Научная статья на тему 'Мегаполис, экология и соматофизиологическое состояние подростков'

Мегаполис, экология и соматофизиологическое состояние подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
242
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ ПОДРОСТКОВ / ЭКОЛОГО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ / СОМАТИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ / МЕДИКОСОЦИАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЕЙ ПОДРОСТКОВ / MEDICAL-SOCIAL DESCRIPTION OF ADOLESCENTS' FAMILIES / FUNCTIONAL POSSIBILITIES OF THE VISUAL ANALYZER AND THE CARDIOVASCULAR SYSTEM OF ADOLESCENTS / ECOLOGICAL-HYGIENIC PARAMETERS / SOMATIC HEALTH OF ADOLESCENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чумаков Б. Н., Волков В. М., Смирнов В. М., Мелкадзе О. В., Сутормина А. М.

В статье показано влияние комплекса факторов среды обитания на соматофизиологическое развитие подростков г. Москвы. Для изучения функциональных возможностей организма подростков представлены программа и методики исследования школьников в зависимости от их профессиональной ориентации, пола, социального статуса и экологической обстановки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чумаков Б. Н., Волков В. М., Смирнов В. М., Мелкадзе О. В., Сутормина А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEGALOPOLIS, ECOLOGY AND SOMATOPHYSIOLOGIC CONDITION OF ADOLESCENTS

In the article, the influence of the complex of environmental factors on somatophysiologic development of adolescents in Moscow is shown. The program is presented for studying of functional possibilities of an adolescent organism as well as the methods of research of schoolchildren depending on their professional orientation, sex, social status and ecological situation.

Текст научной работы на тему «Мегаполис, экология и соматофизиологическое состояние подростков»

УДК 574.2:[617.7:616.1]-056.76-053.6

МЕГАПОЛИС, ЭКОЛОГИЯ И СОМАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДРОСТКОВ

© 2004 г. Б. Н. Чумаков, В. М. Волков, В. М. Смирнов, О. В. Мелкадзе, А. М. Сутормина

Московский городской педагогический университет,

Российский государственный медицинский университет, г. Москва

В статье показано влияние комплекса факторов среды обитания на соматофизиологическое развитие подростков г. Москвы. Для изучения функциональных возможностей организма подростков представлены программа и методики исследования школьников в зависимости от их профессиональной ориентации, пола, социального статуса и экологической обстановки.

Ключевые слова: эколого-гигиени-ческие параметры, соматическое здоровье подростков, функциональные возможности зрительного анализатора и сердечно-сосудистой системы подростков, медикосоциальная характеристика семей подростков.

Влияние экологического неблагополучия на состояние здоровья населения в какой-то степени можно проследить на примере Москвы, являющейся крупнейшим мегаполисом с промышленным и бытовым загрязнением среды обитания. Загрязнения воздуха в Москве превышают ПДК по окиси азота в 2 раза, аммиаку в 2,5 раза и по бензолу в 3 раза. В городе выявлено 58 зон экологического риска, в которых загрязненность воздуха токсическими веществами в 5 раз превышает ПДК, в 25 местах зарегистрировано 10- и 30-кратное превышение данных показателей [9]. От таких «экологических условий» в первую очередь должны страдать дети и подростки, т. к. они в основном весь день проводят в своем микрорайоне [5]. Естественно, показатели экологических параметров в различных округах мегаполиса неоднозначны. Школы, где обучаются подростки, находятся и в центре Москвы, где расположены многочисленные автомагистрали и сосредоточено множество крупных и мелких предприятий, НИИ и ремонтных мастерских, и на Юго-Западе, где наиболее благоприятные условия в эколого-гигиенической обстановке, и в совсем вроде бы «пагубном» округе Юго-Восточном, где школьники «соседствуют» с нефтеперерабатывающей индустрией, Московской кольцевой автодорогой и другими крупными промышленными объектами.

И здесь не обойтись без статистики. По данным Минздрава РФ, за период 1998—2002 годов по России только 10—12 % детей считаются здоровыми к моменту получения аттестата зрелости. Заболеваемость школьников за последние годы хроническими заболеваниями увеличилась почти в 2 раза. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличилось в среднем в 1,5—

2 раза, с нервными болезнями — в 2 раза, с аллергическими заболеваниями — в 3 раза, с близорукостью — в 5 раз.

