Научная статья на тему 'Этапы совершенствования льготного лекарственного обеспечения в Дальневосточном федеральном округе'

Этапы совершенствования льготного лекарственного обеспечения в Дальневосточном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
277
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Казакова Е. В., Капитоненко Н. А.

Льготное лекарственное обеспечение является важнейшей составляющей медицинской гарантированной помощи населению. Отсутствие единых принципов организации лекарственной помощи льготным категориям населения в объеме программ государственных гарантий, низкий уровень эффективности, высокий показатель смертности, рост заболеваемости, снижение продолжительности и качества жизни, увеличение числа нежелательных реакций при использовании лекарственных средств определяют необходимость усовершенствовать работу системы и нормативно-правовую базу льготного лекарственного обеспечения, усовершенствовать работу службы клинической фармакологии, ужесточить контроль за рациональным назначением и проведением экспертизы лекарственных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGES OF PREFERENTIAL DRUG PROVISION IMPROVEMENT IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Preferential drugs provision is the most important component of the guaranteed social medical care. The fact that we don't have the uniform principles of the medical care organization to people who receive social benefits in volumes determinated by the state's guarantees program, low level of effectiveness, high mortality rate, growth of disease, decreasing of duration and quality of life, increase in the number of undesirable reactions to the use of medicines show the necessity to improve the system itself and legal basis for the preferential drugs provision, to improve the work of the clinical pharmacology service, strengthening the control for rational prescription and medical supplies and drugs expertise.

Текст научной работы на тему «Этапы совершенствования льготного лекарственного обеспечения в Дальневосточном федеральном округе»

хиатр. службы Амурской обл. Благовещенск, 2005. С. 201-204.

4. Рогинский Я.Я., Левин М.Г. Основы антропологии. М., 1955. 362 с.

5. Сулейманов С.Ш., Дьяченко В.Г., Кольцов И.П. // Здоровье населения Дальнего Востока. Региональная ассамблея. Владивосток, 1996. С. 4-9.

6. Соради И. Основы и педиатрические аспекты фармакокинетики. Будапешт, 1984. С. 82-91.

7. Тимофеева A.M. // Фармакология, токсикология. 1994. Т. 7, №2. С. 61-63.

8. Ураков И.Г. // Акт. вопр. наркологии. Омск, 1982. С. 161-164.

Г ^ишшшшш^

<Я V-1С

¿2> öQ

Q >

Первым шагом на пути реформирования системы лекарственного обеспечения явилась реализация Федерального закона от 22.08. 04 г. №122 в части дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) отдельных категорий граждан.

Новые подходы к решению этой проблемы привели к определенным положительным результатам, а именно к повышению доступности лекарственной помощи, адресного представления лекарств на основе Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь. Это позволило впервые в России осуществить персонифицированный учет выписки и оплаты лекарственных средств.

Реализация Федерального закона от 22.08.04 № 122 в части дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) гарантирует доступность бесплатного лекарственного обеспечения на уровне первичной амбула-торно-поликлинической помощи [1, 3]. Реформы в системе здравоохранения не могли не затронуть льготное лекарственное обеспечение, которое является важнейшей составляющей медицинской гарантированной помощи населению, и показать необходимые этапы ее усовершенствования.

9. Хрисанова Е.Н., Перевозчикова И.В. Антропология. М.: Изд-во МГУ, 1999. 400 с.

10. Чебоксаров Н.Н. Этническая антропология Китая. М„ 1982.301 с.

11. Evans D.A., White Т.А. //}. Lab. clin. Med. 1964. Vol. 63, P. 394-403.

12. Kalow. W // Clin. Pharmacokinet. 1982. Vol 7, P. 373-400.

13. Ma Ch. Drug in China. Peking, 1993. 180 p.

14. Samsioe G. // Int. J. Fertil. 1996. Vol. 41, P. 136-141.

15. Weber W.W., Cohen S.N. // Biochem. Biophys. Akta (Amst.). 1986. Vol. 151, P. 276-278.

В существующей территориальной модели отсутствуют единые принципы организации лекарственной помощи льготным категориям населения в объеме программы государственных гарантий, сохраняется низкий уровень ее эффективности — неукомплектованность кадрами амбулаторно-поликлинической службы, отсутствие автоматизированного рабочего места (АРМ) участкового врача и недостатки персонифицированного учета пациентов. С учетом тенденций негативных медико-демографических показателей, низкого уровня эффективности фармакотерапии, нерационального назначения медикаментов, увеличения числа нежелательных реакций при использовании лекарственных средств возникает необходимость оптимизировать работу системы льготного лекарственного обеспечения, ее нормативно-правовую базу, обеспечить контроль за рациональным назначением лекарственных средств и проведением экспертизы.

