Научная статья на тему 'Медицинская коллегия (к 250-летию со времени ее создания)'

Медицинская коллегия (к 250-летию со времени ее создания) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2420
534
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Клиническая медицина
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинская коллегия (к 250-летию со времени ее создания)»

история медицины

© И.В. ЕГОРыШЕВА, 2013 Удк 61:93(470)

медицинская коллегия (к 250-летию со времени ее создания)

И.В. Егорышева

ФБГУ Национальный НИИ общественного здоровья РАМН, Москва

Первым органом государственного управления здравоохранением в России был созданный в годы царствования Ивана Грозного Аптекарский приказ. Будучи изначально чисто дворцовым ведомством, он к середине XVII века превратился в общегосударственное учреждение и, помимо забот о здоровье царского семейства, включал в сферу своей деятельности медицинское обеспечение армии, снабжение аптек лекарственными средствами, приглашение на службу иноземных врачей, противоэпидемические мероприятия.

В 1721 г. Аптекарский приказ сменила Медицинская канцелярия во главе с врачом-архиятром, которая осуществляла надзор за госпиталями, аптеками, госпитальными школами, принимала меры к прекращению эпидемий, изыскивала способы улучшения врачебного дела и пр.

Основной заботой государства в области здравоохранения длительное время являлось медицинское обеспечение армии. Гражданское здравоохранение, ориентированное на оказание помощи основной массе населения России, фактически стало формироваться только с середины ХVШ века.

Период царствования Императрицы екатерины II (1762—1796) характеризовался более серьезным отношением к вопросам социальной политики. В Москве и Санкт-Петербурге создавались крупные больницы и воспитательные дома. С 1775 г. в каждой губернии организовывались приказы общественного призрения, в функции которых входило устройство сиротских домов, городских начальных школ, богаделен, а также лечебных учреждений.

В соответствии с Указом екатерины II в 1763 г. произошла реорганизация управления медицинским делом: вместо Медицинской канцелярии была учреждена Медицинская коллегия, состоявшая из президента, трех докторов, лекаря, оператора, аптекаря, ученого секретаря. Все они, кроме президента, имели другое основное место службы, а в Медицинской коллегии заседали по 2 ч дважды в неделю, получая за это небольшую доплату к основному жалованью. Следует отметить, что этим высшим органом управления медико-санитарным делом руководили не врачи, а придворные сановники — барон А.И. Черкасов, А.А. Ржевский, А.О. Закревский, И.Ф. Фитингоф, граф А.И. Васильев.

Целью создания Медицинской коллегии было заявлено «сохранение врачеванием народа в Империи» и «заведение российских докторов, операторов, лекарей и аптекарей, а к тому содержание порядочное аптек и добрая их экономия». Медицинская коллегия должна была осуществлять наблюдение за медицинской помощью населению, руководить подготовкой медицинских кадров, вести учет врачей и распределять их в воинскую и гражданскую службу, контролировать деятельность казенных и вольных (частных) аптек, а также рассматривать и оценивать научные труды российских

врачей. Российские лекари должны были представлять в коллегию свои сочинения, а Медицинская коллегия публиковать лучшие из них. В задачи Медицинской коллегии входила также проверка знаний иностранных и русских врачей, прибывавших из-за границы [1].

Подготовка российских лекарей с начала XVIII века проходила в госпитальных школах, созданных при крупных госпиталях. Курс обучения длился 5 лет. Преподавание медицины проходило в тесной связи с практикой, непосредственно у постели больного. Много внимания уделялось хирургии. Лекари, оканчивающие госпитальные школы, обязаны были 6 лет служить в армии и лишь затем могли ожидать «более корыстного места в Санкт-Петербурге или Москве». В 1786 г. госпитальные школы отделили от госпиталей, назвав их медико-хирургическими училищами. В каждом были учреждены кафедры анатомии, физиологии и хирургии; ботаники, «материи медики» и химии; патологии, терапии и медицинской практики; акушерства, женских и детских болезней. Учебной базой остались генеральные госпитали — Московский, Петербургский сухопутный и Кронштадтский [2].

Члены Медицинской коллегии — иностранные врачи — вопреки воле екатерины II препятствовали выезду русских лекарей за границу и получению ими ученых степеней, вытесняли прогрессивных русских профессоров из госпитальных школ. С момента своей организации Медицинская коллегия собирала сочинения врачей, которые планировалось издавать в «Записках русских врачей», однако этот журнал так и не был создан. Из почти тысячи поступивших в Медицинскую коллегию сочинений лишь около 50 были опубликованы бывшим секретарем коллегии И. Виеном в виде сборника «Записки лекарей Российской Империи». Многие сочинения были утеряны.

