Научная статья на тему 'Медицинские ошибки, связанные с применением лекарств: зарубежный опыт решения проблемы'

Медицинские ошибки, связанные с применением лекарств: зарубежный опыт решения проблемы Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
141
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Яворский А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинские ошибки, связанные с применением лекарств: зарубежный опыт решения проблемы»

Schiff, Adelsberger, 1924/, которые изучали устойчивость факторов А и В к различного рода органическим растворителям. Удалось установить, что выявление антигенов А и В зависит от методов приготовления спиртовых экстрактов, в частности, если спиртовые экстракты получать с добавлением некоторого количества воды, то обнаружение антигенов А и В становится более доступным.

Указанные исследования послужили основанием для проведения предлагаемой работы, связанной с использованием хроматографической бумаги после определения на ней наличия крови. Исследование проведено с пятнами малой величины в 15 экспертизах. Одновременно вытяжки изучали общепринятым методом после наслаивания на нитки марли

Проведение исследования -

1. Экстрагирование. Из следов на вещественных доказательствах, контролей к ним, образцов крови из архива готовили вытяжки с помощью физиологического раствора хлорида натрия. Время экстрагирования 20 часов в холодильнике.

2.Определение наличия крови методом тонкослойной хроматографии. По капле вытяжек из объектов, контро-лей, известных образцов послойно наносили /не менее трех раз/ на хроматографическую бумагу и на 20 минут для разделения помещали в камеру с растворителем. После извлечения бумагу прогревали /100 гр. 10 минут/ и последовательно проявляли спиртовым раствором подкисленного основного бензидина и 3% пееркисью водорода.

3. Определение видовой принадлежности - реакцию ставили с оставшимися вытяжками и применяли встречный иммуноэлектрофорез в агаре.

4. Определение групповой принадлежности - у линии старта на хроматографической бумаге делали вырезки,

делили их на три узкие полоски 0,2х0,5 см /для каждого антигена системы АВО/. Далее использовали реакцию абсорбции-элюции без фиксации/ последняя произошла ранее на этапе определения наличия крови/.

Для абсорбции использовали изосыворотки анти-А, анти-В в титре 1:256 и моноклональная сыворотка анти-Н в титре 1:128. Время 20 часов в условиях бытового холодильника. Отмывание пятикратное. Элюция во взвесь /0,03%/эритроцитов групп А, В и О на плоскости во влажных камерах в течение 30 минут при температуре + 50°С. Учет микроскопический после часовой экспозиции препаратов при комнатной температуре.

РЕЗУЛЬТАТЫ - во всех 15 случаях получены результаты, строго соответствующие исходным и исследованным общепринятым способом.

Следует отметить, что при таком варианте было менее выраженным влияние предметов-носителей.

Было сокращено время исследования, так как отпал вариант наслаивания, высушивания, фиксации.

РЕЗЮМЕ

1. После установления наличия крови на хроматографической бумаге и вида крови в остатках вытяжек непосредственно в вырезках бумаги хорошо выявляются антигены системы АВО.

2. При изучении следов крови малой величины использование хроматографической бумаги позволяет увеличить объем исследуемого материала.

3. Сокращается время исследования.

Таким образом, при недостаточном количестве материала для выявления в нем групповых факторов системы АВО в качестве дополнительного материала считаем целесообразным использование вырезок из хроматографической бумаги из мест наслоения вытяжек после установления наличия крови.

© А.Н. Яворский, 2008 УДК 340.6

А.Н. Яворский

МЕДИЦИНСКИЕ ОШИБКИ, СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЛЕКАРСТВ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

ФГУ “Научный центр экспертизы средств медицинского применения Росздравнадзора”

Истинные масштабы и социальные последствия проблемы медицинских ошибок («medical errors») в США была осознана общественностью и руководством страны после публикации в 1999 году отчета «To Err Is Human: Building a Safer Health System», подготовленного экспертами Института медицины Национальной академии наук США, которые установили, что по этой причине ежегодно погибает от 44 до 98 тысяч американских граждан. Среди различных видов медицинских ошибок особое внимание было привлечено к недопустимо высокому количеству так называемых «прогнозируемых» ошибок, риск возникновения которых можно было заранее предусмотреть

и, соответственно, предотвратить до их совершения. Это, прежде всего, относится к случаям, связанным с ошибочным применением лекарств («medication errors»), возникающим вследствие путаницы торговых названий, сходства маркировки, упаковки и неточностей в инструкции по применению, на долю которых в США ежегодно приходится более 7 тысяч смертельных случаев.

Для минимизации риска таких ошибок в Центре экспертизы и изучения лекарств (CDER) Управления по лекарственным средства и пищевым продуктам США

(FDA) были разработаны новые методологические и организационные подходы, направленные на совершенствование предрегистрационной экспертизы лекарств.

В плане совершенствования методологии оценки риска была разработана новая программа под названием «Анализ для предупреждения ошибочного применения лекарств» («Medication errors prevention analysis» - MEPA), основными задачами которой являются:

- Идентификация известных и потенциально возможных ошибок, связанных с применением лекарств;

- Идентификация причин и потенциальных поводов для каждого вида идентифицированных ошибок;

- Определение места каждой идентифицированной ошибки в общей системе всех возможных рисков в соответствии с реальными или потенциально возможными медицинскими последствиями;

- Минимизация возможности наступления ошибок путем проведения целенаправленной предрегис-трационной экспертизы торговых названий, маркировки, упаковки, инструкций по применению лекарств.

