Научная статья на тему '3. 2. Некоторые особенности оказания платных медицинских услуг по действующему законодательству'

3. 2. Некоторые особенности оказания платных медицинских услуг по действующему законодательству Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1306
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / БЕСПЛАТНОЕ / ПЛАТНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / FORMS OF RENDERING OF MEDICAL SERVICES / FREE / PAID HEALTH SERVICES OF THE POPULATION / MEDICAL INSURANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Донцова Т. К., Донцов Е. М.

В работе рассматриваются некоторые особенности, оказания платных медицинских услуг по действующему законодательству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some features, rendering of paid medical services in the current legislation

In work some features, rendering of paid medical services in the current legislation are considered

Текст научной работы на тему «3. 2. Некоторые особенности оказания платных медицинских услуг по действующему законодательству»

3.2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

Донцова Т.К., к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин. Место работы: Российский государственный университет туризма и сервиса.

Донцов Е.М., к.ю.н., доцент. Должность: профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин. Место работы: Российский государственный университет туризма и сервиса. e-mail: edontsov@mail.ru Аннотация. В работе рассматриваются некоторые особенности, оказания платных медицинских услуг по действующему законодательству.

Ключевые слова: формы оказания медицинских услуг, бесплатное, платное медицинское обслуживание населения, медицинское страхование.

SOME FEATURES, RENDERING OF PAID MEDICAL SERVICES IN THE CURRENT LEGISLATION

Dontsova T.K., PhD in Law. Position: associate professor at civil-law disciplines chair. Place of employment: Russian state university of tourism and service.

Dontsov E.M., PhD in Law, associate professor. Position: professor at civil-law disciplines chair. Place of employment: Russian state university o f tourism and service, е-mail: edontsov@mail.ru Annotation. In work some features, rendering of paid medical services in the current legislation are considered Keywords: forms of rendering of medical services, free, paid health services of the population, medical insurance.

«Лечит болезни врач, но излечивает природа»

Гиппократ

Прежде чем рассмотреть обозначенную проблему, необходимо выяснить, что из себя представляет термин «услуга»1. Анализ действующего законодательства показывает, что Гражданский кодекс Российской Федерации2, относя «услуги» к объектам гражданских прав (ст.128), к сожалению, не дает ему законодательного определения. В энциклопедическом словаре С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова под услугой понимается: «1. Действие, приносящее пользу, помощь другому. Оказать услугу. Предложить свои услуги. Дружеская услуга. Медвежья услуга (неловкая помощь, услуга, причиняющая только вред). 2. Бытовые удобства, предоставляемые кому-нибудь. Бюро добрых услуг. Все виды бытовых услуг. Коммунальные услуги» .

В словаре А. М. Прохорова под «Сферой услуг» понимается: «1) совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в виде услуг, - непроизводственная сфера; 2) торговля, общественное питание, услуги по производству и ремонту различной продукции народного потребления (одежды, обуви, предме-

1 Данная работа выполнена с использованием Справочной Правовой Системы Консультант Плюс.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 09.02.2009г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря. (Далее по тексту - ГК Российской Федерации).

3 Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4 е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997. С. 839.

тов хозяйственного назначения и т.д.)»4. Из приведенного видно, что с экономической точки зрения содержательная часть термина «услуга» связана с непроизводственной сферой. Иначе - строительство, например, объектов недвижимости, дорог, выпуск станков для производства и т.п., не входит в сущность понятия «услуга».

Доказательством тому служит п.5 ст.38. Части первой Налогового кодекса Российской Федерации5. В нем единственном из законодательных актов сказано: «Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности».

Следовательно, с правовой точки зрения, на наш взгляд, под «услугой» следует понимать человеческую деятельность:

а) не связанную с процессом создания материальных благ (производством);

б) в целях удовлетворения тех или иных потребностей оказываемую в различных сферах;

в) опосредующую отношения собственности.

Правильность такого вывода подтверждается не

только ст.128 ГК Российской Федерации, относящей «услуги», опосредующие отношения собственности, к объектам гражданских прав, но и п. 1 ст.39. Части первой того же НК Российской Федерации: «Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе».

Выявив правовую и экономическую сущность категории «услуга», зададим вопрос. Что понимается под «медицинской услугой» и какова правовая природа оказания платных медицинских услуг по действующему законодательству?

В соответствии со ст.25 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 22.11.1991г. № 1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина»6: «(1) Каждый имеет право на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения. Государство принимает меры, направленные на развитие всех форм оказания медицинских услуг, включая бесплатное и платное медицинское обслуживание, а также медицинское страхование; поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию, укреплению здоровья каждого, развитию физической культуры и спорта. (2) Сокрытие государственными должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, преследуется по закону».

