Научная статья на тему 'Медицинская помощь и ее техническое обеспечение'

Медицинская помощь и ее техническое обеспечение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
499
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фоломеев Н. В.

Медицинская помощь и ее техническое обеспечение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинская помощь и ее техническое обеспечение»

Н.В.ФОЛОМЕЕВ,

к.э.н., генеральный директор государственного предприятия Красноярского края «МЕДТЕХНИКА»

МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ И ЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Советском Союзе существовала единая государственная система обеспечения медицинских учреждений соответствующим оборудованием, начиная с его планового производства и кончая распределением с помощью организаций «Союзмедтехники». При этом гарантированно обеспечивались все мероприятия, начиная от реализации, монтажа и включая техническое обслуживание и метрологический контроль. Это была достаточно логичная система, однако в результате радикальных социально-экономических преобразований в стране она была в значительной степени разрушена. В силу этого в условиях формирующихся в России рыночных отношений проблема медико-технического обеспечения оказания медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях резко осложнилась.

Проводимый государственным предприятием Красноярского края «МЕДТЕХНИКА» мониторинг технической составляющей медицинских услуг (на базе автоматизированной информационной системы мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ), разработанной ФГУ ВНИИИМТ Росздравнадзора (Институт разработал первую очередь АИС по поручению Правительства РФ и заданию Минздрава России и Минпромнауки России в период с 1999 по 2002 годы), позволяет констатировать, что в лечебно-профилактических учреждениях различных форм собственности, функционирующих на территории края:

♦ в пределах регламентированных сроков эксплуатируется менее половины исследуемого оборудования (44%);

♦ в центральных районных больницах 66% медицинского оборудования эксплуатируется при 1 00%-ном износе;

♦ около 20% оборудования эксплуатируется более 2,5 сроков.

Наиболее высокая степень изношенности выявлена у эндоскопического оборудования (рис. 1).

© Н.В.Фоломеев, 2007 г.

1енеджер

здравоохранения, 2007, №2

Средний уровень износа составляет 90%. При этом 72% такого оборудования требует полной замены. Ана- ?

я

логичная ситуация выявлена и г у оборудования лучевой диаг-

остики. Совершенно очевид- =.■ но, что сложившаяся ситуация

едопределяет возникнове- | ние опасных условий для па- : циентов и обслуживающего рсонала при оказании медицинских услуг.

_^Наиболее высокая доля

медицинского оборудования, эксплуатация которого создает опасные условия труда и оказания медицинских услуг, зафиксирована в медицинских учреждениях негосударст-

'Л 100

«о

6(1

411

20

1302 12В

I Газ« мк

:- I I ^ _ \ т". I

"71% ^^Н 63%

60% 64% I

^^^ 47%

. Н и Ч-Ь ' 1:и . :..< : ■ ■ ■ ; > К>:'II

||111||р|[Т(Л|||и-|» ГНГТ |1!111111111111.1 Р Пр|*борЫ. р«пктр*торм

........" :"I: ■ ■ п .I ДЛИ

)Н>'КОВЫК 1»У1

Нее.1Г.III1111НИИ II 1р.)

. 1иП0рИ10рн<зе оборудовпннг (иппгитьж приборы и обор^иовинпс, фшнко-кимичесыи Ш151Д ШЛТПрм 1-М 1. .1:1 |1 ¡1 |[1 }

Оборудован»* для

1 Пр>' р! Н11 (н куу И И Ы Г ■цлтрикл иры, аспираторы, столы Ц[»рП1111П1ШЫС, м«кгро1цпрт|с|а< >| криохирургическое оборудование и .1р.)

оборудован!* для

1 Грипп II 11 рг II 1111 IIIIIIII

(иборудоьапне дли

11.1 Г VI ¡1111 Г ]1.1|11Ш.

оборуЛОБЙХШ- ДЛЯ л о э# риой терн...... п др.)

Рис. 1. Степень износа отдельных видов медицинского оборудования

венных форм собственности. В эеждениях такого типа чаще всего эксплуатируется оборудование, не имеющее регист-

I рационных удостоверений Росздравнадзора и сертификатов соответствия ГОСТ Р.

При недостатке в бюджете лечебно-профилактических учреждений средств на обнов-

«ление парка медицинской техники все большую значимость приобретает техническое обслуживание эксплуатируемого оборудования. Современная медицинская техника требует качественного технического обслуживания, что должно обеспечиваться его четкой организацией и финансированием. Любая попытка организо-

вать его «попроще и подешевле» в конечном результате, как правило, оборачивается снижением качества выходных параметров оборудования, что ведет в свою очередь к снижению качества и безопасности оказываемой медицинской помощи. Одновременно с этим увеличиваются простои техники, затраты на ее восстановление.

