Научная статья на тему 'Медвежья хватка'

Медвежья хватка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
270
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Вера Колерова

Предприниматель Руслан Муханов хочет покрыть Россию сетью мобильных быстроразвертываемых детских палаточных лагерей под брендом «Большая Медведица». В этой нише он может оказаться одним из первых — по крайней мере по масштабам организации детского отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медвежья хватка»

ПРОЕКТ

МЕДВЕЖЬЯ

ХВАТКА

ВЕРА

КОЛЕРОВА

Связь Руслана Муханова со сферой детских образовательных услуг долго ограничивалась тем, что его мама работала воспитателем в детском саду. На последнем курсе Московского университета экономики и права вместе с тремя друзьями он создал строительную компанию. Типичная история, рассказывает Руслан: тогда им казалось, что они знают о предпринимательстве если не все, то уж точно больше своих преподавателей. Впрочем, строительная компания прожила недолго. Все участники бизнеса пошли своей дорогой. Муханов какое-то время занимался бизнесом по организации праздников, а параллельно — другими проектами. Однажды, вспоминает Руслан, он практически случайно получил возможность взять в аренду помещение в Москве на улице Гришина, арендатором которого до этого был детский центр развития. «Центр был совсем простой, и там работала семейная пара, которая с безумной увлеченностью и даже каким-то упоением занималась этим делом», — вспоминает предприниматель. Когда прежние арендаторы съехали, Муханов решил открыть в этом помещении, уже отремонтированном под детский формат, свой детский центр — больше и современнее.

Запуск проекта, говорит Руслан, напоминал веселый романтический фильм о молодых друзьях, решивших открыть

Предприниматель Руслан Муханов хочет покрыть Россию сетью мобильных быстроразвертываемых детских палаточных лагерей под брендом «Большая Медведица». В этой нише он может оказаться одним из первых — по крайней мере по масштабам организации детского отдыха.

компанию: «Нам помогали родители, мы подключили всех знакомых, кто хоть что-то понимал в этом. Набрали первый состав педагогов среди учителей и сотрудников ближайших школ. Потом уже к нам стали приходить люди со своими методиками». В 2007-2008 годах, когда они открывались, на весь район был всего один детский клуб. Сейчас их здесь 14: формат оказался очень востребованным.

Сегодня в его сети «Панда Репаблик» четыре клуба. Но настоящего прорыва так и не произошло. Многие конкурирующие концепции развивались значительно быстрее и уже отстроили сети из десятков и даже сотен заведений («Бэби-клаб», «Крошка.ру»). Рынок детских образовательных центров развивается преимущественно по франчайзинговой модели. Руслан Муханов тоже продал было пару франшиз, но впоследствии был вынужден закрыть некоторые заведения, открытые партнерами. «Они не выдерживали сетевых стандартов, а мы,

36 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016

видимо, не смогли предоставить им достаточной поддержки, — признает сейчас Муханов. — Да и не были вполне готовы к этому: развитием франчайзинга у нас занимались два-три человека, а нужно было создавать департамент». Пробовать снова он пока не собирается.

В открытие каждого клуба предприниматель вкладывал от 6 млн рублей и порой тратился на вещи, которые кому-то покажутся излишеством. Например, устанавливал дактилоскопические системы контроля доступа в клуб (по отпечатку пальца; зато ни один ребенок за все годы ни разу не покинул помещение без сопровождения взрослых). Мебель в его заведениях или импортная — из Германии, или сделанная под заказ в России; отделочные материалы при ремонте используются только экологичные. Все это несколько увеличивает срок окупаемости: в среднем детским центрам «Панда Репаблик» требуется на это три года.

