Научная статья на тему 'МЕДИЙНЫЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ'

МЕДИЙНЫЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиа / конфликт / социальные сети / журналистика / СМИ / media / conflict / social networks / journalism / media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бабаян Г.Р.

В работе рассматриваются способы влияния на человеческое восприятие в контексте вооруженного конфликта, раскрываются конкретные алгоритмы взаимодействия с обывателями через социальные сети и западные методики распространения своего влияния через современные медиа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA FACTOR INFLUENCES ON PERCEPTION ARMED CONFLICTS

The work examines ways to influence human perception in the context of an armed conflict, reveals specific algorithms for interaction with ordinary people through social networks and Western methods of spreading their influence through modern media.

Текст научной работы на тему «МЕДИЙНЫЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ»

УДК 070.1

Бабаян Г.Р.

студент второго курса магистратуры факультета журналистики Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ (г. Москва, Россия)

МЕДИЙНЫЙ ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Аннотация: в работе рассматриваются способы влияния на человеческое восприятие в контексте вооруженного конфликта, раскрываются конкретные алгоритмы взаимодействия с обывателями через социальные сети и западные методики распространения своего влияния через современные медиа.

Ключевые слова: медиа, конфликт, социальные сети, журналистика, СМИ.

История человечества очень тесно связана с войнами. На протяжении всего своего существования люди воюют друг с другом за ресурсы, земли и влияние. По некоторым подсчетам, за всю задокументированную историю человечества, войн не было всего 200 лет в общей сложности. Тысячи лет люди совершенствовали свои навыки ведения войны. Мы, как вид, прошли впечатляющий путь от палок с привязанными к ним камнями до орудий массового поражения, способных стереть с лица земли целые страны. Но вопреки общественному мнению, самое мощное оружие - не то, которое можно увидеть за много километров и даже не то, что оставляет на месте использования кратер диаметром с небольшой город. Самое мощное и эффективное орудие в любой войне невозможно увидеть, а обыватель может понять, что против него использовали это оружие только сильно позже, когда эффект уже необратим. Самое мощное оружие на любой войне - это информация. Любой грамотный

лидер понимает, что война - это крайне дорогое мероприятие, которое требует большего количества денежных вливаний и человеческого ресурса. Но армия может даже не являться на поле сражения, если враг уже победил сам себя прямо у себя дома. Такой исход гораздо удобнее, дешевле и эффективней открытых сражений. И такого исхода можно добиться с помощью самого грозного оружия - информации.

Тысячелетиями человечество оттачивало навык войны и всегда применяло информацию, как одно из оружий, пока она постепенно не стала основным и самым главным полем брани. И в наше время простой человек может даже не подозревать, что под его окнами идет мировая война. Человек может даже не подозревать, что сам является активным участником боевых действий. Именно так работает самый современный вид войны - информационная. Как пишет в своей статье Я. И. Михайленко «Человечество с незапамятных времен сталкивалось с проблемой информационных войн на всех уровнях жизни общества, и лук, стрелы, мечи, пушки и танки, в коне концов, ядерные ракеты, только завершали физический разгром сообщества, уже потерпевшего поражение в информационной войне. Технологическая революция привела к появлению термина «информационная эра» из-за того, что информационные системы стали частью нашей жизни и изменили ее коренным образом. Информационная эра также изменила способ ведения боевых действий, обеспечив участников боевых действий беспрецедентным количеством и качеством информации. Информационная война рассматривает информацию как отдельный объект или потенциальное оружие и как выгодную цель. Технологии информационной эры сделали возможным прямое манипулирование информацией противника. Информация появляется на основе событий окружающего мира. Информация сама становится оружием» [4, с. 322].

