Научная статья на тему 'Вопросы оптимизации региональных медико-технических программ'

Вопросы оптимизации региональных медико-технических программ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фоломеев Н. В.

ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы оптимизации региональных медико-технических программ»

Особое мнение

ш

Н.В. Фоломеев,

к.э.н., генеральный директор государственного предприятия Красноярского края «МЕДТЕХНИКА»

ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

В настоящее время все более актуальной становится проблема технического обеспечения медико-технических программ (в том числе региональных программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи). Это обусловлено как растущим спросом населения на высококачественные медицинские услуги, так и осознанием властью необходимости восстанавливать и поддерживать оптимальный уровень физического состояния своих граждан на основе современных достижений науки и техники. Злободневность рассматриваемого вопроса определяется степенью квалифицированности менеджмента в данной сфере, его способностью реализовывать прогнозируемые, экономически обоснованные и стратегически перспективные лечебно-оздоровительные, профилактические и другие социальные программы. При этом в сфере государственного здравоохранения возможности выбора приоритетных целей и решаемых задач резко сужают жесткие рамки бюджетного финансирования, которые не оставляют необходимого управленцам набора альтернатив для оптимизации решений, направленных на комплексное развитие систем здравоохранения региона, муниципального образования либо отдельно взятого лечебного учреждения.

В настоящее время финансовое планирование в части бюджетных средств государственных и муниципальных медицинских учреждений осуществляется по устаревшему принципу «управление затратами» (продолжается содержание ресурсов (мощностей учреждений) здравоохранения, а не оплата под заранее согласованные объемы и структуру медицинской помощи). Новые методы планирования финансовых ресурсов, в том числе предназначенных для технического обеспечения медицинской помощи, используются крайне редко: планирование осуществляется на основе единичных корректировок (индексации) ассигнований прошлых лет без формализации механизмов перераспределения бюджетных и внебюджетных финансовых источников.

Исследования, выполненные по материалам управления здравоохранения администрации Красноярского края государственным предприятием Красноярского края «МЕДТЕХНИКА», показывают, что снижение расходов на финансирование здравоохранения в крае в реальных ценах за последние 10 лет в расчете на одного жителя предопределило негативные тенденции в части технического состояния и оснащенности медицинских учреждений диагностическим и лечебным оборудованием. В настоящее время в лечебно-профилактических учреждениях выявляется

© Н.В. Фоломеев, 2007 г.

Менеджер

здравоохранения .'

Особое мнение

большое число единиц не эксплуатируемого оборудования, в том числе простаивающего из-за невозможности его ремонта и оснащения расходными материалами.

Проводимый государственным предприятием Красноярского края «МЕДТЕХНИКА» мониторинг технической составляющей медицинских услуг (на базе автоматизированной информационной системы мониторинга медицинских изделий (АИС ММИ), разработанной ГУН ВНИИИМТ М3 РФ по поручению Правительства РФ) позволяет констатировать, что в лечебно-профилактических учреждениях различных форм собственности, функционирующих на территории края:

— в пределах регламентированных сроков эксплуатируется менее половины исследуемого оборудования (44%);

— в центральных районных больницах 66% медицинского оборудования эксплуатируется при 100%-ном износе;

— около 20% оборудования эксплуатируется более 2,5 сроков.

Относительно лучшее состояние демонстрируют частные медицинские организации, где полному износу подвержено 35% используемой медицинской техники.

Наиболее высокая степень изношенности выявлена у эндоскопического оборудования (рис. 1).

Средний уровень износа составляет 90%. 72% (81 единица) такого оборудования требует полной замены. Аналогичная ситуация выявлена и у оборудования лучевой диагностики. Совершенно очевидно, что сложившаяся ситуация предопределяет возникновение опасных условий для пациентов и обслуживающего персонала при оказании медицинских услуг.

При этом выявлена высокая доля медицинского оборудования, эксплуатация которого создает опасные условия труда и оказания медицинских услуг, в медицинских учреждениях негосударственных форм собственности. В учреждениях такого типа чаще всего эксплуатируется оборудование, не имеющее регистрационных свидетельств Минздравсоц-развития Российской Федерации и сертификатов соответствия.

В медицинских учреждениях государственных форм собственности выявлено большое количество неустановленного оборудования. Основной причиной этого является то, что при планировании инвестиций не были

о

|юо%

1302

128

2276

113

226

308

722

0

1

ч

I

§

!

О

Ь

0 э*

1

80%

60%

40%

20%

85%

80%

74%

94

587

1375

90%

72% 82%

64% 63%

80%

81 47%

144 144 453

84%

Диагностическое оборудование (измерительнорегистрационные приборы, регистраторы сигналов, приборы для звуковых и УЗ исследований и др.)

Лучевая диагностика (рентгеновасая

диагностическая аппаратура, флюорография и др.)

Лабораторное оборудование (огттичеехие приборы и оборудование, фиэико-химичесхие анализаторы жидкостей и др.)

