Механизм административно-правового регулирования валютной деятельности в Российской Федерации
Щебренко Элина Дмитриевна
соискатель, кафедра административного и финансового права, Российский университет дружбы народов, [email protected]
В статье определены характерные признаки понятия «административно-правовое регулирование», выделены общие черты, рассмотрены различные научные позиции. Помимо этого, установлено соотношение понятий «валютное регулирование» и «административно-правовое регулирование валютной деятельности», определены органы валютного регулирования. Определены и охарактеризованы элементы структуры механизма административно-правового регулирования валютной деятельности. Также в статье рассмотрены правовые нормы, относящиеся к механизму административно-правового регулирования валютной деятельности, определены правовые акты, составляющие основу валютного регулирования, указаны принципы административного права в сфере валютного регулирования. К тому же выделены валютные ограничения в качестве основы административно-правовых отношений в механизме административно-правового регулирования валютной деятельности и подробно рассмотрена их роль, а также сформулирована позиция относительно либерализации валютных ограничений в Российской Федерации.
Ключевые слова: административное право; механизм административно-правового регулирования; валютная деятельность; валютное регулирование.
X 2 о
о см о
О!
Исследуя механизм административно-правового регулирования отношений в сфере валютной деятельности, прежде всего, следует исходить из существующих в теоретико-правовой науке представлений относительно понятия «административно-правовое регулирование» вообще, которое, в свою очередь, является видовым понятием по отношению к родовому понятию «правовое регулирование». Сразу следует отметить, что административно-правовое регулирование является сложным явлением, которое в современных условиях трансформационных преобразований в обществе наполняется новым содержанием, а, следовательно, как научная категория активно исследуется учеными юридической науки и требует постоянного осмысления [11, а 29].
В научной литературе существует немало подходов к определению понятия «административно-правовое регулирование». Обобщение соответствующих научных позиций к пониманию рассматриваемого понятия позволяет выделить следующие общие черты, характеризующие административно-правовое регулирование:
1) это влияние (правовое, властное) на общественные отношения, то есть действие (функционирование) права;
2) осуществляется с помощью комплекса средств;
3) предполагает определенную цель (достижение целей).
Особый интерес в рамках настоящего исследования представляет второй характерный признак рассматриваемого понятия. Именно система (комплекс) административно-правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организовывая их в соответствии с задачами общества и государства, по мнению А.П. Коренева, именуется механизмом административно-правового регулирования. В структуру этого механизма автор включает: нормы административного права, принципы административного права; акты толкования и применения норм административного права; административно-правовые отношения [3, а75].
Каждый из названных элементов механизма административно-правового регулирования призван выполнять специфическую (особую) роль в регулировании поведения субъектов и обществен-
ных отношений, которые возникают на его основе [9, а 55].
Переходя к анализу непосредственно валютной деятельности, следует отметить, что в Российской Федерации правовой основой валютного регулирования выступает Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» [4]. При этом важно понимать, что понятия «валютное регулирование», которое упоминается в Законе и «административно-правовое регулирование валютной деятельности» не являются тождественными.
Так, в научной литературе указывается на то, что механизмы валютного регулирования можно разделить на административные и рыночные (экономические). Административный механизм реализуется посредством инструментов валютных ограничений, рыночный - путем изменения количества национальной валюты через рестрикцию или эмиссию; проведения валютных интервенций; привлечения международных займов и кредитов [14, с. 25]. Кроме того, административный механизм использует преимущественно методы прямого воздействия, то есть методы, основанные на воздействии субъекта управления на управляемый объект посредством властно-распорядительных указаний и организационно-структурных упорядочений. Это отличает административный механизм валютного регулирования от экономического, который основан преимущественно на стимулировании субъекта к определенному поведению [10, с. 94]. Итак, термин «валютное регулирование» шире по своему содержанию, чем понятие «административно-правовое регулирование валютной деятельности».
