Научная статья на тему 'МЕХАНИЗИРОВАННОЕ БИОТЕРМИЧЕСКОЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ МУСОРА'

МЕХАНИЗИРОВАННОЕ БИОТЕРМИЧЕСКОЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ МУСОРА Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
24
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биотехнологиям в медицине , автор научной работы — З.А. Арзамасова, М.Г. Гельбергер, В.П. Дербенева-Ухова, Н.Ф. Захарова, Л.А. Кирпичников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANIZED BIOTHERMIC DECONTAMINATION OF REFUSE

The articles points out that the most practical method of refuse decontamination is its mechanical biothermic treatment under aerobic conditions and with continuous stirring. Thirty four tests of refuse decontamination were carried out in an experimental installation consisting of s rotating drum (12.8 m^) at a temperature of 43 to 70 C. Refuse decontamination was attained in an average of 10 days. As the result of such refuse treatment the total number of microorganisms decreased ten and hundred-fold and the titre of colon bacilli and proteus rose to 0.1 —1.0 g. The eggs of Ascaris lumbricoides were destroyed at a temperature of 55°C and higher. In order to prevent the secondary infection of the compost with flies, it is necessary to cover it with a layer of peat for a period of from 1.5—to 2 months.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗИРОВАННОЕ БИОТЕРМИЧЕСКОЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ МУСОРА»

МЕХАНИЗИРОВАННОЕ БИОТЕРМИЧЕСКОЕ ОБЕЗВРЕЖИВАНИЕ

МУСОРА

Кандидаты биологических наук 3. А. Арзамасова, М. Г. Гельбергер, проф. В. П. Дербенева-Ухова, научный сотрудник Н. Ф. Захарова.

кандидат технических наук А. А. Кирпичников

Из Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова

В СССР начато строительство мусороперерабатывающих заводов с обезвреживанием отбросов в горизонтально расположенных медленно вращающихся барабанах, в которые подают воздух для аэрации мусора. По такой схеме Академией коммунального хозяйства была сооружена в Люберцах экспериментальная установка в виде барабана емкостью 12,8 м3 (см. рисунок). Мусор загружают через люк /. Барабан вращается на роликах 2 и приводится в движение зубчатой

7 8В

Схема подачи воздуха для экспериментально-производственной установки

по переработке мусора в удобрение.

I — золотниковое устройство; 2 — ротор; 3 — статор; 4 — патрубки; 5 — резиновый

шланг; 6 — воздухопровод; 7 — сквозное отверстие; 8 — болт для регулирования

подачи воздуха.

передачей 3. Воздух от компрессора подают в барабан через специальный болотник 4, который соединен с двумя распределительными трубами внутри барабана и устроен таким образом, что при любом положении барабана воздух входит в нижнюю трубу 5. Воздух проходит через клапаны 6 и через всю толщу мусора и удаляется из барабана через трубу 7. Переработанный мусор (компост) выгружают через люк и пропускают через грохот для отделения металла, камня и пр.

На этой установке в 1959—1961 гг. были проведены (инженером Я. Н. Крхамбаровым и др.) 34 цикла (опыта) обезвреживания мусора со средней продолжительностью цикла 8—10 суток.

Выгруженный из барабана компост не имеет неприятного вида и запаха, однороден; пищевые отбросы отсутствуют.

Для санитарной оценки мусора и получаемого из него компоста и для обнаружения в них болезнетворных микроорганизмов мы пользовались «Инструкцией по санитарно-бактериологическому исследованию почвы населенных мест», утвержденной Главной государственной санитарной инспекцией СССР 19/11 1958 г. Такое сопоставление компоста с почвой оправдывается тем, что компост, вносимый в почву в качестве удобрения, не должен иметь худших санитарных показателей, чем почва (не должен «загрязнять» ее).

Исследования вели в 17 циклах; устанавливали общее количество микроорганизмов, а также титр коли и протея. Определения проводили

в пробах, взятых из свежего мусора перед загрузкой его в установку, затем на 3—5-й день и в конце обезвреживания (на 9—18-й день).

Было выяснено, что мусор, поступающий для обезвреживания, в значительной степени обсеменен бактериями группы кишечной палочки и протея. Титр коли в мусоре был в основном меньше 0,000004 г, титр протея — меньше 0,004 г. Общее количество микроорганизмов в мусоре в некоторых опытах достигало 1 млрд. на 1 г исследуемого вещества. В процессе ускоренной переработки мусора происходили довольно большие изменения титра коли и протея в сторону его повышения при значительном уменьшении общего количества микроорганизмов.