Только с 1779 г. в коллегии появились русские ученые (Ф.Т. Тихорский, Савва Горголий, Е.Ф. Зверака, Я.О. Саполович, Н.К. Карпинский). Несмотря на данное в 1764 г. право присваивать русским врачам на основании сдачи экзаменов ученую степень доктора медицины, Медицинская коллегия до 1884 г. присвоила степень лишь двум врачам (Г.М. Орреусу, Ф. Кере-стури). С приходом в Медицинскую коллегию русских ученых число защитивших докторские диссертации в России возросло, и к 1797 г. в общей сложности составило 18 человек [3].

Одним из самых значительных дел коллегии стало начало оспопрививания в России. В столице и ряде крупных городов были построены оспопрививательные дома. 14 октября 1768 г. Императрица екатерина II позволила привить оспу себе и цесаревичу Павлу. В 1800 г. было разработано «Наставление о привитии коровьей оспы» и ряд популярных плакатов на эту тему [4].

Следует также упомянуть инициированное Меди-

цинской коллегией изучение сибирской язвы. С этой целью в 1786 г. лекарь Петербургского сухопутного госпиталя С.С. Андреевский был направлен в Уфимскую губернию, где исследовал клинику, патологическую анатомию и эпидемиологию сибирской язвы, разработал методы лечения и профилактики, доказал тождественность заболевания у человека и животных. Он первым в мире доказал заразительность сибирской язвы, привив ее себе от больного. Труд С.С. Андреевского «Краткое описание сибирской язвы» (СПб, 1796) был разослан Медицинской коллегией в 1796 г. для руководства при лечении этих заболеваний и проведении противоэпидемических мероприятий [5].

Медицинская коллегия неоднократно организовывала экспедиции для розыска отечественного лекарственного сырья и лекарственных трав. По поручению Медицинской коллегии было написано несколько лечебников на русском языке, имевших большое значение для развития медицинских знаний. В 1778 г. на латинском языке была издана фармакопея, переведенная в 1802 г. на русский язык.

Положение в Медицинской коллегии резко изменилось, когда в 1793 г. ее возглавил барон Алексей Иванович Васильев (1742—1806). Ранее, с 1770 г., он являлся обер-секретарем Сената, затем — государственным казначеем, министром финансов. Ознакомившись с деятельностью Медицинской коллегии, А.И.Васильев обнаружил, что она тормозит развитие отечественной медицины, о чем доложил Императрице. Он пополнил состав коллегии русскими учеными, потребовал учета и рассмотрения присылаемых научных работ и подготовки к изданию «Записок русских врачей». Почетными членами Медицинской коллегии были избраны видные отечественные ученые: проф. Н.М. Максимович-Амбодик, главный доктор флота А.Г. Бахерахт, акад. Н.Я. Озерецковский, главный доктор карантинов на Украине Д.С. Самойлович, фармаколог проф. Соболевский, активно принимавшие участие в работе коллегии.

Большую роль во всех преобразованиях сыграл член Медицинской коллегии с 1792 г. штаб-лекарь С.С. Андреевский, до 1799 г. являвшийся единственным постоянным штатным сотрудником Медицинской коллегии. При поддержке членов коллегии им была разработана серия проектов реформ в области организации медицинского дела в России, которые после обсуждения в Медицинской коллегии вносились А.И. Васильевым на высочайшее утверждение и неизменно получали поддержку императора Павла I.

В 1793 г. была составлена инструкция физикатам, ведавшим организацией медицинской помощи и санитарным делом в Санкт-Петербурге и Москве, в которой были подробно изложены основы гигиены населенных мест, методы санитарного контроля и исследования продуктов питания, надзора за промышленными предприятиями, определены права и обязанности представителей органов государственного санитарного надзора. В 1794 г. С.С. Андреевским была разработана система мероприятий по обеспечению страны отечественным лекарственным сырьем.

Вопрос о реорганизации госпитальных школ обсуждался Медицинской коллегией с начала 80-х годов XVIII века. В 1795 г. был разработан документ «Предварительное постановление о должности учащихся и учащих», который явился первым шагом на пути перестройки медицинского образования и создания Медико-хирургической академии.