Отсюда вытекает конкретный вопрос: влияет ли экология в зависимости от нахождения школы в конкретном административном округе мегаполиса на здоровье, в частности на соматическое здоровье, подростков?

Кроме этого существует и другая весьма актуальная проблема для школьников — снижение функциональных возможностей зрительного анализатора.

В возрастной физиологии, психофизиологии, экологии, гигиене и других смежных науках, изучающих состояние здоровья школьников, важное место занимает изучение влияния комплекса факторов среды обитания на соматофизиологическое развитие подростков [1, 3, 6, 10 и др.]. Также необходимо учесть, что наряду с отрицательным влиянием эколого-гигиенических факторов на состояние здоровья и динамику соматического (физического) здоровья влияют рост и увеличивающийся объем и сложность учебной информации. Использование персональных

электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) в школах повлекло к распространенности прогрессирующей близорукости в различных проявлениях [4, 7, 8 и др.].

Нами в течение ряда лет проводится комплексное исследование школьников различных административных округов г. Москвы. Прежде чем приступить к практическому осуществлению исследования, было гипотетически предположено:

1. В школах, расположенных в неблагоприятных эколого-гигиенических условиях, у учащихся могут быть снижены отдельные функциональные возможности организма (например, зрительная работоспособность, скорость и качество обработки информации, снижение уровня внимания и др.).

2. В таких же условиях, вероятнее всего, могли быть снижены показатели соматического здоровья и физического развития учащихся.

3. Использование персональных компьютеров в процессе обучения, особенно в классах с математико-техническим уклоном, могло негативно сказаться на зрительной работоспособности учащихся, в сравнении, например, с гуманитарными классами, где компьютерная техника используется минимально.

На основании этой гипотезы мы сформулировали цель и задачи исследования.

Цель — изучить соматическое (физическое) здоровье, функциональные возможности зрительного анализатора в зависимости от профессиональной ориентации обучения подростков, экологического статуса района и медико-социальных условий семей учащихся.

Задачи:

1) изучить экологический статус районов, где проживают и обучаются подростки, оценить санитарногигиеническое состояние учебных помещений и медико-санитарный статус их семей;

2) проанализировать показатели соматического (физического) здоровья, гемодинамических и антропометрических показателей, сравнив их с подобными десятилетней давности;

3) исследовать возможности зрительного анализатора у учащихся в зависимости от их профессиональной ориентации;

4) разработать и внедрить рекомендации медикобиологического характера по профилактике напряженной сенсорной системы зрения для учащихся с интенсивными занятиями на ПЭВМ.

Для выполнения поставленных задач нами была разработана программа исследования, состоящая из пяти этапов.

I этап заключался в выборе объекта исследования согласно цели и задачам. Уточнялись организационные возможности школ для проведения комплексных исследований учащихся.

На данном этапе нами были привлечены к исследованию девятиклассники школ города Москвы от 14 до 16 лет с математико-технической и гуманитарной ориентацией обучения.

Основным условием формирования групп для исследования явилось проживание подростков в районе

учебы и наблюдение в одном медицинском учреждении.

На данном этапе были определены методы исследования, которые апробировались нами и другими исследователями.

На II этапе мы изучали экологический статус обследуемых школ, санитарно-гигиенические условия школьных помещений (классные комнаты, кабинеты). Изучали также режим труда и отдыха подростков и медико-социальный статус (обследование) семей учащихся.

На III этапе изучали соматическое (физическое) здоровье и физическое развитие учащихся выбранных школ.

IV этап предусматривал проведение исследований функционального состояния зрительного анализатора подростков в процессе обучения в школе.

На V этапе проводились обработка и анализ полученных результатов исследования.

