Научная статья на тему 'Формирование имиджа России западными СМИ'

Формирование имиджа России западными СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
603
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБРАЗ РОССИИ / ЗАПАДНАЯ ПРЕССА / СМИ / ВЛАДИМИР ПУТИН / IMAGE OF RUSSIA / INTERNATIONAL RELATIONS / WESTERN MASS MEDIA / VLADIMIR PUTIN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Малаев Денис Витальевич, Слепков Максим Сергеевич

Достижения научно-технического прогресса оказывают непосредственное влияние на международные отношения. Следствием развития информационно-коммуникационных технологий, а также сети Интернет, стало увеличение роли СМИ в современном мире. Масс-медиа, взаимодействуя с информацией, способны влиять на политику государств. Примером такого влияния является создание средствами массовой информации образа, или имиджа, той или иной страны, что может сказаться на ее взаимоотношениях с участниками мирового сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The creation of Russia’s image by Western mass-media

The advances in scientific and technological progress have a direct impact on international relations. The consequence of the development in information and communication spheres, and also of the Internet, was the increasing role of mass media in the modern world. The mass media, interacting with information, is capable to influence on the states and their policy. The creation of the particular country’s image by the mass media can be an example of such influence, due to its effect on relations of that country with other actors of international relations.

Текст научной работы на тему «Формирование имиджа России западными СМИ»

Формирование имиджа России западными СМИ The creation of Russia's image by Western mass-media

Малаев Денис Витальевич

Студент 3 курса, ф-т международных отношений, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

Россия, г. Владимир e-mail: dmalaev@my. com

Malaev Denis Vitalevich

3rd year student, faculty of international relations, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs,

Russia, Vladimir e-mail: [email protected]

Слепков Максим Сергеевич

старший преподаватель, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых,

Россия, г. Владимир e-mail: [email protected]

Slepkov Maxim Sergeevich

senior lecturer, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs,

Russia, Vladimir e-mail: [email protected]

Аннотация.

Достижения научно-технического прогресса оказывают непосредственное влияние на международные отношения. Следствием развития информационно-коммуникационных технологий, а также сети Интернет, стало увеличение роли СМИ в современном мире. Масс-медиа, взаимодействуя с информацией, способны влиять на политику государств. Примером такого влияния является создание средствами массовой информации образа, или имиджа, той или иной страны, что может сказаться на ее взаимоотношениях с участниками мирового сообщества.

Annotation.

The advances in scientific and technological progress have a direct impact on international relations. The consequence of the development in information and communication spheres, and also of the Internet, was the increasing role of mass media in the modern world. The mass media, interacting with information, is capable to influence on the states and their policy. The creation of the particular country's image by the mass media can be an example of such influence, due to its effect on relations of that country with other actors of international relations.

Ключевые слова: имидж, международные отношения, образ России, западная пресса, СМИ, Владимир

Путин

Key words: image of Russia, international relations, western mass media, Vladimir Putin

В эпоху глобализации и интеграции одним из важных вопросов является характер восприятия того или иного государства со стороны других участников международных отношений. Формирование имиджа является одним из первоочередных интересов и стратегических задач государства, поскольку тот в может оказать решительное влияние на характер взаимодействия с другими членами мирового сообщества. Для каждой страны очень важно создать образ, отражающий её положительные черты и достоинства.

Попробуем разобраться более подробно, что же из себя представляет имидж государства, какие факторы оказывают влияние на его формирование, а также попытаемся рассмотреть, какой представляют Россию за рубежом.

Ознакомимся с несколькими вариантами определения понятия «имидж»:

• Целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.

• Сложившийся в сознании массовом и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо

• Относительно устойчивое, зачастую малоподвижное, представление людей об объекте [1]

• Сумма убеждений, представлений и впечатлений людей в отношении этого места [6]

Существует множество определений данного понятия, вышеприведенные - только малая их часть, но,

ознакомившись с ними, можно выделить некие общие черты, из которых следует, что имидж представляет собой сложившийся стихийно или же целенаправленно, искусственно созданный образ какого-либо объекта, оказывающий эмоционально-психологическое воздействие на человека.