Эндоскопическое

оборудование

Оборудование для хирургии (вакуумные экстракторы, аспираторы, столы операционные, электрохирургическое и криохирургическое оборудование и др.)

Оборудование для реанимации и экстренной помощи (оборудование для обеспечения дыхания, дефибрилляторы и др.)

Оборудование w . реабилитации (оборудование для электротерапии, оборудование для лазерной терапии и др.)

Рис. 1. Степень износа отдельных видов медицинского оборудования

30

1енеджер

здравоохранения

Особое мнение

ш

предусмотрены финансовые средства на подготовку помещений для установки.

Проводимые исследования показывают, что корреляционная зависимость между инвестициями в медицинское оборудование и текущими расходами на его содержание отсутствует. Зачастую медицинское оборудование с истекшим сроком гарантийного обслуживания оказывается без соответствующего технического сопровождения только потому, что при планировании по традиционному принципу «от достигнутого» не были предусмотрены финансовые средства на эти цели. И эта проблема характерна не только для Красноярского края. Всемирная Организация Здравоохранения в своем «Докладе о состоянии здравоохранения в мире» (2000 г.) акцентирует внимание на том, что «на практике дисбаланс между инвестициями и текущими расходами, а также среди различных видов вложений наблюдается часто, создавая барьеры удовлетворительному функционированию системы. Принятие решений в отношении новых инвестиций должно производиться тщательно, чтобы снизить риск возникновения в дальнейшем дисбалансов, а существующие

поступления вложений требуют мониторинга на постоянной основе».

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Одной из наиболее острых проблем регионального здравоохранения является старение, моральный и технический износ медицинского оборудования, что может привести, а в ряде случаев уже приводит к потере ранее созданных высоких медицинских технологий, снижению доступности и качества оказываемой населению медицинской помощи.

2. Для устранения указанных негативных тенденций на региональном уровне необходимо трансформировать существующие организационно-технические структуры, обеспечивающие решение широкого спектра задач по техническому обеспечению медицинской помощи, с учетом современных экономических основ, а также методов теории управления.

Не требует доказательства положение о том, что медицинские учреждения обязаны соблюдать установленные нормативными актами требования к медицинской технике и изделиям медицинского назначения, норма-

Определение объемов медицинской помощи

Разработка стандартов технического оснащения

Определение потребности в конкретных видах оборудования, необходимого для выполнения данного объема медицинской помощи в соответствии с разработанными стандартами

Предварительный аудит

(мониторинг) Среднесрочное плани-

рование Текущее планирование у

Контроль внедрения

и эксплуатации

Расчет потребности финансовых ресурсов для обеспечения запланированного объема медицинских услуг (включая затраты на обновление и приобретение оборудования)

Рис. 2. Факторы, определяющие логику планирования и реализации программ технического обеспечения медицинских услуг

Особое мнение

тивных документов по эксплуатации, ремонту, техническому обслуживанию и метрологическому обеспечению. Это является залогом оказания качественной и безопасной медицинской помощи населению в соответствии с Программой государственных гарантий.

Анализ состояния данной проблемы показывает, что логика планирования и реализации программ технического обеспечения, направленных на развитие качества медицинских услуг в рамках определенных стратегическими целями задач, подчинена влиянию следующих основных факторов (рис. 2).

Определение объемов медицинской помощи должно осуществляться параллельно с разработкой стандартов технического оснащения конкретных видов медицинской помощи. Осмысление и последовательное удовлетворение потребностей в конкретных видах медицинского оборудования в свою очередь также подчинены определенной логике менеджмента, в соответствии с которой и должна выстраиваться цепочка конкретно осуществляемых актуальных и перспективных задач.

Алгоритм управления данным процессом определяет последовательность проведения комплекса организационно-аналитических и внедренческих мероприятий.

На первом этапе проводятся аудит и оценка всего наличного оборудования, которое уже используется для оказания медицинских услуг (мониторинг). Выявляются группы изношенного, требующего замены и подлежащего восстановлению для дальнейшей эксплуатации оборудования. Очевидно, что данная процедура требует дополнительных временных и трудовых затрат. Но осуществление мониторинга используемого для оказания медицинских услуг оборудования является залогом объективности расчета потребности в финансовых ресурсах на техническое обеспечение медицинских услуг.

На втором этапе определяется среднесрочная (на 3-5 лет) программа замены, обновления и технического восстановления процесса медицинских услуг.

Из данной стратегии вытекает третий этап, основная задача которого заключается в создании краткосрочного (годового) проекта приобретения и обновления оборудования с предварительным определением его технических спецификаций.

На завершающем этапе данного алгоритма определяются механизмы сервисного сопровождения, включая контроль процесса внедрения приобретенного и мониторинг эксплуатации функционирующего оборудования. Результаты контроля процесса внедрения оборудования имеют прямое влияние на формирование плана замены и обновления оборудования на последующий краткосрочный период.

