ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
УДК 347.6
МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЛИЦ, ВСТУПАЮЩИХ В БРАК
Бурдо Евгений Петрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка.
E-mail: [email protected]
В работе рассматриваются медицинские условия вступления в брак, правовые и теоретические основы функционирования данного права.
Ключевые слова: медицинское обследование, лица, вступающие в брак, регистрация брака.
Для лиц, вступающих в брак, очень важно знать не только о состоянии собственного здоровья, но и о состоянии здоровья будущего супруга (супруги) [5, с. 109]. В настоящее время ст. 15 Семейный кодекс (далее - СК РФ) устанавливает право всех лиц, вступающих в брак, на добровольное и бесплатное медицинское обследование, а также консультирование по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, которое должно проводиться медицинскими организациями государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту их жительства. В соответствии с п. 3 ст. 15 СК РФ, если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции, последний вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным [2]. Пункт 4 ст. 169 СК РФ устанавливает, что «к признанию недействительным брака в соответствии со статьей 15 настоящего Кодекса применяются сроки исковой давности, установленные статьей 181 Гражданского кодекса Российской Федерации для признания оспоримой сделки недействительной». Срок исковой давности для данной категории дел составляет один год [1], когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания брака недействительным (о наличии венерической болезни или ВИЧ-инфекции).
На практике очень сложно достоверно определить момент заражения венерической болезнью и ВИЧ-инфекцией (за исключением тех случаев, когда лицо, зараженное ВИЧ-инфекцией, состоит на учете) и ответить на вопрос: данный факт имел место до заключения брака или после, если не пройти само медицинское обследование до вступления в брак. В отличие от зарубежного законодательства, семейное законодательство РФ исходит из того, что лица, вступающие в
46
брак, имеют право, а не обязаны пройти бесплатное медицинское обследование, предусмотренное ст. 15 СК РФ. В частности, во Франции, ряде штатов США, Украине и других зарубежных государствах уже давно предусмотрено обязательное медицинское обследование лиц, вступающих в брак [7, с. 49]. При этом следует учитывать ряд обстоятельств.
Во-первых, в западноевропейских государствах последствия сексуальной революции проявились намного раньше, чем в России, в результате чего получили свое широкое распространение и ВИЧ-инфекция и венерические заболевания. Для сохранения здоровья граждан и предупреждения заболеваний, передающихся половым путем, зарубежные законодатели сочли необходимым установить обязательность медицинского обследования для лиц, вступающих в брак, вследствие чего при отсутствии соответствующих медицинских документов, свидетельствующих о прохождении медицинской комиссии каждым из будущих супругов, является основанием для отказа в государственной регистрации брака.
Во-вторых, в большинстве стран Западной Европы, США, Канаде и других развитых государствах лица вступают в брак в более зрелом возрасте, чем в России. Например, в США это связано с моментом наступления полной гражданской дееспособности физических лиц, который устанавливается законодательством не в 18 лет, как в Российской Федерации, а в 21 год. Поэтому большинство супружеских пар за рубежом вступают в брак в возрасте около 30 лет, после получения высшего образования и трудоустройства, став материально независимыми и самостоятельными, сделав карьеру и имея собственное жилье. Понятно, что в этом возрасте лица более осознанно подходят к таким вопросам, как вступление в брак, создание семьи, рождение здоровых детей. Поэтому
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Бурдо Е. П.
добрачное медицинское обследование для них является не просто жизненной необходимостью, а нормой жизни, закрепленной в правовой норме.
Социальная действительность в России такова, что большинство супружеских пар вступают в брак по достижении 20 лет. Кто-то чуть раньше, кто-то позже. Обычно это происходит сразу после окончания высших учебных заведений. В этом возрасте лица, проявляя порой свою легкомысленность, мало задумываются о тех жизненных трудностях, которые у них могут возникнуть в будущем, не задумываются они и о состоянии своего здоровья, которое напрямую может повлиять на всю их дальнейшую семейную жизнь, на появление в их семье потомства. Поэтому у большинства из них даже не возникает мысли перед вступлением в брак обследоваться, хотя с 1 марта 1996 года данное личное неимущественное право будущих супругов законодательно закреплено, т. е. является правом, основанным на законе, законным правом, а право само по себе существовать не может, если есть право одного лица, значит, должна быть обязанность другого лица или лиц.
Целью медицинских консультаций и обследований является предупреждение возможных наследственных заболеваний и заболеваний, передающихся половым путем, в том числе и ВИЧ-инфекции, у будущего потомства, а также у самих супругов. Здоровье человека, здоровье сегодняшнего и будущих поколений представляет собой одну из важнейших ценностей российского общества. ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 386-ФЗ) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» провозгласил ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан [3].