Методика исследования

Основной методикой количественной экспресс-оценки уровня соматического здоровья были расчет и анализ показателей физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки (ОГК), кистевая динамометрия и т.д.). Для оценки соматического здоровья учитывались состояние сердечно-сосудистой системы (систолическое и диастолическое артериальное давление (АД), частота сердечных сокращений (ЧСС) в покое и после дозированной нагрузки), а также жизненная емкость легких (ЖЕЛ), кистевая динамометрия ведущей руки. Уровень соматического здоровья рассчитывали по формуле:

УФЗ = (700 - 3ЧСС - 2,5ДД + (СД - ДД) :

3 - 2,7ВЗР + 0,28МТ) : (350 - 2,7ВЗЗ + 0,21Р),

где: УФЗ — уровень физического здоровья, ЧСС — пульс в покое (за 1 минуту); ДД — диастолическое давление, мм рт. ст.; СД — систолическое давление, мм рт. ст.; ВЗР — возраст, лет; МТ — масса тела, кг; Р — рост, см.

Гигиенические и эргономические методы исследования использовались при изучении условий труда подростка (рабочие места, освещенность, режим труда и отдыха, питание школьника, напряженность занятий в зависимости от профессиональной ориентации школьников).

Объектом наблюдения явились более 300 учащихся общеобразовательных школ города, которые находились в пяти административно-территориальных единицах г. Москвы с различной экологической обстановкой: в Северо-Восточном округе (школа № 956), ЮгоЗападном (школа № 7), Центральном (школа № 354), Северо-Западном (школа № 820) и Юго-Восточном (школа № 334, УВК № 1858).

При этом соотношение юношей и девушек было 45,8 и 54,2 % соответственно, а по профессиональной ориентации обучения подростков соотношения были 50 на 50 %.

На каждого исследуемого приходилось от 100 до 400 информационных показателей (медико-социального обследования семей, санитарно-гигиенических условий в учебных помещениях, соматического здоровья, функциональных возможностей зрительного анализатора и др.). Общий объем составил до 120 000 человеконаблюдений.

Для характеристики экологического состояния Москвы в целом, а также для сравнительной характеристики экологического благополучия и неблагополучия различных административно-территориальных единиц города использовали материалы и статистические данные ежегодных государственных докладов Моском-природы, Московского городского центра и Федерального центра государственной санитарно-эпидемиологического надзора при Минздраве Российской Федерации за последние пять лет (1996—2001).

В районах, где проводились исследования, нами были сделаны сезонные (осень, зима, весна) замеры атмосферного воздуха с целью сравнения показателей с данными природоохранных служб и выявления содержания химических примесей, вредных для здоровья детей и подростков, проживающих в районах исследования.

Санитарно-гигиенические факторы, влияющие на состояние здоровья школьников и зрительную работоспособность, оценивали с использованием адекватных методик (путем сравнения полученных данных с общепринятыми нормативами).

В основу гигиенической оценки качества условий обучения и воспитания подростков положены данные лабораторного контроля воздуха учебных помещений, микроклимата, освещенности, организации учебновоспитательного процесса, физических факторов и др.

Медико-биологический статус семей учащихся исследовали с помощью экспресс-анкет [11]. Состояние соматического здоровья учащихся оценивали с использованием количественного анализа, гемодинамических и антропометрических показателей по энергетической концепции, разработанной Г. А. Апанасенко в 1986 году. Оценку физического развития подростков осуществляли стандартным методом (рост, масса тела, окружность грудной клетки, ЖЕЛ и динамометрия ведущей руки). Результаты сравнивали со стандартами, опубликованными Ю. П. Пивоваровым в 1999 году.

Функциональные возможности зрительного анализатора учащихся изучали тремя тестирующими методиками:

• ближайшую точку ясного видения (БТЯВ) определяли линейкой с движущимся тест-объектом. Приближение БТЯВ фиксировали как возникновение у подростков спазма аккомодации (результаты фиксировали в см);

• скорость зрительно-моторной реакции учащихся на световой источник определяли с помощью «аномалоскопа» с хронорефлексометром, который работал в автоматическом режиме на 20 сигналов предъявления (результаты фиксировали в мс);

• зрительную продуктивность учащихся определяли методом корректурной пробы, в качестве которой использовали тест-карточки с кольцами Ландольта;

• для обработки данных использовали интегрированную формулу профессора В. М. Волкова (1997) с градационной шкалой, а результаты фиксировали в условных единицах.