Информационная война стала основным методом ведения войн и достигла своего пика в период после Второй мировой войны. Период Холодной войны стал беспрецедентным по части мирового напряжения и взаимной неприязни двух сверхдержав. С распадом СССР у США пропал главный фактор

сдерживания и весь мир впервые стал свидетелем американских методов информационного сопровождения конфликтов на Ближнем Востоке. К. В. Марчан писал: «Об информационном противостоянии политологи и журналисты-международники особенно активно стали говорить более тридцати лет назад — после событий в Персидском заливе в 1991г. Хотя военные и политики, выступая в качестве экспертов, уже тогда активно оперировали специальными терминами типа casus belli (повод к войне), «атака» и т.п., медиаисследователи сначала были осторожны, применяя словосочетания типа «информационное давление», «информационно-психологическое

противостояние», но по мере обострения международной ситуации, которое коснулось и непосредственно России, все чаще стало звучать словосочетание «информационная война». Что это: пропагандистский перехлест или реальная оценка положения дел?» [3 с. 136]. И хотя эксперты и по сей день расходятся во мнениях по поводу результатов Холодной войны и нет однозначного мнения даже о том, закончилась ли она или просто эволюционировала вместе с Российской Федерацией, многие сходятся на том, что против Российской Федерации также ведется самая настоящая информационная война. В той же статье К. В. Марчана приводятся признаки информационной войны: «Информационная война никогда официально не объявляется, а часто даже отрицается сам факт ее ведения, «мирная» инфраструктура противника (посольства, корпункты СМИ и др.) используются для боевых действий, информационная деятельность осуществляется в условиях свободы СМИ и абсолютной прозрачности границ для распространения любой информации в интернете и др. Межгосударственные противоречия экономического, политического и исторического характера всегда являлись предпосылками информационных войн, но не было таких, как сегодня, возможностей— современных технических средств и коммуникативных технологий, способствующих глобализации и еще большей открытости информационного пространства».

В рамках этой работы важно понять, какие инструменты используется для эффективной поддержки информационных операций и продвижения геополитически «верных» настроений у масс.

Вне зависимости от берега океана, все крупные игроки на международной арене активно используют медиа для продвижения собственных интересов. У разных стран это получается с разным успехом. Принято считать, что эффективнее всего на информационном поприще действуют США. К каждой информационной кампании в Америке подходят с умом и, главное, с большим финансированием. Известный американский журнал POLITICO опубликовал у себя на сайте статью под названием «Waging Psychological War Against Russia» [2] датированную седьмым сентября 2022 года. В статье очень обстоятельно ведется рассуждению на тему того, на какие рычаги надо давить, чтобы Россия и Путин проиграли. Давление подразумевается информационное. Статья написана на английском, поэтому приведенные цитаты могут иметь неточности в переводе, но смысл они все равно передадут. Среди прочего, предлагается надавить на русское чувство самоидентичности и национализм: «Этот рост национализма может стать преимуществом для США в их психологической войне с Кремлем. Россияне очень гордятся своей страной, и Путин подогревает это чувство двумя десятилетиями националистической риторики. В результате продвижение демократии как альтернативной системы управления вряд ли понравится среднестатистическому россиянину. Скорее, как и в знаменитом видео Арнольда Шварценеггера, осуждающем нападение Путина на Украину, более эффективным подходом было бы подчеркнуть, как Путин принизил «величие» России внутри и за рубежом своей кровавой войной на Украине. Точная, нейтральная информация является мощным оружием в условиях непрекращающейся пропаганды. Эффективные информационные операции могли бы показать россиянам, как их страна превратилась из страны, пользующейся международным уважением и престижем, в глобального изгоя. Вместо того чтобы отвергать националистические тенденции, такие усилия сыграли бы на желании многих россиян вернуть утраченную славу своей

страны.». Отдельно выделяется видео, записанное бывшим губернатором Калифорнии на фронтальную камеру своего телефона, в котором господин Шварценеггер насмехается над специальной военной операцией и ее целями.

Также предлагается пропагандировать «правильные» мысли с помощью юмора: «Юмор может стать мощным инструментом в этих начинаниях. В условиях драконовских законов о цензуре в Москве правило «ваш язык — ваш злейший враг», означающее, что будьте осторожны в своих словах, всегда было ключом к выживанию. В 2019 году российский парламент принял закон, грозящий 15 сутками тюрьмы за «вопиющее неуважение» к государству, его чиновникам и российскому обществу. Но даже Сталин не смог остановить сатиру, ставшую самой популярной формой политического протеста в бывшем Советском Союзе.