Официальной датой учреждения академии считается 18 декабря 1798 г., когда, согласно императорскому указу «Об устроении при главных госпиталях особого здания для Врачебного училища и учебных театров», на Выборгской стороне началось строительство зда-

ния для медицинского училища. Надзор за его строительством был возложен на Медицинскую коллегию. Созданная на базе Санкт-Петербургского Главного врачебного училища Медико-хирургическая академия со временем приобрела славу крупнейшего центра медицинской науки и медицинского образования в нашей стране. На рубеже XVIII—XIX века в ней обучалось уже около 280 человек [6].

Важнейшей заслугой Медицинской коллегии явилась разработка реформы управления медицинским делом в губерниях. В конце 1796 г. «Положение о врачебных управах в губерниях и инструкции для их чинов» было рассмотрено в Медицинской коллегии, а 19 января 1797 г. утверждено Императором Павлом I. Смысл реформы состоял в создании унифицированной структуры управления врачебным делом в губерниях и уездах для обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, организации санитарного надзора и борьбы с эпидемиями. Во всех губернских городах были учреждены врачебные управы в составе инспектора или штадт-физика, оператора (хирурга) и акушера. В Санкт-Петербурге врачебную управу заменяла Медицинская коллегия, а в Москве — ее контора. В уездах вводили должности уездного доктора. Закон подчинил врачебным управам гражданские и военные медицинские учреждения, что позволяло в экстренных ситуациях привлекать не только гражданских, но и военных врачей [7].

Функции губернских врачебных управ по закону 19 января 1797 г. состояли в надзоре за медицинскими учреждениями губернии, аптеками, организации медицинской помощи населению, проведении мероприятий по гигиене, санитарии и ветеринарии, проведении судебно-медицинской экспертизы, а также в контроле за деятельностью медицинского персонала, в том числе вольнопрактикующих врачей. В круг обязанностей врачебных управ входили составление медико-топографических описаний, наблюдение за доброкачественностью съестных припасов и «за чистотою вообще», организация борьбы с эпидемиями. Инспектор, состоящий при врачебной управе, контролировал работу госпиталей и лазаретов и отчитывался перед Медицинской коллегией. В губерниях были введены должности повивальных бабок, однако самих повивальных бабок было слишком мало, так как их готовили только при воспитательных домах в Санкт-Петербурге и Москве.

Управы обязаны были уведомлять Медицинскую коллегию о появлении и ходе эпидемий. Они также были обязаны информировать губернские власти о нарушениях санитарных правил и предлагать способ, «посредством которого предусматриваемое зло отвратить можно». О непорядках в госпиталях, нуждах раненых или нездоровом расположении военных лагерей врачам полагалось сообщать военному начальству «с приличной вежливостью» [8].

Эту реформу, проведенную Медицинской коллегией, с полным правом можно считать исторической в российской медицине. «Учреждение врачебных управ, по мысли, с которою оно задумано, есть прекраснейший памятник деятельности Медицинской коллегии в последний период ее существования, — писал известный историк медицины XIX века Я.А. Чистович. Оно имело целью, во-первых, снабдить губернии знающими и опытными врачами, специально образованными каждый по своей части, которые могли бы, в случаях надобности, немедленно подавать больным надлежащую помощь и пособие; во-вторых, снабдить губернии специально образованным коллегиальным собранием, которое бы заботилось об охранении народного здоровья и для того издавало бы надлежащие правила и постановления, соответственные местным

условиям каждой губернии, проводя здравые гигиенические понятия в провинциальную жизнь; в-третьих, помочь центральной власти (Медицинской коллегии) в устройстве провинциальных врачебных заведений и облегчить надзор за ними, т. е. поддержать их существование соответственно местным надобностям и возможностям» [9].

Возросшая активность Медицинской коллегии требовала реформирования ее самой, и С.С.Андреевский подготовил проект закона «О переустройстве медицинского дела в России», который был утвержден в феврале 1799 г. Медицинская коллегия, согласно принятому закону, должна была заниматься вопросами развития медицинской науки, издательской деятельностью, руководством медицинскими учреждениями, экзаменами медицинских чинов, медицинским обеспечением армии и флота, больницами и аптеками, кадровыми вопросами, а также вопросами планирования, финансирования и строительства медицинских учреждений [10].

Члены коллегии не имели права занимать другие должности и должны были получать жалованье только в коллегии. Заседания планировалось проводить 4 раза в неделю. Для издания медицинских трудов создавалась собственная типография, выделялись средства на выписку книг, инструментов, растений для ботанических садов. Медицинской коллегии должны были подчиняться Петербургская и Московская медико-хирургические академии, 4 госпиталя, 12 аптек, 4 медико-инструментальных завода, 4 ботанических сада, типография, училище для детей врачей.