В 5 циклах из 17 на 8—12-й день процесса обезвреженный мусор оказался по титру коли относительно чистым (т. е. титр коли был более 1 г). В отдельных опытах произошло значительное повышение титра коли (до 0,7 г), в других проявилась тенденция к повышению титра коли от 0,0004 до 0,04 г против 0,000004 г в необезвреженном мусоре.

По титру протея компост из мусора в 10 циклах был относительно чистым; в 3 циклах наблюдалось увеличение титра протея до 0,4 г. В 6 циклах значительное повышение титра коли происходило на 3—5-й день переработки мусора. К концу процесса отмечалось снижение общего количества микроорганизмов в десятки и сотни раз.

Одновременно с бактериологическими исследованиями проводили измерения температуры в процессе обезвреживания мусора. Эти наблюдения показали, что в результате жизнедеятельности микроорганизмов уже на 3—5-й день переработки мусора температура повышается от 40 до 50° и выше. Максимальная температура в 34 циклах колебалась от 48 до 70°.

Результаты наблюдений за температурным режимом при ускоренной переработке мусора и степенью его обезвреживания показали явную зависимость содержания кишечной палочки и протея от величины максимальной температуры цикла и числа дней, когда температура была 50° и выше. Обнаруживалась такая общая тенденция: лучшие результаты были получены в циклах, в которых было наибольшее число дней с температурой мусора 50° и выше. При максимальной температуре мусора 50° и выше титр коли, равный 1 г, был достигнут в конце обезвреживания в 5 циклах (из 15), титр протея, равный 1 г,—

в 8 циклах. ,

В 2 циклах, несмотря на высокую максимальную температуру (выше 60°) и на то, что было больше 6 дней с температурой выше 50°, титр коли в конце циклов был только 0,0001 г. Это можно считать следствием того, что в мусор этих циклов на 4—5-й день процесса добавлялся несброженный осадок сточных вод (около 14% общего веса мусора). Добавление осадка, по-видимому, вызвало вторичное заражение компостируемого мусора, и для обезвреживания его требовалось добавочное время воздействия высокой температуры.

В одном цикле максимальная температура доходила до 70°, в то же время титр коли был меньше 0,0004 г; этот результат можно отнести за* счет недостаточной стерильности взятия образца для анализа, тем более что в пробе мусора, отобранной на 3-й день процесса, титр коли был больше 1 г.

Изучение влияния температурного фактора на выживаемость представителей группы кишечной палочки было проведено М. В. Виноградовым при исследовании процесса обезвреживания отбросов в биотермических камерах. Сравнивая наши результаты с данными М. В. Виноградова, следует отметить, что компостирование мусора в биокамерах и его ускоренное механизированное обезвреживание имеют общее в том, что повышение титра коли происходит в основном при температуре не ниже 50°. В то же время эти два метода различаются по

времени получения высокой температуры и равномерности ее распределения во всей массе обезвреживаемого мусора, поскольку мусор в биокамерах не перемешивался. В наших циклах, как правило, температура не ниже 50° была получена уже на 3—5-й день процесса, причем она была одинакова во всей массе мусора. Такая же температура (а также связанные с ней другие условия обезвреживания), когда она наблюдалась в биокамерах в указанный срок, имела очаговое распространение. Поэтому в биокамерах отмечались случаи титра коли 0,00001 даже при 70°.

Приведенные результаты бактериологических анализов позволяют сделать вывод, что ускоренное обезвреживание мусора механизированным путем вызывает снижение общего количества микроорганизмов в десятки и сотни раз и повышает титр коли и протея до 0,1 — 1 г; по этим показателям компост, полученный из мусора, приближается к «относительно чистой» или «слабо загрязненной» почве.

Паразитологическим отделом Московской областной санитарно-эпидемиологической станции (И. С. Кизевальтер, заведующий лабораторией — кандидат медицинских наук Л. И. Оганов) были проведены наблюдения над обезвреживанием мусора в гельминтологическом отношении. Опыты проводили путем закладки в мусор культуры яиц аскарид на стадии одного бластомера в смеси с землей в капроновых мешочках (в металлических перфорированных коробках) и увлажнения мусора свежим канализационным осадком. Гибель яиц аскарид наступала в течение циклов продолжительностью 4—15 суток при температуре мусора около 55° и более.