Е.В. Анохин говорит об имидже страны как системе, формирующейся на протяжении всей истории государства и позволяющей выстраивать цепь ассоциаций, конструировать в сознании людей определенный образ. Структурными элементами здесь являются официальные и неформальные символы государства, психологические особенности, культура и негативные аспекты жизнеобеспечения населения, различного рода коммуникативные препятствия, уровень социально-экономического развития страны в целом. В качестве проводников имиджа страны за рубежом стоит рассматривать ее дипломатическую внешнеэкономическую деятельность, достижения в областях науки, культуры и спорта, а также развитость туризма - различные международные фестивали, выставки, спортивные соревнования, научные конференции и др. мероприятия [1].

Ю.И. Глинская относит к оказывающим влияние на формирование и восприятие имиджа государства такие факторы, как наличие или столкновение общих интересов у тех, чей имидж воспринимается, и тех, кто его воспринимает [3].

Вспомним древнегреческого философа Гераклита, говорившего следующее: "Главное - не то, что есть, а то, как мы это понимаем". Эти слова вполне могут описать важный один из важнейших аспектов такого формирования имиджа - выбор при его создании нужных средств, воздействующих на сознание людей. Не является секретом то, что основными каналами, предоставляющими сведения о тех или иных событиях или объектах в наше время, выступают средства массовой информации (СМИ) и средства массовой коммуникации (СМК), чье влияние на сферу международных отношений продолжает усиливаться.

С помощью Интернета, телевидения, радио, газет и журналов каждый день огромное количество людей по всему миру получает сведения о событиях, происходящих в разных точках земного шара. Стоит отметить, что задачей СМИ является не только освещение каких-либо событий, но и воздействие на эмоции чувства аудитории - нередко публикуемые сообщения могут носить оценочный характер, акцентируя внимание общественности на важных, с точки зрения авторов, моментах, тем самым «помогая» людям (зачастую даже не понимающим оказания на них воздействия) сформировать мнение о том или ином происшествии посредством использования различных речевых техник и других приемов. Достаточно подробно влияние СМИ на международные отношения рассматривается О. Елковым, который на примере рассматривает использование масс-медиа с вышеупомянутыми целями на примере Соединенных Штатов Америки: «Они [США] добились создания системы, которая обеспечивает информационную поддержку реализации их национальных приоритетов в каждом уголке земного шара.. .Белый дом не только создает и поддерживает свой имидж, но и в том числе влияет на новостную политику других государств, формирует информационные поводы (т.е. обнародует события, влияющие на выработку консолидированного общественного мнения в определенной области, в выгодном для США ключе)[2].

Какими современными для нас могут показаться слова, сказанные знаменитым поэтом и дипломатом Федором Тютчевым еще в XIX в.: «О России много говорят; в наши дни она стала предметом жгучего, беспокойного любопытства. Очевидно, что она сделалась одной из самых больших забот нынешнего века; однако следует признать, что эта забота, заметно отличаясь от других волнующих наше время проблем, скорее угнетает, нежели возбуждает современную мысль... Иначе и быть не могло: современная мысль, дитя Запада, видит в России если и не враждебную, то совсем чуждую и не зависящую от нее стихию», - непохожесть России на страны Запада и невозможность измерить ее «общим аршином» издавна вызывают у последних тревогу и беспокойство. Как справедливо отмечает М.О. Двойненко, стратегически заданный непривлекательный политический образ, овладев массовым сознанием, превращается в образ врага, активизирующий эмоциональные процессы, связанные с желанием дать решительный отпор враждебным силам, от которых исходит серьезная опасность. Понятия «враг» тесно связаны с дихотомией «мы» - «они», где последние изображаются чужаками, агрессорами, считаются источниками опасности, богоненавистниками, варварами, захватчиками, преступниками и т.д., являются воплощением зла и уродства, смертью. Главное в «образе врага» - это его полная дегуманизация, отсутствие в нем человеческих черт, человеческого лица [4].

Анализ материалов, опубликованных в западноевропейской прессе (The Economist, The Washington Post, The New York Times, The Wall Street Journal, Le Figaro, Foreign Policy и др.) и других источниках за последние несколько лет, поможет нам увидеть образ, который возникает в сознании западной аудитории при упоминании России.

Огромное влияние на имидж современной России оказало ее восприятие как страны-правопреемницы СССР, представления и стереотипы о котором сложились еще в годы «холодной войны», времени идеологического противостояния с США, когда задачами провозглашалась борьба с коммунизмом и его распространением, сдерживанием в пределах границ Советского Союза. Нередко мы можем встретить описания РФ как тоталитарного государства с тяжелым наследием советского прошлого, где пренебрегают западными демократическими ценностями и правами человека, где высок уровень коррупции и преступности, власть оторвана от народа, законодательство несовершенно и т.д.