В соответствии с нормами Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», к числу органов валютного регулирования (в том числе административного) в Российской Федерации отнесены Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации. Названные субъекты в пределах своих полномочий принимают акты в сфере валютного регулирования. Соответственно, правовые основы административно-правового регулирования валютной деятельности содержатся также в Федеральном конституционном законе Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации» [5], Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» [6], Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях [2] и ряде других актов.
Нормы административного права, как один из элементов механизма административно-правового регулирования валютной деятельности, представлены нормами Федеральных законов «О валютном регулировании и валютном контроле», Федерального конституционного закона Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», подзаконными актами названных субъектов.
К числу актов толкования норм административного права, входящих в механизм административ-
но-правового регулирования валютной деятельности, можно отнести в частности акты Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ), касающиеся норм, регулирующих валютную деятельность (например, Определение КС РФ от 09.11.2010 №1438-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сарояна Андраника Камоевича на нарушение его конституционных прав положением части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» [7], Определение КС РФ от 04.03.1999 №50-О «По жалобе закрытого акционерного общества «Производственно-коммерческая компания «Пирамида» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» [12]). Так, например, КС РФ указал, что установленный в законодательстве запрет на осуществление валютных операций между резидентами соответствует нормам Конституции Российской Федерации. Данный орган отметил, что соответствующие нормы направлены на обеспечение реализации основных целей валютного регулирования и контроля в Российской Федерации, следовательно, не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права граждан.
Акты применения норм административного права, как элемент механизма административно-правового регулирования валютной деятельности, представлены решениями судебных органов Российской Федерации по конкретным делам.
Наконец, основу административно-правовых отношений в механизме административно-правового регулирования валютной деятельности в Российской Федерации составляют, как было установлено выше, валютные ограничения.
Валютные ограничения представляют собой совокупность регулятивных мер, предусматривающих установление нормативных или законодательных правил по запрету, лимитированию и регламентации операций резидентов и нерезидентов с валютой и валютными ценностями. Основная задача установления валютных ограничений состоит в формировании правовой основы реализации субъектами валютного рынка валютных операций. Кроме того, важными задачами валютных ограничений выступают: 1) поддержание на определенном уровне обменного курса национальной валюты; 2) выравнивание платежного баланса; 3) увеличение объемов официальных золотовалютных резервов [13, с. 27].
Валютные ограничения, как инструмент административно-правового регулирования валютной деятельности, в Российской Федерации применяются достаточно широко. При этом в разные периоды времени они устанавливались в отношении как текущих, так и финансовых операций платежного баланса в зависимости от тенденций, которые преобладали в экономике страны. В основном валютные ограничения использовались в Российской Федерации для недопущения оттока капиталов и с целью регулирования спроса и предложе-
5
-С
гп
о
а
Н
А У
т; А
X 2 о
01 2
0 1
ния на внутреннем валютном рынке. Таким образом, применение валютных ограничений является достаточно оперативным инструментом валютного регулирования, поскольку такие ограничения могут достаточно быстро устанавливаться и сниматься в зависимости от ситуации на внутреннем валютном рынке страны [8, с. 98].
В теории административного права к административным инструментам валютного регулирования относят: ограничение свободной покупки продажи иностранной валюты; обязательная продажа государству части валютной выручки; контроль за иностранным инвестированием в национальную экономику; регулирование сроков оплаты за экспорт и импорт; регулирования валютных отношений на рынке наличной валюты; введение лимитов для участников валютного рынка на валютные операции [14, с. 28].
В свою очередь, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» закрепляет такие основные валютные ограничения:
- валютные операции осуществляется через уполномоченные банки (п. 3. ст. 14);
- проведение валютных операций подлежит лицензированию, что предполагает выдачу уполномоченным банкам лицензии на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1);
- репатриация, то есть обязательный перевод через границу экспортной выручки (ст. 19);
- необходимость оформления резидентами паспорта сделки в случае осуществления операций с нерезидентами (ст. 20).
