последнее время для государственных учреждений стала актуальна тема привлечения внебюджетных источников финансирования, т.е. спонсорской помощи (пожертвований). Современный бизнес не ограничивается своей главной целью - получение прибыли, но также стремится осуществлять деятельность, направленную на решение социальных проблем, оказывать посильную помощь населению. Такая стратегия благоприятно влияет на имидж бизнес-организации, способствует укреплению партнерских отношений с государством и представителями гражданского общества.

Задача государственного учреждения не только привлечь спонсора, но и правомерно осуществить необходимые мероприятия, связанные с приёмом имущества или денежных средств. Во-первых, необходимо определить, является ли данная помощь возмездной (т.е., предусмотрены ли обязательства со стороны учреждения, например, предоставление учреждением услуг рекламного характера) или безвозмездной. От этого зависит, как будут отражаться операции по начислению спонсорской помощи в бухгалтерском учете, и будет ли учитываться данный доход при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Любые взаимоотношения со спонсором должны быть оформлены договором (соглашением) о спонсорской помощи. [5].

При проведении внутреннего и внешнего финансового контроля органы, осуществляющие мониторинг финансового менеджмента в государственном учреждении, отмечают, насколько учреждением соблюдаются нормы бюджетного законодательства, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Особое внимание уделяется соблюдению правил планирования закупок, качеству и своевременности предоставления финансовой отчетности, обеспечению эффективного и целевого использования бюджетных средств.

Именно качественная нормативно-правовая база станет залогом успешного прохождения финансовой проверки, поможет избежать нарушений и предписаний контролирующих органов.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в редакции от 02.12.2019). [Электронный ресурс]: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/342f022907d47f97c12 d394627772ebb5b1ab3d5/

2. Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 (ред. от 17.02.2020) «О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения

государственного задания». [Электронный ресурс]:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181991/

3. Пономарева Л.В., Скрипачева Е.В. Нормативно-правовая база формирования учетной политики бюджетных учреждений/журнал Международный студенческий научный вестник - 2017.

4. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31.08.2018 № 186н «О Требованиях к составлению и утверждению плана финансово -хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». [Электронный ресурс]: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_308988/

5. Шишкоедова Н.Н. Благотворительная (спонсорская) помощь// сайт «Книга бухгалтера»- 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.