Научная статья на тему 'МЕДИТАЦИЯ "ЗЕЛЕНАЯ ГОРОШИНА" ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ШКОЛЬНИКОВ'

МЕДИТАЦИЯ "ЗЕЛЕНАЯ ГОРОШИНА" ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
197
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕНИНГ ВНИМАНИЯ / ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Денисова Галина Захаровна

В настоящей статье излагается авторский медитационный тренинг по развитию внимания. Приводятся данные проведенных исследований, подтверждающих эффективность метода. Приводятся данные двадцатилетней практики применения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDITATION "ZELENAYA GOROSHINA" FOR DEVELOPMENTAL GROWTH OF SELECTABLE CONCENTRATION AND SELFADJUSTMENT SKILLS OF PUPILS

In current article the authors meditation training for developmental growth of concentration is stated. The lines of evidence is resulted that confirm the effectiveness of the method. The lines of evidence of twenty-years-old practice of employment is resulted.

Текст научной работы на тему «МЕДИТАЦИЯ "ЗЕЛЕНАЯ ГОРОШИНА" ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ШКОЛЬНИКОВ»

молодежи поддерживают наличие оппозиии и митингов, необходимость активного участия в выборах. Многие подчеркивают, что им хотелось бы верить в честные выборы. Выводы:

1. Социальные представления старших подростков выявили некоторую динамику: отход от консервативных установок и либерализацию взглядов на политическую ситуацию, семейное воспитание, тендерный подход по сравнению с подростками и педагогами в раннее проведенных исследованиях (2010, 2011).

2. Представители молодежи продемонстировали консерватизм с ярко выраженным либерализмом, что указывает на противоречивость социальных представлений и признаком неопределенности современной социальной ситуации в России как транзитивного общества.

3. У старших подростков и молодежи активно формируется политическое сознание, гражданская ответственность и желание изменить неопределенность общества на стабильность, что, безусловно, отразится на сети их социальных представлений.

Список литературы

1. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Емельянова Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал.- 2001. -Т. 22.- № 6.

3. Зарубежная социальная психология: Хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.

МЕДИТАЦИЯ «ЗЕЛЕНАЯ ГОРОШИНА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Денисова Галина Захаровна

педагог-психолог, Муниципальное бюджетное учреждение городской центр психолого медико-социального сопровождения «ИНДИГО», г. Уфа, Башкортостан

MEDITATION «ZELENAYA GOROSHINA» FOR DEVELOPMENTAL GROWTH OF SELECTABLE CONCENTRATION AND SELF-ADJUSTMENT SKILLS OF PUPILS

Denisova Galina Zakharovna, Education psychologist, Municipal budgetary establishment city centre for psychological-medical-social support «Indigo», Ufa, Bashkortostan АННОТАЦИЯ

Адрес электронной почты: gezi.denisova@yandex.ru

В настоящей статье излагается авторский медитационный тренинг по развитию внимания. Приводятся данные проведенных исследований, подтверждающих эффективность метода. Приводятся данные двадцатилетней практики применения. ABSTRACT

In current article the authors meditation training for developmental growth of concentration is stated. The lines of evidence is resulted that confirm the effectiveness of the method. The lines of evidence of twenty-years-old practice of employment is resulted.

Ключевые слова: медитация, тренинг внимания, саморегуляция, гиперактивность. Keywords: meditaion, concentration training, self-adjustment, hyperactivity.

Нестабильность современного общества порождает множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье. Незрелый организм детей наиболее чувствителен к вредным воздействиям и, как следствие, легкие отклонения в работе мозга сегодня становятся массовыми. В отдельных классах количество гиперактивных детей составляет 80-87%. По исследованиям Л.А.Ясюковой «быстрая умственная утомляемость и снижение работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать). Сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности. Значительные сложности в формировании произвольного внимания» [9, с.13]) делают процесс обучения таких детей проблематичным.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания относят к спорным диагнозам и, по мнению Г.А. Аминева «подтверждается только с помощью высоких технологий:

МРТ, ПЭТ, спектрального анализа ЭЭГ и измерения неустойчивости клеточных структур. Лечится с помощью психобиологического комплекса: пептиды (не психотропы!) + тренинга внимания» [5, с.38].

Цель данной научной статьи изложить, апробированную двадцатилетней практикой, авторскую психотехнику тренировки внимания школьников «Зеленая горошина», подтвержденную реологическими измерениями (РЭГ) нейрофизиолога А.Г.Суворова [5, с.39].