В апреле 1799 г. Сенат утвердил новый состав коллегии, в который вошли ее президент А.И. Васильев, доктор Г. Аш, профессора Н.К. Карпинский и Я.О. Саполович, доктор е. Еллизен, штаб-лекари И.И. Ви-ен и И.К. Каменецкий, советник экономической канцелярии С.С. Андреевский, ученый секретарь проф. Г.И. Базилевич. В последующие 3 года коллегия проделала большую работу по совершенствованию медицинского дела в России.

В 1799 г. Медицинской коллегией было составлено «Наставление находящимся при армии вне пределов Империи из медицинских чинов инспектору и оператору», в котором обращалось внимание на организацию помощи раненым, снабжение их чистой водой,

доброкачественными съестными припасами, на использование для лечения раненых дикорастущих трав (лебеды, щавеля, молодой крапивы и др.). «Наставление», сочетая лечебные и профилактические задачи, отражало богатейший опыт русских врачей и соответствовало уровню знаний своей эпохи [11].

Медицинская коллегия уделяла внимание распространению гигиенических и медицинских знаний среди населения. Написанная И.К. Каменецким и Я.О. Саполовичем книга «Краткое наставление о лечении болезней простыми средствами» впервые была издана в 1803 г. и затем переиздавалась 9 раз.

С.С. Андреевский, Н.К. Карпинский и И.И. Виен разработали Карантинный устав (1800). В типографии коллегии издавалась медицинская литература. В 1802 г. С.С. Андреевский разработал «Наставление лекарям, в иностранные государства отправляемым», предписывавшее в течение трех лет сначала в Берлине изучать анатомию, физиологию, хирургию, ботанику и акушерство, в Вене — патологию, терапию и ветеринарию, в Париже — физику, химию, естественную историю. В том же году Медико-хирургическая академия отправила за границу первых выпускников — Семена Гаевского, Михаила Крамарова и Данилу Вел-ланского.

Фактически реформированная Медицинская коллегия по своей структуре и функциям стала первым в мире министерством здравоохранения. Но ее деятельность, к сожалению, продолжалась недолго. 11 марта 1801 г. Император Павел I был убит заговорщиками, и на престол вступил Александр 1. В узком кругу единомышленников императора («негласный комитет») без привлечения специалистов началась подготовка министерской реформы. Было создано 8 министерств, но министерство здравоохранения молодыми реформаторами предусмотрено не было. В 1802 г. А.И. Васильев неожиданно для него самого был назначен министром финансов. 31 декабря 1803 г. вместо Медицинской коллегии в составе Министерства внутренних дел была учреждена 3-я Экспедиция государственной медицинской управы во главе с бароном Б.Б. Кампенгаузеном — человеком, весьма далеким от медицины.

Стройная система управления медицинским делом, формировавшаяся на протяжении XVIII века, была надолго разрушена.

Сведения об авторе:

И.В. Егорышева, канд. ист. наук, вед. науч. сотр. отдела истории медицины и здравоохранения, e-mail: [email protected]

ЛИТЕРАТУРА 1. Мирский М.Б. Медицина России XVI—XIX веков. М.; 1996: 126.

2 . Палкин Б.Н. Русские госпитальные школы. М.; 1959: 39—40. 3. Палкин Б.Н. Русские госпитальные школы. М.; 1959: 111—2.

4 . Корнеев В.М. Государственная медицинская коллегия (1763—

1803). Советское здравоохранение. 1963; 11: 79.

5 . Палкин Б.Н. С.С. Андреевский. М.; 1986: 8—14.

6. История Императорской Военно-медицинской (бывшей Медико-хирургической) академии за сто лет. 1798—1898. СПб.; 1898: 15—7.

7. Петров Е.Ф. Высочайше утвержденный доклад Медицинской коллегии об учреждении медицинских управ. 19 января 1797 г.

В кн.: Собрание российских законов о медицинском управлении. СПб.; 1826: 138—41.

8. Егорышева И.В., Данилишина Е.И. Губернские и уездные правительственные органы охранения народного здравия в России. Здравоохранение Российской Федерации. 2001; 1: 53—5.

9. Чистович Я.А. Очерки из истории русских учреждений XVIII столетия. СПб.; 1870: 48—9.

10. Палкин Б.Н. Реформы в области организации медицинского дела в России конца XVIII века. Советское здравоохранение. 1981; 3: 67—70.

11. Корнеев В.М., Михайлова П.В. Медицинская служба в Отечественную войну 1812 г. Л.; 1962: 13—5.

Поступила 10.04.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.