Страна, потерявшая былой уровень влияния и находившаяся на грани распада в 1990-е гг., имеющая внутренние проблемы, не утратила своих «имперских амбиций» и пытается вернуть свое было величие, тревожит Европу и Америку: «[Россия при Путине] вторглась и оккупировала часть Грузии, аннексировала Крым и оказала военную помощь двум бутафорским республикам на востоке Украины» [15]. Эти слова внушают страх и ужас в сознании читателей, вызывают к России чувство неприязни и отторжения, демонстрируя ее как ненасытного захватчика.

«Щедрости российского бюджета хватает только на военные расходы», -утверждает французская газета Le Figaro [13]. По мнению издательства, дефицит средств в бюджете никак не останавливает наращивания расходов на военные нужды, президент Путин пренебрегает экономическими вопросами и отдает приоритет оборонной сфере, а не социальным выплатам. На основе подобных слов можно подумать, что Россия готовится к масштабной военной кампании.

Мнение о России, как об агрессоре, складывается у издания Value Walk [26], отмечающего увеличение числа проводимых государством военных учений: «Putin Shows Teeth in Russia's Military Exercises.While military exercises are common-place, as of late Russia seems to be conducting them at greater frequency.» Таким образом президент России, Владимир Путин, по мнению автора, пытается показать мощь государства, что расценивается автором как попытка «демонстрации силы в момент слабости» и способ отвлечения от проблем

внутри страны: «Putin is attempting to show strength at a time of weakness and these exercises are an extension of that...»

Одной из таких проблем является коррупция, которая попала в ряд самых распространённых стереотипов о России, которые были озвучены Le Courrier de Russie: «Все воруют» [12]. Автор вспоминает фразу, приписываемую Карамзину, характеризующую положение дел в России, и говорит об ее актуальности даже в XXI столетии. The New York Times, сообщая об одном из трагичных для россиян событий последнего времени, пожаре в Кемерово, называет РФ одной из немногих стран мира, в которых эти ужасные, но предотвратимые трагедии продолжают происходить [19].

Наряду с уже устоявшимися в сознании Запада стереотипами и чертами российского государства появляются новые, такие, как «Россия - страна хакеров». Крупным скандалом 2016 г. стали обвинения России со стороны США, связанные с якобы вмешательством РФ в американские выборы: «Победа Дональда Трампа, о которой было объявлено ранним утром в среду, стала неожиданным бонусом для Кремля, который использовал долгую и мучительную предвыборную кампанию Соединенных Штатов, чтобы доказать глобальный охват своих разрушительных операций по дезинформации и поставить под сомнение весь западный демократический процесс» [22].

Опасения вмешательства в избирательный процесс со стороны России были и у французов. «.Никогда президентские выборы во Франции не казались такими неопределенными. Никогда еще не было такого беспокойства по поводу возможных попыток российского руководства сформировать - возможно даже вмешаться - в результат», - гласят первые строки статьи The New York Times [20].

Можно заметить, что во многих статьях о России упоминается Владимир Путин, который, согласно наблюдению Bloomberg, «дольше всех является кремлевским лидером после советского диктатора Иосифа Сталина» [7]. На основе рассмотренного мы можем говорить о том, что имидж страны и имидж ее лидера тесно взаимосвязаны. Образ современной РФ, безусловно, как внутри страны, так и за рубежом, связан с ее действующим президентом, Владимиром Владимировичем Путиным. Каким же его видят западные СМИ? Одно из наиболее часто встречающихся - сравнение российского президента с монархом, бессменным самодержавным правителем:

• The Economist: «Пока мир отмечает 100-летие Октябрьской революции, Россия снова находится под властью царя. Спустя семнадцать лет после того, как Владимир Путин впервые стал президентом, его власть над Россией сильнее, чем когда-либо.» [17]

• Название заголовка статьи The New York Times «Война императора Путина с правдой» [21]

• The Wall Street Journal: «Царь Владимир? Сторонники Путина хотят восстановить монархию. Прокремлевские активисты хотя восстановить российские традиции - и надеются на долгое правление г-на Путина» [23]

