Научная статья на тему 'МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА. РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ ИНОСТРАННЫМ ОБУЧАЮЩИМСЯ'

МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА. РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ ИНОСТРАННЫМ ОБУЧАЮЩИМСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / медицина / фармация / здравоохранение / математика / иностранный язык / искусственный интеллект / медицинская статистика / education / medicine / pharmacy / healthcare / mathematics / foreign language / artificial intelligence / medical statistics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнеенков Алексей Александрович, Зубов Николай Николаевич, Резванцев Михаил Владимирович

В статье рассматриваются содержание и развитие дидактических и педагогических принципов при обучении учебным дисциплинам естественно-научного профиля иностранных слушателей, курсантов и студентов в военной медицинской академии или на курсах ДПО. Предлагаются способы и приёмы для преодоления этого положения, например, подготовка преподавателем индивидуальных раздаточных материалов каждого конкретного адресата. Выделяется ситуация с низкой мотивацией иностранных обучающихся к изучению учебных дисциплин естественно-научного профиля, даются советы по работе в направлении её повышения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнеенков Алексей Александрович, Зубов Николай Николаевич, Резванцев Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL STATISTICS. DEVELOPMENT OF METHODOLOGY FOR TEACHING ACADEMIC DISCIPLINES IN THE NATURAL SCIENCES TO FOREIGN STUDENTS

The article discusses the content and development of didactic and pedagogical principles in teaching academic disciplines of natural science to foreign students, cadets and students at the military medical academy or in additional vocational training courses. Ways and techniques are proposed to overcome this situation, for example, the teacher preparing individual handouts for each specific addressee. The situation with the low motivation of foreign students to study academic disciplines in the natural sciences is highlighted, and advice is given on how to work towards increasing it.

Текст научной работы на тему «МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА. РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ ИНОСТРАННЫМ ОБУЧАЮЩИМСЯ»

A.A. КОРНЕЕНКОВ, H.H. ЗУБОВ, М.В. PE3BAH^B

A.A. KORNEENKOV, N.N. ZUBOV, M.V. REZVANTSEV

МЕДИЦИНСКАЯ СТАТИСТИКА

MEDICAL STATISTICS

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ ИНОСТРАННЫМ ОБУЧАЮЩИМСЯ

DEVELOPMENT OF METHODOLOGY FOR TEACHING ACADEMIC DISCIPLINES IN THE NATURAL SCIENCES TO FOREIGN STUDENTS

Сведения об авторах: Корнеенков Алексей Александрович - заведующий кафедрой (автоматизации управления медицинской службой с военно-медицинской статистикой) Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, доктор медицинских наук, профессор (г. Санкт-Петербург. E-mail: vmeda-na@mil.ru);

Зубов Николай Николаевич - преподаватель кафедры (автоматизации управления медицинской службой с военно-медицинской статистикой) Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, кандидат военных наук, доцент, профессор Академии военных наук РФ (г. Санкт-Петербург. E-mail: vmeda-na@mil.ru);

Резванцев Михаил Владимирович - заместитель начальника учебно-методического отдела Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова, полковник медицинской службы, кандидат медицинских наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: vmeda-na@mil.ru).

Аннотация. В статье рассматриваются содержание и развитие дидактических и педагогических принципов при обучении учебным дисциплинам естественно-научного профиля иностранных слушателей, курсантов и студентов в военной медицинской академии или на курсах ДПО. Предлагаются способы и приёмы для преодоления этого положения, например, подготовка преподавателем индивидуальных раздаточных материалов каждого конкретного адресата. Выделяется ситуация с низкой мотивацией иностранных обучающихся к изучению учебных дисциплин естественно-научного профиля, даются советы по работе в направлении её повышения.

Ключевые слова: обучение, медицина, фармация, здравоохранение, математика, иностранный язык, искусственный интеллект, медицинская статистика.

