Научная статья на тему 'Медицинская организации как исполнитель в договоре оказания платных медицинских услуг'

Медицинская организации как исполнитель в договоре оказания платных медицинских услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
932
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
платные медицинские услуги / гражданско- правовой договор / медицинская организация. / paid medical services / civil contract / a medical organization

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Высоцкая Л.В.

В статье рассматриваются проблемы правоспособностимедицинской организации в договоре оказания платных медицинскихуслуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Высоцкая Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the legal capacity to contract medical organization providing paid medical services.

Текст научной работы на тему «Медицинская организации как исполнитель в договоре оказания платных медицинских услуг»

Территория науки, 2013.№3

Указанные обстоятельства, с нашей точки зрения, настоятельно требуют выработки соответствующих рекомендаций высшего судебного органа и оформления этих рекомендаций в виде Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Список литературы

1. Гаухман Л.Д. Соучастие в преступлении по советскому законодательству (опыт сравнительного правоведения): Лекция. - М., 1990.- С.19; Ткачев Н., Миненок М .Объединение преступников: формы и специфические признаки // Соц. законность. - 1993. - №12. -С.18 и др.

2. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М., 1996. - С.291.

3. Бурчак Ф.Г. Учение о соучастии по советскому уголовному праву. Бурчак. - Киев, 1969. - С.120.

4. Уголовное право: Часть Общая. Часть Особенная. Учебник / Под ред. Л.Д. Гаухмана, Л.М. Колодкина, С.В. Максимова. - М., 1999. -С.150.

5. Диаконов В.В. Уголовное право России (Общая часть): Учебное пособие. Allpravo.ru. - 2003. // http: // www.allpravo.ru /library/ doc101p0/ instrum104/ item362. html (Дата обращения. 10 ноября 2012 г.).

6. О судебно практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. № 1 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 3 декабря 2009 г. № 27) // Российская газета. - 2008. - 9 апреля.

7. Козлов А.П. Соучастие: традиции и реальность. - СПб.: «Юридический центр Пресс», 2001. - С. 20.

8. Шаргородский М.Д. Некоторые вопросы общего учения о соучастии / Избранные работы по уголовному праву. - СПб., 2003. -С.375.

Высоцкая Л.В.

МЕДИЦИНСКАЯ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИСПОЛНИТЕЛЬ В ДОГОВОРЕ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: платные медицинские услуги, гражданскоправовой договор, медицинская организация.

95

Территория науки, 2013.№3

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правоспособности медицинской организации в договоре оказания платных медицинских услуг.

Keywords: paid medical services, civil contract, a medical organization.

Abstract: This article discusses the legal capacity to contract medical organization providing paid medical services.

В.В. Меркулов отмечал, что первое необходимое условие для возникновения договора — существование субъектов, выразивших волю (намерение) к установлению правовой связи и достижению определенного результата. Как и в любом ином договоре в договоре об оказании платных медицинских услуг участвуют стороны. Постановление Правительства от 04 Октября 2012 г. N 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» закрепляет нормативное определение каждой из сторон договора об оказании платных медицинских услуг, так: «исполнитель» - медицинская организация, предоставляющая платные медицинские услуги потребителям. При этом понятие «медицинская организация» употребляется в Постановлении Правительства от 04 Октября 2012 г. N 1006 в значении, определенном в Федеральном законе от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Таким образом, медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правовая доктрина традиционно выделяет четыре основополагающих признака, каждый из которых необходим, а все в совокупности - достаточны, чтобы организация могла быть признана таким субъектом гражданского права как юридическое лицо. Это его организационное единство, имущественная обособленность, самостоятельная гражданско-правовая ответственность и выступление в гражданском обороте от собственного имени. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, правоспособность юридического

96

Территория науки, 2013.№3

лица возникает в момент его создания, который приурочен к его государственной регистрации и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц.

В качестве исполнителей могут выступать юридические лица различных организационно-правовых форм (основную часть составляют учреждения, однако встречаются ООО и т.д.) и видов (как коммерческие, так и некоммерческие). Особенностью современного рынка оказания платных медицинских услуг является то, что наряду с субъектами частного сектора, в качестве исполнителей по договору оказания платных медицинских услуг выступают государственные и муниципальные учреждения здравоохранения, основной задачей которых является оказание населению бесплатной медицинской помощи. Происходит это в силу целого ряда причин. С одной стороны, недостаточность финансирования собственниками вынуждает учреждения оказывать платные медицинские услуги и направлять доходы от их оказания на обеспечение основной деятельности. С другой стороны, в числе причин называют неразвитость частного сектора здравоохранения, его неспособность удовлетворить существующие потребности населения, и как следствие — необходимость выполнения функций по оказанию населению дополнительных к гарантированному объему медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями.