Однако законодатель ни в СК РФ, ни в других законах и подзаконных актах не предусмотрел ни обязанности медицинских организаций проводить медицинские обследования лиц, вступающих в брак, ни ответственности должностных лиц за неисполнение данной обязанности. До настоящего времени не урегулированы такие вопросы, как: в какую медицинскую организацию и к кому должны обратиться лица, вступающие в брак; с какими документами, подтверждающими их правовой статус; кто должен им выдавать эти документы? Отсутствует перечень венерических заболеваний, не разработан врачебный комплекс обследования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи, врачебный состав комиссии, порядок и сроки проведения медицинского обследования, не определен порядок сообщения результатов этого обследования, не разработана форма бланка медицинского обследования лиц, вступающих в брак, в котором указывались бы его результаты и т. п.
Но самое большое законодательное упущение, по справедливому замечанию Е. В. Каймаковой, состоит в том, что лица, вступающие в брак, до сих пор даже
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
не знают о том, что имеют законное право пройти бесплатное медицинское обследование [5, с. 111], хотя с момента вступления в действие СК РФ (с 1 марта 1996 г.) прошло более 18 лет. Происходит это только потому, что законодатель не закрепил обязанности сообщать лицам, вступающим в брак, о том, что они имеют право пройти бесплатное добровольное медицинское обследование, а также не определил в компетенцию каких государственных органов на территории Российской Федерации указанная обязанность входит, благодаря чему «на практике указанная норма не реализуется и носит чисто декларативный характер» [4, с. 3].
Вслед за Е. В. Каймаковой [5, с. 111] полагаем, что такими органами должны выступать органы ЗАГСа, поскольку впервые именно сюда с заявлением о государственной регистрации брака обращаются лица, пожелавшие заключить брак. Для этого руководителем органа ЗАГСа должно быть назначено лицо, ответственное за информационно-ознакомительную работу с лицами, вступающими в брак, по вопросам проведения добрачного медицинского обследования. Однако информационная работа с лицами, вступающими в брак, должна проводиться не только органами ЗАГСа, но и медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, например, путем вывешивания в целях всеобщего просвещения граждан Российской Федерации соответствующей информации на стендах и плакатах в помещениях указанных органов и организаций.
Медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения не проводят бесплатные медицинские обследования лиц, вступающих в брак, поскольку отсутствуют соответствующие ведомственные нормативные акты, предусматривающие порядок их финансирования и проведения. Например, в ст. 15 СК РФ предусматривается, что медицинское обследование должно проводиться «по месту... жительства... лиц, вступающих в брак». Однако в сельской и поселковой местностях зачастую отсутствуют соответствующие медицинские специалисты, либо нет специального медицинского оборудования.
Вслед за Е. В. Каймаковой [5, с. 111-112] считаем, что целесообразно в региональных центрах создать специальные медицинские центры обследования лиц, вступающих в брак (Добрачный медицинский центр), обеспечить их самым современным медицинским оборудованием в области медико-генетических исследований, репродуктивных исследований и исследований по выявлению ВИЧ-инфекции и венерических заболеваний и укомплектовать их высокопрофессиональными медицинскими кадрами -генетиками, гинекологами, урологами, венерологами и другими специалистами. Это позволит, во-первых, действительно пройти брачующимся лицам высококачественное обследование, во-вторых, позволит сэкономить средства для оснащения всех районных ме-
47
Гражданское право и процесс
дицинских организаций дорогостоящим медицинским оборудованием и, в-третьих, позволит выявить и вылечить на ранних стадиях многие заболевания, в том числе и заболевания, приводящие к утрате лицами репродуктивной функции, а значит позволит сохранить не одну российскую семью, не допустив расторжения брака по причине отсутствия совместных детей.
В результате проведенного Л. Б. Максимович исследования было установлено, что в органах ЗАГСа, например, Курской, Орловской, Брянской, Тульской, Воронежской областях (за некоторым исключением) отсутствует информация о бесплатном медицинском обследовании лиц, вступающих в брак. Очень примечательно, что, по данным Л. Б. Максимович, в Белгородской области в органах ЗАГСа в добровольном порядке предлагается каждому из лиц, вступающих в брак, заполнить анкету о состоянии своего здоровья. В данных анкетах указывается рост, вес, наличие хронических заболеваний и т. п. [6, с. 69] Возникает ситуация, когда норма в законе прописана, но нет механизма ее реализации, несмотря на то, что государство берет на себя ответственность за сохранение и укрепление здоровья граждан.
По мнению Е. В. Каймаковой, которое мы разделяем, для реализации прав, предусмотренных ст. 15 СК РФ, следует обязать органы ЗАГСа при подаче совместного заявления о заключении брака лицами, вступающими в брак, информировать этих лиц о возможности бесплатного обследования и консультирования по медико-генетическим вопросам и вопросам планирования семьи и выдавать соответствующие направления в медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. В случае отказа лиц, вступающих в брак, от обследования и консультирования делать об этом пометку в заявлении о государственной регистрации заключения брака. Внести соответствующие дополнения в ФЗ РФ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» [5, с. 113]. Более того, в органах ЗАГС и в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения для всеобщего обозрения должна быть представлена информация о бесплатном медицинском обследовании лиц, вступающих в брак.
Невозможность реализации лицами, вступающими в брак, права на медицинское обследование, во-первых, есть само нарушение их прав, которое требует дальнейшей защиты, и во-вторых, нерешенность данной проблемы непосредственно создает сложность при рассмотрении в судебном порядке дел о признании брака недействительным в соответствии с п. 3 ст. 15 СК РФ, что делает саму защиту семейных прав малоэффективной [8, с. 30].
