Научная статья на тему 'Медицинское страхование как фактор качества здоровья'

Медицинское страхование как фактор качества здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
86
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егоров В.Я.

В РС (Я) система Обязательного медицинского страхования начала внедряться с 1994 года, и существенно расширила права руководителей Лечебно-профилактические учреждения в использовании кадров, материальных и финансовых ресурсов, позволила повысить эффективность медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинское страхование как фактор качества здоровья»

Социальная сфера

МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ЗДОРОВЬЯ

В. Я. ЕГОРОВ,

главный врач Государственного учреждения образования Санаторий-профилакторий «Сосновый Бор», заслуженный врач Республики Саха (Якутия)

Система обязательного медицинского страхования в Республике Саха (Якутия) представляет собой комплекс мер по финансированию органами исполнительной власти, Фондом обязательного медицинского страхования (ОМС), страховыми медицинскими организациями программы ОМС для населения. Связь системы страхования и здравоохранения может быть непосредственной и опосредованной, так как страхование участвует в формировании качества, условий и образа жизни населения, от которого непосредственно зависит состояние здоровья. Страхование участвует в формировании экономических отношений в здравоохранении.

Обеспечивая стабильность качества жизни, его поддержание на необходимом уровне и восстановление, система страхования опосредованно через качество связана со здоровьем населения. Здоровье рассматривается как комплексный показатель качества жизни, отражающий основные стороны жизни человека, групп людей, общества.

Страхование в здравоохранении может рассматриваться как характеристика здоровья общества, его стабильности; как система, необходимая для экономической стабильности и решения проблем здравоохранения, для защиты здоровья на индивидуальном, групповом и популяционном уровне. Страхование здоровья включает как страхование медицинских расходов, так и страхование рисков, связанных с вредом, наносимым здоровью воздействием различных неблагоприятных факторов. Следовательно, страхование здоровья можно отнести к комплексному страхованию.

Социально-экономические показатели Республики Саха (Якутия) за минувшее десятилетие

отражают тенденции, характерные для России в целом. В годы негативного проявления реформ в стране введение системы ОМС позволило не только сохранить, но и изменить положение в одной из самых запущенных и в то же время жизненно важных отраслей — здравоохранении. Средства ОМС играли роль в аспекте предотвращения «финансового краха» отрасли, сохранив доступный и гарантированный уровень бесплатной медицинской помощи населению. Территориальным Фондом ОМС республики обеспечен средний ежегодный прирост доходов в 1,4 раза.

За период становления и развития системы обязательного медицинского страхования огромная сумма средств ОМС направлена на нужды здравоохранения. Так, за 1994 — 2003 гг. расходование средств ОМС лечебно-профилактическими учреждениями республики составило 7 млрд 845 млн 707,3 тыс. руб., это 91,7 % от всех доходов Фонда ОМС.

Фонд ОМС республики сумел обеспечить финансовую устойчивость системы ОМС, добившись своевременного и полного перечисления страховых взносов предприятиями на обязательное медицинское страхование работающих и в последние годы органами исполнительной власти за неработающее население. В итоге, средства ОМС на 1 жителя составили 2 476,7 тыс. руб.

Налоговые поступления в 2002 г. на 1 работающего составили в Ямало-Ненецком АО 4725,4 руб., в Кабардино-Балкарии — 623,2 руб. По данному показателю Республика Саха (Якутия) находится на 10-й позиции. По платежам на ОМС неработающего населения занимает третью позицию в Российской Федерации.

Финансирование средствами ОМС лечебно-профилактических учреждений республики позволило улучшить материально-техническую базу, на сегодняшний день все лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) прошли лицензирование и аккредитацию, исключая фельдшерско-акушерские пункты. Отмечается положительная динамика в оценке деятельности ЛПУ в условиях рыночной экономики. К 2006 г. по обеспеченности врачами и средним медицинским персоналом, амбулаторно-поликлиническими учреждениями и лекарственными средствами, по подготовке кадров и научной деятельности здравоохранение Республики Саха (Якутия) занимает лидирующие позиции в Дальневосточном федеральном округе.

В настоящее время возрастает актуальность как обеспечения качества медицинских услуг, так и объективной оценки использования финансовых средств в сфере охраны здоровья населения. Тем не менее за последние годы действующая модель ОМС фактически не решила принципиальных вопросов, качество и доступность медицинской помощи не улучшились. Такую же оценку дают многие ученые в области медицины России и Республики Саха (Якутия). Президент России В. В. Путин в своем послании от 5 сентября 2005 г. отметил, что состояние здравоохранения неблагополучно, и его надо менять коренным образом. Полагаю, что накопилась масса проблем, требующая незамедлительного решения. Отметим только некоторые:

• несбалансированность и нечеткость гарантий медицинской помощи населению;

• осуществление финансирования системы ОМС в условиях неполной уплаты платежей на ОМС неработающего населения, низкого тарифа единого социального налога (ЕСН), несовершенства системы управления ОМС, отсутствия эффективных механизмов, которые необходимы для выравнивания условий оказания медицинской помощи;

• недостаточная финансовая и хозяйственная самостоятельность государственных и муниципальных медицинских учреждений;

• низкая степень эффективности принципа сметного финансирования медицинских учреждений.