Положения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.

Данное определение ограничивает круг участников оказания платных медицинских услуг. Это связано, прежде всего, с тем, что медицинскую деятельность на основании лицензии осуществляют не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и филиалы, структурные подразделения юридического лица. Так, в частности, для целей Федерального закона от 29.11.2010г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в российской федерации» к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на

97

Территория науки, 2013.№3

осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, в соответствии с настоящим Федеральным законом:

1) организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы;

2) индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой.

Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

К основным принципами охраны здоровья относят:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Организация охраны здоровья осуществляется путем:

1) государственного регулирования в сфере охраны здоровья, в том числе нормативного правового регулирования;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

98

Территория науки, 2013.№3

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

6) управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с федеральным законом.

Организация охраны здоровья основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Государственную систему здравоохранения составляют: федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук; исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти; подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют: органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья; подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих

99

Территория науки, 2013.№3

медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

Лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Нормативно-правовую основу лицензирования медицинской деятельности составляют Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 г. Москва «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

Лицензирование - деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») утвержденное Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 г. Москва определяет порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации медицинскими и иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра

100

Территория науки, 2013.№3

«Сколково», лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) на осуществление медицинской деятельности, лицензионный контроль, о круге лицензирующих органов, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотревает серьезные санкции, например, за занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью без соответствующего разрешения (лицензии) на данный вид деятельности (ст. 6.2 КоАП РФ).

Лицензирование как способ государственного административного управления в сфере здравоохранения оказывает существенное влияние на гражданско-правовое регулирование медицинских услуг.

При рассмотрении вопроса об исполнителе в договоре оказания платных медицинских услуг важное место отводят медицинскому работнику.

Медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.

Необходимо отметить, что медицинская организация предоставляет платные медицинские услуги, а оказывает медицинский работник. Таким образом, организация, осуществляющая медицинскую деятельность, предоставляет пациенту медицинскую помощь, которую оказывают медицинские работники. То есть медицинский работник является субъектом оказания медицинской помощи, а организация, с которой он связан трудовыми отношениями и является субъектом ее предоставления.

Даннай точки зрения придерживался A.B. Тихомиров. Он полагал, что медицинские услуги по своему содержанию сложны, поэтому правоотношения по оказанию медицинских услуг следует детализировать, обосновывая это тем, что непосредственно медицинскую помощь, т.е. совокупность нужных в конкретном случае профессиональных действий, осуществляет медицинский работник. И именно медицинский работник является субъектом оказания медицинской помощи, так как он ее оказывает.

Учитывая тот факт, что медицинская услуга ориентирована на особое благо - здоровье, в отношении медицинских работников существует множество исключений из общих правил, предъявляемых к профессиональной деятельности, что обусловлено исключительной

101

Территория науки, 2013.№3

социальной значимостью правоотношений, складывающихся в сфере охраны здоровья населения.

Одним из таких исключений является особый порядок допуска к осуществлению медицинской деятельности.

Право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Аккредитация специалиста - процедура определения соответствия готовности лица, получившего высшее или среднее медицинское или фармацевтическое образование, к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности в соответствии с установленными порядками оказания медицинской помощи и со стандартами медицинской помощи либо фармацевтической деятельности. Аккредитация специалиста осуществляется по окончании им освоения основных образовательных программ среднего, высшего и послевузовского медицинского и фармацевтического образования, а также дополнительных профессиональных образовательных программ не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Лица, имеющие медицинское образование, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности в соответствии с полученной специальностью после прохождения обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам (повышение квалификации, профессиональная переподготовка) и прохождения аккредитации. Лица, не завершившие освоение основных образовательных программ высшего медицинского образования, и лица с высшим медицинским образованием могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности на должностях среднего медицинского персонала в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лица, получившие медицинское образование в иностранных государствах, допускаются к осуществлению медицинской деятельности после установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании, сдачи экзамена по специальности в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и