Среди указанных ограничений в научной литературе выделяют два основных, которые, по мнению ученых, создают барьеры для валютных резидентов (как физических, так и юридических лиц) и не применяются в развитых странах: требование репатриации валютной выручки, закрытый перечень операций по зарубежным счетам. В связи с этим предлагается либерализация валютного регулирования в Российской Федерации. Либерализация валютного регулирования - это постепенное снятие валютных ограничений на текущие и финансовые операции платежного баланса, а также уменьшение вмешательства Центрального банка и органов власти в функционирование валютного рынка. В процессе либерализации инструменты валютного регулирования прямого влияния постепенно замещаются косвенными рычагами, которые действуют косвенно - через влияние на поведение субъектов валютно-финансовых отношений, а именно путем создания таких экономических условий, при которых субъекты хозяйствования в процессе реализации свободы собственного выбора были бы заинтересованы в выполнении действий, соответствующих выбранным целям общеэкономической, в т. ч. валютной, политики государства [1].
В целом, либерализацию валютного регулирования, на наш взгляд, следует считать позитивным явлением. В то же следует понимать, что, например, невозвращение денежных средств по внешнеэкономическим сделкам вследствие либерали-
зации репатриации потенциально несет большую общественную опасность, которая свойственна преступлениям. Такая опасность имеет место в частности, тогда когда денежные переводы будут осуществляться при фактическом отсутствии сделки, на которую в свою очередь ссылается резидент во время совершения валютной операции. Следовательно, требование репатриации, которое направлено против вывоза капитала, может быть отменено в том случае, если нормами законодательства о противодействии отмыванию денежных средств регламентировать правила и порядок мониторинга за исполнением внешнеэкономических сделок.
Итак, в результате проведенного анализа установлено, что механизм административно-правового регулирования валютной деятельности в Российской Федерации имеет следующую структуру.
Нормы административного права в сфере валютного регулирования - Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», Федерального конституционного закона Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации», Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», подзаконные акты названных субъектов.
Принципы административного права в сфере валютного регулирования - ст. 3 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле».
Акты толкования норм административного права в сфере валютной деятельности - акты КС РФ, касающиеся норм, регулирующих валютную деятельность.
Основу административно-правовых отношений в механизме административно-правового регулирования валютной деятельности в Российской Федерации составляют валютные ограничения.
Литература
1. Коваль А.А., Левашенко А.Д., Синельников-Мурылев С.Г., Трунин П.В. Реформа валютного регулирования и валютного контроля в России. -Москва. - 2018 // Центр стратегических разработок [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/03/Doklad_valyutnyi-_kontrol_Web.pdf
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.
3. Коренев А.П. Административное право России. - М.: Щит-М. - 631 с.
4. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - №50. -Ст. 4859.
5. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. - 1997. - №51. - Ст. 5712.
6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10.07.2002 №86-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №28. - Ст. 2790.
7. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сарояна Андраника Камоевича на нарушение его конституционных прав положением части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: Определение Конституционного Суда РФ от 09.11.2010 №1438-О-О // Законы, кодексы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-09112010-n-1438-o-o-ob/
8. Основы валютного регулирования и контроля / Н. В. Плотникова, Ю. Е. Бешенцев, Л. С. Раевская. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2010. - 308 с.
9. Павлюк А.В. К вопросу о понятии механизма административно-правового регулирова-ния//Право. Экономика. Безопасность. - 2015. - № 1. - С. 54-57.
10.Пахомов В. Понятие и структура механизма административно-правового регулирования земельных отношений / В. Пахомов // Национальный юридический журнал: теория и практика. - 2015. -№12. - С. 94-98.
11.Петрова В.Ю., Семенов А.А. Понятие административно-правового регулирования / В.Ю. Петрова, А.А. Семенов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - №16. - С. 29-31.
12.По жалобе закрытого акционерного общества «Производственно - коммерческая компания «Пирамида» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 4 статьи 14 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле: Определение Конституционного Суда РФ от 04.03.1999 №50-О // СПС Право [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=10 2058480&page=1&rdk=0&link_id=12#I0
13.Погодина И. В. Правовое регулирование валютного рынка: учеб. пособие. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. - 128 с.
14.Чувахина Л.Г. Валютное регулирование и валютный контроль в системе внешнеторговой деятельности России / Л.Г. Чувахина // Вопросы экономики. - 2010. - № 9. - С. 25-32.