Вполне очевидно, что весь комплекс описанных процедур требует неформального подхода, дополнительных расчетов и трудозатрат по сравнению с существующим сегодня порядком взаимодействия руководителей и организаторов здравоохранения с хозяйствующими субъектами, которые присутствуют на формирующемся рынке поставки и технического обслуживания медицинской техники. Но в результате это позволит объективно оценивать существующие и прогнозируемые потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации стратегических программ, технических проектов и оперативных мероприятий. А это в свою очередь позволит рассчитать и оптимизировать их в нормативах финансовых затрат с учетом каждой единицы оказываемой медицинской помощи в соответствии с требованиями Программы государственных гарантий в области здравоохранения.

В современных организационно-технических условиях функционирования низкий уровень технического обеспечения медицинской помощи в крае обусловлен не только недостатком финансовых средств, но и потерей вертикали управления качеством технического обеспечения. Финансовые ресурсы на эти цели будут ограничены всегда. Это — аксиома. Первоочередной задачей становится

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1енеджер

здравоохранения

Особое мнение

*■

формализация порядка определения нормативов финансирования на приобретение и эксплуатацию медицинского оборудования, что позволит обеспечить оказание жителям любого региона бесплатной, качественной и безопасной медицинской помощи.

Для достижения этой цели и восстановления вертикали управления качеством технического обеспечения ЛПУ мы предлагаем сконцентрировать усилия по формированию устойчивой конкурентной среды, критериями которой будут служить высокий инженерный профессионализм, социальная ответственность и экономическая устойчивость. Решению этой задачи может помочь предлагаемая нами модель оптимизации региональных программ технического обеспечения медицинской помощи с применением метода экспертной оценки предлагаемых вариантов (рис. 3).

Модель представляет собой условное изображение системы управления техническим обеспечением медицинской помощи, полученное путем совмещения современной

организационной структуры региональной системы здравоохранения и функциональной модели.

Оптимизация региональных медико-технических программ обеспечивается:

— во-первых, систематическим мониторингом технического состояния материально-технической базы медицинских предприятий всех форм собственности;

— во-вторых, формированием на основании данных мониторинга соответствующими органами управления здравоохранением нескольких вариантов медико-технических программ;

— в-третьих, созданием экспертной группы специалистов, осуществляющей экспертную оценку вариантов программ.

В состав этой группы предлагается ввести специалистов практического здравоохранения, представителей научной общественности в области здравоохранения, представителей законодательных органов власти и местного самоуправления, а также обще-

Рис. 3. Модель оптимизации региональных программ технического обеспечения медицинской помощи (на примере Красноярского края)

Менеджер

здравоохранения .

Особое мнение

ственных медицинских организаций. Привлечение широкой медицинской и научной общественности позволит установить «прозрачную» (то есть открытую и понятную для всех субъектов соответствующих экономических отношений) процедуру планирования и использования материальных и финансовых ресурсов для технического обеспечения медицинской помощи как на уровне отдельного медицинского учреждения, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Формализация и жесткое исполнение процедуры планирования и экспертной оценки альтернативных вариантов региональных медико-технических программ сегодня является залогом создания новых рыночных стандартов в системе технического обеспечения медицинской помощи, что в свою очередь позволит управлять качеством медицинской помощи.

Разумеется, предложенная трансформация организационно-функциональной модели управления технической составляющей медицинской помощи не исчерпывает перечень проблем медико-технического обеспечения конкретных медицинских учреждений (микроуровень). Многие учреждения имеют собственные технические службы, которые позволяют им «попроще и подешевле» обслуживать оборудование. Создание таких служб, как правило, не требует получения соответствующих лицензий и разрешений. И это тот самый случай, когда «подешевле» становится разорительным для медицинского учреждения с точки зрения совокупности всех соответ-

ствующих затрат и фактической эффективности функционирования обслуживаемого оборудования. Любая попытка организовать его техническое обслуживание «попроще» в конечном результате оборачивается снижением качества выходных параметров оборудования, что ведет в свою очередь к снижению качества и безопасности оказываемой медицинской помощи. Одновременно с этим увеличиваются простои техники, затраты на ее восстановление.

Предлагаемая трансформация существующей организационно-технической структуры позволяет решать задачи по техническому обеспечению медицинской помощи с учетом современных экономических основ, а также методов теории управления на макроуровне. Создавать новые рыночные стандарты шаг за шагом надо уже сегодня. Любой регион (в том числе и Красноярский край) как самостоятельный субъект Российской Федерации имеет право законотворчества на своей территории и законодательной инициативы в рамках страны. Поэтому уже сейчас, не дожидаясь нормативных документов Минздравсоцразвития, можно самим разработать и принять на региональном уровне стандарты и необходимые нормы, как специфические для конкретного региона, так и характерные для любого субъекта Российской Федерации. Если эту инициативу поддержат и другие регионы страны, то в конечном итоге предпринимательская инициатива очень скоро будет реализована.

1енеджер

здравоохранения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.