Научная статья на тему 'Медицинский отдел: оптимизация деятельности'

Медицинский отдел: оптимизация деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
371
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / БИОТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МЕДИЦИНСКИЙ ОТДЕЛ / МАРКЕТИНГ / ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / PHARMACEUTICAL INDUSTRY / BIOTECHNOLOGICAL INDUSTRY / MEDICAL DEPARTMENT / MARKETING / MEDICINAL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толмачёв Александр

Функции медицинского отдела как крупных, так и небольших фармацевтических компаний в настоящее время претерпевают изменения. Развитие биотехнологической и фармацевтической промышленности в мире привело к структурным обновлениям компаний: многие функциональные обязанности перешли от отдела маркетинга к медицинскому отделу. Такое расширение функционала закономерно повлекло за собой повышение требований к этому структурному подразделению фармацевтической компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL DEPARTMENT: OPTIMIZATION OF ACTIVITIES

Today, major changes have affected the functions of the medical department both of big and small pharmaceutical companies. Development of biotechnological and pharmaceutical industry in the world resulted in the structural renovation of the companies: the marketing department delegated many of its functional responsibilities to the medical department. As a natural result, such extensions of functions caused the severization of requirements to this structural division of the pharmaceutical companies.

Текст научной работы на тему «Медицинский отдел: оптимизация деятельности»

РШЩЦЦМ 55

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Александр ТОЛМАЧЁВ, медицинский советник, компания Janssen

Медицинский отдел:

Функции медицинского отдела как крупных, так и небольших фармацевтических компаний в настоящее время претерпевают изменения. Развитие биотехнологической и фармацевтической промышленности в мире привело к структурным обновлениям компаний: многие функциональные обязанности перешли от отдела маркетинга к медицинскому отделу. Такое расширение функционала закономерно повлекло за собой повышение требований к этому структурному подразделению фармацевтической компании.

Ключевые слова: фармацевтическая промышленность, биотехнологическая промышленность, медицинский отдел, маркетинг, лекарственные средства

• РЕГУЛЯТОРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ВЕДУТ К СТРУКТУРНЫМ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫМ ОБНОВЛЕНИЯМ

Ранее основная задача медицинского отдела состояла в ведении научного диалога, касающегося продуктов компании. Профильные сотрудники медицинского отдела проходили специализированные углубленные тренинги по продукту и терапевтической области, чтобы в дальнейшем работать с узкой информацией. При этом они обычно относились к структуре подразделения маркетинга. В этой связи часто наблюдалось прямое или косвенное влияние маркетинга на работу медицинской группы с целью увеличения показателей продаж. Таким образом, объективность роли медицинских советников была в определенной степени скомпрометирована. В 2002 г. условия регуляторных требований стали изменяться, и медицинский отдел приобрел независимость от маркетинга. В этот период возникла необходимость в точном измерении вклада медицинского отдела в деятельность компании, при этом показатели эффективности не должны были увязываться с показателями коммерческих подразделений. Коммуникация вклада медицинского отдела в работу организации имеет большое значение еще и потому, что это позволяет компании принимать информированные решения о распределении инвестиций между подразделениями.

Кроме того, разделение медицинского отдела и отдела маркетинга привело к созданию собственного функционала и

связанного с ним бюджета (ранее бюджет находился в ведении маркетинга). За медицинским отделом закрепились несколько типов активностей, которые исторически относились к маркетингу, среди которых — непрерывное медицинское образование, научные публикации и гранты различного назначения. Усиление внешнего внимания к деятельности отделов маркетинга и продаж также повысило внимание и к деятельности медицинского отдела. К настоящему времени его роль трансформировалась от поддержки до равноправного партнерства, что стало причиной появления новых функций медицинского отдела.