А _ N - 2\N - п\ t

где А — коэффициент зрительной продуктивности; N

— максимально возможный правильный ответ; п — количество найденных ответов; 1 — время обработки информации, сек.

В качестве оценки зрительной продуктивности подростков мы применяли следующую градационную шкалу с диапазоном значений:

0,275 и менее ^ низкая зрительная продуктивность; 0,276—0,375 ^ средняя зрительная продуктивность;

0,376—0,475 ^ хорошая зрительная продуктивность;

0,476 и более ^ высокая зрительная продуктивность.

Отдельные результаты исследования

Экологическое состояние. Как показывают статистические данные последних лет природоохранных служб столицы, Москва относится к числу городов Российской Федерации, где загрязненность природной среды вредными для здоровья населения веществами превышает предельно допустимые концентрации (ПДК) в несколько раз. Москва в настоящее время оценена природоохранными службами при результате 5,89 балла (из расчета по 10-балльной шкале) как город с повышенной загрязненностью природной среды. Степень экологического состояния административно-территориальных единиц города варьирует: от относительно чистой (4,06 балла) в Юго-Западном административном округе до очень высокой загрязненности природной среды (7,74 балла) в Центральном.

Результаты собственных исследований показали, что загрязненность атмосферного воздуха на 10—15 % выше по сравнению с данными отчетных материалов ежегодных докладов Москомприроды. К примеру, в Центральном административном округе, в районе школы № 354, где в составе воздуха превалировали выхлопные газы от автомобилей, также отмечалось повышенное содержание аммиака, сероводорода и др. Зоной повышенного загрязнения окружающей среды отмечен Юго-Восточный административный округ. В районе школы № 334 в качестве загрязнителей атмосферного воздуха были обнаружены бензол, бензо-берил, сажа, пыль и другие вещества.

Низкие показатели загрязнения окружающей среды были отмечены в Северо-Восточном административном округе, в районе школы № 956, и в ЮгоЗападном, в районе школы № 7. В этих районах истинная загрязненность атмосферного воздуха оказалась ниже средних данных по отчетным материалам Мос-комприроды.

В Северо-Западном административном округе, в районе школы № 820, загрязненность атмосферного воздуха, по нашим наблюдениям, соответствовала средним показателям природоохранных служб города.

Для изучения медико-социальной характеристики семей учащихся использовали метод анкетного опроса, который давал нам полную картину о медико-социальном статусе семей учащихся (от показателей социального положения родителей подростков, материального благополучия, культурного и жилищного уровня семей школьников до состояния здоровья подростков).

Установлено, что самые высокие перечисленные показатели медико-социального статуса среди исследованных нами школ были в семьях учащихся школы № 334 Юго-Восточного административного округа и у подростков из школы № 354 Центрального округа. Семьи подростков школы № 956 Северо-Восточного административного округа при хорошем экологическом состоянии района также были отнесены к категории «высокого уровня» по медико-социальному статусу. (В экологическом плане, первые две школы находятся в наиболее сильно загрязненных округах мегаполиса).

Высокие показатели медико-социального статуса семей учащиеся в вышеперечисленных школах во многом определялись высоким социальным статусом родителей учащихся. Многие (до 60 %) родители учащихся данных школ относятся к категории служащих коммерческих структур и управленцев (менеджеров), в сравнении с семьями учащихся Юго-Западного округа, где в школе № 7, например, доля семей с высоким социальным статусом составила менее 20 %. В данной школе, была зафиксирована самая большая доля (70 %) семей подростков с низким социальным статусом (представители рабочего класса, служащие госучреждений) по сравнению с другими исследованными школами, в которых данная социальная группа составляла (в среднем) около 23 %.

Оценка соматического (физического) здоровья учащихся проводилась в сравнении с общепринятыми диапазонами значений для функциональных классов (табл. 1).

Таблица 1

Шкала оценки уровня физического здоровья (УФЗ)

УФЗ Диапазон значений

Низкий 0,375 и менее

Ниже среднего 0,376—0,525

Средний 0,526—0,675

Выше среднего 0,676—0,825

Высокий 0,826 и более

Результаты исследования соматического здоровья у учащихся в зависимости от их профессиональной ориентации и пола представлены в табл. 2.