Для выполнения этих задач CDER FDA был разработан ряд методических подходов для оценки риска по-

тенциальных ошибок. Так, в частности, для оценки риска ошибок, связанных со смешением торговых названий лекарств, используют: метод оценки в экспертных группах, метод оценки рукописного и словесного сходства, метод компьютерного анализа графического и звукового сходства и др.

В плане совершенствования организации проведения работы по оценке и минимизации риска ошибок в составе CDER FDA был специально создан новый Отдел безопасности лекарств (Office of Drug Safety), в составе которого, в свою очередь, было создано новое специализированное подразделение - отделение ошибок, связанных с применением лекарств (The Division of Medication Errors and Technical Support), укомплектованное 8 квалифицированными сотрудниками - специалистами по оценке рисков («safety evaluator»).

О результативности этих новых методических и организационных подходов можно судить по количеству торговых названий, предложенных фармацевтическими фирмами для обозначения своих лекарственных препаратов, но не рекомендованных CDER FDA к использованию

по результатам экспертизы из-за высокого потенциального риска смешения с уже находящимися на фармацевтическом рынке США названиями препаратов других фирм. Так, в 2002 - 2004 годах, из 924 предложенных фирмами торговых названий не было рекомендовано для использования 299 названий (31%).

Выводы

Количество медицинских ошибок является одним из существенных показателей, характеризующих качество медицинской помощи и уровень организации национального здравоохранения.

В общей структуре медицинских ошибок в США значительное место занимают случаи ошибочного применения лекарств, возникающие в следствии смешения торговых названий, сходства маркировки, упаковки и неточностей в инструкции по применению.

В государственном органе контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств США функционирует специально разработанная научно-организационная система оценки и минимизации риска таких ошибок.

© В.В. Кунгурова, 2008 УДК 340.6

В.В. Кунгурова

МОРФОЛОГИЯ ПЛАЦЕНТЫ В СВЕТЕ РЕШЕНИЯ ВОПРОСА ЖИВОРОЖДЕННОСТИ И МЕРТВОРОЖДЕННОСТИ В СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ПРАКТИКЕ

Кафедра судебной медицины (зав. кафедрой - проф. В.И. Витер)

ГОУ ВПО “Ижевская государственная медицинская академия”

Судебно-медицинская экспертиза в случаях гибели плодов и новорожденных является одним из сложных видов экспертизы и требует определенной подготовки экспертов в теоретических вопросах морфологии плода и новорожденного. Одним из основных вопросов является определение живорожденности или мертворожденности, так как от его решения зависит правильная юридическая трактовка события. Судебно-медицинская практика выработала ряд критериев, позволяющих ответить на данный вопрос. Среди них патоморфологическим методам диагностики отводится не последнее место.

Традиционно микроскопическому исследованию для определения живорожденности или мертворожденности подвергаются легкие, родовая опухоль, пуповина, пупочное кольцо [9, 7, 11, 13, 15, 16], а также плацента [1, 6, 10, 12, 14, 15]. При этом результаты исследований показали, что интенсивность и распространенность морфологических изменений в плаценте зависят от многих факторов: учете причин смерти, однородности забора материала и методик исследования, что предполагает возможность получить данные, имеющие диагностическое значение.

В настоящее время в литературе имеются монографические исследования, посвященные морфологии последа при различных состояниях системы мать-плод [3, 8]. Однако, конкретных рекомендаций о морфологических признаках живо- и мертворожденности, которые могли бы быть использованы в практической деятельности судебно-медицинских экспертов они не содержат. Проведенное И. Н. Богомоловой, В. А. Кондратьевым [2] исследование плаценты касается случаев мертворожденности, причиной смерти которых послужила асфиксия плода, обусловленная острой или хронической плацентарной недостаточностью.

По мнению ряда авторов [3, 4] изменения последа при антенатальной смерти плода можно условно подразделить на три группы: наступившие после (вследствие) смерти плода, нарушения, которые наблюдались до смерти и, как правило, ей способствовали или были основой смерти плода; и, наконец, сдвиги, носящие адаптационный характер и способствующие улучшению состояния плода.

Первая группа изменений (наступившие после смерти плода) связана с прекращением фетоплацентарного кровообращения и зависит от срока гестации, исходной патологии последа и давности пребывания погибшего плода в матке. При этом плацента становится дряблой, часто приобретает бледную окраску за счет ишемии. Особенно бледной и очень увеличенной плацента становится при сифилисе и гемолитической болезни новорожденного. Некротические изменения после смерти плода раньше всего наблюдаются в пуповине, поскольку она питается за счет протекающей крови. Если плод умер за 3-4 дня до родов, то при осмотре удается отметить утолщение пупочного канатика до 2-2, 5 см в диаметре, обильное пропитывание его жидкостью, имбибицию кровью. Канатик приобретает мягкоэластическую или дряблую консистенцию. Существуют параллели между давностью смерти плода и степенью имбибиции кровью пупочного канатика [4]. При пребывании мертвого плода в матке 6 недель и более пуповина становится тусклой, уплощается и истончается.

Когда в околоплодных водах есть меконий, ткани плаценты, пуповины и оболочек имбибируются им и приобретают более или менее выраженный зеленоватый оттенок. При этом микроскопически в тканях плодовых оболочек можно обнаружить большое количество макрофагов, заполненных желтоватобурыми частичками

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.