Key words: pharmaceutical industry, biotechnological industry, medical department, marketing, medicinal products

Today, major changes have affected the functions of the medical department both of big and small pharmaceutical companies. Development of biotechnological and pharmaceutical industry in the world resulted in the structural renovation of the companies: the marketing department delegated many of its functional responsibilities to the medical department. As a natural result, such extensions of functions caused the severization of requirements to this structural division of the pharmaceutical companies.

Alexander TOLMACHEV, medical advisor, Janssen. MEDICAL DEPARTMENT: OPTIMIZATION OF ACTIVITIES.

НОВЫЕ ФУНКЦИИ И НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В настоящее время в большинстве фармацевтических компаний медицинские советники и специалисты по медицинской информации (региональные медицинские советники, MSL) распределены по основным терапевтическим областям. Профильные сотрудники медицинского отдела выполняют широкий спектр задач, среди которых построение плана сотрудничества с ключевыми лидерами мнения, обмен научной информацией, планирование клинических исследований четвертой фазы, поддержка вывода препарата на рынок, обучение полевых сотрудников отделов продаж и подготовка медицинской информации. Такое расширение функционала привело к росту финансовой ответственности, увеличению числа сотрудников и обособлению бюджета медицинского отдела. Как любой период перемен, этот этап трансформации может сопровождаться рядом организационных проблем, причина которых может крыться в установившихся различиях между медицинским отделом и отделом маркетинга. Несколько ключевых проблем, препятствующих эффективному сотрудничеству между командами, а также варианты их решений изложены в таблице 1. Согласно данным опроса, большинство сотрудников медицинского отдела считает, что основная роль их подразделения — служить центральным источником медицинской информации как для бизнес-подразделения, так для внешних клиентов. При этом они ощущают собственную ответственность за поддержание продуктивных рабочих связей с ключевыми лидерами мнений и врачами, назначающими препараты во всем мире. По мнению же представителей бизнеса, роль медицинского отдела заключается преимущественно в поддержке продаж компании: медицинский отдел должен готовить и распростра-

' PEMEOLILJM

МЕНЕДЖМЕНТ

56

таблица Проблемы и потенциальные решения в оптимизации функций медицинского отдела

Проблема Описание Возможное решение

Различия в восприятии роли медицинского отдела ♦ Медицинский отдел видит свою основную роль в качестве источника научной информации ♦ Маркетинг полагает, что основная роль медицинского отдела — поддержка продукта научной информацией ♦ Точное определение роли медицинского отдела и коммуникация с заинтересованными сторонами ♦ Разработка стандартных процедур деятельности медицинского отдела и средств оповещения о достижениях ♦ Обучение персонала медицинского отдела и маркетинга для повышения понимания ролей и проблем каждой из сторон

Несогласованность коммуникации медицинского отдела с коммуникацией маркетинга ♦ Маркетинг не считает, что медицинский отдел четко понимает стратегию брэнда и разделяет чувство срочности ♦ Медицинский отдел должен придерживаться научной объективности ♦ Разработка ключевых сообщений по продукту с использованием научных данных и их одобрение медицинским отделом ♦ Образование персонала медицинского отдела по стратегии продукта ♦ Отход от обособленности и установление каналов связи между маркетингом и медицинским отделом

Недостаточное использование профильных сотрудников медицинского отдела ♦ Установление препятствий для коммуникации между маркетингом и профильными сотрудниками медицинского отдела ♦ Недостаточная осведомленность о регуляторных требованиях приводит к избыточной осторожности и замедлению бизнес-процессов ♦ Достижение полного понимания регуляторных требований

нять научную информацию, согласованную с целями продвижения и маркетинговой стратегией. Известно, что медицинский отдел играет важнейшую роль в период прелонча нового продукта или нового показания для старого продукта. Тем не менее некоторые представители бизнес-подразделений выразили обеспокоенность тем, что медицинские отделы не придерживаются согласованности со стратегией и целями бизнеса. Интересно, что менее 20% опрошенных директоров по маркетингу полагали, что профильные сотрудники медицинского отдела достаточно хорошо знают свой продукт. Большинство опрошенных полагало, что медицинский отдел не имеет достаточного понимания коммерческих проблем и целей бизнеса, а некоторые представители бизнес-подразделений были обеспокоены отсутствием должного сотрудничества между медицинским отделом и менеджерами по продукту, а также тем, что у медицинского отдела нередко отсутствует полное понимание потребностей бизнеса.