102

Территория науки, 2013.№3

прохождения аккредитации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Лица, незаконно занимающиеся медицинской деятельностью, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовой статус медицинского работника нашел свое нормативное закрепление в Федеральном законе от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Оказание медицинских услуг частнопрактикующим врачом относится к предпринимательской деятельности, так как содержит все необходимые признаки такой деятельности, определенные ст. 2 ГК РФ: предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии со ст.23 ГК РФ предпринимательская деятельность гражданина подлежит обязательной государственной регистрации. Следовательно, частнопрактикующему врачу необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Несоблюдение установленных законом требований для правомерного осуществления медицинской деятельности влечет множество правовых последствий. Оказание медицинских услуг без соответствующей лицензии может также являться нарушением не только гражданского, но и административного, уголовного законодательства.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Ногиной Валентины Степановны на решение от 18.10.2007 по делу N А02- 979/2007 Арбитражного суда Республики Алтай по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Алтай к индивидуальному предпринимателю Ногиной Валентине Степановне о привлечении к административной ответственности, за осуществление медицинской деятельности без наличия специального разрешения (лицензии).

Судом установлено и из материалов дела следует, что 12.09.2007г. Управлением Росздравнадзора была проведена проверка соблюдения предпринимателем Ногиной B.C. лицензионных требований и условий

103

Территория науки, 2013.№3

при осуществлении медицинской деятельности по месту занятия предпринимательской деятельности.

В ходе данной проверки было выявлено, что предприниматель Ногина B.C. проводит диагностику на приборе «ИМАГО-диагностика и терапия», подбирает лечебно-профилактические препараты пациентам. В журнале записи обследуемых зафиксированы фамилии, адреса пациентов, патология и лечение с указанием дозы и длительности лечения. Диагностика на приборе проводится платно, деньги пациенты передают непосредственно предпринимателю Ногиной B.C., у которой и покупают пациенты препараты.

Однако, по мнению заявителя, осуществляемая ею деятельность оператора по использования прибора «ИМАГО-диагностика и терапия» не является лицензионной и не относится к медицинским услугам, так как указанный прибор предназначен лишь для тестирования, но не для постановки диагноза и назначения лечения. После тестирования заинтересованные лица могут обратиться в медицинское учреждение для обследования и получения лечения.

Вместе с тем, судом установлено, что при проведении обследования пациентов в своей практике предприниматель Ногина B.C. применяла медицинские термины, а не термины оператора по тестированию на указанном приборе, с последующим назначением лечения.

С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает обоснованным вывод суда первой инстанции о наличии в действиях предпринимателя Ногиной B.C. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАПРФ.

Своим Постановлением, Арбитражный суд Республики Алтай принял решение по делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» под народной медициной подразумевают методы оздоровления, утвердившиеся в народном опыте, в основе которых лежит использование знаний, умений и практических навыков по оценке и восстановлению здоровья. К народной медицине не относится оказание услуг оккультно-магического характера, а также совершение религиозных обрядов.

Право на занятие народной медициной имеет гражданин, получивший разрешение, выданное органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

104

Территория науки, 2013.№3

Решение о выдаче разрешения на занятие народной медициной принимается на основании заявления гражданина и представления медицинской профессиональной некоммерческой организации либо заявления гражданина и совместного представления медицинской профессиональной некоммерческой организации и медицинской организации. Разрешение дает право на занятие народной медициной на территории субъекта Российской Федерации, органом исполнительной власти которого выдано такое разрешение.

Лицо, получившее разрешение, занимается народной медициной в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Лишение гражданина разрешения на занятие народной медициной производится по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, выдавшего такое разрешение, и может быть обжаловано в суд.

Народная медицина не входит в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Незаконное занятие народной медициной, а также причинение вреда жизни или здоровью граждан при занятии народной медициной влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития от 27 апреля 2006 г. № 01И-363/06 «О деятельности народных целителей» определено, что основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 народная медицина отнесена к сфере здравоохранения, но не включена в номенклатуру лицензируемых работ и услуг по медицинской деятельности. Таким образом, целители не могут быть исполнителем в договоре оказания платных медицинских услуг.

