Научная статья на тему 'МЕГАРЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВОГО РЫНКА: МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА'

МЕГАРЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВОГО РЫНКА: МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / МЕГАРЕГУЛЯТОР / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / FINANCIAL MARKET / MEGA-REGULATOR / CENTRAL BANK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гареева Л.Р.

В данной статье рассматривается преимущества и недостатки модели мегарегулирования финансового рынка в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEGAREGULATOR OF THE FINANCIAL MARKET: INTERNATIONAL AND RUSSIAN PRACTICE

This article discusses the advantages and disadvantages of the mega-regulation model of the financial market in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «МЕГАРЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВОГО РЫНКА: МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА»

УДК 330.341.2

Гареева Л.Р. студент магистратуры 2 курс, факультет «Финансовые рынки и финансовые институты» Университет Управления «ТИСБИ» Научный руководитель: Аполонова Н.А.

старший преподаватель Россия, г. Казань

МЕГАРЕГУЛЯТОР ФИНАНСОВОГО РЫНКА: МЕЖДУНАРОДНАЯ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация: В данной статье рассматривается преимущества и недостатки модели мегарегулирования финансового рынка в России и за рубежом.

Ключевые слова: финансовый рынок, мегарегулятор, Центральный

Банк.

Gareeva L. R. master's degree student 2nd year, faculty of " Financial markets and financial institutions" Tisby University of Management Scientific supervisor: N.A. Apollonova

senior teacher Russia, Kazan

MEGAREGULATOR OF THE FINANCIAL MARKET: INTERNATIONAL AND RUSSIAN PRACTICE

Annotation: This article discusses the advantages and disadvantages of the mega-regulation model of the financial market in Russia and abroad.

Key words: financial market, mega-regulator, Central Bank.

Финансовый рынок становится одним из приоритетных секторов экономики, эффективность управления которым может оказывать влияние на общую эффективность государственной экономической политики. [1]

Мегарегулятор-это ведомство, которое регулирует и надзирает за: банками и страховыми компаниями, компаниями, работающими на рынке ценных бумаг, а так же инвестиционными компаниями . [3]

Главной причиной того, что зарубежные страны переходят к системе мегарегулирования, стала оптимизация расходов на реализацию надзорных полномочий, однако этот мотив наиболее характерен для небольших стран.

Следует отметить, что не существует общепринятого определения термина «мегарегулятор». Одни подразумевают под ним некий орган,

который контролирует деятельность всех участников финансового рынка. Другие считают, что допустимо иметь координирующую структуру в виде, например, некоего совета по финансовой стабильности. Третьи говорят о том, что это может быть реализовано на основе модели банковского надзора «Twin Peaks». Такой подход, например, был реализован в Нидерландах. Там Центральный банк осуществляет пруденциальное регулирование для банков, страховых компаний и пенсионных фондов, а защитой прав потребителей занимается специально созданное агентство. [2]

В Германии в 2002 году произошло слияние трех федеральных надзорных ведомств, результатом чего стало появление нового единого надзорного органа - Федерального ведомства финансового надзора (BAFin).

В США в соответствии с законом Додда-Фрэнка полномочия по координации действий регуляторов возложены на созданный межведомственный Совет по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council), повышена роль ФРС в надзорном процессе, прежде всего в отношении системно-значимых финансовых посредников. [9]

В настоящее время там создана рабочая группа по финансовым рынкам при Президенте США, которая осуществляет согласование всех противоречий в регулировании национального финансового рынка.

Центральное место в новой системе регулирования отведено новому органу - Совету по надзору за финансовой стабильностью (Financial Stability Oversight Council, FSOC) и его службе финансовых исследований (Office of Financial Research). На Совет возложены функции контроля и регулирования деятельности небанковских финансовых компаний, входящих в теневую банковскую систему 25 и ранее практически полностью выпадавших из сферы государственного регулирования. Совет обязан выявлять возрастающие риски финансовой системы в целом и предпринимать меры по их снижению.