• РЕШЕНИЯ

Эти факты заставляют многих руководителей медицинских отделов искать более эффективные способы, чтобы доказать значимость функций отдела выс-

шему руководству. Согласно результатам опроса, проведенного компанией Campbell Alliance, никто из опрошенных не был удовлетворен существующей системой показателей эффективности. Таким образом, кроме нахождения баланса между ролью медицинского отдела как источника информации и необходимостью достаточной поддержки коммерческих интересов возникает необходимость правильной коммуникации с внутренними партнерами. Кроме того, расширение функционала медицинского отдела привело к необходимости внесения ясности в бизнес-процессы, повторному определению ролей, улучшению понимания ре-гуляторных требований. Представители всех отделов в рамках кроссфункционального взаимодействия (маркетинга, продаж, отдела клинических исследований) должны знать о распределении ролей в работе. Медицинский отдел должен не только выполнять свои обязанности, но и проак-тивно разрабатывать стандартные процессы управления собственной деятельностью и обеспечивать их прозрачность в коммуникации со всеми вовлеченными сторонами. В ходе диалога сторон может выработаться общая точка зрения, единое понимание целей и задач, согласие по процессам планирования и внедрения проектов.

Медицинский отдел должен стать партнером бизнеса в выводе на рынок нового лекарственного препарата и при регистрации нового показания. Это означает, что сотрудники медицинского отдела должны принимать участие на ранних этапах разработки стратегии, планирования активностей, делать медицинский вклад в управление жизненным циклом продукта. Ключевые сообщения должны формироваться с опорой на научные данные, оба отдела должны работать совместно при разработке маркетинговой стратегии. Частая коммуникация между медицинским отделом и отделом маркетинга, как формальная, так и неформальная, поможет уменьшить недопонимание между командами.

• ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОГО ОТДЕЛА

Медицинский отдел чаще всего осознает собственную значимость для компании, при этом полагая, что ее не всегда понимают коммерческие подразделения и руководители высшего звена. Определение и измерение вклада отдела, разработка показателей эффективности и выстраивание коммуникации о своих достижениях высшему руководству имеют большое значение в оптимизации его вклада в работу компании.

МЕДИЦИНСКИЙ ОТДЕЛ: ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PfMEDUUM

Сложность измерения вклада медицинского отдела в бизнес связана с нехваткой объективных показателей, которые могли бы позволить количественно оценить результаты его деятельности. Руководители высшего звена привыкли рассматривать вклад в терминах прибыли или расходов, но медицинский отдел, как известно, не связывает прибыль со своими активностями напрямую. Сотрудничество с ключевыми лидерами мнения, а также научный вклад не являются осязаемыми и сложно поддаются измерению. Медицинский отдел должен самостоятельно определить показатели эффективности своих проектов в соответствии с современными методиками.

Процесс определения показателей эффективности начинается с определения корпоративных целей медицинского отдела. Важно, чтобы руководитель медицинского отдела проявлял инициативу в данном вопросе. При этом известно, что немногие фармацевтические компании уделяют достаточно внимания для определения четких целей этого отдела. Необходимо сформулировать конкретные цели для сотрудников медицинского отдела на уровне взаимодействия с каждым бизнес-подразделением.