• Foreign Policy, размышляя о возможности смены власти России тем же путем, что и в Казахстане: « В подобных ситуациях даже выборы, которые являются формальностями - публичное помазание следующего царя - начинают приобретать смысл...» [11]

Вступление в должность президента Владимира Путина в 2018 году не стало неожиданностью для западной прессы. The New York Times охарактеризовал выборы как «плебисцитоподобную церемонию (plebiscite-like ceremony) со всеми другими кандидатами, в сущности, лишь украшающими поля избирательного бюллетеня». Путин, боровшийся за власть в течении нескольких лет, стал, как выразилось издание, «гроссмейстером этого темного искусства» (grandmaster of that dark art) Запад считает Россию страной, не

ценящей идеалы демократии, и не верит в демократичность ее развития, называя, по факту, процесс выборов представлением, идущим по сценарию верхушки власти [19].

Оценивая популярность Путина в России, Politico сделало следующие наблюдения: «Он доминирует в русском сознании, как никто другой, особенно среди детей...Россия погружена в путинизм...Он повсюду - его лицо на популярных футболках приветствует его «мужественность», его имя обозначало букву «П» в "патриотических алфавитах"» [15]. Издание даже упоминает школу в Хабаровске, имеющей контакты с КНДР, где портрет Путина висит на стене в ряду с корейскими руководителями - Ким Чен Ыном и его дедом, Ким Ир Сеном, «бессмертным президентом изолированного восточноазиатского государства». Данная параллель в очередной раз свидетельствует о негативном восприятии Путина на Западе: северокорейские лидеры, с которыми сравнивается российский президент, являются «врагами», людьми, которые представляют угрозу для международного мира и безопасности. Примечательно сравнение Путина со Старшим Братом, героем романа Дж. Оруэлла «1984» - единственным и бессмертным, непогрешимым лидером тоталитарного государства, стремящегося установить тотальную слежку и контроль над населением, отсылка к которому содержится в названии статьи «Взрослея в тени Брата Путина» [18]. Антиутопический образ Старшего Брата и его правления является прямой противоположностью идеалов демократии, некой квинтэссенцией всего самого худшего и отвратительного, чистого зла.

The Economist опубликовал интервью с молодыми людьми, названными «путинейжерами» (puteens) -«знавшими жизнь только при Путине», об их жизни, о взглядах на мир и Россию. Среди них были как те, кто считает условия в стране хорошими («Мне нравится жить здесь.Я считаю, что Владимир Путин - великий лидер.Я слышал больше позитивных, нежели негативных вещей о нем... Он сильный. Путин хороший президент. В нем нет ничего такого, что бы меня не устраивало.»), так и те, кто был недоволен текущим положением дел (Я не хочу голосовать за Путина. Никто в моей семье не хочет. Мы уже достаточно настрадались . Путин все равно победит. нет смысла в голосовании. Я точно хочу уехать. Хочу пожить где-нибудь заграницей»), но их объединяло то, что никто не хотел радикальных перемен, революции, что удивило британские СМИ [18].

Крупными событиями, которые оказали влияние на восприятие России в мире, стали крупные спортивные мероприятия, проведенные в нашей стране. Ознакомимся с мнениями о самых масштабных из них, это, конечно же, Зимние Олимпийские Игры в Сочи 2014 г., а также Чемпионат Мира по футболу 2018 г. Рассматривать отношение к этим происшествиям, можно, как минимум, с двух точек зрения.

С одной стороны, изменение мнения о России и ее людях со стороны европейцев. «Спортивные подвиги в Сочи затмили все недоразумения» - заявил канал CNN [8]. «England fans reveal they've fallen in LOVE with Russia», - гласит заголовок DailyStar, английские фанаты, «которые отважились» отправиться на Чемпионат Мира, несмотря на то, что правительство предупреждало их о потенциальной опасности (в свете событий, связанных с отравлением Сергея и Юлии Скрипаль - прим.), делятся своими впечатлениями о России. «Люди замечательные.Такого не встретишь в Англии.Все такие дружелюбные.Гостеприимные люди.» -восторженно говорил один из футбольных фанатов [16].