В классах с гуманитарной ориентацией самые высокие показатели соматического здоровья были получены у учащихся школы № 334 Юго-Восточного административного округа.

Таблица 2

Результаты исследования уровня физического здоровья девятиклассников г. Москвы

Школа, округ Пол Показатели уровня физического здоровья, усл. ед.

Математи- ческие классы Гумани- тарные классы Общие показатели для юношей и девушек Общие показатели для всей школы

Школа № 956 СевероВосточный округ Юноши Девушки 0,846 0,912 0,741 0,711 0,794 0,812 0,803

Школа № 334 ЮгоВосточный округ Юноши Девушки 0,820 0,685 0,805 0,821 0,513 0,753 0,783

Школа № 820 СевероЗападный округ Юноши Девушки 0,857 0,691 0,812 0,759 0,835 0,725 0,780

Школа № 354 Центральный округ Юноши Девушки 0,734 0,774 0,662 0,652 0,705 0,707 0,751

Школа № 7 ЮгоЗападный округ Юноши Девушки 0,747 0,762 0,662 0,652 0,705 0,707 0,726

Представленные результаты по оценке соматического здоровья учащихся показали, что самую высокую степень физического здоровья — в диапазоне значений выше среднего — имеют учащиеся школы № 956 Северо-Восточного административного округа. При этом наиболее высокие результаты были получены в классе с математической ориентацией как для юношей, так и для девушек.

У юношей самые высокие показатели физического здоровья были получены в школе № 820 Северо-Западного административного округа, а для девушек — в школе № 956 Северо-Восточного округа.

Самые низкие показатели физического здоровья как для юношей, так и для девушек были получены в школе № 354 Центрального административного округа и в школе № 7 Юго-Западного. В этих же школах самые низкие показатели соматического здоровья учащихся были в классах как математической ориентации, так и гуманитарных.

Неожиданными были низкие результаты соматического здоровья учащихся школы № 7 Юго-Западного административного округа, где теоретически предполагалось получить наиболее высокие результаты, так как школа находится в относительно экологически чистом районе города. Окончательные результаты (в средних величинах) по оценке соматического (физического) здоровья учащихся в исследованных школах в зависимости от половой принадлежности, а также от их профессиональной ориентации таковы:

В математических классах — 0,785 усл. ед.

В гуманитарных классах — 0,729 усл. ед.

У юношей — 0,775 усл. ед.

У девушек — 0,742 усл. ед.

У всего контингента — 0,786 усл. ед.

Как видно, результаты были получены в диапазоне значений выше среднего, что говорит о том, что в среднем у подростков физическое здоровье не нахо-

дится в такой группе риска, при которой требуется глубокая клиническая оценка состояния соматического здоровья. Вместе с тем следует отметить, что у учащихся в классах с математической ориентацией обучения показатели физического здоровья незначительно лучше, чем у их сверстников в классах с гуманитарной ориентацией. А что касается показателей физического здоровья юношей и девушек, то юноши имеют сравнительно лучшие показатели физического здоровья, чем девушки.

Совокупный показатель соматического здоровья исследованных подростков по всем школам был в пределах 0,876 усл. ед., что по диапазону значений соответствует оценке выше среднего и свидетельствует об относительно высоких показателях физического здоровья учащихся независимо от их профессиональной ориентации и пола.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объяснить полученные сравнительно высокие показатели физического здоровья московских школьников возможно как результат большой подвижности подростков, относительно высокого медико-социального статуса семей, ориентации подростков на здоровый образ жизни и ряда других факторов, компенсирующих отрицательное воздействие загрязненной окружающей среды города на здоровье детей и подростков.

Подростки в классах с математической и гуманитарной ориентацией имеют почти сходные показатели физического развития и сердечно-сосудистой системы.

При этом юноши в классах с гуманитарной ориентацией по параметрам физического развития (за исключением роста) имеют лучшие показатели, чем их сверстники в классах с математической ориентацией, а по гемодинамическим показателям, т. е. основным параметрам соматического здоровья, наблюдается противоположная картина.