Для начала следует провести консультации с научными лидерами для определения факторов, которые имеют действительно большое значение среди внешних клиентов. После этого можно обратиться к внутренним клиентам для выяснения их ожиданий от сотрудничества и приступить к определению конкретных целей. При этом важно достичь взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами о том, какими должны быть цели и как они будут измеряться. Достижение согласия по целям в различных терапевтических областях может быть весьма проблематичным. У бизнес-подразделений могут наблюдаться нерелевантные ожидания от медицинского отдела, в т.ч. проявлять большую инициативу в общении с врачами порой без полного понимания ре-гуляторных ограничений, связывающих сотрудников этого отдела. После определения целей, которые наилучшим образом отвечают интересам всех сторон, необходимо обсудить их с внутренни-

ми клиентами. Все цели медицинского отдела должны быть измеримы, что также представляет большую сложность: многие из задач, которые обычно выполняет отдел, могут быть измерены лишь качественно или субъективно. Мониторинг и коммуникация результатов может выполняться как вручную, так и в электронной системе.

• ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Медицинский отдел должен стремиться к улучшению межфункционального взаимодействия и повышению прозрачности своей деятельности, т.к. эти факторы зачастую определяют заметность вклада сотрудников отдела в бизнес. Необходимо максимально сосредоточиться на сроках выполнения договоренностей с бизнес-партнерами и стремиться к новому чувству срочности в достижении выдающихся результатов во всех видах деятельности. Для медицинского отдела критически важен баланс между пониманием бизнес-потребностей и регуляторными требованиями. Профильные сотрудники должны не только расширять свои знания о продукте, но и вносить свой вклад в бизнес-планирование и повышение активности бизнес-подразделения. Чтобы еще эффективнее демонстрировать собственную значимость, медицинскому отделу следует сохранять прозрачность в коммуникации со всеми заинтересованными сторонами о выполняемой работе. Только эффективное взаимодействие и коммуникация с маркетингом позволит сотрудникам медицинского отдела достичь полного понимания потребностей поддерживаемого продукта.

ИСТОЧНИКИ

1. Herman, Schonbachler D. PhRMA Code: new rules, same game. Pharmaceutical Executive Medical Education Supplement, August 2004:10.

2. http://www.campbellalliance.com, Communicating the Value of Medical Affairs

3. http://www.campbellalliance.com, Optimizing the Impact of the Medical Affairs Function

4. http://www.kinapse.co.uk, Kinapse Consulting, Performance management in Medical Affairs, September 2011.

Росздравнадзор не против общения врачей и фарм-представителей

Росздравнадзор не поддерживает идею о том, что общение врачей и медицинских представителей нужно прекратить. Об этом на встрече «Единое экономическое пространство: регуляторные изменения на фармацевтическом рынке», организованной Ассоциацией российских фармацевтических производителей (АРФП), заявила врио главы ведомства Елена Тельнова. Только взаимодействие это должно быть цивилизованным, подчеркнула она. Очень важно найти золотую середину, при которой полноценную информацию будут получать и врачи, и представители надзорных структур. «Откуда иначе врач будет получать сведения о новых препаратах? Из специальной литературы? Это, конечно, хорошо, но лучше узнать о препарате из подробного рассказа представителя», — пояснила Е.Тельнова. Кроме того, Росздравнадзор готовит конкретный регламент контрольных мероприятий. В частности, ведомством будут проверены договора на закупку и договора на проведение клинических исследований. «Будем смотреть на наличие заранее выписанных рецептов, на взаимодействие фирмы с аптечным учреждением. Как только постановление будет принято, надеемся, что это произойдет до конца года, мы сможем начать проводить контрольные мероприятия. До этого, конечно же, соберется рабочая группа, и мы выслушаем все предложения, которые возникнут у ассоциации российских фармацевтических производителей, у зарубежных фармацевтических производителей, и постараемся это учесть», — сказала Е.Тельнова.

В настоящее время Росздравнадзор готовит поправки к ст. 75 ФЗ 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

57

58 се«Т Р€МШииМ

Юлия АКИМОВА

МЕНЕДЖМЕНТ

Часто и длительно болеющие дети:

СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ПРОБЛЕМА

С наступлением учебного года, возвращением детей в школьные и дошкольные коллективы, мы вновь сталкиваемся с частыми простудами подрастающего поколения. Проблема эта не новая, но по-прежнему актуальная и значимая не только для отдельной семьи, но и для общества в целом.