Нынешние информационные операции США должны возродить аналогичный акцент на юморе и дать россиянам возможность рассказывать свои собственные шутки. С тех пор, как началась война на Украине, Путин неоднократно ссылался на наследие Сталина. Ну, в эту игру могут играть двое. Возьмите знаменитый сталинский лозунг «Жить стало лучше, товарищи!» Это можно легко адаптировать к нынешней ситуации в России, чтобы высмеять Путина. Кремль знает, что юмор может быть опасным инструментом в информационных операциях, всего несколько лет назад министерство культуры России запретило сатирический фильм-хит «Смерть Сталина» на том основании, что фильм был «экстремистским» и «направленным на унижение российского народа». Но Кремль не может отслеживать и блокировать каждую сатиру, попадающую в информационное пространство.». Информационное противостояние на фоне вооруженного конфликта на Украине воспринимается, как игра. А в игре, как известно, можно победить, если заставить всех играть по своим правилам. А в США знают, как заставить жителей СССР или России играть по своим правилам: «Исторически такой подход был направлен на то, чтобы продать россиянам американскую мечту. Но эта стратегия является пережитком холодной войны и плохо подходит современной России. Вместо

того, чтобы пропагандировать преимущества Levi's и Голливуда, информационные операции США должны использовать русский национализм, чтобы перевернуть ситуацию с Кремлем, подчеркивая ущерб, нанесенный войной России, разоблачая правительственную коррупцию и неравенство внутри России, а также эксплуатируя недовольство среди российских этнических меньшинств. Эта, осмелимся сказать, тактика в российском стиле принесет больше плодов, чем сказки о чудесах американской демократии.

Правительство США не новичок в информационных операциях такого рода. Во время холодной войны, чтобы подчеркнуть слабости Советского Союза и предоставить подлинные новости порабощенным народам советской империи, Вашингтон стал пионером в доставке мировых новостей через свою инициативу «Голос Америки» и «Радио Свободная Европа/Радио Свобода». Эти программы общественной информации сыграли важную роль в борьбе против коммунизма. С момента начала вторжения на Украину в феврале 2022 года Владимир Путин закрыл то, что осталось от независимых российских СМИ, и ограничил доступ россиян к основным западным социальным сетям и различным западным информационным агентствам. Но благодаря широкому использованию VPN-доступа в Интернет Соединенные Штаты могут доставлять информацию внутри России, а также использовать российских суррогатов для публикации сообщений в социальных сетях на российских платформах.».

Чтобы эффективно противостоять подобным попыткам завладеть умами простых людей, надо понимать, какие инструменты используются для достижения цели. В современных реалиях, главным рупором и источником информации на земном шаре является всемирная сеть интернет.

Инитернет - это очень «грязный» источник информации. В виду практически полной свободы слова на просторах сети, информацию там можно найти на любую тему и любого характера. Поэтому при подготовке информационной операции важно знать, на какую аудиторию рассчитана информация и где эта аудитория обитает. Легче всего пробираться в разумы людей там, где люди чувствуют себя в безопасности - в социальных сетях.

Работа с соцсетями тоже подразумевает четкое сегментирование аудитории и выбор «рупоров». Все в той же статье от POLITICO внимание акцентировалось на том, что для русского человека очень важно доверять тому, от кого поступает информация. Поэтому, зачастую, самым простым и правильным способом становится создание благодатной почвы в виде человека в кадре или печатного блоггера, который сначала планомерно будет наращивать различными методами свою аудиторию, а потом уже во всю транслировать «нужные» идеи. Но иногда не столь важен исполнитель, сколько посыл сообщения. На сайте Норвежского министерства обороны в открытом доступе есть статья, которая называется «Understanding Influence Operations in Social Media: A Cyber Kill Chain Approach» [1]. В статье подробно рассказывается о том, как можно создать дезинформирующее сообщение, которое запустит волновой эффект переживания. При этом первоисточник отследить будет невозможно. Для успешной операции достаточно найти слабое место (событие или высказывание на какую-либо «больную» тему), выбрать подходящие соцсети для транслирования своих идей и просто делать контент.