С целью обеспечения прав потребителей Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития введена в действие Система добровольной сертификации услуг в области народной медицины «Реестр целителей» (приказ Росздравнадзора от 25.01.2006 N 154-Пр/06). Система сертификации зарегистрирована Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 07.12.2005 (Регистрационный номер РОСС RU.0273.04РЦ00).

Территориальные управления Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития осуществляют проверки деятельности юридических лиц и индивидуальных

105

Территория науки, 2013.№3

предпринимателей, осуществляющих деятельность в области народной медицины, и принимают во внимание наличие сертификатов соответствия услуг и выписок о включении в «Реестр целителей».

Медицинские организации, участвующие в реализации программы и территориальной программы, имеют право предоставлять платные медицинские услуги:

а) на иных условиях, чем предусмотрено программой, территориальными программами и (или) целевыми программами, по желанию потребителя (заказчика), включая в том числе:

- установление индивидуального поста медицинского наблюдения при лечении в условиях стационара;

- применение лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи;

б) при предоставлении медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

г) при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», и случаев оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в неотложной или экстренной форме.

Медицинская организация обязана предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) информацию, содержащую следующие сведения: для юридического лица - наименование и фирменное наименование (если имеется); для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя и отчество (если имеется); адрес места нахождения юридического

106

Территория науки, 2013.№3

лица, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; адрес места жительства и адрес места осуществления медицинской деятельности индивидуального предпринимателя, данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; сведения о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дата регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа); перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты; порядок и условия предоставления медицинской помощи в соответствии с программой и территориальной программой; сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации; режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг; адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Информация, размещенная на информационных стендах (стойках), должна быть доступна неограниченному кругу лиц в течение всего рабочего времени медицинской организации, предоставляющей платные медицинские услуги. Информационные стенды (стойки) располагаются в доступном для посетителей месте и оформляются таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией.

Медицинская организация предоставляет для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика: копию учредительного документа медицинской организации - юридического лица, положение о ее филиале (отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении), участвующем в предоставлении платных медицинских услуг, либо копию свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального

107

Территория науки, 2013.№3

предпринимателя; копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией.

При заключении договора по требованию потребителя и (или) заказчика медицинскоая организация предоставляет в доступной форме информацию о платных медицинских услугах, содержащая следующие сведения: порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг; информация о конкретном медицинском работнике, предоставляющем соответствующую платную медицинскую услугу (его профессиональном образовании и квалификации); информация о методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи; другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Анализируя нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность медицинских организаций, при оказании последними платных медицинских услуг, можно сделать вывод о том, что государство активно занимается укреплением правового статуса медицинской организации как исполнителя по договору оказания платной медицинской помощи. Данное положение отражается в правах и обязанностях, ответственности медицинских организаций.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32.

2. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33 (часть

I).

3. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»// «Российская газета», N 263, 23.11.2011.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»// «Собрание законодательства РФ», 09.05.2011, N 19, ст. 2716.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 г. Москва «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности,

108

Территория науки, 2013.№3

осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» //"Собрание законодательства РФ", 23.04.2012, N 17, ст. 1965.

Гонгадзе М. Г.

РЕЗУЛЬТАТЫ СЛЕДСТВЕННОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ

С УЧАСТИЕМ СПЕЦИАЛИСТА В ОБЛАСТИ СУДЕБНОЙ

ПСИХИАТРИИ, КАК ДОСТОВЕРНЫЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ ЭКСПЕРТНОЙ ОЦЕНКИ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА Российский государственный университет правосудия

Ключевые слова: следственное освидетельствование, судебный психиатр, кратковременное психического расстройство.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы

освидетельствования как источника для экспертной оценки кратковременного психического расстройства.

Keywords: Investigation examination, forensic psychiatrist, short-term mental disorder.

Abstract: This article discusses the survey as a source for expert assessment of short-term mental illness.

В статье 179 действующего УПК РФ законодатель указал, что освидетельствование производится не только в целях обнаружения на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения, но и для установления иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется назначение судебной экспертизы .

Изучение работ, посвященных проблемам производства этого следственного действия, показывает, что понятие «иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела», разными авторами трактуется различно.

Большинство ученых вкладывают в понятие «иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела» только свойства и признаки, указывающие на профессию или привычки освидетельствуемого лица. И только лишь некоторые авторы полагают, что в содержание «иных свойств и признаков», с целью установления которых производится освидетельствование, попадают

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.