• ОСОБЕННЫЕ ДЕТИ

Для начала следует уточнить, что подразумевается под определением часто и длительно болеющие дети (ЧДБД). Как отмечает один из ведущих экспертов по данной проблеме Н.А.Коровина, ЧДБД — это не нозологическая форма заболевания и не диагноз, а группа диспансерного наблюдения [3]. Справедливо отнести ребенка к группе ЧДБД лишь в тех случаях, когда повышенная заболеваемость вирусно-бакте-риальными респираторными инфекциями не связана со стойкими врожденными, наследственными или приобретенными патологическими состояниями. Иными словами, в группу часто и длительно болеющих принято относить детей, подверженных частым респираторным заболеваниям из-за транзитор-ных, корригируемых отклонений в защитных системах организма и не имеющих стойких органических нарушений в них. Эти дети заслуживают особого внимания, т.к. частые респираторные инфекции могут стать причиной срыва основных адаптационных механизмов, привести к значительным нарушениям функционального состояния организма и способствовать раннему развитию хронической патологии [1].

• КАКОВЫ ТОЧНЫЕ КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ РЕБЕНКА К ГРУППЕ ЧДБД?

1. Отечественные педиатры используют систему, предложенную в 1986 г. В.Ю.Аль-бицким и А.А.Барановым (табл. 1), учитывающую частоту эпизодов в год в зависимости от возраста ребенка.

2. У детей в возрасте старше 3 лет в качестве критерия для включения в груп-

пу ЧДБД можно использовать инфекционный индекс (ИИ), определяемый как отношение суммы всех случаев ОРЗ в течение года к возрасту ребенка: ИИ = (сумма всех случаев ОРЗ в течение года)/(возраст ребенка (годы)). ИИ у редко болеющих детей составляет 0,2—0,3, а у детей из группы ЧДБД — 1,1—3,5.

Однако, по мнению А.А.Михайленко [4], вышеописанные критерии не могут быть признаны исчерпывающими и удовлетворяющими практическому здравоохранению. Поскольку изначально проблема была сформулирована как «часто и длительно болеющие дети», критерии должны учитывать не только частоту эпизодов, но и их продолжительность. В связи с этим автор предлагает выделить в рамках обозначенной диспансерной группы 3 подгруппы:

1) часто (по критериям Альбицкого— Баранова), но не длительно болеющие дети;

2) длительно (а именно свыше 7 дней), но не часто болеющие дети;

3) часто и длительно болеющие дети. Клиническая характеристика состояний ЧДБД включает разнообразные формы, среди которых наиболее часто встречаются следующие:

таблица Г1 Критерии включения детей в группу ЧДБД

Возраст детей Частота ОРЗ (эпизодов/год)

Дети 1-го года жизни 4 и более

Дети до 3 лет 6 и более

Дети 4—5 лет 5 и более

Дети старше 5 лет 4 и более

Источник: В.Ю.Альбицкий, А.А.Баранов, 1986

« заболевания верхних дыхательных путей — ринит, назофарингит, ангина, аденоидид, синусит и др.; « заболевания терминальных респираторных отделов — бронхопневмония и др.; « прочие заболевания — отит и др. Причем вышеперечисленные формы должны повторяться с соответствующей критерию Альбицкого—Баранова частотой. Кроме того, они могут сопровождаться такими состояниями, как хроническая интоксикация (слабость, снижение аппетита, раздражительность и др.), лимфопролиферативный синдром (гипертрофия небных и легочных миндалин, увеличение печени и селезенки и др.), изменения со стороны центральной нервной системы (вегето-висцеральный синдром, синдром гиперактивности), патология желудочно-кишечного тракта (хронический гастрит, дискинезия желчевыводящих путей), патология сердечно-сосудистой системы (боли в сердце, сердцебиения), артралгии [4].