Die Spiegel отметил изменения в облике столицы: «Москва вдруг стала жить культурно, по-европейски, а москвичи в парке выглядят так, будто их подменили.» [9]. Перемены к лучшему были замечены и The Washington Post, автор статьи в журнале был поражен чудесами города, которые «проблематично было сопоставить с действиями путинского правительства». В другой же публикации мы можем увидеть слова, принадлежащие Дмитрию Козаку: «Дружелюбные лица, тепло сочинского солнца, блеск олимпийского золота растопили лед скептицизма в отношении новой России». «Если бы Олимпиада не пришла в Сочи, мы бы никогда

не увидели столько всего, чем можно было бы восхищаться: величие, гордая красота, креативность, промышленность и глубокая сила страны», - своеобразный итог, сделанный американским изданием [24].

С другой же стороны, западные СМИ не упустили возможность углядеть в проведении спортивных мероприятий в личные интересы российского президента: согласно их мнению, Олимпиада, которую издание Dei Welt окрестило «Путинскими Играми» [10], и Чемпионат мира по футболу - результат грамотных действий Владимира Путина, пытающего улучшить свой «подпорченный имидж», что ему, безусловно, удалось. «Если бы неделю назад российский президент Владимир Путин мог пожелать себе определенный сценарий на открытии, то этот сценарий выглядел бы, скорее всего, примерно так же», - сообщила швейцарская пресса [25].

Так или иначе, успешное проведение Зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 г. и победа в них, ровно, как и Чемпионат мира по футболу 2018 г., стали для России удачным, и, главное, удавшимся, шансом привлечь внимание мировой общественности, повысить престиж страны и сформировать положительный имидж государства.

Таким образом, анализ публикаций зарубежных изданий помог нам прийти к неутешительному выводу - на Западе формируется отрицательный образ нашей страны. Власть в России отождествляется с личностью президента, Владимира Путина, которого зачастую сравнивают монархами, называя царем или императором, бессменным хозяином Кремля, считая его жестким и авторитарным правителем, имеющим сходство со Старшим Братом Оруэлла. Россия предстает в негативном свете, сохранив не только предрассудки времен холодной войны (олицетворение опасности и угрозы, наращивание вооружения, коррупция, антидемократичность, экономическая отсталость, пренебрежение правами человека и т.п.), но заимев новые черты - страны хакеров, а чем свидетельствуют обвинения со стороны США, связанные с якобы вмешательством в президентские выборы. Несмотря на положительные достижения в формировании положительного имиджа, к которым можно отнести проведение Олимпиады в Сочи и Чемпионата мира по футболу, а также достигнутые на них успехи, негативные образы России, создаваемые западными СМИ, значительно преобладают над позитивными.

Список используемой литературы:

1. Анохин Е.В. Имидж страны: проблемы формирования и управления// Проблемы современной экономики. 2014. № 3. C. 213-215.

2. Гасанов И. Б. Национальные стереотипы и «образ врага» / И. Б. Гасанов. - М.: Российская академия управления, 1994. - С. 23-39.

3. Глинская И.Ю. Особенности формирования имиджа России в контексте глобализации//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2016. № 2. С. 81-89.

4. Двойненко, М.О. Медиаобраз врага в контексте технологий мягкой силы / М.О. Двойненко //Научный журнал «Дискурс-Пи». - 2017. - C.183-188

5. Елков О. Роль СМИ во внешней политике и формировании образа государства в международном массовом сознании // Дипломатический вестник Приднестровья. - 2011. - №1 (3) апрель. - С. 109-110.

6. Телегина К.И. Понятие и структура имиджа государства. / К.И. Телегина// Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2014. № 12 (50) - C. 191-194

7. Bloomberg (March 21, 2019). Kremlin Ponders Ways for Putin to Hold On Even If He Steps Down. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2019-03-21/kremlin-wonders-if-putin-may-follow-kazakh-model-to-keep-power (date of access: 14.04.19)

8. CNN (February 24, 2014). Спортивные подвиги в Сочи затмили все недоразумения (по материалам Russia Today).URL: https://russian.rt.com/inotv/2014-02-24/CNN-Sportivnie-podvigi-v-Sochi (date of access: 14.04.19)

9. Der Spiegel (June 16, 2018). Moskau - verwandelte Stadt. URL:https://www.spiegel.de/reise/staedte/wm-2018-moskau-reise-wie-erstaunlich-sich-die-stadt-veraendert-hat-a-1213314.html (date of access: 14.04.19)