Начиная с 1 сентября 2013 года Банк России является единственным государственным органом, который призван осуществлять надзорные и регулирующие функции за всеми участниками финансового рынка, включая кредитные, а также некредитные финансовые институты, деятельность которых ранее регулировалась Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР).

Основной политикой Банка России выступает ставка на крупные банки и огосударствление банковской системы (такие выводы можно сделать из действий регулятора). [4]

Отсутствие конкуренции ослабляет систему и приводит к росту угрозы системных рисков, при котором банк не принимает на себя в полном объеме ответственность за свои действия, перекладывая ее на государство

Считается, что конкуренция специальных органов по регулированию различных отраслей финансового рынка — благо, тогда как усиление регулятивной монополии ведет к «окаменению» системы надзора и лишает ее внутренних стимулов для развития, при этом позволяя финансовым

агентам осуществлять выбор режима регулирования. [3]. Все это возможно эффективно реализовать в рамках единого органа, осуществляющего консолидированный надзор, и в январе 2013 года Банк России был наделен функциями мегарегулятора. [8]

Таким образом, Банк России с 1 сентября 2013 года начал функционировать как мегарегулятор финансового рынка с гораздо более широкими полномочиями. Банку России переданы полномочия ФСФР по контролю и надзору за деятельностью некредитных финансовых организаций, в том числе участников рынка ценных бумаг, субъектов страхового дела и микрофинансовых организаций, за деятельностью бирж, инвестиционных и пенсионных фондов, а также полномочия по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Регулирование деятельности кредитных кооперативов, союзов (ассоциаций) и иных объединений кредитных кооперативов также будет осуществляться Банком России.

ЦБ РФ наделен правом издавать нормативные акты, регулирующие отношения в указанной сфере. Банк России также наделен правом законодательной инициативы для внесения в Правительство РФ проектов законов и других нормативных актов.

С конца 2013г.. действовала самостоятельная служба внутри Банка России. 3 марта 2014 года Служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) упразднена. Полномочия, ранее осуществляемые СБРФР по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, переданы созданным структурным подразделениям Банка России.

К преимуществам мегарегулирования финансового рынка России можно отнести: [6]

• надзор за финансовыми конгломератами на консолидированной основе;

• осуществление мониторинга всей финансовой системы в целом и быстрое обеспечение адекватной реакции;

• адресный надзор, учитывающий специфику «молодых» слаборазвитых секторов;

• экономия масштаба;

• унификация стандартов финансовой отчетности;

Недостатки:

• резкий рост нагрузки как на орган надзора;

• повышение «риска злоупотреблений» во всей финансовой системе;

• опасность снижения эффективности надзора из-за меньшего внимания к ;

• низкая эффективность надзора в переходный период;

Рассмотрим важные шаги способствовавшие укреплению

национального финансового рынка:

• при Банке России созданы Экспертный совет по рынку долговых инструментов и Экспертный совет по секьюритизации финансовых активов;

• заработал операционно-клиринговый центр НСПК;

• завершены работы по созданию системы гарантирования пенсионных накоплений.

На сегодняшний день прошло не так много времени, чтобы иметь возможность подвести итоги реформы по созданию мегарегулятора на финансовом рынке России. [4]

В течение четырех лет Банк России проводил работу по очищению и оздоровлению участников рынка, в том, что касается некредитных финансовых организаций, эта работа практически завершена. Очищение банковского сектора потребует еще несколько лет.

Помимо этого, перед мегарегулятором в сложных геополитических условиях стояла задача обеспечения финансовой безопасности, снижения зависимости российского финансового рынка от внешних факторов. Это потребовало формирования полноценной собственной инфраструктуры финансового рынка, особенно в тех секторах, в которых мы раньше полагались на глобальный рынок. Поэтому Банк России создал Национальную систему платежных карт, перезапустил рейтинговую индустрию, создал национальную перестраховочную компанию, развили свой аналог SWIFT для внутреннего рынка. [5]

В 2016 году Центральный банк создал национальную перестраховочную компанию (РНПК), которая принимает в

перестрахование широкий круг рисков, в том числе связанных со страхованием жилья и выполнением государственного заказа. При этом одним из направлений деятельности РНПК будет являться обеспечение страховой защиты предприятий, попавших под действие международных санкций. Создание РНПК позволяет нарастить емкость российского перестраховочного рынка, который был в нашей стране слабо развит, и подавляющая часть рисков перестраховывалась за рубежом.