4 Большой энциклопедический словарь. Издание второе, переработанное и дополненное / Гл. ред. А.М. Прохоров. Москва Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Санкт-Петербург «Норинт», 2004. С.1256.

5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. № 31, ст. 3824. (Далее по тексту - НК Российской Федерации).

6 Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, № 52, ст.

1865.

Согласно ст. 1. Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1 7, охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается охраной окружающей среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медикосоциальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст.20 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан»).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что под медицинской услугой следует понимать комплекс необходимых и достаточных медицинских мероприятий, проводимых медицинским работником (производителем услуги), направленных на удовлетворение медицинских потребностей пациента (потребителя услуги): профилактику его заболеваний, их диагностику и лечение.

Согласно раздела 3. Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» система здравоохранения в области охраны здоровья граждан состоит из государственной, муниципальной и частной.

По общему правилу, граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения в соответ-

7 Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, № 33, ст. 1318. (Далее по тексту - Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан»).

ствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи8.

Что же касается оказания платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, то здесь, помимо указанных выше актов, следует руководствоваться «Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 января 1996г. № 279.

Настоящие Правила определяют порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-

профилактическими учреждениями, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности, в том числе научно-исследовательскими институтами и государственными медицинскими образовательными учреждениями высшего профессионального образования (далее именуются - медицинские учреждения), и являются обязательными для исполнения всеми медицинскими учреждениями.

Платные медицинские услуги предоставляются населению медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей.

Предоставление платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями осуществляется при наличии у них сертификата и лицензии на избранный вид деятельности10.

Государственные и муниципальные медицинские учреждения оказывают платные медицинские услуги населению по специальному разрешению соответствующего органа управления здравоохранением.

Следовательно, в соответствии с действующим законодательством объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи не может быть меньше объема, установленного базовой программой обязательного

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2008г. № 913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2008, № 50, ст. 5942.

9 Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.1996г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 3, 15.01.1996, ст. 194. (Далее по тексту - «Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»).

10 Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 30 (в ред. от 07.04.2008г.) «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.2007г., № 5, ст. 656. Российская газета. 2008. 12 апреля.; Письмо Росздравнад-зора от 14.06.2005г. № 02И-262/05 «О лицензировании медицинской деятельности» // Бюллетень нормативно-справочной информации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, вып. 7, Москва, 2005.

медицинского страхования, а платные медицинские услуги дополняют этот гарантированный объем и предоставляются медицинскими учреждениями гражданам на договорной основе.

Медицинские учреждения обязаны: 1) обеспечивать соответствие предоставляемых платных медицинских услуг населению требованиям, предъявляемым к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации; 2) вести статистический и бухгалтерский учет результатов предоставляемых платных медицинских услуг населению, составлять требуемую отчетность и представлять ее в порядке и сроки, установленные законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

При этом государственные и муниципальные медицинские учреждения, предоставляющие населению платные медицинские услуги, обязаны вести статистический и бухгалтерский учет и отчетность раздельно по основной деятельности и платным медицинским услугам.

Контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг населению, а также правильностью взимания платы с населения осуществляют в пределах своей компетенции органы управления здравоохранением и другие государственные органы и организации, на которые в соответствии с законами и иными правовыми актами Российской Федерации возложена проверка деятельности медицинских учреждений.

Цены на медицинские услуги, предоставляемые населению за плату, устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинские учреждения обязаны обеспечить граждан бесплатной, доступной и достоверной информацией, включающей в себя сведения о местонахождении учреждения (месте его государственной регистрации), режиме работы, перечне платных медицинских услуг с указанием их стоимости, об условиях предоставления и получения этих услуг, включая сведения о льготах для отдельных категорий граждан, а также сведения о квалификации и сертификации специалистов.

Как раннее было отмечено, предоставление платных медицинских услуг оформляется договором.

Следовательно, в качестве основного нормативноправового акта выступает ГК Российской Федерации. Правоотношения, возникающие по договору возмездного оказания услуг, регулируются нормами гл. 39 ГК Российской Федерации. В ст. 779 ГК Российской Федерации прямо указано на то, что правила этой главы применяются и к договорам оказания медицинских услуг.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (п.1 ст.779 ГК Российской Федерации).

Сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель и заказчик. В договоре об оказании медицинских услуг в качестве исполнителя могут выступать как физическое, так и юридическое лицо. Заказчиком в этом договоре также может выступать гражданин или юридическое лицо (например, в случае заключения договора организацией по медицинскому обслуживанию своих работников). Если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично.