Разделяю точку зрения Д. А. Бобыкина - для устранения выявленных проблем в области осуществления и защиты права лиц, вступающих в брак, на медицинское обследование предлагается внести сле-следующие изменения и дополнения в ФЗ РФ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ) «Об актах гражданского состояния»:
1) в первом предложении абзаца второго пункта первого статьи 26 после слов «на заключение брака» слова «а также» исключить; после слов «препятствующих заключению брака» дополнить словами «, а также указано согласие на проведение бесплатного медицинского обследования или отказ от него»;
2) дополнить статью 26 новым пунктом (третьим) следующего содержания:
«3. В случае, если лица (одно из лиц), вступающие в брак, при подаче заявления о заключении брака выразят желание в заявлении пройти медицинское обследование в соответствии со статьей 15 Семейного кодекса Российской Федерации, работник органа записи актов гражданского состояния выдает направление на бесплатное медицинское обследование».
Полагаю, что указанные предложения помогут придать идее проверки здоровья реальную гарантию исполнения.
Литература
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 21 декабря 2013 г. № 367-ФЗ): принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ): принят ГД ФС РФ 8 декабря 1995 г. // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: ФЗ РФ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 386-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
4. Альбиков И. Р. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак // Семейное и жилищное право. 2013. № 5. С. 3.
5. Каймакова Е. В. Правовое регулирование в Российской Федерации медицинского обследования лиц, вступающих в брак // Известия Юго-Западного государственного университета. 2011. № 4. С. 109, 111-113.
6. Максимович Л. Б. Правовые аспекты медицинского обследования лиц, вступающих в брак. Обязаны ли граждане, вступающие в брак, проходить медицинское обследование? Международный опыт и российские реалии // Правовые вопросы в здравоохранении. 2012. № 7. С. 69.
7. Никогосян С. А. Медицинское обследование как условие заключения брака // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2010. № 3. С. 49.
8. Шишкина Ю. С. Медицинское обследование лиц, вступающих в брак // Семейное и жилищное право. 2013. № 1. С. 30.
48
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
Бурдо Е. П., Гаранина И. Г.
E. P. Burdo
MEDICAL EXAMINATION OF MARRYING PERSONS
In this work medical conditions of marriage, legal and theoretical foundations of the functioning of this law are discussed.
Key words: medical examination, marrying persons, registration of the marriage.
BURDO Evgeniy Petrovich - Candidate of Law at the Mari El Mari State University, Representative under the Head of the Republic of Mari El on children's rights in the Administration of the Head of the Republic of the Mari El, Yoshkar-Ola.
E-mail: [email protected]
УДК 342.721
ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ТОЛКОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «СЕКС-ТОРГОВЛЯ»
В МЕЖДУНАРОДНОМ И НАЦИОНАЛЬНОМ ПРАВЕ
Бурдо Евгений Петрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка.
E-mail: [email protected]
Гаранина Инна Геннадьевна,
кандидат юридических наук, PhD, доцент кафедры частного права России и зарубежных стран Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола E-mail: [email protected]
Данная статья раскрывает толкование определений «секс-торговля» и «торговля людьми» с точки зрения международного права прав человека. Авторы в статье анализируют буквальное толкование понятия «сексторговля», данное в Палермском протоколе. Авторы проводят компаративный анализ законодательства ряда государств на соответствие требованиям, сложившимся в международном праве в отношении запрета сексторговли людьми.
Ключевые слова: секс-торговля, торговля людьми, проституция, сексуальное принуждение, права человека.
До 2000 года международное сообщество в силе политических разногласий или просто при отсутствие политической воли не давало международнопризнанного определения понятию «секс-торговля». Это не означает, однако, что международное сообщество не интересовала указанная проблема. На самом деле даже до 2000 года многочисленные международно-правовые документы призвали к отмене сексторговли. Проблема была в том, что никто из них не предложил определение того, что должно было быть отменено. Таким образом, несмотря на широкое согласие, что что-то должно быть сделано с сексторговлей, оказалось, что нет согласия о том, что именно считать секс-торговлей.
Дебаты в отношении определения секс-торговли якобы начались в 2000 году с принятием Организацией Объединенных Наций Конвенции против транснациональной организованной преступности, Протокола
Марийский юридический вестник • № 2(13)/2015
о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми (так называемый Палермский протокол) и его последующей ратификацией 146 государствами [3]. Статья 3 Палермского протокола устанавливает четкое определение торговли людьми, и в соответствии с ним государства-участники обязаны установить уголовную ответственность за торговлю людьми. Учитывая эти обязательства, можно было бы ожидать, что будет единообразие в определении торговли людьми в национальных уголовных законах государств-участников Палермского протокола.
По истечении более десяти лет после принятия Палермского протокола определение «секс-торговля людьми», изложенное в Протоколе, получило широкую международную поддержку. Из 192 стран - членов ООН 147 ратифицировали Протокол. И что примечательно, ни одно из государств не сделало
49