где стал одним из самых авторитетных специалистов. Алексинский, находясь в Марокко, как врач и хирург пользовался большим авторитетом. И.П. Алексинский умер в Касабланке 26 августа 1945 г. от брюшного тифа - той самой болезни, от которой он спас сотни людей - и был похоронен на местном христианском кладбище Бен М'Сик. В 2007 г. останки нескольких десятков русских эмигрантов (в том числе Алексинского, Русина, Подчерткова) были перезахоронены на этом же кладбище на специальном участке, получившем название «русского некрополя».
Современная Россия не забывает своих замечательных сынов, волею судеб и непростого исторического прошлого, оказавшихся на чужбине. Литература
1. Мирский М.Б. Профессор И.П. Алексинский // Исторический вестник ММА им. И.М. Сеченова. - М., 1997.
2. Кара-Мурза А.А Крестный путь русского врача и политика. Иван Павлович Алексинский. - М., 2009.
3. Русский Красный Крест после 1917 г. - Париж, 1925.
4. Назаров М. Миссия русской эмиграции. - Ставрополь, Т. 1. 1992.
ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ Н.И. ПИРОГОВА (ПО ПИСЬМАМ К НЕВЕСТЕ 1842-1850 гг.)
СИ. Трихинаа
Резюме: переписка с Е.Д. Березиной (1842 г.) и А.А. Бистром (1850 г.) отражает трансформацию мировоззрения Н.И. Пирогова: отход от позиций материализма в сторону идеалистических философских направлений. Н.И. Пирогов ищет пути примирения науки с религией. Ключевые слова: философско-религиозные взгляды Н.И. Пирогова, письма к невесте.
Существенным недостатком русского общества конца XIX в., как писал известный отечественный педагог и психолог П.Ф. Каптерев, являлось отсутствие философского понимания и осмысления жизни. Н.И. Пирогов попытался это сделать - для себя, в своих дневниковых записях и личной переписке, предполагая, впрочем, что рано или поздно они могут стать достоянием общественности. С юных лет наука составляла его идеал. Наука, по его словам, поставила его выше толпы, послужила развитию святой идеи о долге и обязанности [3, С. 32]. Однако с течением лет, с приходом скорбей и бо-
Ä _
НМХЦ им. Н.И. Пирогова
Трихина Светлана Игоревна - зам. начальника отдела, [email protected]
лезней, Н.И. Пирогов начинает ощущать потребность возврата от атеизма, привитого наукой, к первоначальной вере. В 1842 г. предстоящая женитьба на Е.Д. Березиной обещала вернуть покой его душе, укрепить его в стремлении к вере; ведь именно женщину, жену, мать он считал «священником» семьи, о чем впоследствии писал А.А Бистром [2, С. 7]. Молитва, одухотворённость постепенно становятся неотъемлемой частью его образа жизни. Наука продолжает оставаться для него идеалом, но и религия становится идеалом не меньшим [1, C. 66-67]. Внезапная смерть Е.Д. Березиной оказалась для него потрясением; обретённая тихая гавань была безвозвратно потеряна, и вновь под ударами судьбы оказался не только он сам, но и двое его малолетних сыновей: Николай и Владимир. В 1850 г. в письмах к А.А. Бистром религиозным вопросам уделяется самое пристальное внимание, в основном в ключе обязанностей жены и матери, что, впрочем, не мешает Н.И. Пирогову, время от времени, подниматься до высот серьёзных метафизических обобщений [2, С. 14-16, С. 21-25] [4, С. 276- 277, С. 280-281] [6, C. 169-181].
Настаёт то время, когда неизбежно должен быть решён вопрос о взаимодействии науки и религии, двух великих идеалов; и если раньше Н.И Пирогов разделял эти понятия, то теперь он стремится к их объединению и установлению иерархии. Теория Ч. Дарвина, дающая в эволюционном процессе карт-бланш «случаю», его не устраивала. Усматривая вокруг себя целесообразность во всех проявлениях материальной жизни, он обращается к Высшему разуму, к Абсолюту, как разумному устроителю вселенной, и, в итоге, ставит религию, верховную волю Творца выше науки. Надо заметить, что, оставаясь в рамках православия, он не в полной мере разделял его догматизм, но никогда, в отличие от Л.Н Толстого, не шёл против его основных постулатов [2, С. 11-13].
Н.И. Пирогов не считал себя философом, о чем писал в своём дневнике. Он был талантливым хирургом, хорошим организатором. Однако, обладая от природы пытливым умом, он оказал влияние на развитие философской мысли в России, прочно утвердившись в конце своего жизненного пути на позициях идеализма. Переписка с Е.Д. Березиной и А.А. Бистром даёт возможность проследить трансформацию мировоззрения Н.И. Пирогова. В советское время серия писем, адресованных А.А. Бистром, была мало известна. К 200-летию со дня рождения Н.И. Пирогова были изданы отдельной книгой его философско-педагогические письма. Сборник, составленный А.Д. Тюриковым, в значительной мере облегчает восприятие данных писем, представленных единым информационным блоком. В них намечаются философско-религиозные вопросы, поднятые позднее Н.И. Пироговым в «Дневнике старого врача».
Литература
1. Каптерев П.Ф. Развитие мировоззрения Н.И Пирогова // Журнал министерства народного просвещения, новая серия, часть LX, 1915, ноябрь (11). - Петроград, 144 С. [C. 51-101].
2. Пирогов Н.И. Идеал Женщины (из писем к А.А. Бистром). Сост. Тюриков А.Д. - Донецк, 2010. 48 с.
3. Пирогов Н.И. Философско-педагогические письма. Сост. Тюриков А.Д. - Иваново: ИПК ПрессСто, 2010. - 428 с.
4. Письма Н.И. Пирогова к невесте (Посвящается памяти Владимира Николаевича Пирогова) Предисловие С.Я. Штрайха. - СПб.: Русская старина, май 1915 г. - С. 264290.
5. Штрайх С.Я. Летопись, 1916. - №№ 7. - С. 163.
НАУЧНАЯ ШКОЛА ПРОФЕССОРА Р.И. ЛИФШИЦА КАК ПРИМЕР ЕДИНСТВА ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
Ю.А. Тюков,Л.Г.Розенфельд,И.С Тарасова'
Резюме: принцип единства науки и практики в истории отечественного здравоохранения подтверждается деятельностью школы профессора Р.И. Лифшица, научные исследования которой по изучению патохи-мии ожоговой болезни внедрены в патогенетически обоснованную терапию ожогов. Ключевые слова: принцип единства науки и практики, научная школа, профессор Лифшиц Р.И.
Научные достижения школы биохимиков-комбустиологов, созданной заслуженным деятелем науки РФ, профессором Р.И Лифшицем, нашли непосредственное применение в практической медицине при чрезвычайных обстоятельствах. Начиная с 60-х гг. XX в. научные исследования коллектива кафедры биохимии Челябинского государственного медицинского института под руководством профессора Р.И. Лифшица были посвящены изучению биохимических основ ожоговой болезни, совершенствованию методов лечения больных с ожоговой травмой. Исследуя изменения обменных процессов под влиянием пиримидиновых производных, учёные пришли к выводу о возможности клинического применения пиримидиновых анаболиков при лечении термических ожогов. Учениками профессора Р.И. Лифшица, среди которых видные учёные страны,
* ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск
Тюков Юрий Аркадьевич - зав. кафедрой, д.м.н., проф.
Розенфельд Лариса Григорьевна - проф. кафедры, д.м.н., заслуженный деятель науки РФ Тарасова Инна Сергеевна - доцент кафедры, к.м.н., [email protected]