Information about the authors: Alexey Korneenkov - Head of the Department (Automation of Management of the Medical Service with Military Medical Statistics) of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, Doctor of Medical Sciences, Professor (St. Petersburg. E-mail: vmeda-na@mil.ru);

Nikolai Zubov - Lecturer at the Department (Automation of Management of the Medical Service with Military Medical Statistics) of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, Candidate of Military Sciences, Associate Professor, Professor of the Academy of Military Sciences of the Russian Federation (St. Petersburg. E-mail: vmeda-na@mil.ru);

Mikhail Rezvantsev - Deputy Head of the Educational and Methodological Department of the Military Medical Academy named after S.M. Kirov, Colonel of the Medical Service, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: vmeda-na@mil.ru).

Summary. The article discusses the content and development of didactic and pedagogical principles in teaching academic disciplines of natural science to foreign students, cadets and students at the military medical

academy or in additional vocational training courses. Ways and techniques are proposed to overcome this situation, for example, the teacher preparing individual handouts for each specific addressee. The situation with the low motivation of foreign students to study academic disciplines in the natural sciences is highlighted, and advice is given on how to work towards increasing it.

Keywords: education, medicine, pharmacy, healthcare, mathematics, foreign language, artificial intelligence, medical statistics.

В данной статье предпринята попытка обсудить некоторые особенности, характеризующие процесс обучения иностранных слушателей, курсантов и студентов учебным дисциплинам естественно-научного профиля в медицинской академии и/или на курсах ДПО, - кажущаяся, в первую очередь, обучающимся, непрофильность учебного материала и следующая за этим низкая мотивация, а также добавляющая сложности работа с обучающимися, для которых русский язык не является родным.

Профессорско-преподавательский состав кафедры, работающий с подобным контингентом, как, впрочем, и с другими группами обучающихся, в стремлении достичь хороших результатов всегда понимает, что опираться следует не только на высокую профессиональную подготовку, но и на базовые педагогические и дидактические принципы, которые в современных политических и технологических условиях приобретают новые черты и тем самым укрепляют свою важность.

Поэтому вспомним, прежде всего, дидактические и педагогические принципы обучения, которые представляют собой совокупность единых требований, которым должно удовлетворять обучение любым учебным дисциплинам:

• принцип научности;

• принцип воспитания;

• принцип наглядности;

• принцип доступности;

• принцип сознательности и активности;

• принцип прочности усвоения знаний;

• принцип систематичности;

• принцип последовательности;

• принцип учёта возрастных особенностей;

• принцип индивидуализации обучения;

• принцип воспитывающего обучения.

Следует иметь в виду, что эти дидактические принципы, выражая определённые закономерности обучения и передовой опыт учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений, не являются раз и навсегда установленными. Они постоянно углубляются и изменяются в соответствии с теми задачами, которые ставят перед высшей школой общество и государство. Внедрение этих принципов в сознание будущего медицинского специалиста необходимо ему для того, чтобы правильно организовать свой труд, грамотно, квалифицированно анализировать и использовать различные научные положения и учебные пособия, с которыми ему придётся встречаться в своей работе. Пётр I и М. В. Ломоносов утверждали: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Обучение математическим дисциплинам, как и любому учебному предмету, может и должно стать эффективным средством формирования личности, способной достичь непосредственной цели - прочного и сознательного усвоения её содержания - лишь в случае, если в основу обучения будут поло-

жены определённые положения, вытекающие из основных закономерностей дидактики, подтверждённые опытом преподавания.

Рассмотрим дидактические и педагогические принципы обучения более подробно под углом зрения основной темы данной статьи.

Принцип научности. Требование научности содержания образования было выдвинуто в советской педагогической литературе ещё в работах Н. К. Крупской (см.: «О работе над новым учебником для новой программы», 1926). Статус дидактического принципа требование научности в обучении приобрело с 1950 г., когда оно было сформулировано и обосновано М. Н. Скаткиным. Было показано, что воспитание человека нового общества непосредственно связано с требованием научности содержания школьного образования.