В здравоохранении трудно оценить результаты труда и определить эффективность. Но все же для повышения эффективности работы ЛПУ и максимально выгодного использования их экономического потенциала предлагается использовать адаптированную для региональных условий РС (Я)

систему оценки деятельности, разработанную в Научно-исследовательском институте социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н. А. Семашко РАМН.

Медицинская помощь оценивается по следующим критериям:

1. Качество тактики ведения больного по шкале: 1 — тактика ведения больного адекватна; 0,75 — допущены незначительные дефекты, не

отразившиеся на состоянии пациента;

0,5 — тактика ведения больного неэффективна; 0,25 — допущенные дефекты осложнили состояние больного;

0 — тактика неадекватна. Рассчитывается коэффициент качества медицинской помощи как средний балл, выставленный экспертом по всем экспертным случаям по формуле:

Кмп = (°^5 х N,,25 + 0,5 х ^0,5 + + 0,75 х N0,75 + Т^): N СО

где Ккмп — коэффициент качества медицинской помощи;

0,25 — 0,5 — 0,75 — 1,0 — баллы по результатам экспертизы законченных случаев; И0 25 — И05 — И0 75 — N 0 — качество случаев, подвергнутых экспертизе и получивших соответствующую оценку;

N — общее число оцениваемых случаев оказания медицинской помощи, включая экспертные случаи, получившие оценку О баллов.

2. Оценка результативности: Определяется (Крез) отношением числа случаев

с достигнутым результатом к общему числу случаев оказания медицинской помощи (К);

К - Я

рез Я '

(2)

где Крез — коэффициент результативности (при расчете одним из основных документов является «карта оценки качества и эффективности медицинской помощи»). 3. Оценка социальной удовлетворенности населения, проводимая следующим образом:

а) определяется отношением числа пациентов, удовлетворенных полученной медицинской помощью (У), к их общему числу (№): оценивается по результатам анкетирования.

К = У

соц.уд • N

(3)

б) оценка оказания медицинской помощи по шкале:

1 — удовлетворены;

0,75 — больше удовлетворены, чем не удовлетворены;

0,5 — удовлетворены не в полной мере; 0 — не удовлетворены.

Тогда Ксоц уд рассчитывается как средний показатель, выставленный респондентами по всем случаям анкетирования:

Ксоц. уд. = ^,25 х N,,25 + 0,5 х N,5 + +0ц75 х ^^0,75 + N (4)

где 0,25 — 0,5 — 0,75 — 1,0 — баллы по результатам анкетирования пациентов; И0 25 — И05 — ^75 — — количество случаев анкетирования, получивших данный балл по результатам опроса респондентов; N — общее число случаев анкетирования, включая нулевые оценки. Обобщающим показателем эффективности деятельности медицинских учреждений является интегральный показатель эффективности (Кинт), определяемый как произведение стандартизированных частных показателей:

К .. = К х К х К (5)

инт (лпу) кмп рез соц. уд. х '

Сопоставимость показателей эффективности деятельности лечебно-профилактических учреждений возможна при их стандартизации. Стандартизация показателей, составляющих Кинт, проводится путем приведения их к единому среднему значению, принятому за единицу — «1» по формуле: X

(6)

V _ ,

х» = Т, •

где I — строки; 7 — столбцы;

Х — значение нестандартизованного показателя;

Х — среднее значение показателя, приравненного к единице;

Х,]с — значение стандартизованного показателя, что позволяет эмминировать влияние интегрального коэффициента отдельных составляющих, имеющих значительный размах колебания.

В табл. 1 представлены показатели эффективности деятельности ЛПУ, полученные в результате

проведения экспертизы качества медицинской помощи и опроса пациентов.

Показатель Х рассчитывается как среднее арифметическое из значений каждого показателя, составляющего К по всем ЛПУ. Например,

интегр г г 1

среднее значение коэффициента результативности (Крез) рассчитывается следующим образом:

0,91 + 0,98 +1,00 + 0,96 +1,00

К>ез = --'-^-'-— = 0,97 .

Затем значение показателя К = 0,97 прирав-

рез

нивается к единице (0,97 =1).

0 91х

Отсюда для ЛПУ №1: X.. = —-1 = 0,94

ус 0,97

0 98х

для ЛПУ № 2: X .. -1 = 1,01 (табл.2)

ис 0,97

Используя элементы данной системы, автор статьи добился неплохих результатов в руководимом им учреждении — Детской городской клинической больнице г. Якутска.