По своей природе договор оказания медицинских услуг является публичным договором. Таковым признается договор, заключенный организацией, занимающейся предпринимательской деятельностью по выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Отказ медицинского учреждения от заключения договора на оказание платной медицинской помощи при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги или оказание предпочтений одним лицам перед другими, за исключением случаев, предусмотренных законами и иными правовыми актами, не допускаются (ст. 426 ГК Российской Федерации) и могут быть обжалованы в суде (ст. 445 ГК Российской Федерации).

К существенным (обязательным) условиям договора об оказании медицинских услуг относятся: условия и сроки получения услуг, порядок расчета, права, обязанности и ответственность сторон. В качестве произвольных могут быть включены и иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (ст.ст. 432, 435 ГК Российской Федерации).

Оплата за медицинские услуги производится в учреждениях банков или в медицинском учреждении.

Расчеты с населением за предоставление платных услуг осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовых машин.

При расчетах с населением без применения контрольно-кассовых машин медицинские учреждения должны использовать бланк, являющийся документом строгой отчетности, утвержденный в установленном порядке.

Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию бланка, подтверждающие прием наличных денег.

Соответственно к числу основных законодательных актов, регулирующих оказание платных медицинских услуг, определяющих содержание условий договора, наряду с ГК Российской Федерации относится и Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 (в ред. от

23.07.2008г.)11. В качестве потребителя, права которого защищаются указанным Законом, выступает гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Тем самым следующей особенностью данных отношений является то, что на сферу платных медицинских услуг, оказываемых в системе здравоохранения, помимо ГК Российской Федерации, распространяется также действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе требовать предоставления услуг надлежащего качества, сведений о наличии лицензии и сертификата, о расчете стоимости оказанной услуги.

В свою очередь, потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, обязаны:

- оплатить стоимость предоставляемой медицинской услуги;

11 Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996г., № 3, ст. 140. (Далее по тексту - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»).

- выполнять требования, обеспечивающие качественное предоставление платной медицинской услуги, включая сообщение необходимых для этого сведений.

При несоблюдении медицинским учреждением обязательств по срокам исполнения услуг потребитель вправе по своему выбору:

- назначить новый срок оказания услуги;

- потребовать уменьшения стоимости предоставленной услуги;

- потребовать исполнения услуги другим специалистом;

- расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

Нарушение установленных договором сроков исполнения услуг сопровождается выплатой потребителю неустойки в порядке и размере, определяемых Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» или договором.

Согласно п.5 ст.28 названного закона: «В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было».

По соглашению сторон указанная неустойка может быть выплачена за счет уменьшения стоимости предоставленной медицинской услуги, предоставления потребителю дополнительных услуг без оплаты, возврата части ранее внесенного аванса.

В соответствии с законодательством Российской Федерации медицинские учреждения несут ответственность перед потребителем за неисполнение или не-

надлежащее исполнение условий договора, несоблюдение требований, предъявляемых к методам диагностики, профилактики и лечения, разрешенным на территории Российской Федерации, а также в случае причинения вреда здоровью и жизни потребителя.

Потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе предъявлять требования о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением условий договора, возмещении ущерба в случае причинения вреда здоровью и жизни, а также о компенсации за причинение морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации и Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями.

Следовательно, в случае причинения вреда жизни или здоровью гражданина при оказании ему медицинских услуг, (причем, независимо от того, урегулированы эти вопросы договором или нет), причиненный вред явится основанием возникновения внедоговорных обязательств между медицинским учреждением и потребителем пациентом, подпадающих под действие гл.59 ГК Российской Федерации.

В этой связи, вред, причиненный государственным, муниципальным или частным медицинским учреждением гражданину, по общему правилу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1. ст.1064 ГК Российской Федерации).

Кредитором в данных обязательствах является потерпевший - гражданин, личности которого причинен вред. Должником является причинитель вреда - гражданин или юридическое лицо, в результате действий которого причинен этот вред.

Государство и муниципальные образования выступают в деликтных обязательствах в лице органов государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, а также в лице органов местного самоуправления. Участие публичных образований в лице государственных и муниципальных медицинских учреждений на стороне должника в нашем случае предусмотрено общими (ст.16) и специальными нормами - ст.ст. 1069 - 1071 ГК Российской Федерации, частных медицинских учреждений -ст.ст.15, 1068 и иными статьями гл.59 ГК Российской Федерации.

Объектом обязательства является действие по возмещению вреда, которое должник обязан совершить в пользу кредитора. Характер действия определяется взаимосвязанными параметрами и терминами «размер» и «объем вреда». Кроме того, как раннее было отмечено, потребители, пользующиеся платными медицинскими услугами, вправе также предъявить к медицинскому учреждению требования о компенсации морального вреда (ст.ст.12, 150-152, 1099, 1100 ГК Российской Федерации, п. 16 «Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями»).

