Научная статья на тему 'Центральный Банк РФ в новом статусе'

Центральный Банк РФ в новом статусе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чебан У.В.

В данной статье рассматривается Банк России в новом статусе мегарегулятора финансового рынка. Анализируется результат вменения Центральному Банку России фактически всех государственных регулирующих и контрольно-надзорных полномочий в сфере финансового рынка. Также излагаются различные позиции специалистов и авторское видение способов оптимизации работы системы государственного регулирования, контроля и надзора в этой области российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Центральный Банк РФ в новом статусе»

Банковское и страховое дело

71

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ В НОВОМ СТАТУСЕ © Чебан У.В.*

Санкт-Петербургский государственный экономический университет, г. Санкт-Петербург

В данной статье рассматривается Банк России в новом статусе мегарегулятора финансового рынка. Анализируется результат вменения Центральному Банку России фактически всех государственных регулирующих и контрольно-надзорных полномочий в сфере финансового рынка. Также излагаются различные позиции специалистов и авторское видение способов оптимизации работы системы государственного регулирования, контроля и надзора в этой области российской экономики.

В первую очередь, рассматривая Банк России в новом статусе, стоит отметить, что из-за наделения его новыми функциями были расширены цели его работы. Раньше цели Банка России были следующими: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы. На текущий момент эти цели были дополнены двумя другими целями: развитие финансового рынка России и обеспечение его стабильности. В целях выполнения функций мегарегулятора финансового рынка «де факта», Банку России был вменен ряд новых полномочий, которые раньше реализовывала ФСФР России. Банк России взял на себя функции ФСФР России по нормативноправовому регулированию финансового рынка РФ, однако, не был наделён правом представлять в Правительство РФ законопроекты федерального значения и проекты нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ.

Помимо того, теперь Банк России осуществляет полномочия по контролю и надзору за финансовыми некредитными организациями, к числу которых относятся:

- профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, специализированные регистраторы);

- управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

- акционерные инвестиционные фонды;

- клиринговые организации;

- организаторы торговли, в том числе биржи (товарные, валютные и фондовые) и внебиржевые организаторы торгов;

* Ведущий специалист Управления претензионной работы ОАО «Сбербанк России», бакалавр (направление «Г осударственное управление») СПбГЭУ.

72

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- центральный депозитарий;

- субъекты страхового дела, в том числе страховые компании и страховые брокеры;

- негосударственные пенсионные фонды;

- микрофинансовые организации;

- кредитные потребительские кооперативы;

- жилищные накопительные кооперативы;

- бюро кредитных историй;

- актуарии;

- рейтинговые агентства;

- сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы [1, с. 24]

Одновременно, Банк России реализует контрольные и надзорные функции в отношении эмитентов при осуществлении ими какой-либо работы на финансовых рынках, а также в части корпоративных отношений в акционерных обществах. В данных сферах Центральный Банк совершает контроль и надзор для защиты прав и интересов в рамках закона акционеров и инвесторов. Дополнительно можно отметить, что осуществление регулирования, контроля и надзора за некоторыми частями финансового рынка выведены из полномочий ЦБ РФ. Таким образом, Минфин России реализует управление в части формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. С целью осуществления этих функций Минфину РФ вменены полномочия по принятию нормативных правовых актов в части образования, накопления и инвестирования средств пенсионных накоплений, в том числе актов, утверждающих алгоритм расчета чистого финансового результата временного вложения сумм страховых взносов, порядок расчета результатов инвестирования денежных средств пенсионных накоплений, стандартных договоры субъектов отношений по вложению средств пенсионных накоплений, перечни рейтинговых агентств, рейтинги, которых применяются в целях вложения денежных средств пенсионных накоплений, а также процедура доведения до застрахованных лиц формы заявления о выборе инвестиционного портфеля (управляющей компании). Минтруд России осуществляет регулирование и контроль за соблюдением Пенсионным фондом РФ (ПФР) законодательства РФ о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений (кроме функции контроля за ПФР, возложенных на Центральный Банк России). ЦБ РФ предоставлено право на принятие формы отчетных документов ПФР о поступлении страховых взносов, о направлении средств пенсионных накоплений на инвестирование, о результатах вложения денежных средств, о средствах, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц и т.д., а также предоставлено право рассматривать эти отчеты. При этом Минфин России и Минтруд России наделены правом осуществлять запросы в ПФР, в специализи-

Банковское и страховое дело

73

рованный депозитарий, в управляющие компании, брокерам, в кредитные организации и негосударственные пенсионные фонды о предоставлении необходимой им информации. Антимонопольный контроль на финансовом рынке, как и раньше, реализует Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). С вменением Центральному Банку России новых функций произошли следующие изменения и в его внутренней структуре органов управления.