В дальнейшем Л. Я. Зорина показала, что под научностью содержания образования следует понимать такую его качественную характеристику, которая удовлетворяет трём признакам:

а) соответствие содержания образования уровню современной науки;

б) создание у учащихся верных представлений об общих методах научного познания;

в) показ важнейших закономерностей процесса познания. Эти условия взаимосвязаны между собой, ибо реализация каждого из последующих обусловлена выполнением предыдущих. Каждое предыдущее условие является необходимой базой для реализации последующего.

Принцип научности неразрывно связан с соблюдением принципов наглядности и доступности учебного материала.

Принцип наглядности. Он выражает необходимость формирования у учащихся представлений и понятий на основе всех чувственных восприятий предметов и явлений. Однако пропускная способность у органов чувств или «каналов связи» человека с окружающим миром различна. На это положение обращали внимание и великий русский педагог К. Д. Ушинский, и Ян Амос Коменский: «...Всёдолжно быть представлено внешним чувствам, насколько это возможно, именно: видимое - зрению, слышимое - слуху, обоняемое - обонянию, вкушаемое - вкусу, осязаемое - осязанию, если же что-нибудь может быть одновременно воспринято несколькими чувствами, то и представлять этот предмет одновременно нескольким чувствам». Кстати, именно это представляет собой «золотое правило дидактики Я. А. Коменского».

Принцип доступности. В процессе обучения шире должны внедряться проблемное обучение и разнообразные исследовательские приёмы, но так, чтобы содержание, формы и методы обучения учитывали реальные возможности учащихся. В то же время принцип доступности предполагает обучение на достаточно высоком уровне трудности.

Принцип воспитания. Общей целью воспитания в образовательных учреждениях является подготовка всесторонне развитых людей, способных построить и защитить общество, что предполагает умственное и нравственное развитие, профессиональную подготовку, богатую духовную жизнь, физическое и эстетическое развитие.

В связи с этим в преподавании учебных дисциплин естественно-научного профиля необходимо повышать активность

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно». Л.Н. ТОЛСТОЙ, великий русский писатель и мыслитель

обучающихся, возбуждать в них интерес к вопросам, имеющим мировоззренческое значение. Важную роль в этом приобретает освещение в преподавании новых идей современной науки.

Принцип сознательности и активности. В основе данного принципа лежат закономерности: ценность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путём интенсивного напряжения собственной умственной деятельности; собственная познавательная активность обучаемых оказывает определяющее влияние на прочность, глубину и темп овладения учебным материалом, является важным фактором обучаемости.

Для реализации на практике принципа сознательности и активности надо соблюдать ряд правил:

• добиваться чёткого понимания обучаемыми целей и задач предстоящей работы;

• использовать увлекательные факты, сведения, примеры;

• применять наглядные пособия, использовать современные технические средства обучения;

• вовлекать учащихся в практическую деятельность по применению теоретических знаний;

• использовать активные и интенсивные методы обучения;

• логически увязывать неизвестное с известным;

• учить учащихся находить причинно-следственные связи;

• поддерживать оптимизм учащихся и уверенность в успехе.

Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков.

Прочность усвоения может быть обеспечена чётким выделением главного в учебном материале, выявлением внутренних и внешних связей изучаемого материала (например, с помощью логико-структурных схем), продуманной системой повторения и применения знаний, дифференцированным подходом к объяснению наиболее сложных мест учебного материала. Прочные знания, умения и навыки необходимы как для успешного продолжения образования, так и для формирования у обучаемых научного мировоззрения, развития их способностей, подготовки к практической деятельности.

Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности в обучении обуславливается и логикой самих наук, изучаемых в вузе, и особенностями познавательной и практической деятельности обучаемых, протекающей в соответствии с закономерностями их умственного и физического развития. Принцип систематичности и последовательности в обучении лежит в основе построения учебных программ, определяет систему работы преподавателя и деятельность слушателей в процессе обучения. Излагать знания систематически - это значит при изучении нового опираться на ранее пройденное, выделять в нём главное, вскрывать общую идею, формировать у учащихся умение анализировать, систематизировать и обобщать изучаемые явления и факты. Этот же принцип систематичности и последовательности приобретает важное значение в выработке у учащихся умений и навыков самостоятельной работы с электронным учебником (книгой), в воспитании у них навыков организованности и последовательности в приобретении знаний.

Принцип индивидуализации обучения. В настоящее время принцип индивидуализации признаётся одним из самых перспективных, вместе с тем само понятие трактуется неоднозначно. В положениях Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) (г. Москва, 1990 г., Пленарное заседание) индивидуализация трактуется как «адаптация преподавателем учебных материалов к возможностям учащегося, уровню его общего развития, возрастным характеристикам», а также специальных обучаемых действий преподавателя и самообучающих действий студента, которые могут обеспечивать эффективное функционирование всей системы индивидуализации.

Некоторые учёные считают, что индивидуализация является одним из главных средств создания мотивации и активности в обучении. Индивидуализация обучения - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приёмов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению. Также под индивидуализацией понимается система управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с учётом индивидуальных психологических особенностей каждого ученика. Таким образом, индивидуализация обучения - это особым способом организованный учебный процесс или особая система управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, где выбор способов и приёмов обучения зависит как от индивидуально-психологических особенностей учащихся, так и от национально-языковых различий учащихся, учёт которых подразумевает индивидуальный подход к каждому из них.

Здесь, пожалуй, самое время вспомнить о второй теме данной статьи - об особенностях работы

с иностранными (иноязычными) обучающимися.

Федеральное государственное бюджетное военное образовательное учреждение высшего образования «Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова» Министерства обороны Российской Федерации на протяжении более двух веков активно развивает международную сферу деятельности, в том числе привлечение иностранных обучающихся (слушателей, курсантов, студентов, докторантов,адъюнктов и аспирантов). Несколько сотен человек из более чем трёх десятков стран мира обучаются в ВМедА в настоящее время. В связи с этим актуальной задачей для академии является организация эффективного процесса обучения иностранных граждан, который бы обеспечивал отличное качество образовательных услуг и позволял эффективно реализовывать современные концепции преподавания по выбранным ими специальностям. В академии регулярно проводятся исследования, в которых изучается специфика национально -психологических особенностей студентов дальнего и ближнего зарубежья в процессе адаптации, которая влияет на успешность их учебной деятельности в российском военном вузе. Наряду с высоким уровнем знаний, умений и профессиональных навыков желательно, чтобы выпускник академии оставался другом Российской Федерации. То есть, задача обучения и воспитания иностранных обучающихся всегда является комплексной и многоплановой.

Теперь более конкретно о важных особенностях, неизбежно присутствующих при обучении слушателей, курсантов и студентов из зарубежных стран учебным дисциплинам естественно-научного профиля. Прежде всего, иностранные обучающиеся, как, впрочем, и отечественные, имеют неоднородные и в боль-

шинстве невысокие знания по математическим дисциплинам. Это при том, что они прибывают из стран, в которых уже на этапе получения среднего (среднего специального) образования изучают элементы математического анализа (дифференциальное и интегральное исчисления), математического (начала линейного и выпуклого) программирования, теории вероятностей и математической статистики, математической логики. Об этом свидетельствуют конспекты, которые некоторые из обучающихся привозят с собой.

В части стран наших учеников одним из государственных языков является язык из группы романских языков, в основе которых в той или иной мере лежит латинский язык. Это частично облегчает им постижение научных терминов различных математических учебных дисциплин. В то же время, надо признать, иностранные курсанты (студенты) имеют разный уровень владения языком-посредником (английским, французским, испанским, португальским), а также столь же неоднородные знания по математике. Учебные группы достаточно разнородны, в них обучаются представители различных стран, со своими традициями и культурой, имеющие различия в произношении, на занятиях они используют родной язык (не всегда из группы романских языков); в то время как преподаватели «не свободно» владеют классическим, например, английским или португальским языком.