• ПОЧЕМУ ЖЕ ДЕТИ ЧАСТО БОЛЕЮТ РЕСПИРАТОРНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ?

По мнению Н.А.Коровиной [5], однозначно ответить на этот вопрос нельзя, поскольку велико значение эндо- и экзогенных факторов, а также возрастных и индивидуальных особенностей иммунной защиты, обуславливающих повышенную восприимчивость детей к острым респираторным заболеваниям (ОРЗ). Наибольшее значение в этиологии ОРЗ имеют вирусы и ви-русно-бактериальные ассоциации. В качестве самостоятельного этиологического фактора могут выступать бактерии, внутриклеточные возбудители и грибы. Среди вирусных возбудителей ОРЗ у детей чаще всего выявляются вирусы гриппа А, парагриппа, рес-пираторно-синцитиальные вирусы, аденовирусы, риновирусы, энтерови-русы ECHO и Коксаки. Среди бактери-

ЧАСТО И ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИЕ ДЕТИ: СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМАЯ ПРОБЛЕМА

РШЩЦЦМ c*ff 59

таблица Г 2 Затраты, связанные с частыми и длительными эпизодами ОРЗ у детей

Затраты в связи с частыми и длительными эпизодами ОРВИ и гриппа

С точки зрения семьи

Прямые медицинские

затраты:

Медицинские препараты. Как правило, примерный набор средств для лечения ОРИ включает: антибиотики, которые назначают в 75% случаев, или противовирусные средства; НПВС; назальные сосудосуживающие препараты; изотонические растворы для промывания пазух; отхаркивающие средства; другие препараты в зависимости от симптомов конкретного заболевания

Прямые немедицинские затраты:

Непрямые затраты:

Неосязаемые затраты

Трата сил и времени на уход за больным ребенком; оформление больничного по уходу за ребенком (из расчета 4—6 эпизодов ОРВИ в год и примерной длительности 10 дней получим от 40 до 60 дней нетрудспособности в год); как следствие предыдущего пункта — ряд косвенных затрат (к примеру, из-за частых болезней ребенок не ходит в дошкольное учреждение, мать вынуждена уйти с работы, чтобы обеспечить домашнее воспитание, что приводит к снижению дохода семьи)

Со стороны ребенка: физические страдания, вызванные болью, лихорадкой, приступами кашля и др.; моральные страдания в связи с ухудшением социальной адаптации, невозможностью общаться со сверстниками, гулять и др.

Со стороны родителей: стресс, беспокойство за здоровье ребенка; необходимость жертвовать карьерой из-за частых больничных; невозможность осуществлять запланированные поездки, ходить в гости, ездить на дачу и т.д.

рисунок Г 1 Упаковка Рибомунила

альных возбудителей, вызывающих ОРЗ у детей, ведущие места занимают Klebsiella pneumoniae, Streptococcus pneumoniae, Streptococcus pyogenes, Haemophilus influenza.

Высокое содержание различных ксенобиотиков в воздухе, воде, продуктах питания сопровождается накоплением их в организме, что приводит в конечном счете к изменениям клеточного метаболизма, нарушениям гомеостаза и некорректному ответу иммунной системы [5]. Из вышеизложенного следует, что система оздоровления часто и длительно болеющих детей требует проведения комплекса медико-социальных мероприятий.

Медикаментозная иммунокоррекция — одна из важнейших составляющих лечения ЧДБД.