Не было смысла выходить на рынок с такой дорогой франшизой, чтобы конкурировать с десятком других компаний, которые предлагают концепции со стартовыми вложениями до миллиона рублей. К тому же, по словам Муханова, с финансовой точки зрения ему не нужна была постоянная подпитка от продаж франшизы. Раскрученный клуб приносит чистой прибыли в среднем 3,9 млн рублей за сезон, и этого достаточно для развития. Впрочем, два года назад предприниматель решил приостановить развитие сети и заняться доведением до ума уже открытых центров. Тем более что в тот момент у него на горизонте замаячил новый проект, который потребовал от команды напряжения всех сил. Близилось лето — «мертвый сезон» для детских центров развития. Руслан Муханов как раз мечтал придумать какой-то дополнительный, «летний» бизнес, а тут родители детей, занимавшихся в «Панда Репаблик», подбросили идею — летний детский лагерь.

НАЧАТЬ С НУЛЯ

Первой мыслью предпринимателя было найти и восстановить какой-нибудь заброшенный пионерлагерь. В Подмосковье немало таких «призраков» советской эпохи — чиновники называют их «объектами, находящимися в стадии руинирования». Муханов присмотрел пять площадок, которые счел перспективными, и энергично взялся за дело. Но продвинуться вперед не удалось ни на йоту: бюрократические проблемы, связанные с оформлением документов, оказались попросту нерешаемыми. «Например, мы смотрели лагерь в красивейшем месте Подмосковья, — рассказывает Руслан. — Но прежде чем выковырять из земли четыре кирпича, которые остались от фундамента стоявшего там здания, пришлось отправиться в Росреестр — собирать информацию об этом объекте чуть ли не с 1970-х годов. Но в Росреестре не оказалось нужной документации, и нас отправили обратно в правительство Московской области. У них не было плана БТИ, чертежей зданий. Никто попросту не мог передать нам эти площадки в аренду на законном основании».

Игра не стоила свеч, решил предприниматель. Чтобы реконструировать старый лагерь, пришлось бы вложить не меньше 300 млн рублей, притом что риски, связанные с оформлением документов на участок, зашкаливали. Привлекательнее выглядела перспектива сделать лагерь с нуля. Он должен был располагаться в Подмосковье, чтобы родители всегда могли приехать проведать ребенка (для многих это вообще ключе-

вой фактор выбора), в живописном месте на природе, легко развертываться и быть максимально безопасным для детей. Вопросы безопасности Муханова беспокоили сильнее всего: он поначалу не понимал, как обеспечить ее в лесу.

Концепция лагеря сложилась к марту 2014 года, когда до открытия сезона оставалось всего два месяца. Но не хотелось растерять запал, который был тогда у всей команды, и откладывать на следующий год. Решили: главное — ввязаться в бой, а там посмотрим.

Место, которое выбрали, отвечало всем нужным параметрам: музей-заповедник «Горки Ленинские». Здесь можно было не только обустроиться, заниматься спортом и играть на свежем воздухе, но и проводить экскурсии в музее и на территории заповедника, где находятся тысячелетние курганы.

С музейщиками сложилось взаимовыгодное сотрудничество. «Панда Репаблик» выполнила для музея кое-какие

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016 37

работы, связанные с ремонтом инфраструктуры, а тот взамен предоставил под лагерь два гектара земли. Дальнейшее было делом техники: провели антибактерицидную обработку земли, выкосили траву, оборудовали охраняемый периметр и установили восемь палаток на специальные поддоны, сколоченные из досок. Чтобы проект был интересным для детей, потребовалось хорошо продумать досуг. Поэтому сделали веревочный городок, поставили несколько спортивных объектов, организовали при лагере различные активности: рафтинг, катание на квадроциклах, велотреки, командные игры, пешие прогулки, кружки.

Спешка, разумеется, была страшная: для получения всех разрешений начали обивать пороги инстанций всего за три недели до открытия. «Зато в день открытия лагеря нас, кажется, приехали закрывать сразу все существующие службы и рода войск, — улыбается Муханов. — Не хватало только летчиков и космонавтов».