Энтомологические исследования показали следующее. Отбросы, загружаемые в барабан в летний период, были, как правило, заражены яйцами, личинками и (в меньшей степени) куколками мух. Во время переработки отбросов в барабане мухи на всех фазах развития погибали. Однако в тех случаях, когда компост в теплое время года не забирают немедленно для запашки в качестве удобрения и временно хранят в штабелях, он может повторно заражаться мухами, если он привлекает яйцекладущих самок и является субстратом, в котором могут развиваться преимагинальные стадии мух. Так, в лабораторных опытах испытывали компост сразу после выгрузки его из барабана, в течение 5—14 суток при различной температуре в лаборатории и после разных сроков хранения в штабелях на открытом воздухе. На «привлекательность» компоста для яйцекладущих самок мух бь;ло проведено 46 опытов с компостом из 9 разных циклов. На пригодность компоста для развития личинок сразу после выгрузки из барабана и после хранения компоста в лаборатории было проведено 76 опытов, после хранения его в штабелях — 60 опытов.

Установлено, что компост как непосредственно после выгрузки из барабана, так и после хранения его в лаборатории оставался «привлекательным» для мух и еще пригодным для развития личинок. Компост, хранившийся после выгрузки в лаборатории при разных условиях, в 61% опытов оказался также пригодным для развития личинок. Личинки не развивались совсем или развивались в ничтожном числе в компосте, хранившемся до постановки опытов в анаэробных условиях при 5—10°. Гибель личинок наблюдалась также в опытах с компостом, хранившимся после выгрузки в аэробных условиях, но при температуре выше 20°. Причиной этого, по-видимому, является развитие при этих условиях в компосте грибковой флоры. Компост, пролежавший после выгрузки из барабана в штабелях на открытом воздухе под навесом от 2 недель до 2 месяцев, сохраняет свою «привлекательность» для самок комнатной мухи и пригодность для завершения личиночного развития. В компост, пролежавший в штабелях около 3 месяцев, мухи откладывают яйца, но большинство личинок в нем погибают, до окук-

ливания развивается не больше 2%; в компосте, пролежавшем 10—11 месяцев, личинки развиваться не могут.

В полевых опытах компост, выгруженный из установки, складывали на открытом воздухе под навесом в штабеля длиной 2,5 м, шириной 1 м и высотой 0,8 м. Каждый штабель делили на две части. Одну часть прикрывали для предохранения компоста от заражения мухами, другая служила контролем; края покрытия между частями штабеля погружали в компост на 10—15 см. Через 5 дней после загрузки штабеля из каждой его части, а также из окружающего грунта брали пробы объемом 1 л. Пробы оставляли до окукливания и вылупления мух, которых подсчитывали. Всего в полевых опытах было взято 100 проб. Опыты проводили в период массового лёта мух (июль — август).

Результаты наблюдений показали, что в контрольных частях штабелей шло интенсивное развитие мух: из 1 л вылуплялось до 225 экземпляров комнатной мухи. Компост опытной части штабелей совершенно не заражался мухами при применении в качестве покрытия хлорвиниловой пленки, сплошного слоя торфа толщиной 5—7 см или земли толщиной 7—8 см. При покрытии штабеля слоем земли 2—3 см остаются плохо прикрытые участки и вследствие этого происходит заражение отбросов мухами (до 70 экземпляров комнатной мухи на 1 л компоста). Опыты со снятием со штабеля хлорвиниловой пленки показали, что при снятии пленки через 2 недели после закладки штабеля компост еще сохраняет свою «привлекательность» для мух, и интенсивность их вылупления такая же, как и в контроле. После снятия пленки через Р/г месяца в компосте ни яиц, ни личинок комнатной мухи не обнаруживалось, т. е. компост уже утратил свойства, необходимые для выплода мух.

Энтомологические исследования позволяют сделать вывод, что компост, выгруженный из установки, может служить местом выплода комнатной мухи. Чтобы предотвратить это, необходимо весной и летом компост сразу после выгрузки складывать в штабеля и немедленно прикрывать сверху и с боков землей или торфом сплошным слоем 7_8 см или хлоривиниловой пленкой. Снимать пленку для покрытия ею следующих штабелей можно не раньше 11/г—2 месяцев. Поиски ускорения способов полного обезвреживания отбросов продолжаются.

Общий результат механизированного обезвреживания мусора в бактериологическом, гельминтологическом и энтомологическом отношениях следует считать удовлетворительным, и этот метод можно рекомендовать для применения.