Предлагается также следующая адаптированная методика, разработанная кандидатом экономических наук А. А. Заровняевым, для определения экономической эффективности совокупных мер здравоохранения в Республике Саха (Якутия). Величина «стоимости» каждой болезни определяется величиной ущерба, который причиняется этой болезнью обществу или региону. Ущерб от 1-й болезни (У) за год может быть определен по формуле:

У. = М. + З. + Н. + С, (7)

где М. — затраты на медицинское обслуживание, связанное с 1-й болезнью (руб. /год); З. — потери на предприятиях, связанные с временной нетрудоспособностью работников в связи с заболеваниями, вызванными 1-й болезнью (руб. /год);

Н , — потери на предприятиях и затраты, связанные с получением работниками инвалидности, вызванной 1-й болезнью (руб. /год); С — потери, вызванные смертью работников из-за 1-й болезни (руб. /год).

Таблица 1

Показатели эффективности деятельности ЛПУ

Наименование ЛПУ К К К К

соц.уд.

ЛПУ №1 0,91 0,95 0,97 0,84

ЛПУ №2 0,98 0,95 0,58 0,54

ЛПУ №3 1,00 0,96 0,89 0,85

ЛПУ №4 0,96 0,91 0,68 0,59

ЛПУ №5 1,00 0,89 0,96 0,85

средняя 0,97 0,93 0,82 -

Примечание: Ккач — коэффициент качества.

Таблица 2

Стандартизованные показатели эффективности деятельности ЛПУ

Наименование ЛПУ К рез К кач К соц.уд. К интегр

ЛПУ №1 0,94 1,02 1,18 1,13

ЛПУ №2 1,01 1,02 0,71 0,73

ЛПУ №3 1,03 1,03 1,09 1,16

ЛПУ №4 0,99 0,98 1,83 0,83

ЛПУ №5 1,03 0,96 1,17 1,16

Величина годовых затрат на медицинское обслуживание, связанное с лечение г-й болезни (М), может быть определена по формуле:

М = М+ Мб. + М. + М., (8)

г пг бг сг дг' х 7

где М — стоимость медицинского обслуживания больных г-й болезнью в поликлиниках, (руб. /год);

Мбг — стоимость медицинского обслуживания больных г-й болезнью в больницах, (руб. /год); Мс. — стоимость медицинского обслуживания больных г-й болезнью в санаториях, (руб. /год); Мд — стоимость медицинского обслуживания больных г-й болезнью на дому, (руб. /год). Подведены первые итоги проведения мероприятий в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» по диспансеризации и профилактике в условиях санатория-профилактория «Сосновый бор» в г. Якутске. В данном учреждении разработана программа развития на среднесрочную перспективу, включающая проведение мониторинга состояния здоровья детей школьного возраста и работников образования республики. Созданы условия для осуществления мероприятий по долечиванию, диспансеризации, профилактики населения. Вводится качественно новый этап в улучшении здоровья населения — применение новых медицинских технологий, в частности светолечение медицинской лампой Биоптрон, цветолечение — долечивание в условиях санаториев и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время в соответствии с новой концепцией здравоохранения планируется провести ряд масштабных мероприятий, направленных на разработку и внедрение в практику работы первичной медико-санитарной помощи передовых методов и технологий профилактической работы с

населением, реально снижающих заболеваемость и временную нетрудоспособность населения.

Для выполнения этих задач необходимо, на наш взгляд, изменить отношение граждан к своему здоровью, вернуться к таким забытым понятиям, как «общие оздоровительные мероприятия», «профилактика», «диспансеризация», «реабилитация», «санаторно-курортное лечение». Эти мероприятия прямо не входят в систему оказания медицинской помощи, и не влияют на уровень здоровья нации и, следовательно, на состояние здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вялков А. И. Теоретическое обоснование и разработка основ региональной политики в здравоохранении: Дис....д-ра м. н. — М.: 1999. — 332 с.

2. Джеймс А. Райс. Смешанная экономика в здравоохранении: проблемы и перспективы. Монография. Перевод с англ. Л. Боброва и О. Чален-ко. — М.: Остожбе, 1996. С. 13, 23-25, 37.

3. Егоров Е. Г. Исследование проблем перехода к рыночной экономике. — Якутск: «Бичик». 1995. — 97 с.

4. Заровняев А. А. Демографические процессы и здоровье населения как фактор воспроизводства ресурсов для труда в Республике Саха (Якутия). На правах рукописи. — М., Академия труда и социальных отношений. 2000. С. 23, 45-50, 55-57.

5. ФлекВ. О., Кравченко Н. А, СоковиковаН. Ф. Современные подходы к оценке эффективности использования ресурсов в системе здравоохранения // Менеджер здравоохранения. 2005, № 9. С. 3.

6. Шиляев Д. Р., Солодкий В. А., Лакунин К. Ю. Медицинский округ как форма совершенствования организации медицинской помощи на территориальном уровне //Вестник обязательного медицинского страхования. 2000, № 4. С. 4-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.