Самые большие сложности в случае с открытием детского лагеря, по словам предпринимателя, — пройти все проверки по линии Роспотребнадзора и обеспечить безопасность. «Хотя я считаю, что требования должны быть еще жестче, — говорит

Руслан. — На самом деле они настолько банальны и просты, что даешься диву. Но люди, которые там работают, понимают свою власть и пользуются этим».

Муханов приводит пару примеров абсурда от проверяющих органов: они предъявили претензии из-за отсутствия деревянных красных швабр для пола (в наличии были только пластиковые). Вопросы вызвало также водоотведение из душевых кабин: сказали, что необходимо вместо обычного слива выкопать яму, сделать лопатой ров, обложить его сеном, чтобы оно поглощало мыло, которым моются дети. «Хотя у нас в лагере используется экологически чистое мыло, — добавляет Руслан. — Такие требования не делают нас лучше, а загоняют в рамки».

Скромный по масштабам первый лагерь, в который было вложено 20 млн рублей и где за весь сезон побывало не более 80 детей, разумеется, и близко не окупился. Впрочем, предприниматель на это и не рассчитывал: ему было важно обкатать формат.

Ошибки проанализировали в конце сезона. Технику и оборудование для лагеря покупали, а разумнее было арендовать. Квадроциклы выбрали неподходящие: они то и дело ломались.

38 БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016

На рекламу очень нерационально потратили 3 млн рублей — фактически чтобы привлечь 40 детей (остальные 40 были из числа тех, кто занимался в центрах развития, то есть «постоянные клиенты»). Но выхода тогда особо не было: требовалось очень быстро продать путевки в никому не известный лагерь, с которым не хотели работать многие профильные сайты и турагентства.

Главное, что принес первый проект, — это опыт, смиренно говорит Муханов. Стратегической ошибкой стали невыстроенные каналы продаж. С лагерем их должно быть много, объясняет он: по меньшей мере офлайн и онлайн, в том числе социальные сети. А у первой «Медведицы» была только реклама в онлайн-интеграторах путевок и ограниченное количество информации о проекте и фотографий в открытом доступе.

На следующий год все было совсем иначе. Подготовкой занялись заблаговременно, тем более что рассчитывали принять в лагере уже 600 детей. С «Медведицей» согласились работать площадки, которые раньше отказывались, — портал Incamp.ru, туристическое агентство «Волна». Уже в марте пошли оплаченные предзаказы (цена путевки была 35,9 тыс. рублей). Но с возросшими масштабами проекта справились не вполне: результатом стало некоторое количество негативных отзывов о лагере. Родители жаловались на то, что часть палаток затапливает во время дождя, что туалеты находятся далековато от палаток, что активностей на всех детей недостаточно, и им приходится долго ждать своей очереди, чтобы полазить на скалодроме или покататься на квадроцикле. Кто-то был недоволен тем, что по правилам лагеря у детей забирали все мобильные и гаджеты (чтобы отдохнули от них на свежем воздухе).

«Мы не совсем были готовы обслужить такое количество детей», — признает Муханов. Тем не менее финансовый результат оказался неплохим, хотя и не слишком значимым в масштабах всего бизнеса «Панда Репаблик»: парк за сезон принес 5 млн рублей прибыли.

Главным недостатком этого проекта, по мнению его руководителя, стала недооценка важности работы с родителями и выстраивания обратной связи. Эту ошибку, как и многие другие, Руслан надеется исправить в новом сезоне. А главное — он наконец приступит к масштабированию всего проекта.

ЗДЕСЬ БУДЕТ ЛАГЕРЬ-ПАРК

В этом году «Большая Медведица» уже планирует развернуть лагерь-парк на площади более 125 тыс. квадратных метров, который сможет принять за сезон 2,5 тыс. детей. «Это еще не «Артек», но уже кое-что...» — говорит предприниматель. Путевка будет стоить уже 45 тыс. рублей, а оборот парка составит 100-120 млн. В этот проект Муханов собирается вложить 80 млн рублей. Ситуация в экономике сложная, банковские ставки высокие, но маржинальность парков, по словам Руслана, позволяет привлекать заемные средства. Кроме того, ему удается получать инвестиции от частных лиц и компаний: небольшие доли в новом проекте уже проданы. Новых инвесторов для своей компании Муханов ищет постоянно. «И это правильный процесс, залог стабильности бизнеса, — говорит он. — Если ищешь деньги только тогда, когда они тебе нужны, — ты уже опоздал». В бизнес «Большой Медведицы» вошла, в частности, компания, проектирующая туристические кластеры. Руслан Муханов считает, что такие партнеры позволят «Медведице» быстрее двигаться вперед.