ЛИТЕРАТУРА

Анастасьев Н. М. Биотермический метод обезвреживания твердых отбросов, д^ 1947—В и и о г р а д о в Н. В. Биотермические методы обезвреживания отбросов. М.! 1948.—К и р п и ч н и к о в А. А., Ш р е и б е р М. И., Щербаков А. П. Гиг. и сан. 1961, № 8. стр. 70— Материалы научно-технического совещания по вопросам внедрения достижений науки и техники в городское хозяйство. М., 1959, в. 3—Gota as Н. В., Composting. Sanitary Disposal and Reclamation of Organic Wastes. Geneva, 1956.

Поступила 22/V 1962 г.

MECHANIZED BIOTHERMIC DECONTAMINATION OF REFUSE

Z A Arzamasova, Candidate of Medical Sciences, M. G. Helberger, Candidate of Medical Sciences, V. P. Derbeneva-Ukhova, Professor, N. F. Zakliarova, Scientific Worker,

A. A. KirpichnikoVy Candidate of Technical Sciences

*

The articles points out that the most practical method of refuse decontamination is its mechanical biothermic treatment under aerobic conditions and with continuous stirring. Thirty four tests of refuse decontamination were carried out in an experimental installation consisting of a rotating drum (12.8 m3) at a temperature of 43 to 70°C. Refuse

Г6 -

decontamination was attained in an average of 10 days. As the result of such refuse treatment the total number of microorganisms decreased ten and hundred-fold and the titre of colon bacilli and proteus rose to 0.1 — 1.0 g. The eggs of Ascaris lumbricoides were destroyed at a temperature of 55°C and higher. In order to prevent the secondary infection of the compost with flies, it is necessary to cover it with a layer of peat for a period of from 1.5—to 2 months.

* Ъ Ъ

ВЛИЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ НА МЕНСТРУАЛЬНУЮ ФУНКЦИЮ И ИСХОДЫ РОДОВ У РАБОТНИЦ НЕКОТОРЫХ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ

И ХИМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ

Старший научный сотрудник С. М. Каневская

Из Горьковского государственного научно-исследовательского института

гигиены труда и профболезней

Развитие промышленности, перевод ее на новую техническую базу, внедрение новой техники делают возможным еще более широкое применение женского труда на различных производствах. Наряду с этим внедрение передовой техники и новых технологических процессов, синтез новых химических веществ, применение различных химических соединений на многих участках машиностроительных производств влекут за собой появление новых неблагоприятных физических и химических факторов производственной среды.

Одним из существенных критериев влияний производственных факторов на женский организм является состояние овариально-мен-струальной функции. По нашим данным, изменение указанной функции, а также лактации у женщин под влиянием факторов производственной среды наступает раньше, чем изменение других доступных наблюдению функций. Г. Е. Артемеико (1958) наблюдал у 30—35%. работниц литейных цехов, подвергающихся действию высокой температуры и физической нагрузки, нарушения менструации. Е. Ц. Андреева, О. А. Григорьева, Н. Ф. Окунева (1939) отмечали болезненные менструации у 40,1% кондукторов автобусов и у 23,5—25,6% вагоно-/ вожатых и кондукторов трамваев. Частота нарушений менструальной функции у текстильщиц составляла, по данным Р. И. Шубиной (1925), ^ 84,8%, а по материалам Г. А. Яновицкого (1929),— 58,8%. Хемелин (НашеПп, 1956) приводит несколько случаев менометроррагий у мо-^ лодых женщин, работавших в атмосфере, насыщенной парами ацетона, * парадихлорбензола и др. КбрркИ, МесИаПа (1960) сообщают о нарушении менструального цикла и снижении работоспособности во время нарушенной менструации у работниц швейной промышленности.

Мы изучили состояние овариально-менструальной функции у работниц двух химических заводов и основных цехов автомобильного завода. Обследовано более 6000 работниц, из них более 4000 были в возрасте до 40 лет. У женщин, работающих на химических предприятиях, стаж работы был несколько большим, чем у работниц автомобильного завода. Так, женщин со стажем 10 лет и более на химических предприятиях было более 40% из общего числа обследованных, а на автомобильном заводе — только 29%.

На автомобильном заводе были обследованы работницы литейных цехов, кузнечно-штампового производства, цехов защитных покрытий, грузчицы, подсобные работницы и обслуживающие автоматические линии в цехе моторов. Эта последняя специальность работниц, которые

5

2 Гигиена и санитария, № 1 '

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.