Среди основных классов иммуномоду-ляторов на первое место необходимо поставить препараты бактериального происхождения [5]. Одним из представителей этой группы, хорошо зарекомендовавшим себя на международном и

отечественном фармацевтических рынках, является Рибомунил. Это уникальный рибосомально-протеогликановый комплекс, обладающий эффектом вакцины. В состав Рибомунила входят рибосомы Klebsiella pneumoniae, Streptococcus pneumoniae, Streptococcus pyogenes, Haemophilus influenzae и протеогликаны клеточной мембраны Klebsiella pneumo-niae. Включение именно таких рибосо-мальных фракций в состав препарата не случайно. Дело в том, что вакцинальный эффект иммуномодулятора должен быть направлен на основные бактериальные возбудители ОРЗ. Так, согласно данным М.Н.Клевцовой [7], микробный пейзаж слизистой оболочки у больных с инфекциями респираторного тракта представлен грамположительными бактериями в 30—47%, Streptococcus pneumoniae в 30—47%, Streptococcus pyogenes в 9—15%; грамотрицательными бактериями: Haemophilus influenzae в 22—35% и Klebsiella pneumoniaе в 5—7% случаев. Как видно, препарат Рибомунил включает рибосомы именно тех возбу-

С точки зрения государства

Стоимость медицинских анализов; стоимость диагностических исследований

При госпитализации в связи с осложнениями ОРЗ оплачивается: стоимость койко-дня; спецодежда; транспортировка Потеря ВВП; оплата листка нетрудоспособности; оплата специализированного ухода за больными

дителей, которые наиболее часто вызывают ОРИ.

Формирование специфического иммунитета к Streptococcus pneumoniae и Haemophilus influenzae особо важно, т.к. эти возбудители обладают резистентностью к незащищенным пенициллинам и цефалоспоринам I поколения, что существенно усложняет лечение ряда заболеваний. Только у 7—12% детей, находящихся в организованных детских коллективах, данные возбудители сохраняют чувствительность к упомянутым препаратам [5].

Необходимо подчеркнуть, что Рибому-нил показывает хорошую эффективность совместно с вакцинами, в т.ч. и противогриппозной вакциной. Препарат нормализует баланс ТЫ и Th2 звеньев иммунитета и оказывает позитивное действие на течение поствакцинального периода, предупреждая наслоение инфекций в этот период у детей с отягощенным анамнезом, стимулирует специфическое антителообра-зование.

60 се«т Р€МШииМ

Ю 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МЕНЕДЖМЕНТ

Почему основой для создания препарата Рибомунил были выбраны именно рибосомы, а не лизаты целых клеток тех же возбудителей? Дело в том, что эти органеллы имеют на поверхности антигены, идентичные поверхностным антигенам клеточной мембраны микроорганизмов. Доказано, что 1 мкг рибо-сомальных фракций вызывает иммунный ответ такой же силы, как 1 мг жи-

патология взрослого периода => снижение трудоспособности населения => ущерб для экономики страны. Останавливаясь на звеньях 2 и 3, можно также продолжить цепочку в сторону временной потери трудоспособности родителей, которые вынуждены брать больничный лист по уходу за ребенком, а то и вовсе отказаться от карьеры в пользу заботы о нем. Понятно, что и этот путь приведет в итоге к

рисунок Г2 Схема приема препарата Рибомунил

СХЕМА ЛЕЧЕНИЯ

1 4ÈfÇrift нги 1 "т.тапгл\ п jr+-h

1-Й МЕСЯЦ_, > J-Й-Й-Й МЕСЯЦ

H ЕЯ m m i t m m m m 1

m m п m 12 13 1Ф i t i» n 12 U l<

ES [И (H m i'j 2 11 21 1S id 17 ■fi ID 21

32 a H ¡5. H I? 2E 22 23 M 2? № £7 2B

" J'j JRI J1 3il It

вых неразрушенных бактерий того же вида. То есть иммуногенность рибосо-мальной фракции в 1 000 раз больше, чем иммуногенность цельной бактерии. Кроме того, такой максимально очищенный состав обуславливает низкую аллергенность препарата.

