Для контроля над ситуацией и противодействия эпидемиям социально-значимых заболеваний в России разрабатываются и внедряются комплексные программы для потребителей инъекционных наркотиков, и направленные на активную профилактику, лечение и реабилитацию употребления психоактивных веществ и сопутствующих ему инфекционных заболеваний.
Литература
1. Бабаева И.Ю., Демихова О.В., Кравченко А.В. Диссеминированный туберкулез легких у больных ВИЧ-инфекцией. - Издание первое. - Москва -НЬЮ ТЕРРА - 2010. - 164 с.
2. Бузина Т.С., Подосинова Т.В. Многоуровневое исследование внутренней картины болезни больных с синдромом зависимости от опиоидов, осложненным вирусным гепатитом С // Вопр. наркол. 2010. №5. С.76-83.
3. Проблемы туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией. Бюллетень №11. - М., 2011 г., с 3-7.
4. Е.П. Какорина, Л.А. Михайлова и др. Статистические данные о ряде социально значимых заболеваний в Российской Федерации, опосредованно характеризующих проблему туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией / Проблемы туберкулеза у больных ВИЧ-инфекцией. Бюллетень №4. Москва, 2007. С.3-7
5. Статья №41 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».
6. Туберкулез в Российской Федерации. Аналитический обзор основных статистических показателей по туберкулезу, используемых в Российской Федерации. - М., 2008.
7. Шаханина И.Л. Вирусные гепатиты в России: официальная статистика и экономические потери / И.Л. Шаханина, О.И. Радуто // Вакцинация. Информ. бюлл. 2001. №6 (18). С.2-3.
8. Harries A.D., Maher D., Mvula B., et al. An audit of HIV testing and HIV serostatus in tuberculosis patients. Blantyr, Malawi. Tubercle and Lung Disease. 1995; 76 (5):413-7.
9. Goletti D., Weissman D., Jackson R.W., et al. Effect of Mycobacterium tuberculosis on HIV replication. Role of immune activation // J. Immunol. 1996. 157 (3): 1271-8.
О.В. Мелкадзе, Н.А. Евстифеева
РУБЕЖНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА МОСКОВСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Московский городской педагогический университет, Москва, Россия
Коллектив лаборатории физического развития и здоровьесберегающих технологии в образовании НИИСО Московского городского педагогического
университета проводит мониторинговое исследование старшеклассников города Москвы по комплексной оценке функциональных возможностей зрительного анализатора в процессе обучения в школе, а так же в режиме дневной нагрузки.
Объектом нашего наблюдения служили старшеклассники с 9-го по 11-й классы в шести школах города Москвы с различным экологическим статусом, находящихся в различных административных округах,
В каждой школе обследовали по два параллельных класса с математическим и гуманитарным уклоном обучения. Сравнение полученных данных проводили среди девушек и юношей. В шести школах Москвы были обследованы около 300 учащихся.
В данной публикации будут представлены рубежные показатели зрительного утомления учащихся 9-их классов, обследованных за период 2010-2011 учебный год.
Для оценки зрительного утомления и выявления определенной динамики и достоверности полученных результатов мы применяли 3 методики:
■ Оценку ближайшей точки ясного видения - БТЯВ проводили с помощью линейки с движущимся тест объектом. Результаты фиксировали в сантиметрах, сравнивая их со стандартами (от 7,5 до 8,5 см.) для данной 15-16 летней возрастной категории;
■ Оценку скорости зрительно-моторной реакции проводили - СЗМР с использованием хронорефлексометра, работающего в автоматическом режиме (20 световых предъявлений). Результаты фиксировали в миллисекундах. В виду того, что по скорости зрительно-моторной реакции отсутствуют стандарты, степень зрительного утомления по данной методике определяли исходя из реально полученных результатов;
■ Оценку зрительной продуктивности - ЗП проводили с использованием корректурных проб с тест карточек с кольцами Ландольта. Результаты фиксировали в условных единицах с применением шкалы оценки зрительной продуктивности.
Из выше перечисленных методик центральным и наиболее достоверным по нашему мнению считается СЗМР, так как точно отражает психофизиологические возможности организма и оценивается независимо автоматикой.
Исследования БТЯВ показали следующие результаты, которые представлены в табл. 1.