10. Die Welt (February 23, 2014). Putins Spiele sind ein voller Erfolg - für Putin. URL: https://www.welt.de/sport/olympia/article125104535/Putins-Spiele-sind-ein-voller-Erfolg-fuer-Putin.html (date of access: 14.04.19)

11. Foreign Policy (March 22, 2019). Putin Wants a Kazakh Retirement. URL: https://foreignpolicy.com/2019/03/22/putin-wants-a-kazakh-retirement/ (date of access: 14.04.19)

12. Le courrier de Russie (May 9, 2014). 10 stéréotypes sur la Russie. URL: https://www.lecourrierderussie.com/opinions/on-la-entendu-a-lest/2014/05/russie-10-stereotypes/ (date of access: 14.04.19)

13. Le Figaro (November 11, 2015). La Russie en récession coupe dans ses dépenses sociales. URL: http://www.lefigaro.fr/conjoncture/2015/11/12/2000-20151112ARTFIG00272-la-russie-en-recession-coupe-dans-ses-depenses-sociales.php?redirect_premium (date of access: 14.04.19)

14. Politico (June 11, 2015). Growing up in the shadow of 'Brother Putin'. URL: https://www.politico.eu/article/moscow-childhood-russia-vladimir-putin-birthday-superhero/ (date of access: 14.04.19)

15. Project Syndicate (January 16, 2017). Russia's Imperial Instinct. URL: https://www.project-syndicate.org/commentary/russia-imperialism-eastern-europe-by-carl-bildt-2017-01?barrier=accesspaylog (date of access: 14.04.19)

16. The Daily Star Sunday (June 24 2018). England fans reveal they've fallen in LOVE with Russia: 'It wouldn't happen back home'. URL: https://www.dailystar.co.uk/news/latest-news/711794/England-vs-Panama-World-Cup-2018-England-fans-love-Russia (date of access: 14.04.19)

17. The Economist (October 26, 2017). A tsar is born - Russia under Vladimir Putin. URL: https://www.economist.com/leaders/2017/10/26/a-tsar-is-born (date of access: 14.04.19)

18. The Economist (March 15, 2018). Meet the Puteens. URL: https://www.economist.com/europe/2018/03/15/meet-the-puteens (date of access: 14.04.19)

19. The New York Times (April 16, 2018). A Guide to Getting Along in Putin's Russia. URL: https://www.nytimes.com/2018/04/16/opinion/putin-russia-kremlin-fire.html (date of access: 14.04.19)

20. The New York Times (April 14, 2017). Can the Kremlin Influence the French Election? URL: https://www.nytimes.com/2017/04/14/opinion/can-the-kremlin-influence-the-french-election.html (date of access: 14.04.19)

21. The New York Times (October 2, 2014). Emperor Putin's War on the Truth // Электронный ресурс // URL: https://www.nytimes.com/2014/10/03/opinion/emperor-putins-war-on-the-truth.html (дата обращения 14.04.19)

22. The New York Times (November 9, 2016). For Russia and Putin, a Surprise Gift from America. URL: https://www.nytimes.com/2016/11/10/world/europe/russia-putin-donald-trump.html (date of access: 14.04.19)

23. The Wall Street Journal (December 13, 2018). Czar Vladimir? Putin Acolytes Want to Bring Back the Monarchy. URL: https://www.wsj.com/articles/czar-vladimir-putin-acolytes-want-to-bring-back-the-monarchy-11544732680 (date of access: 14.04.19)

24. The Washington Post (February 22, 2014). Sochi Games offered a window into the many paradoxes of the 'new Russia'. URL: https://www.washingtonpost.com/sports/olympics/sochi-games-offered-a-window-into-the-many-paradoxes-of-the-new-russia/2014/02/22/8a739090-9bf6-11e3-9080-

5d1d87a6d793_story.html?noredirect=on&utm_term=.a1da7bfc86cd (date of access: 14.04.19)

25. SRF (February 15, 2014). Олимпиада помогает Путину улучшить свой имидж (по материалам Russia Today). URL: https://russian.rt.com/inotv/2014-02-15/SRF-Olimpiada-pomogaet-Putinu-uluchshit

26. Value Walk (November 7). Putin Shows Teeth In Russia's Military Exercises. URL: https://www.valuewalk.com/2015/11/putin-shows-teeth-russian-military-exercises/ (date of access: 14.04.19)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.