Все перечисленные недостатки затрудняют общение не только курсантам (студентам) между собой, но и с преподавателем. Решение данной проблемы зачастую сводится к применению дидактических принципов индивидуализации и доступности обучения, то есть к разработке преподавателем собственной инновационной методики обучения иностранных

курсантов (студентов) математике в медицинском вузе.

Теперь вспомним об упоминаемых выше принципах наглядности, учёта возрастных особенностей и индивидуализации обучения. Одним из важных аспектов упомянутых индивидуальных методик обучения является подготовка преподавателем индивидуального раздаточного материала к занятию. Ещё лучше, если у преподавателя хватает навыков, времени и терпения для подготовки раздаточных материалов с учётом уровня знаний студента-иностранца. Это помогает всем обучающимся вести конспекты на лекциях и практических занятиях, активизирует работу слабых и способствует повышению их заинтересованности, позволяя ликвидировать индивидуальные пробелы в знаниях по математике.

В то же время даже редкие попытки преподавателя вставить в разговор одно-два слова на родном для обучаемого языке, в условиях долгой разлуки с привычными условиями быта, с родными и близкими, способствуют установлению более доверительных отношений между сторонами учебного процесса и неминуемо повышают его эффективность.

Качественное и эффективное усвоение материала по учебным дисциплинам математического профиля зависит от внутренней мотивации самого студента-иностранца. Как известно, «мотивация - это совокупность побуждений к деятельности. Любая деятельность вызывается несколькими побуждениями, среди которых доминирует обычно одно, т.е. деятельность всегда полимотивирована». Если у иностранных студентов отсутствует мотивация к данному виду деятельности (к изучению математики), нет побуждений к её осуществлению, то эта деятельность становится для них в тягость, сопровождается раз-

личного рода затруднениями, что в итоге приводит к низкой эффективности занятий, отражаясь на качестве математической подготовки иностранных студентов медицинских специальностей. «Повышение мотивации может быть также достигнуто путём интерактивного подхода, т.е. диалога, в котором обеспечивается равноправное сотрудничество студентов и преподавателя, когда студент является полноценным собеседником и участником процесса обучения, его субъектом».

Один из аспектов низкой мотивации изучения математики заключается в том, что иностранные студенты не видят необходимости в изучении данной дисциплины, они не осознают важности получаемых знаний для дальнейшей деятельности будущего врача. У курсантов и студентов-иностранцев зачастую отсутствуют представления о роли и применении методов математической статистики в области медицины, фармации и здравоохранения в целом.

Большинство обучающихся из разных стран поначалу даже не предполагают, что одним из направлений работы медика является обработка результатов медицинского исследования ма-тематико-статистическими методами, т.е. математические знания являются частью содержательной составляющей профессиональной компетенции будущего врача. Отсутствие этой информации не лучшим образом отражается на успеваемости и последующих успехах в работе тех иностранных курсантов и студентов, которые настраиваются изучать в вузе только чисто медицинские, клинические дисциплины, а в реальности сталкиваются с иной ситуацией.

Современное медицинское образование должно быть ориентировано не на передачу знаний, а на выявление, развитие, рост творческих интересов и способ-

ностей каждого обучающегося, в том числе и иностранного слушателя, курсанта и студента, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Одним из эффективных средств развития личности при обучении учебным дисциплинам естественно-научного профиля является проектная деятельность, которая направлена на создание проекта с поэтапным погружением в реальную ситуацию будущего. Организация проектной деятельности студентов разного этнокультурного происхождения предполагает «создание такой полиэтнокультурной образовательной среды в вузе медицинского профиля, в которой преобладает эмоционально комфортная обстановка, способствующая свободе и активности, самостоятельности и возможности личностного развития, позволяет формировать готовность к нестандартным решениям, восприятию нового и необычного, стремление отыскивать эффективные средства и методы достижения результата».