The mechanism of administrative-legal regulation of foreign
exchange activity in the Russian Federation Shchebrenko E.D.
Peoples' Friendship University of Russia
The article defines the characteristic features of the concept of "administrative and legal regulation", defines common features, considers various scientific positions. In addition, the article establishes the ratio of the concepts of" currency regulation "and" administrative and legal regulation of currency activity", defines currency regulation bodies. The article defines and describes the elements of the structure of the mechanism of administrative and legal regulation of currency activity. The article also considers legal norms related to the mechanism of administrative regulation of foreign exchange activity, defines legal acts that form the basis of foreign exchange regulation, and describes the principles of administrative law in the field of foreign exchange regulation. In addition, currency restrictions
are defined as the basis of administrative-legal relations in the mechanism of administrative-legal regulation of foreign exchange activity, their role is examined in detail, and a position regarding liberalization of currency restrictions in the Russian Federation is formulated. Key words: administrative law; administrative and legal regulation; mechanism of administrative and legal regulation; currency activity; currency regulation. References
1. Koval A.A., Levashenko A.D., Sinelnikov-Murylev S.G., Trunin
P.V. Reform of currency regulation and currency control in Russia. - Moscow. - 2018 // Center for Strategic Research [Electronic resource]. - Access mode: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2018/03/Doklad_valyutnyi-_kontrol_Web.pdf
2. The Code of the Russian Federation on administrative offenses
dated December 30, 2001 No. 195-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2002. - No. 1 (part 1). - Art. one.
3. Korenev A.P. Administrative law of Russia. - M .: Shield-M. - 631 s.
4. On currency regulation and currency control: Federal Law dated
10.12.2003 No. 173-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. - 2003. - No. 50. - Art. 4859.
5. On the Government of the Russian Federation: Federal Constitutional Law of December 17, 1997 No. 2-FKZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1997. -No. 51. - Art. 5712.
6. On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia):
Federal Law of July 10, 2002 No. 86-FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2002. - No. 28. - Art. 2790.
7. On the refusal to accept for consideration the complaint of the
citizen Saroyan Andranik Kamoevich about the violation of his constitutional rights by the provision of part 1 of article 15.25 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation: Definition of the Constitutional Court of the Russian Federation of 09.11.2010 No. 1438-D-D // Laws, codes and other regulatory legal acts of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: http://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-09112010-n-1438-o-o-ob/
8. Fundamentals of currency regulation and control / N. V. Plotnikova, Yu. E. Beshentsev, L. S. Raevskaya. - Tyumen: Tsogu, 2010. - 308 p.
9. Pavlyuk A.V. To the issue of the concept of administrative legal
mechanism regulation // Law. Economy. Security. - 2015. - No. 1. - S. 54-57.
10. Pakhomov V. Concept and structure of the mechanism of administrative and legal regulation of land relations / V. Pakhomov // National Law Journal: Theory and Practice. -2015. - No. 12. - S. 94-98.
11. Petrova V.Yu., Semenov A.A. The concept of administrative regulation / V.Yu. Petrova, A.A. Semenov // Theory and practice of social development. - 2015. - No. 16. - S. 29-31.
12. According to the complaint of the Closed Joint-Stock Company Production and Commercial Company Pyramida regarding violation of constitutional rights and freedoms, clause 4 of article 14 of the Law of the Russian Federation "On currency regulation and currency control: Determination of the Constitutional Court of the Russian Federation of 04.03.1999 No. 50-O // ATP Law [Electronic resource]. - Access mode: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102058480 &page=1&rdk=0&link_id=12#I0
13. Pogodina IV. Legal regulation of the foreign exchange market: textbook. allowance. - Vladimir: VlSU Publishing House, 2012 .-- 128 p.
14. Chuvakhina L.G. Currency regulation and currency control in the system of foreign trade of Russia / L.G. Chuvakhina // Issues of Economics. - 2010. - No. 9. - S. 25-32.
5
-C
m
о
a
Н
А У
т; А