ЧДБД И ОБЩЕСТВО

Повышенный интерес к проблеме частых и длительных острых респираторных инфекций (ОРИ) у детей объясняется не только многочисленностью контингента, подлежащего наблюдению, но и пагубному влиянию частых простудных заболеваний на состояние здоровья школьников и дошкольников. Эти болезни становятся причиной значительных материальных потерь, приводят к ухудшению социальной адаптации, эмоционального климата в семье и качества жизни в целом [2]. В начале статьи уже упоминалось, что ситуация с ЧДБД — проблема государственного уровня. Действительно, несложно проследить логическую цепочку событий: 1) острые респираторные заболевания у детей => 2) состояния длительных и частых заболеваний => 3) хроническая воспалительная патология детского периода => 4) хроническая воспалительная

недопроизведенному ВВП и экономическому ущербу. Причем заметные потери несет не только государство, но и отдельно взятая семья.

Кроме того, ощутимы затраты на лечение ОРИ и особенно на терапию их осложнений, столь характерных для ЧДБД. Последние необходимо предупреждать, поскольку каждый последующий инфекционный эпизод повышает риск осложнений и последствий, увеличивая прямые и непрямые затраты на лечение [6]. Нельзя забывать и о так называемых неосязаемых затратах (моральные и физические страдания ребенка в связи с болезнью, переживания членов семьи, невозможность совместных прогулок и др.). Хотя перечисленные затраты, в отличие, например, от прямых медицинских, сложно измерить, они тем не менее очень значимы с точки зрения пациента и его близких. Примеры различных видов затрат, возникающих ввиду частых и длительных ОРЗ, показаны в таблице 2.

• КАКИМ ОБРАЗОМ ПРИМЕНЕНИЕ РИБОМУНИЛА ПОМОГАЕТ УЛУЧШИТЬ КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ЧДБД?

Прием Рибомунила — рибосомального иммуномодулятора бактериального про-

исхождения, сочетающего эффект пе-роральной вакцины и неспецифического корректора иммунитета, позволяет уменьшить:

« число рецидивов респираторных заболеваний на 54—78%; « длительность рецидивов на 42—79%; « необходимость использования антибиотиков на 38%.

Основные преимущества Рибомунила: « Эффективность, подтвержденная клинически: Рибомунил обладает двойным действием — стимулирует как специфический, так и неспецифический иммунитет.

« Безопасность: как правило, препарат не вызывает побочных реакций. Возможно появление гиперсаливации на 2-й день приема препарата, что свидетельствует о терапевтическом эффекте и не требует отмены приема препарата. « Пролонгированное действие: эффект рибосомальной иммунизации сохраняется на протяжении 18 месяцев [5]. « Удобство применения: одинаковая дозировка и схема приема независимо от возраста и веса ребенка. Эффективность Рибомунила в лечении ЧДБД доказана многими клиническими исследованиями как в России, так и за рубежом. Рибомунил помогает снизить не только материальные затраты, но и, укрепив иммунитет ребенка и уменьшив частоту и длительность эпизодов ОРИ и гриппа, Рибомунил способствует повышению качества жизни всей семьи.

ИСТОЧНИКИ

1. Коровина Н.А., Чебуркин А.В., Заплатни-ков А.Л. Иммунокорригирующая терапия часто и длительно болеющих детей. Лекции для врачей.

2. Заплатников А.Л. Часто болеющие дети: современные возможности иммунопрофилактики и иммунотерапии острых респираторных инфекций.

3. Коровина Н.А., Заплатников А.Л. Часто болеющие дети и современные возможности иммунопрофилактики острых респираторных инфекций. Трудный пациент. Спецвыпуск. М., 2007.

4. Михайленко А.А. Проблема часто и длительно болеющих детей и взрослых.

5. Основные подходы к лечению часто и длительно болеющих детей. Здоровье Украины. №80, 2003.

6. Holt Symposium international Geneve ERS 2001.

7. М.Н.Клевцова «Лечение очагов хронической инфекции лор-органов и бронхореспира-торного тракта», Трудный пациент №1, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.