В соответствии со ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»: «Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда опреде-

ляется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков».

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст.1101 ГК Российской Федерации)12.

Медицинское учреждение освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение платной медицинской услуги, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом, например, по вине пациента - потребителя.

За невыполнение правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинское учреждение, в установленном порядке, может быть лишено лицензии или права предоставления населению платных медицинских услуг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Претензии и споры, возникшие между потребителем и медицинским учреждением, разрешаются по соглашению сторон или в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В то же время, на наш взгляд, проводимый государственный контроль за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг, оказываемых населению частными медицинскими учреждениями, а также правильностью взимания платы с населения, оставляет желать лучшего. Ни для кого не секрет, что некоторые частные медицинские учреждения, оказывая свои услуги гражданам, подходят к этому вопросу формально, а иногда, судя из средств массовой информации, вообще совершают мошеннические действия.

В этой связи, по нашему мнению, Федеральной службе по надзору13в сфере здравоохранения и социального развития13 и ее территориальным органам следует более требовательнее подходить к контролю за организацией и качеством выполнения платных медицинских услуг, оказываемых населению частными медицинскими учреждениями.

Таковы, на наш взгляд, особенности оказания платных медицинских услуг и их правовое регулирование по действующему законодательству Российской Федерации.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

12 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994г. № 10 (в ред. от 06.02.2007г.) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. 1995. № 29.

13 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 323 (в ред. от 27.01.2009г.) // «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004г., № 28, ст. 2900.

2. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 22.11.1991г. № 1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 26.12.1991, № 52, ст. 1865.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть

первая) от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. от

09.02.2009г.) // Российская газета. 1994. 8 декабря.

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. № 31, ст. 3824.

5. Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1 // Ведомости СНД и ВС РФ, 19.08.1993, № 33, ст. 1318.

6. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1 (в ред. от 23.07.2008г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.01.1996г., № 3, ст. 140.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2008г. № 913 «О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год» // Собрание законодательства Российской Федерации, 15.12.2008, № 50, ст. 5942.

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.01.1996г. № 27 «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» // Собрание законодательства Российской Федерации, № 3, 15.01.1996, ст. 194.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2007г. № 30 (в ред. от 07.04.2008г.) «Об утверждении положения о лицензировании медицинской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации, 29.01.2007г., № 5, ст. 656. Российская газета. 2008. 12 апреля.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004г. № 323 (в ред. от 27.01.2009г.) // «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития» // Собрание законодательства Российской Федерации, 12.07.2004г., № 28, ст. 2900.

11. Письмо Росздравнадзора от 14.06.2005г. № 02И-262/05 «О лицензировании медицинской деятельности» // Бюллетень нормативно-справочной информации по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, вып. 7, Москва, 2005.

12. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994г. № 10 (в ред. от 06.02.2007г.) «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» // Российская газета. 1995. № 29.

13. Ожегов С. И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. - 4 е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1997.

14. Большой энциклопедический словарь. Издание второе, переработанное и дополненное / Гл. ред. А.М. Прохоров. Москва. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», Санкт-Петербург «Но-ринт», 2004.

РЕЦЕНЗИЯ

на научную статью, подготовленную Т.К. Донцовой, к.ю.н., доцентом кафедры «Гражданско-правовые дисциплины», Е.М. Донцовым, к.ю.н., доцентом, профессором кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» Российского государственного университета туризма и сервиса на тему: «Некоторые особенности оказания платных медицинских услуг по действующему законодательству»

В настоящее время в условиях постоянно проводимой правовой реформы, особое значение приобретает разработка к создание эффективно действующего механизма защиты прав и охраняемых законом интересов граждан в сфере оказания услуг.

Особую значимость при этом приобретает проблема гражданско-правового регулирования оказания услуг. В этой связи правоотношения, возникающие при оказании платных медицинских услуг, занимают особое самостоятельное место в сфере регулирования правовых категорий.

Ввиду этого актуальность заявленной авторами темы несомненна. Вопросы оказания качественных тех или иных платных услуг, включая медицинские, являются одними из сложных, дискуссионных проблем общероссийского характера, требующих для своего решения совместных усилий многих государственных и общественных органов.

Теоретическое и практическое значение исследования вопросов оказания платных медицинских услуг обусловлено противоречиями и пробелами, имеющимися в действующем законодательстве, регулирующем эту проблему.

Обращает на себя внимание творческий и индивидуально* практический подход авторов при раскрытии темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.