В изучаемое время в республике издаются на русском и белорусском языках журналы «Белорусская медицинская мысль» (1924-1929) и «Бюллетень Белорусского общества Красного Креста» (1926-1929). Возобновляется работа медицинских обществ (Минск, 1922; Гомель, 1923; Могилев, 1925; Витебск, 1926), которые рассматривали, в основном, вопросы научной медицины и медико-санитарного дела, при том, что этические и социально-правовые отношения перешли в ведение профсоюзов. Так, в течение 1922-1927 гг. Научное общество минских врачей провело 122 заседания, на которых заслушано 216 докладов (из них 61 - по хирургии, 41 - эпидемиологии и общественной медицине, 38 - терапии). Общество установило контакты (доклады:, заседания) с медицинским факультетом Белорусского государственного университета и медицинской секцией Института белорусской культуры. В рамках этого общества организуются первые специализированные секции (дерматовенерологическая, 1924; педиатрическая, хирургическая, офтальмологическая, физио-терапевтическая, одонтологическая, 1928). В то же время в Гомеле действовал профилактический кружок (с секциями: санитарной; венерологической; туберкулёзной; охраны материнства, младенчества и здоровья детей). К особенностям данного периода также следует отнести формирование научных кружков практических врачей, в том числе и в районных городах (например, Борисов, Пухо-вичи, Червень, Койданово, Острошицкий городок Минского округа). В 1929 г. общества преобразуются в научные ассоциации.
Актуальные научные, организационные и кадровые вопросы обсуждались на состоявшихся первых республиканских медицинских специализированных съездах зубных врачей (1928), отоларингологов (1928), хирургов и акушер-гинекологов (1929), а также совещаниях по охране материнства и младенчества (1926), врачебному контролю (1927), работников аптек (1929) и кожно-венерологических диспансеров (1929) [1].
Литература
1. Тищенко Е.М. Здравоохранение Беларуси в Х1Х-ХХ веках / Е.М. Тищенко. -Гродно, 2003. - 269 с.
МЕДИЦИНСКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ В 30Х-4О-Х ГОДАХ XX ВЕКА
О.А. Трефилова*
* МГМУ им. И.М. Сеченова, кафедра истории медицины
Трефилова Ольга Александровна - к.ф.н., доцент, [email protected]
Резюме: рассматривается деятельность Общества русских врачей имени Мечникова, которое в 30-х-40-х годах 20 века осуществляло просветительскую деятельность в Париже, а также вклад И.П. Алексинского в развитие хирургии и его роль как общественно-политического деятеля русского зарубежья. Ключевые слова: русское зарубежье, Общество русских врачей им. И.И. Мечникова, проф. Алексинский И.П.
Столицей медицинского зарубежья в 30-х-40-х годах XX века стал Париж -крупный центр российской эмиграции. Здесь действовало два врачебных общества. Самое крупное - Общество русских врачей им. И.И. Мечникова. Долгое время общество возглавлял блистательный русский врач, учёный, общественно-политический деятель, в прошлом профессор двух крупнейших медицинских факультетов Москвы (Императорского университета и Высших женских курсов) - Иван Павлович Алексинский.
Ещё до эмиграции из России И.П. Алексинский был врачом-консультантом Иверской общины Красного Креста. Опыт военно-полевой хирургии он получил во время греческо-турецкой войны. Он также работал в лазаретах Красного Креста в Благовещенске и Хабаровске. Был награждён орденами и медалями и правом ношения знака Красного Креста. И.П. Алексинский занимался научно-педагогической деятельностью. Он - член правления Общества российских хирургов, профессор кафедры хирургической патологии МГУ и МВЖК. И.П. Алексинский не принял революцию и в 1921 г. эмигрировал из России. Он предпринял большое пропагандистское турне по русским эмигрантским колониям с целью создания «национальной автономии зарубежной России». Посетил Сербию, Болгарию, Чехию, Францию, Германию. Поездки по русским колониям сопровождались открытием больничных пунктов, где он лично оперировал, и новых общин Красного Креста. По его подсчётам он сделал не менее 30 тыс. операций.
Члены общества имени И.И Мечникова, которое возглавлял И.П. Алексинский, были российскими врачами, в абсолютном большинстве своём получившими образование в России. Они не имели права врачебной практики во Франции, такое право предоставлялось им только во Французских колониях. Поэтому в большинстве своём они лечили своих соотечественников. Общество русских врачей имени Мечникова осуществляло просветительскую деятельность: устраивало различные курсы, проводило повышение квалификации врачей и сестёр милосердия. В 30-40-х годах в Париже работал Русско-французский госпиталь, который состоял в ведении Главного управления Российского общества Красного Креста. Вице-председателем совета госпиталя был до 1937 г. проф. И.П. Алексинский.
Накануне Великой Отечественной войны И.П. Алексинский переехал в Касабланку (тогда - центр Французского Марокко, североафриканской колонии Франции),
где стал одним из самых авторитетных специалистов. Алексинский, находясь в Марокко, как врач и хирург пользовался большим авторитетом. И.П. Алексинский умер в Касабланке 26 августа 1945 г. от брюшного тифа - той самой болезни, от которой он спас сотни людей - и был похоронен на местном христианском кладбище Бен М'Сик. В 2007 г. останки нескольких десятков русских эмигрантов (в том числе Алексинского, Русина, Подчерткова) были перезахоронены на этом же кладбище на специальном участке, получившем название «русского некрополя».
Современная Россия не забывает своих замечательных сынов, волею судеб и непростого исторического прошлого, оказавшихся на чужбине. Литература
1. Мирский МБ. Профессор И.П. Алексинский // Исторический вестник ММА им. И.М. Сеченова. - М., 1997.
2. Кара-Мурза А.А Крестный путь русского врача и политика. Иван Павлович Алексинский. - М, 2009.
3. Русский Красный Крест после 1917 г. - Париж, 1925.
4. Назаров М. Миссия русской эмиграции. - Ставрополь, Т. 1. 1992.
ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Н.И. ПИРОГОВА (ПО ПИСЬМАМ К НЕВЕСТЕ 1842-1850 гг.)
СИ. Трихинаа
Резюме: переписка с Е.Д. Березиной (1842 г.) и А.А. Бистром (1850 г.) отражает трансформацию мировоззрения Н.И. Пирогова: отход от позиций материализма в сторону идеалистических философских направлений. Н.И. Пирогов ищет пути примирения науки с религией. Ключевые слова: философско-религиозные взгляды Н.И. Пирогова, письма к невесте.
Существенным недостатком русского общества конца XIX в., как писал известный отечественный педагог и психолог П.Ф. Каптерев, являлось отсутствие философского понимания и осмысления жизни. НИ. Пирогов попытался это сделать - для себя, в своих дневниковых записях и личной переписке, предполагая, впрочем, что рано или поздно они могут стать достоянием общественности. С юных лет наука составляла его идеал. Наука, по его словам, поставила его выше толпы, послужила развитию святой идеи о долге и обязанности [3, С. 32]. Однако с течением лет, с приходом скорбей и бо-
Ä _
НМХЦ им. Н.И. Пирогова
Трихина Светлана Игоревна - зам. начальника отдела, [email protected]