Как видно из табл. 1, в подавляющем большинстве показатели БТЯВ находится в пределах возрастной нормы, как у юношей, так и у девушек в классах математического и гуманитарного уклона. Незначительное превышение БТЯВ отмечается у юношей школы № 97 центра образования ЗАО, что по нашему мнению свидетельствует о возникновении в процессе обучения у юношей математического класса данной школы спазма аккомодации или ложной близорукости.
Таблица 1
Показатели ближайшей точки ясного видения школьников _(в см)_
Школа № / округ Математический класс Гуманитарный класс
Юноши Девушки Юноши Девушки
1349 ВАО 7,93 8,51 8,14 7,76
769 СЗАО 8,09 8,49 8,26 8,15
175 ЦАО 8,15 8,36 8,29 8,17
1097 СВАО 8,47 8,24 8,44 8,19
97 ЗАО 7,48 8,15 8,22 8,26
819 СЗАО 7,42 8,08 7,52 8,11
По всем школам 7,83 8,31 8,15 8,11
При оценке показателей СЗМР были получены следующие результаты, которые представлены в табл. 2.
В таблице № 2, представленные данные показывают, что наименее утомляются как девушки, так и юноши школы 1349 ВАО в математическом классе (198 и 207 мили секунд) соответственно. При этом наиболее утомляются девушки школы № 175 ЦАО в гуманитарном классе, у юношей же подобный показатель утомления был обнаружен в гуманитарном классе (254 мили секунд) школы № 97 ЗАО.
Таблица 2
Показатели скорости зрительно-моторной реакции школьников __(в милисекундах)_
Школа № / округ Математический класс Гуманитарный класс
Юноши Девушки Юноши Девушки
1349 ВАО 207 198 218 240
769 СЗАО 233 247 228 232
175 ЦАО 230 237 244 260
1097 СВАО 216 228 219 226
97 ЗАО 214 224 254 222
819 СЗАО 234 244 238 242
По всем школам 222 230 234 237
Исследования зрительной продуктивности, результаты которых представлены в таблице № 3 показывают, что у подавляющего большинства обследованных показатели ЗП находится в диапазоне среднего уровня работоспособности, что согласуется с полученными данными по всем 3 методикам оценки зрительного утомления московских школьников.
Таблица 3
Показатели зрительной продуктивности школьников _(в условных единицах)_
Школа № / округ Математический класс Гуманитарный класс
Юноши Девушки Юноши Девушки
1349 ВАО 0,29 0,23 0,24 0,25
769 СЗАО 0,29 0,33 0,20 0,28
175 ЦАО 0,21 0,24 0,27 0,37
1097 СВАО 0,19 0,26 0,22 0,29
97 ЗАО 0,26 0,33 0,24 0,23
819 СЗАО 0,28 0,35 0,31 0.35
По всем школам 0,25 0,29 0,25 0,30
Шкала оценки ЗП: 0,10-0,20 -низкая ЗП, 0,21-0,30 средняя ЗП, 0, 31 и выше высокая ЗП.
В заключение следует отметить, что показатели зрительного утомления школьников напрямую зависит от режима зрительно-напряженного труда подростков, а также от санитарно гигиенических условий школ: параметров освещенности классных комнат, компьютерных кабинетов, угла зрения подростков при занятии на ПВМ и, разумеется, со временем, проведенных у компьютера в течение дня.
Модункаев С.Б., Годгаева С.С.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКОВ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ
Санкт-Петербургский государственный университет, Медицинский факультет; ГУ «Республиканский Центр Профпатологии», г.Элиста, Республика
Калмыкия, [email protected]
Условия труда в сельском хозяйстве носят сложный комплексный характер, сопровождаются воздействием на организм работников различных вредных производственных факторов и функциональным перенапряжением ввиду тяжести и напряжённости труда. Калмыкия - сельскохозяйственная республика. Очень часто среди стажированных континенгентов работников, например, у механизаторов, возможны сочетания различных профессиональных заболеваний, что нередко ведёт к стойкой утрате профессиональной трудоспособности. В этой ситуации очень большая роль должна быть отведена проведению предупредительных профилактических мероприятий, одним из которых являются медицинские осмотры.
На территории РК качество медицинских осмотров в сельском хозяйстве нахо-