Сходные результаты наблюдаются и для девушек в зависимости от их профессиональной ориентации, но только с той разницей, что девушки из гуманитарных классов уступают своим сверстницам из математических по показателю кистевой динамометрии ведущей руки. По остальным же параметрам как физического развития, так и гемодинамическим показателям девушки из математических классов превосходят «гуманитариев» во всех исследованных школах.

Анализ показателей сердечно-сосудистой системы. Результаты физического развития и расчет гемодинамических показателей исследованных групп был представлен на экспертную оценку специалистам с целью определения интегрального показателя сердечно-сосудистой деятельности подростков. При анализе результатов была установлена корреляционная зависимость между интегральным показателем, жизненным индексом и другими параметрами соматического (физического) здоровья от высокой положительной ( + 0,84) до отрицательной ( — 0,45).

По результатам 15-летние подростки исследованных школ в среднем оказались на 3,5—4,5 см выше своих сверстников в сравнении с результатами десятилетней давности. Разница (р > 0,05) достоверна.

Результаты исследования окружности грудной клетки показали, что они на 6—8 % ниже стандартов, принятых для 15-летних подростков. Также ниже (на 6—7 %) оказалась сила сжатия кисти подростков, разница достоверна (р < 0,02). По результатам физического развития подросток 2003 года более астени-чен (выше ростом, узковат в плечах, с низким уровнем объема грудной клетки и менее развитой силой мышц ведущей руки). Это объясняется, по всей вероятности, продолжающимися процессами акселерации. Следует отметить, что у юношей чаще наблюдалось психофизиологическое утомление, они оказались медлительными, вялыми к концу занятий и утомлялись больше, чем девушки (19,68 и 17,41 % соответственно).

При оценке зрительной продуктивности методом корректурной пробы (тест-карточки с кольцами Ландольта) нами зафиксировано, что к концу занятий отмечается снижение зрительной продуктивности в различной степени. Это сопровождается снижением скорости обработки информации с повышением количества ошибок при работе на персональном компьютере или при исполнении письменной работы в классе (после 6-го урока).

Было отмечено, что у подростков школы № 354 Центрального административного округа и у школьников 334-й школы Юго-Восточного были выявлены значительные (на 25,8 и 19,3 % соответственно) снижения зрительной продуктивности.

Самое незначительное (на 13,3 %) снижение зрительной продуктивности по данной методике было отмечено у подростков школы № 7 Юго-Западного административного округа. При этом средние (по 17,1 %) показатели снижения зрительной продуктивности к концу занятий были получены у учащихся школ № 956 Северо-Восточного административного округа и школы № 820 Северо-Западного.

У школьников в классах с гуманитарной ориентацией обучения наблюдалось снижение зрительной работоспособности в большей степени (на 21,03 %), чем у подростков в математических классах (на 16,05 %).

У девушек несколько сильнее (на 19,98 %) было выражено снижение зрительной продуктивности, чем у юношей (на 18,10 %).

Анализ полученных результатов по определению степени зрительного утомления учащихся показал, что меньше всех (на 7,98 % по всем трем методикам) утомляются подростки школы № 956 Северо-Восточного административного округа.

Наивысшие (на 15,85 %) показатели зрительного утомления были зафиксированы у учащихся школы № 354 Центрального административного округа. У учащихся гуманитарных и математических классов были получены почти одинаковые показатели. Однако незначительно (на 14,37 %) больше утомлялись учащиеся с гуманитарной ориентацией обучения, чем их сверстники в математических классах (на 13,88 %). Юноши утомлялись больше (на 15,22 %), чем девушки (на 13,24 %)

Выводы

1. Разработанные программа и методики исследования школьников г. Москвы в зависимости от их профессиональной ориентации, пола, экологической обстановки, социального статуса имеют не только научно-теоретическое, но и научно-практическое значение. Они применимы для изучения функциональных возможностей организма подростков, проживающих не только в крупных промышленных городах, но и в Российской Федерации в целом.

2. Современные школьники по сравнению со школьниками десятилетней давности отличаются более выраженным астеническим телосложением. Они выше ростом на 3,5—4,5 см, но при этом масса тела их уменьшились на 3—4 кг. Окружность грудной клетки у них меньше (в среднем) на 3—4 см, уменьшились показатели ЖЕЛ на 10—12 % и снизились показатели кистевой динамометрии ведущей руки на 10 %.