Лекарственное средство — товар социального назначения, но с учетом данных мировой статистики потребление медикаментов в Российской Федерации на душу населения остается чрезвычайно низким и составляет в среднем 42 у.е. [4], Хабаровский край и

□ □□

УДК 614.27 :615.03 :364 - 214 (571.56/.6) Е.В. Казакова, H.A. Капитоненко

ЭТАПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЬГОТНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДАЛЬНЕВОСТОЧНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Дальневосточный государственный медицинский университет, г. Хабаровск

другие субъекты Дальневосточного федерального округа (ДФО) не являются исключением. Льготное лекарственное обеспечение населения Хабаровского края и других субъектов ДФО является приоритетным направлением деятельности муниципальных и территориальных органов управления здравоохранением , но при этом сохраняется высокий уровень личных затрат населения на приобретение медикаментов.

Льготы на лекарственное обеспечение при оказании амбулаторно-поликлинической медицинской помощи имеют 21,5% жителей Хабаровского края и 12,6% в ДФО. На современном этапе льготное лекарственное обеспечение состоит из двух секторов: государственной и негосударственной формы собственности. В государственном секторе первое место занимает госзаказ [2]. Например, в Хабаровском крае сохранена централизованная модель обеспечения гипогли-кемическими препаратами больных сахарным диабетом, препаратами базисной терапии больных ВИЧ-инфекцией. Негосударственная форма собственности подчинена особенностям сформированного фармацевтического рынка, который отражает общие экономические законы рынка и одновременно обладает спецификой. Например, отсутствие единых цен на одинаковые медикаменты на территории Хабаровского края и других регионов ДФО. Реализованная форма обеспечения лекарственными средствами отдельных категорий граждан в ДФО может быть в дальнейшем расширена, в том числе за счет схем добровольного лекарственного страхования. Поэтому представляется актуальным проведение исследований, направленных на анализ обработки всех составляющих элементов лекарственного обеспечения населения в новых экономических условиях.

Цель исследования — изучить состояние территориальной системы льготного лекарственного обеспечения и определить пути ее усовершенствования.

Материалами и методамй явились ежеквартальные и годовые отчеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования ДФО, данные территориальных сводок по ЛПУ Хабаровского края, данные экспертизы качества и рационального назначения препаратов по результатам представленных отчетов.

Результаты исследования

В Дальневосточном федеральном округе по состоянию на 31 декабря 2005 г. насчитывалось 848 915 граждан, имеющих право на льготный отпуск лекарственных средств, из них 430 084 (51%) — за счет федерального бюджета и 418 831 (49%) — за счет региональных бюджетов.

В 2005 г., по данным субъектов Российской Федерации округа, уполномоченной фармацевтической организацией ЗАО "РОСТА" в округ поставлено лекарственных средств на сумму 1744,3 млн руб.

За период с 1 января по 31 декабря в округе было выписано льготных рецептов 5 873 201 шт., в том числе федеральным льготникам — 4 735 633 шт. (81%), региональным льготникам — 1 103 133 шт. (19%).

Количество льготных рецептов на отсроченном обслуживании в течение года сохранялось и в декабре 2005 г. по ДФО составило 2308 шт. Вместе с тем следует отметить, что только за декабрь их количество

Резюме

Льготное лекарственное обеспечение является важнейшей составляющей медицинской гарантированной помощи населению. Отсутствие единых принципов организации лекарственной помощи льготным категориям населения в объеме программ государственных гарантий, низкий уровень эффективности, высокий показатель смертности, рост заболеваемости, снижение продолжительности и качества жизни, увеличение числа нежелательных реакций при использовании лекарственных средств определяют необходимость усовершенствовать работу системы и нормативно-правовую базу льготного лекарственного обеспечения, усовершенствовать работу службы клинической фармакологии, ужесточить контроль за рациональным назначением и проведением экспертизы лекарственных средств.

E.V. Kazakova, N.A. Kapitonenko

STAGES OF PREFERENTIAL DRUG PROVISION IMPROVEMENT IN THE FAR EASTERN FEDERAL DISTRICT

Far Eastern State Medical University, Khabarovsk Summary

Preferential drugs provision is the most important component of the guaranteed social medical care. The fact that we don't have the uniform principles of the medical care organization to people who receive social benefits in volumes determinated by the state's guarantees program, low level of effectiveness, high mortality rate, growth of disease, decreasing of duration and quality of life, increase in the number of undesirable reactions to the use of medicines show the necessity to improve the system itself and legal basis for the preferential drugs provision, to improve the work of the clinical pharmacology service, strengthening the control for rational prescription and medical supplies and drugs expertise.

уменьшилось на 27% (875 шт.) Основная доля рецептов (84%) на отсроченном обслуживании приходится на Республику Саха (Якутия), Хабаровский край и Сахалинскую область.