Под проектом можно понимать форму организации совместной деятельности учеников - это специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый иностранными студентами комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Предлагаемые иностранным обучающимся проекты по учебным дисциплинам могут отличаться: по масштабу; длительности выполнения; степени сложности; характеру предметной деятельности. Подобные задания укрепляют дух взаимопомощи и сотрудничества не только внутри учебной группы, но и группы с преподавателем.

Вот основные задачи проектной деятельности:

• «развитие у иностранных студентов медицинского профиля самостоятельной познавательной деятельности (т.е. иностранный

студент должен уметь применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности);

• формирование у студентов-иностранцев навыков сбора и обработки информации, материалов (т.е. иностранный студент должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно её использовать);

• обучение иностранного студента-медика планированию (т.е. иностранный студент должен уметь чётко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы); умение анализировать (креативность и критическое мышление);

• умение составлять письменный отчёт (студент-иностранец должен уметь составлять план работы, презентовать чётко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

• формирование позитивного отношения к работе (иностранный студент должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)».

Одной из главных задач преподавателя математических дисциплин в медицинском вузе является конструирование учебного процесса, содержащего в себе необходимую математическую основу для приобретения иностранным курсантом знаний через организацию самостоятельной работы.

Создавая в учебном процессе проблемные ситуации, преподаватель направляет иностранного курсанта, студента на самостоятельное приобретение, овладение математическими знаниями, умениями и навыками для последующего применения при изучении клинических дисциплин, а также в профессиональной деятельности будущего специалиста в области медицины, фармации и здравоохранения в целом.

«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания». Ф.И. ЯНКОВИЧ ДЕМИРИЕВО, сербский и российский педагог

В предлагаемой статье рассмотрены только некоторые, наверное, не самые важные, направления деятельности коллектива кафедры. Как известно из руководящих документов высших органов управления нашей страны: «Кафедра является основным учебно-научным подразделением высшего военно-учебного заведения, осуществляющим проведение учебной, воспитательной, методической и научной работы, а также мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы. Основными задачами кафедры являются: организация и проведение на высоком научном уровне учебной и методической работы по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам, проведение воспитательной работы со слушателями и курсантами, выполнение научных исследований, а также подготовка научно-педагогических и научных кадров, профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров по профилю кафедры».

Во исполнение указаний Президента Российской Федерации и Правительства РФ основными целями развития кафедры считаются:

• развивать международно признанную программу подготовки медицинских специалистов по медицинской информатике и (био)статистике, обеспечивать качественные циклы по медицинской информатике и статистике для обучающихся;

• развивать программу (био) статистических исследований

как средства разработки новых статистических методов и предоставления новых исследовательских возможностей для курсантов, слушателей и студентов;

• способствовать распространению знаний по медицинской информатике и статистике посредством участия в совместных междисциплинарных исследованиях, информационно-просветительских и консультационных программах;

• обеспечение лидерства в академической статистике посредством работы в диссертационных советах и комиссиях, а также в рамках других аналогичных мероприятий;

• продвижение доказательных биомедицинских исследований путём развития инновационных форм дизайна исследования, повышения качества управления данными (сбор, трансформация, очистка, визуализация), разработки и применения современных методов анализа данных;

• развитие программы консультаций по вопросам информатики и (био)статистики, образовательных мероприятий, сотрудничества с ведущими специалистами в этой области;

• качественное методическое сопровождение внедрения информационных технологий в Вооружённых Силах РФ, в том числе посредством выполнения НИР, заданных органами управления.

Руководство и профессорско-преподавательский состав кафедры (автоматизации управления медицинской службой с военно-медицинской статистикой) ВМедА МО РФ видят свою основную миссию в том, чтобы служить источником экспертных знаний и учебно-методическим центром для обучения медицинских специалистов по проблемам медицинской информатики и статистики в условиях неизбежной цифровой трансформации науки и образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.