В промышленности накоплен огромный опыт организации технического обслуживания, однако он не может быть в полной мере использован в здравоохранении, поскольку не учитывает особенностей отрасли, насыщенной современной сложной аппаратурой. В частности, она эксплуатируется в большом количестве медицинских учреждений в единичных экземплярах, что делает нецелесообразным организовывать в каждом из них специальные службы, которые могли бы проводить плановое техническое обслуживание этого медицинского оборудования. Кроме того, в лечебные учреждения будет поступать значительное количество новой отечественной и импортной сложной техники, а значит, доля расходов на техническое обслуживание в стоимости содержания учреждений здравоохранения будет увеличиваться.

С учетом изложенного правомерен вывод, что в новых экономических условиях функции организаций, занятых техническим обслуживанием, должны серьезно измениться по сравнению с теми,

'енеджер

здравоохранения, 2007, N"2

Соопстстше услаыД лсшггшдц нп цршжиш

г/ггрилп: лчсиос обссаечвпяс ояршп.г тр

Нк л рум«: ииьй Л'ЛШ'Ль шиамги гргшча

ГнрАШвшок лртогмсаапг ЬЬии^ «д, афлвппк «отстегай, г[. оплвмв ресурса Й цолтт-чгданк* »о^™

ПропнашамЕ средст»» уЧггш К контроля

Об«с принес безошшшй исалушпщяп

Алеопши по ец)Ы» 1руя» Апеажря паитороботгитаскти

Рис. 2. Структура технического обеспечения деятельности лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ)

которые они выполняли в период централизованного государственного управления.

Изменения должны коснуться прежде всего самой сути термина «техническое обслуживание». Ранее под ним понимался ряд относительно несложных операций, призванных предотвращать появление отказов, вызванных износом и старением отдельных узлов, и устранять появившиеся отказы в процессе текущего ремонта при помощи индивидуальных запасных частей и принадлежностей. При таком понимании в техническое обслуживание войдет лишь малая и далеко не самая сложная и ответственная часть вида деятельности, направленной на решение основной задачи - обеспечение работоспособного состояния применяемой в учреждениях здравоохранения медицинской техники при минимальных материальных затратах.

С нашей точки зрения, в настоящее время техническое обслуживание медицинской техники как вид деятельности должно представлять собой комплексную систему организационных мероприятий, эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, инструментов, средств изменений и работ по обеспечению и поддержанию работоспособного состояния медицинской техники в течение срока ее эксплуатации с последующей утилизацией. Этот комплекс мероприятий должен предусматривать жесткую взаимосвязь между ЛПУ и

сервисными организациями. Само понятие «техническое обеспечение деятельности учреждения здравоохранения» (рис. 2) включает в себя как минимум 12-14 сложных составляющих, которые в конечном итоге определяют соответств той или иной амбулатори стационарной больницы, патронажной службы современному уровню по квалификации медицинского персонала, по организации деятельности ЛПУ и управлению.

Комплекс мероприятий технического обеспечения должен обеспечиваться жесткими условиями:

♦ соответствием условий эксплуатации оборудовани правилам и нормам (соответствие требованиям СниП и СанПиН);

♦ наличием квалифицированного медицинского и технического персонала, аттестованного на право работы с медицинской техникой, закреплением соответствующих ответственных лиц;

♦ метрологическим обеспечением единства и достоверности измерений в лечебно-профилактическом процессе (учет и поверка средств измерений);

♦ организацией монтажа, наладки,технического обслуживания медицинской техники по принципу единой, сквозной технологии;

щих

по уче

7

х обеспечением качества медицинских изде-ий (наличие разрешения к применению Росзд-равнадзора, сертификатов соответствия, соблюдение регламента продления ресурса, подтверждения безопасности);

х инструментальным контролем заземляю-

устройств и электропроводки; х обеспечением безопасной эксплуатации оборудования (наличие аттестации работников по охране труда и электробезопасности);

х обеспечением медицинскими газами (соот-ствие нормам);

х обеспечение программными средствами чета и контроля;

х утилизацией;

х нормативно-правовым обеспечением деятельности в области технического обеспечения.

По нашему мнению, факт заключения медицинским учреждением договора на техническое обслуживание со специализированным предприятием не является гарантией обеспечения достаточного качества проведения обслуживания. Оценивая качество предлагаемого технического обслуживания тем либо иным предприятием, руководитель лечебно-профилактическо-чреждения должен компетентно проконтролировать:

х организацию и технологию производства абот;

квалификацию специалистов; наличие эксплуатационной и нормативно-технической документации;

х техническое обеспечение производства абот;

х обеспечение комплектующими и запасными частями;

х метрологическое обеспечение единства и достоверности измерений;

х соблюдение норм и требований по охране труда и электробезопасности;

х наличие внутренней системы контроля и обеспечения качества технического обслуживания медицинской техники;

х обеспечение постоянной эксплуатационной готовности обслуживаемых изделий и т.д.