1. изменился состав и полномочия совета директоров Центрального Банка России, в который после внесения изменений должны входить не 12 членов, а 14.

2. изменился срок полномочий председателя Центрального Банка РФ, срок теперь составляет пять лет. Ранее срок полномочий председателя ЦБ РФ ограничивался четырьмя годами.

3. создан новый орган, действующий в постоянном режиме, и осуществляющий управленческие и надзорные функции ЦБ РФ в части финансового рынка - Комитет финансового надзора (аналог комитета банковского надзора).

4. Произошло повышение статуса Национального банковского совета. Теперь Национальный банковский совет переименован в Национальный финансовый совет. Это высший коллегиальный орган управления Центрального Банка. Состоит Национальный финансовый совет из 12 чел., из которых двое - члены Совета Федерации, трое -депутаты Государственной Думы, трое - представители Президента РФ, трое - представители Правительства РФ. В состав Национального финансового совета входит также председатель Банка России.

5. поскольку ФСФР России интегрировано в структуру ЦБ РФ, сформировано специальное подразделение - служба Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). В течение ближайших лет именно СБРФР будет обеспечивать исполнение Банком России регулирующих, контролирующих и надзорных функций в сфере финансовых рынков.

Задачами СБРФР являются:

- участие в развитии финансового рынка РФ и его инфраструктуры;

- участие в обеспечении стабильности финансового рынка РФ, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;

- проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций;

- формирование конкурентной среды на финансовом рынке РФ;

- регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями;

74

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

- защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством,

- а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;

- обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Основными функциями СБРФР являются:

- регистрация выпусков (дополнительных) эмиссионных ценных бумаг, их проспектов и отчетов об итогах выпуска;

- лицензирование деятельности финансовых некредитных организаций;

- контроль и надзор за деятельностью финансовых некредитных организаций;

- согласование и регистрация документов финансовых некредитных организаций;

- выдача предписаний и разрешений финансовым некредитным организациям; ведение реестров (финансовых некредитных организаций, их саморегулируемых организаций, аттестованных лиц и др.);

- аккредитация организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка, информационных агентств и т.д.;

- присвоение статуса центрального депозитария;

- составление протоколов и рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство о финансовом рынке (за исключением кредитных организаций и их должностных лиц);

- иные функции, отнесенные к компетенции СБРФР [7, с. 5].

Осуществление вышеперечисленных функций СБРФР реализует через

центральный аппарат. В структуру центрального аппарата ЦБ РФ входит 13 управлений, в том числе: управления лицензирования и ведения государственных реестров; регулирования деятельности на финансовом рынке; корпоративных отношений, раскрытия информации и эмиссионных ценных бумаг; организации и проведения надзорных мероприятий на рынке ценных бумаг; мониторинга и анализа финансового рынка; регулирования деятельности на рынках страхования, микрофинансовой деятельности и кредитной кооперации; экономического анализа и контроля за достоверностью отчетности субъектов страхового дела; страхового надзора и контроля за процедурами восстановления платежеспособности и др. [9, с. 1].

Присутствие СБРФР в регионах России и осуществление там ее функций осуществляют 9 межрегиональных управлений, в том числе 16 терри-

Банковское и страховое дело

75

ториальных отделов этих управлений. В таком виде структура ЦБ РФ как мегарегулятора финансового рынка будет действовать ближайшие полтора -два года, после чего она будет окончательно оптимизирована и СБРФР будет полностью внедрен в структуру Центрального Банка России.