На страховом рынке также велась активная работа по очищению рынка от слабых и недобросовестных игроков, и повышались требования к устойчивости участников рынка. Банком России после получения соответствующих функций был запущен процесс тщательного анализа состояния активов страховщиков. В результате по состоянию на 1 февраля рынок покинуло 183 страховые организации (это примерно 40% от их общего числа), значительная часть из этих организаций не имела достаточных реальных активов.

Банк России планирует и дальше ужесточать требования к качеству активов, в которые страховщики инвестируют собственные средства и средства страховых резервов.

Была введена система гарантирования пенсионных накоплений, что надежно защищает интересы клиентов пенсионных фондов. Однако требуется дополнительное совершенствование пенсионной системы,

накопительного элемента. Поэтому Центральный банк с Минфином предложили свою концепцию. Она сейчас обсуждается в правительстве.

Принимая во внимание геополитическую ситуацию и многочисленные риски выбранной модели регулирования, мегарегулятору удалось реализовать некоторые стимулирующие меры, которые способствуют укреплению финансового рынка страны, в том числе за счет повышения эффективности контроля над его сегментами.

Использованные источники:

1. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 г. и период 2016 и 2017 гг.//Вестник Банка России. - 2014. - № 106, 01.12.2014.

2. Twin Peaks and the man the FSA forgot [Электронный ресурс]. -4.12.2018. - URL: hnp:/'www.compHancemonitor.conv'uk-regulation/regulatory-stmctiire/twin-peaks-and-the-tTmn-the-fsa-forgot—l.htm

3. А. Хандруев. В поисках здравого мегарегулирования // http://bosfera.ru/bo/v-poiskah-megaregulirovaniya.

4. Адамбекова А.А. Центральный банк страны как мегарегулятор финансового рынка.-// «Деньги и Кредит», 2016, №10. -04.12.2018.-http://www.cbr.ru/publ/moneyandcredit/adambekova_10_12.pdf

5. Вавулин Д. А., Симонов С. В. Центральный банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка // -04.12.2018.- http ://www.fa.ru/ fil/orel/science/documents/simonov_statya_4.pdf5 (581) - 2016.

6. Данилов Ю. Уютное кресло. К чему приведет создание мегарегулятора на базе ЦБ [Электронный ресурс] И Forbes. - 04.12.2018. - URL: http://\\4vw.forbes.m'nmeniya-columii"makroekonomika/235095-uyutnoekresno-k-chemu-privedet-sozdanie-megaregulyatora-na-baz.

7. Джонсон С., Квак Дж. 13 банков, которые правят миром. В плену Уолл-стрит и в ожидании следующего финансового кризиса / Саймон Джонсон и Джеймс Квак [пер. с англ. В. Егоров]. Предисловие В. Геращенко. - М.: Картера Пресс, 2014. - 384 с.

8. Мегарегулятор: взаимодействие с кредитными организациями и финансовыми рынками / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Г. Н. Белоглазовой, д-ра экон. наук, проф. Н. П. Радковской. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. -229 с.

9. Мегарегулятор: зарубежный опыт. Проблемы и перспективы создания мегарегулятора в России А. С. Романенко, Н.А. Гринёва / dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/12767/1/Romanenko_Megaregulyator.pdf автор: АС Романенко - 2013.

10. Н.А. Аппалонова. Система регулирования финансового рынка России: на пути к мегарегулятору // «Вестник «ТИСБИ» научно-информационный журнал №2, 2015- Казань: НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ», 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.