Отсроченное обслуживание льготных рецептов характерно преимущественно для федеральных льготников 74% (1717 рецептов) против 26% (591 рецепт) региональных и в основном на территории Республики Саха (Якутия) — 551 рецепт. Это приводит к отсроченному получению медикаментов, к риску тяжелых осложнений и прогрессированию основных и сопутствующих заболеваний, что ухудшает качество жизни пациентов и увеличивает в перспективе расходы на оказание медицинской помощи.

Количество отказов в обслуживании рецептов в течение 2005 г. в субъектах Федерации уменьшилось на 16% и составило 568. Наибольшее количество отказов на приобретение лекарственных средств в декретированной группе пациентов регистрируется в Республике Саха (Якутия) и Хабаровском крае — 74% от общего количества в ДФО. Отказывают в обслуживании рецептов в основном федеральной категории льготников — 503 рецепта (89%), при большем

Динамика обслуживания льготных рецептов в регионах ДФО за 2005 г.

Регион ДФО Уровень обслуживания рецептов в 2005 г.

на 30.03 с 15.06 по 20.07 с 29.09 по 19.10

ВЫ11ИС. (тыс.) обсл. (тыс.) выпис. (тыс.) обсл. (тыс.) ВЫ11ИС. (тыс.) обсл. (тыс.)

Республика Саха (Якутия) 85 786 83 663 25 092 58 456 23 111 35 494

Хабаровский край - 270 175 35 675 34 745 35 173 33 042

Приморский край 220 405 187 045 96 869 80 970 137 081 132 121

Амурская обл. 190 972 167 879 100 805 83 537 91 555 84 325

Камчатская обл. 35 902 35 511 3 368 3 260 4 606 4 149

Магаданская обл. 10 565 10 137 5 891 5 748 6 625 6 692*

Сахалинская обл. 43 464 23 696 23 017 23 160 46 081 46 081

Еврейская автономн. обл. 49 275 49 240 11 758 11 697 18 630 18 534

Корякский автономн. округ 3 973 3 973 2 243 2 243 1 734 1 734

Чукотский автономн. округ 8 568 7 279 2 836 2 180 3 076 2 962

объеме при этом выписанных для них лекарственных средств, для региональных категорий льготников — 65 рецептов (11%).

Согласно произведенным расчетам, в 2005 г. на одного льготника федерального уровня выписано в среднем 11 рецептов, а территориального — 2,6. Отсроченное обслуживание на 100 выписанных рецептов федеральным и территориальным льготникам — 0,036 и 0,054 соответственно, т.е. выше среди льготников субъектов Федерации.

Таким образом, результаты проведенного анализа показали, что у региональных льготников выше уровень отсрочки в приобретении лекарственных средств на 100 выписанных рецептов при более низком уровне реализации социальных льгот на лекарственную помощь. Это связано с отсутствием автоматической системы персонифицированного учета, недостаточной информацией на территориальном уровне. В течение 2005 г. был отмечен рост средней стоимости рецепта: с 141,1 руб. в марте 2005 г. до 185,2 руб. в июле и до 258,1 руб. в октябре.

Средняя стоимость одного обслуженного льготного рецепта составила для федеральных льготников 355,9 руб., а региональных — 276,8 руб. Эта существенная разница вызывает необходимость проведения дополнительного анализа по вопросам рационального назначения и использования лекарственных средств.

Количество проведенных экспертиз по организации и обслуживанию льготного лекарственного обеспечения, в том числе проверенных рецептов, при этом недостаточно. По представленным данным, в 2005 г. проведено 282 экспертизы по ДФО, что составляет

0,005% от общего количества обслуженных льготных рецептов. Это не позволяет объективно проанализировать обоснованность уровня государственных расходов на льготное лекарственное обеспечение на территориальном уровне.

Как представлено в таблице, во всех субъектах ДФО отмечено снижение выписанных рецептов, что свидетельствует об усилении персонифицированного учета. Динамика обслуживания льготных рецептов наглядно демонстрирует несоответствие между количеством выписанных рецептов и обслуженных в три отчетных периода за 2005 г. Так, в Республике Саха (Якутия) было выписано 133 989 рецептов, а обслужено на 24% (177 613 рецептов) больше. Это свидетельствует о нарушении в персонифицированном учете на данной территории и диктует необходимость совершенствовать работу информационного взаимодействия при назначении медикаментов и изделий медицинского назначения при оказании бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан. Нарушения учета использования льгот по факту выписанных медикаментов и по количеству обслуженных рецептов приводят к дополнительным бюджетным расходам.

В территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС) в округе из Федерального фонда ОМС в 2005 г. на оплату лекарственных средств федеральным льготникам поступило 1341,5 млн руб. Общие затраты составили 1744,305 млн руб.