Совершенно очевидно, что это может сделать только специально подготовленный персонал медицинского учреждения (техники, логисты, инженеры сервисного обслуживания сложного медицинского оборудования, главные инженеры и др.). Но в настоящее время в действующей номенклатуре должностей отсутствуют такие специальности. И решить эту проблему возможно только на уровне Правительства Российской Федерации.

При этом ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что поставка и техническое обслуживание медицинской техники, несмотря на сложности переживаемого российским здравоохранением периода, все более становятся выгодным бизнесом. Задачу защиты от недобросовестных поставщиков должно взять на себя государство, организовав контроль качества и состояния медицинской техники. В настоящее время проблема организации этой работы является одной из важнейшей из стоящих перед региональными органами управления здравоохранением. Одним из путей ее решения предлагается модернизация сохранившихся или создание новых государственных организаций «Медтехники». Но это требует серьезного совершенствования нормативной базы вопросов материально-технического обеспечения деятельности учреждений здравоохранения, которая не удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня, а по ряду направлений (как было указано выше) вообще отсутствует.

В создавшихся условиях низкий уровень технического обеспечения медицинской помощи обусловлен не только и даже не столько недостатком финансовых средств, сколько в первую

'енеджер

здравоохранения, 2007, N"2

очередь потерей вертикали управления его качеством. Для обеспечения качественной технической составляющей государственной Программы гарантий по оказанию населению бесплатной, качественной и безопасной медицинской помощи, включая восстановление вертикали управления качеством технического обеспечения ЛПУ, мы предлагаем сделать восемь шагов по направлению к устойчивой конкурентной среде, критериями которой будут служить высокий инженерный профессионализм, социальная ответственность и экономическая стабильность.

Шаг первый. Принять к обязательному исполнению порядок проведения мониторинга медицинского оборудования в лечебных учреждениях всех уровней.

Шаг второй. Разработать и утвердить стандарты оснащенности медицинским оборудованием лечебных учреждений всех уровней.

Шаг третий. Установить порядок расчета нормативов финансирования для приобретения и эксплуатации медицинского оборудования в соответствии с утвержденными стандартами оснащенности лечебных учреждений.

Шаг четвертый. Разработать порядок планирования поэтапной замены изношенного парка оборудования на среднесрочный и краткосрочный период.

Шаг пятый. Утвердить регламент восстановления и допуска к дальнейшей эксплуатации медицинской техники с превышающими сроками эксплуатации.

Шаг шестой. При размещении государственного и муниципального заказа на техническое обслуживание и ремонт медицинской техники предусматривать обязательный предварительный квалификационный отбор предприятий, оказывающих эти услуги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шаг седьмой. Стандартизировать и формализовать деятельность медицинских орга-

зхни-

ии еегто-

его от-

низаций, самостоятельно осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, с точки зрения соблюдения:

♦ общих требований к организациям, обеспечивающим ремонт и метрологическое обслуживание оборудования;

♦ сроков эксплуатации медицинской те

ки;

♦ требований к технической документации по ремонту, техническому обслуживанию и метрологическому обеспечению соответствующего оборудования;

♦ определенного статуса персонала ЛПУ, отвечающего за эксплуатацию и ремонт медицинской техники;

♦ регламента работ по продлению эксплуатационного ресурса оборудования с истекшими сроками амортизации и сохранившимися техническими характеристиками.

Шаг восьмой. Разработать программу подготовки соответствующих технических специал стов лечебных учреждений.

Создавать новые рыночные стандарты ша шагом надо уже сегодня. Красноярский край ка самостоятельный субъект Российской Федерации имеет право законотворчества на своей ритории, с одной стороны, и законодательной

инициативы в рамках страны, с другой стороны. Поэтому уже сейчас, не дожидаться нормати ных документов Минздрава, других законодательных органов, можно самим разработать стандарты и необходимые нормы, специфические для нашего региона. Для этого на базе одного из лицензированных предприятий края требуется создать организационно-методический центр, основной задачей которого будет техническое и метрологическое обеспечение учреждений здравоохранения. Если эту инициативу поддержат и другие регионы страны, то в конечном итоге предпринимательская инициатива очень скоро будет реализована.

1енеджер

здравоохранения, 2007, №2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.