3. При исследовании функциональных возможностей зрительного анализатора установлено, что наиболее показательным является экспресс-метод оценки зрительной продуктивности с помощью корректурной пробы и определение скорости зрительно-моторной реакции (рефлексометрия).

4. Установлена слабая корреляционная зависимость (г = 0,28 ± 0,1) функциональных возможностей зрительного анализатора от состояния физического здоровья и эколого-гигиенических параметров. Причем подростки в классах с гуманитарной ориентацией обучения утомлялись незначительно (на 14,37 % ± 1,6 %) больше, чем их сверстники в классах с математической ориентацией обучения (на 13,88 % ± 1,4 %). Разница (р > 0,05) достоверна.

5. Медико-социальные факторы по исследованным группам оказались более значимыми, чем экологические. Они не оказали отрицательного влияния на соматофизиологические показатели организма подростков. Подтверждение — названные показатели у учащихся школы № 354 Центрального административного округа, расположенной на стыке автомагистралей, научно-исследовательских и промышленных объектов, и школы № 334 Юго-Восточного округа, где сосредоточены нефтеперерабатывающие комплексы и проходит кольцевая автомагистраль мегаполиса.

Список литературы

1. Алексеев С. В. Экология человека / С. В. Алексеев, Ю. П. Пивоваров. — М.: ГОУ ВУНЦМЦ МО РФ, 2001.

— С. 45—56.

2. Апанасенко Г. Л. Медицинская валеология / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова. — Киев: Здоровье, 2000.

— С. 69—71.

3. Бутова О. А. Физиолого-антропометрическая характеристика состояния здоровья подростков: Автореф. ... д-ра мед. наук / О. А. Бутова. — М., 1999. — С. 9—10.

4. Волков В. М. Гигиенические аспекты повышения зрительной работоспособности лиц с миопической рефракцией: Автореф. ... д-ра мед. наук / В. М. Волков. — М., 1996. — С. 14—15.

5. Воронова В. М. Роль факторов окружающей и внут-ришкольной среды в формировании здоровья учащихся / В. М. Воронова и др. // Материалы 8 Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. — М.: МНИИГ им. Ф. Ф. Эрисмана. — С. 160—163.

6. Гильденскиольд Р. С. Основы гигиенической оптимизации окружающей среды и охрана здоровья населения промышленного города: Автореф. ... д-ра мед. наук / Р. С. Гильденскиольд. — М., 1996.

7. Коновалов М. Е. Гигиенические аспекты профилактики патологии органа зрения у школьников Воронежской области: Автореф. ... канд. мед. наук / М. Е. Коновалов. — М., 1998. — С. 3—9.

8. Морозова Л. В. Индивидуальные особенности зрительно-пространственного восприятия у детей: Автореф. ... д-ра биол. наук / Л. В. Морозова. — М., 1995. — С. 11.

9. О состоянии окружающей природной среды Москвы в 1999—2001 гг.: Государственный доклад. — М.: Прима-Пресс, 1999—2000.

10. Смирнов В. М. Физиология человека / В. М. Смирнов. — М.: Медицина, 2001. — С. 23—28.

11. Чумаков Б. Н. Валеология / Б. Н. Чумаков. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — С. 235—237.

MEGALOPOLIS, ECOLOGY

AND SOMATOPHYSIOLOGIC CONDITION

OF ADOLESCENTS

B. N. Chumakov, V. М. Volkov, V. М. Smirnov,

О. V. Меlkadze, А. М. Sutormina

Moscow Town Teachers’s Training University,

Russian State Medical University, Moscow

In the article, the influence of the complex of environmental factors on somatophysiologic development of adolescents in Moscow is shown. The program is presented for studying of functional possibilities of an adolescent organism as well as the methods of research of schoolchildren depending on their professional orientation, sex, social status and ecological situation.

Key words: ecological-hygienic parameters, somatic health of adolescents, functional possibilities of the visual analyzer and the cardiovascular system of adolescents, medical-social description of adolescents’ families.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.