В течение года ЗАО "РОСТА" представила территориальным фондам ОМС к оплате счета на сумму 1306,4 млн руб. По результатам проведенных экспертиз рецептов, территориальными фондами ОМС не принято к оплате счетов ЗАО "РОСТА" на сумму 27,8 млн руб. Во всех субъектах Федерации округа ЗАО "РОСТА" выплачены средства за отпущенные лекарственные препараты на общую сумму 1173,1 млн руб., что составляет 90% от суммы, заявленной ЗАО "РОСТА" для оплаты за поставленные препараты и по факту их отпуска. Рецепты на сумму 105,5 млн руб. находятся на экспертизе в территориальных фондах ОМС.

В 2005 г. ЗАО "РОСТА" произведено возмещение собственных средств аптечными учреждениями в сумме 104,4 млн руб.

Таким образом, система льготного лекарственного обеспечения в большинстве субъектов ДФО в настоящее время работает удовлетворительно. С учетом полученных результатов исследования необходимо:

— совершенствовать систему персонифицированного учета федеральных и региональных льготников;

— обеспечивать своевременную, преемственную взаимосвязь в работе Л ПУ, Пенсионного фонда, организаций и учреждений Государственной фармации; муниципальных и территориальных органов Управления здравоохранением в ДФО;

— укомплектовать амбулаторно-поликлинические учреждения медицинскими кадрами, обеспечить АРМ участкового врача;

— увеличить объем клинико-экспертной работы, совершенствовать работу по рациональному выбору и назначению препаратов, отрегулировать вопросы ценообразования на медикаменты льготного перечня;

— усовершенствовать нормативно-правовую базу системы льготного лекарственного обеспечения.

Большое количество неправильно выписанных и оформленных рецептов на сумму 27 755,1 тыс. руб. в ДФО, динамика фармацевтического рынка требуют регулярного повышения уровня квалификации специалистов здравоохранения и фармации по вопросам клинической фармакологии и фармакотерапии.

Решение поставленных задач позволит реализовать принцип равной доступности лекарственных средств, увеличит уровень оказания социальных услуг пациентам, обеспечит условия для повышения

Проблема обеспечения безопасного движения автотранспорта актуальна во всем мире. О ее важности свидетельствуют проведение международных конференций, посвященных этому вопросу, принятие жестких законов по обеспечению безопасности движения на дорогах практически во всех странах.

Проблема дорожно-транспортных происшествий (ДТП) вызывает интерес многих исследователей также и потому, что в ней еще много нерешенных вопросов как в профилактике происшествий, так и в оказании помощи пострадавшим. Рекомендации, направленные на сохранение жизни травмированных в результате автодорожных происшествий, являются конечной и наиболее важной целью всех исследований [1,4, 5].

По данным ВОЗ (2004 г.), в мире каждые 30 сек на дорогах погибает один человек. Таким образом, жертвами ДТП становятся 1,2 млн чел. и еще 20-50 млн получают увечья. Общее количество смертельных случаев от дорожно-транспортных происшествий к 1997 г. достигло примерно 25 млн чел. [7].

Снижение травматизма входит в число наиболее важных медико-социальных задач любого государства. В экономически развитых странах травмы и несчастные случаи находятся на втором месте среди

экономической эффективности программы льготного лекарственного обеспечения.

Литература

1. Иванова O.A., Иванова PI.П. // Здравоохранение Российской Федерации. 2005. №6. С. 39-46.

2. Решение Коллегии Минздрава России, протокол от 25.06.02 №12 // Новая Аптека. 2002. №11. С. 12-13.

3. Таранов А.Н. // Экономический вестник Фармации. Законодательство. 2005. №4. С. 84-90.

4. Юргель Н. // Ремедиум. 2005. С. 6-14.

причин первичной инвалидизации и третьем - среди причин смертности населения. В России среди причин инвалидизации травмы и отравления занимают второе место после сердечно-сосудистых. У людей моложе 45 лет смертность от травм выходит на первое место [2].

Дорожно-транспортный травматизм в настоящее время превратился в пандемию, далеко превзойдя по числу дней нетрудоспособности и летальных исходов инфекционные и паразитарные заболевания [3, 6, 8].

Материалы и методы

Базой исследования являлись службы судебно-медицинской экспертизы и ГИБДД, лечебно-профилактические учреждения, располагающиеся на территории Амурской области. Для реализации поставленных задач проведен комплекс эпидемиологических и социально-гигиенических исследований для определения уровня и динамики распространения дорожно-транспортных травм, характера и степени нарушений в состоянии здоровья пострадавших лиц, изучены факторы риска их возникновения и причины неблагоприятных исходов. Генеральная совокупность составила 8056 случаев дорожно-транспортного травматизма.

□ □□

УДК 614.8: 629.113:340.6

Н.В. Кулеша, Л.Г. Манаков, Н.И. Воронин

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Амурская государственная медицинская академия, г. Благовещенск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.