В новом лагере дети будут жить не в палатках, а в специальных модульных каркасных конструкциях — для большего комфорта. В центре лагеря расположится огромный амфитеатр для общих собраний, будет установлена система видеонаблюдения из 50 камер, появится больше квадроциклов, обширнее станет рафтинг и скалодром. Лучше продумали «педагогические» мелочи, до которых не доходили руки в предыдущие сезоны: форму, знаки отличия, соревновательную систему. Программ в лагере будет три — «Бизнес», «Спорт» и «Креатив». По бизнес-части Муханов замахнулся на «детский MBA» (проект делается совместно с Высшей школой экономики): перед воспитанниками лагеря выступят владельцы реальных компаний и бизнес-тренеры, дети создадут свои проекты. В лагере появится своя «улица» с различными организациями и предприятиями — кондитерскими, отделениями банков и магазинами, в которых дети смогут попробовать свои силы (привет открывшемуся недавно в России парку профессий Kidzania). На спортивном фронте планы тоже большие: например, в качестве инструкторов Муханов привлечет на скалодром своих друзей-альпинистов (он сам серьезно увлекается этим видом спорта). Этим летом в лагере за скалодром будет отвечать известный альпинист и спелеолог Денис Провалов, установивший в 2001 году мировой рекорд по спуску в самую глубокую пещеру мира — Крубера (Абхазия).

С кадрами в «Медведице» все тоже будет по-другому Если раньше вожатых просто набирали по объявлению, то теперь заблаговременно обучат в собственной школе. «Раньше вожатые бегали у нас по лагерю и сами не знали, что где находится, — говорит предприниматель. — В этом году они появятся минимум за месяц до первого ребенка, пройдут массу тестов и испытаний и хорошенько все изучат на месте».

Иной станет и работа с родителями. Муханов понял, что им нужно предоставлять гораздо больше информации, проводить собрания перед отъездом детей в лагерь, показывать фото и видео, демонстрирующие условия жизни в лагере.

На этот сезон предприниматель запланировал также открытие первого мобильного лагеря-парка под маркой «Большой Медведицы» в одном из регионов (точное место он пока не называет). Мобильность парка позволяет развернуть его практически на любой территории максимум за три дня. Палаточно-тентовые конструкции доставляются в любую точку страны на автопоездах, причем скомпоновать лагерь можно на самое разное количество детей — от сотни до тысячи.

Возможно, парков в регионах откроется и больше, по крайней мере Муханов готов вложить в них до 250 млн рублей и уже рассматривает несколько локаций. Затягивать с развитием он не хочет: сейчас на рынке нестабильная ситуация, а для его бизнеса это скорее время возможностей, чем выжидания. Рынок большой: за 2014 год, по данным Муханова, число детей, отдохнувших в палаточных лагерях, выросло на 80 тысяч по сравнению с предшествующим годом. При этом рынок неоднороден: многие лагеря живут не больше одного сезона, и на этом фоне можно попробовать выбиться в устойчивые лидеры. Мобильность лагеря дает неограниченные возможности для развития «Большой Медведицы» в регионах: лагерь можно развернуть на любой территории от Байкала до — хотя бы теоретически — Полярного круга. Руслану Муханову, альпинисту со стажем, побывавшему щв на Эльбрусе, явно симпатичны такие горизонты. НЙ1

БИЗНЕС-ЖУРНАЛ | АПРЕЛЬ | #4 2016 39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.