Регулирующие, контрольные и надзорные функции ЦБ РФ в сфере финансовых рынков реализует Комитет финансового надзора, а компетенции СБРФР будут растворены в структурных подразделениях Банка России. На тот момент окончательно будет сформирована и территориальная структура учреждений Банка России. Если на 01.09.2013 Банк России в своей структуре имел 79 территориальных учреждений: Московское главное территориальное управление, 58 главных управлений, 20 национальных банков и входящие в их состав 503 подразделения (ГРКЦ, РКЦ, КЦ, ОПЕРУ и отделения Московского ГТУ Банка России), то к началу 2015 г. в структуре Банка России будет только 8 главных управлений, расположенных в столицах федеральных округов. Уже до 01.02.2014 Московское главное территориальное управление Банка России преобразовано в Главное управление Банка России по ЦФО. При этом главные управления Банка России по Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Ярославской областям преобразуются в отделения Главного управления Банка России по ЦФО. Головные расчетно-кассовые центры, действующие в составе указанных территориальных учреждений Банка России, упразднят, а их функции передадут в соответствующие отделения. Мероприятия по созданию других главных управлений Банка России по федеральным округам планируется осуществить в течение 2014 г. Такая реорганизация позволит регулятору сохранить свое присутствие практически во всех субъектах РФ [1, с. 26].

Учитывая вышеизложенное, не текущий момент Банк России структура, фактически монопольно формирующая политику в области финансового рынка и реализующей ее регулирование, контроль и надзор за его участниками. Практическое значение такой сверхконцентрации государственных полномочий в рамках одной структуры еще только предстоит оценить в будущем. Идеологи реформы считают, что создание мегарегулятора финансового рынка является важным и при этом обязательным шагом на пути формирования в России, а точнее, в Москве, так называемого международного финансового центра (сокращенно МФЦ). Некоторые специалисты считают, что организация мегарегулятора финансового рынка в будущем поспособствует усилению стабильности на финансовом рынке, в том числе, и за счет понижения регулятивного арбитража и обеспечения наиболее качественного анализа системных рисков, а также повышению качества и эффективности регулирования и надзора, включая консолидированный надзор, за субъектами рынка и снижению административной нагрузки на них. По словам

76

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

председателя Банка России и руководителя мегарегулятора финансового рынка Э. Набиулиной, «мегарегулятор необходим для органичного развития финансового рынка, способного к самоочищению и саморегуляции. Все части этого единого целого должны стать одинаково важными, ответственными и прозрачными. Только в этом случае можно добиться действительно честной конкуренции, которая и является залогом финансовой стабильности» [8, с. 26].

Список литературы:

1. Вавулин Д.А., Симонов С.В. Центральный Банк Российской Федерации как мегарегулятор российского финансового рынка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fa.ru/fil/orel/science/Documents/simo-nov_statya_4.pdf (дата обращениям 30.06.2014.).

2. Глазьев С.Ю. Уроки очередной революции: крах либеральной утопии и шанс на «экономическое чудо». - М.: Экономическая газета. 2011. - 576 с.

3. Дуглас Р. Подножка Путину на Петербургском саммите: G20 собирается одобрить планы конфискаций депозитов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://worldcrisis.ru/crisis/1201469 (дата обращения: 02.09.2013).

5. Королева А. Кредиторы заменят государство [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://expert.ru/2013/06/7/kreditoryizamenyat-gosudarstvo/?n= 87778 (дата обращения: 25.08.2013).

6. Миркин Я.М. Рынок ценных бумаг России: воздействие фундаментальных факторов, прогноз и политика развития. - М.: Альпина Паблишер. 2002. - 624 с.

7. Вавулин Д.А. Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. - 2013. - № 12 (дата обращения: 19 декабря 2013).

8. Петров И. Регулятор сказал свое слово [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// http://www. km. ru/economics/2013/09/04/tsentrobank-rf/ 719840-regulyator-skazal-svoe-slovo (дата обращения: 08.09.2013).

9. Служба Банка России по финансовым рынкам, Структура Службы Банка России по финансовым рынкам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/sbrfr/archive/fsfr/lfms/ru/about/structure/index.html (дата обращения: 17.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.