В статье написано: «В этой работе рассматривается цепочка киберубийств, эксплуатация нацелена на людей, а не на приложения или системы. Принимая во внимание, что этап доставки связан с доставкой сообщения в социальные сети пользовательских медиапотоков, основная цель этапа эксплуатации — облегчить переход от экрана к мышлению пользователей социальных сетей. Первым шагом здесь является то, что сообщение не должно быть полностью отвергнуто. Тот факт, что в одной социальной сети весь контент выравнивается, чтобы иметь одинаковый внешний вид так, что новости из авторитетной новостной организации неотличимы от публикаций фейковых новостей, это важная возможность для оказания влияния в этом отношении. Кроме того, при небольшом финансировании, хорошо скопированный сайт будет казаться надежным источником информации. Если удалось избежать опасности отторжения, важно привлечь внимание пользователей социальных сетей. В этом случае вспоминается теория экономики внимания, частично она

основана на идеях Герберта Саймона, высказанных за четверть века до появления социальных сетей. Рассуждая на тему организаций и увеличения доступной информации, он заявил: «То, что потребляет информация, довольно очевидно: она поглощает внимание своих получателей. Следовательно, обилие информации порождает бедность внимания». Необходимость борьбы за внимание как дефицитный ресурс вызвана не только огромным объемом информации, генерируемой в Интернете. Это также результат базовой бизнес-модели большинства социальных сетей, а именно рекламы. Социальные сети продают внимание своих пользователей, или, как говорится в пословице: «Если вы за это не платите, вы не клиент, вы — продукт, который продается». Многие из возможностей социальных сетей, обсуждавшихся выше, созданы с целью привлечь больше внимания пользователей с помощью тактик взаимодействия, таких как кнопки «Мне нравится» или инструменты для легкого обмена контентом».

О людях и человеческом внимании в данной статье говорится, как о товарах, которые могут быть использованы. Но особо подчеркивается то, что подобная работа с информацией должна быть аккуратной: «люди могут совершать действия, выгодные организации, стоящей за операцией влияния, но только тогда, когда информация из кампании включена в их понимание мира и поддерживает их. Операция влияния, достигающая определенного успеха, не пытается бросить прямой вызов чьему-то мировоззрению».

Хорошо выработанная и тщательно неоднократно отрепетированная инструкция по тому, как победить врага, не вступая с ним в противоборство. С помощью интернета, новых медиа и социальных сетей, в частности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Understanding Influence Operations in social media: A Cyber Kill Chain Approach a Bergh, Norwegian Defence Research Establishment (FFI) Kjeller, Norway;

2. Waging Psychological War Against Russia // Politico. URL: https: //www. politico. com/news/magazine/2022/09/07/waging-psychological-war-against-russia-00054995?clckid=1b407a42 (дата обращения: 13.06.2024);

3. Марчан, К.В. От информационного противостояния и давления - к информационной войне / К.В. Марчан, В. Тулупов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2022. - № 1. - С. 135-140. - EDN UUMNMT;

4. Михайленко, Я.А. Информационные войны: историографический обзор и современная концепция на примере СВО / Я.А. Михайленко // PR и реклама: традиции и инновации. Связи с общественностью: смыслы и технологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Красноярск, 20 апреля 2023 года. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2023. - С. 321-325. - EDN QHCIHU

Babayan G.R.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

(Moscow, Russia)

MEDIA FACTOR INFLUENCES ON PERCEPTION ARMED CONFLICTS

Abstract: the work examines ways to influence human perception in the context of an armed conflict, reveals specific algorithms for interaction with ordinary people through social networks and Western methods of spreading their influence through modern media.

Keywords: media, conflict, social networks, journalism, media.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.