Медитационное пособие, цветовой матричный зрительный стимулятор «Зеленая горошина» для тренинга внимания представляет собой лист белой бумаги размером А4, на котором размещено символическое изображение «чаши знаний». В чаше - «зеленая горошина», от которой в положительном вращении исходит алгоритмическая спираль семи цветов радуги. По всему листу прописаны формулы цели на успешную учебную деятельность.

Медитационный тренинг по существу построен на основе классического нейропсихологического программирования и включает три действия: I. Trans - для отключения высших программ лобных долей используется зрительная фиксация на кружочке зеленого цвета от которого в положительном вращении исходит алгоритмическая спираль семи цветов радуги (прием арабских зеркал в булгарской психотерапии), II. Cod - зрительное предъявление аутокоманд, прописанных на плакате, III. Mob - мобилизация (выход из аутогенного состояния) [6, с.80].

Способ тренинга состоит в «медитационных циклах», разработанных при помощи реологических исследований: а) «Смотрю» - 2 мин, фиксирую взор на горошине и б) «Отдыхаю» -1 мин (вариант для старших школьников), глаза в это время закрыты; или «Смотрю» -1 мин и «Отдыхаю» 0,5 мин (вариант для учащихся младших классов). Считая про себя в определенном темпе (одна цифра = 1 сек), человек получает возможность выполнять тренировки без посторонней помощи.

При созерцании зеленой горошины, глаз совершает по ее контуру регулярные скачки с частотой 2-5 раз в секунду. Мы этих микро движений не замечаем. Наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникают только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Но, через несколько секунд, благодаря периферическому зрению, вдруг, человек отчетливо видит весь лист. Расширение поля зрения происходит неосознанно. Именно в этот момент раздражаются периферические зоны сетчатки глаза и формируются нейронные ансамбли, обеспечивающие съем и обработку информации с резервных зон поля [4, с.41].

В нашем случае, во время созерцания «Зеленой горошины» на плакате, как следствие этих колебаний, зрение выхватывает на короткие промежутки времени не только формулы, прописанные на плакате, но и разные цветовые символы, иными словами происходит «периодическое восприятие дополнительных цветов», которое «увеличивает физическую и умственную работоспособность. При этом чередовании цветовых стимулов происходит взаимная сенсибилизация (повышение чувствительности рецепторов) за счет активности соответствующих нейронов и нервных центров, то есть «активизация интеллекта, как на бессознательном, так и на подсознательном уровнях» [7, с.23].

Далее, во время отдыха, сменившего зрительную стимуляцию, когда человек сидит с закрытыми глазами, через 5-10 секунд перед его внутренним взором, возникает цветовой экран, либо статический цветной фрагмент рисунка. Возможно, мозг сам воссоздает цвет, благодаря которому получает недостающее подкрепление для какого-либо из компонентов интеллекта [7, с.23].

По мере сосредоточения и успокоения микродвижения глаз становятся более плавными, мягкими, почти незаметными [4, с.41]. Так от занятия к занятию формируются воля, усидчивость, произвольность, которые реализуются в любом виде деятельности.

Методика исследований эффективности медитации.

В апробации участвовали студентки - волонтеры -50 чел в возрасте от 16 до 18 лет, в основных испытаниях школьники старших и младших классов - более 200 чел.

Со студентами до и после сеанса медитационного тренинга записывали реограмму сосудов головного мозга. Со школьниками - только тренинги внимания и психологические тесты до и после месячного цикла тренировок. Каждому испытуемому давалась четкая инструкция.

Психологическое исследование внимания: тесты Бурдона - Анфимова «Корректурная проба» (буквенный вариант) и Тулуз-Пьерона в модификации Л.А. Ясюковой до и через месяц после тренировок.

Психофизиологическое обследование кровотока головного мозга производилось на реографе «РеоСпек-тор», фирмы «НейроСофт», г. Иваново.

Результаты изменения показателей концентрации внимания у волонтеров следующие:

- реографический индекс (РИ) и скорость кровотока возросли у 95,2% обследованных, что свидетельствует об улучшении кровенаполнения сосудов головного мозга. У одной испытуемой отмечено снижение этих показателей на 9-11%;

- дикротический индекс (ДИК), отражающий тонус артериол улучшился у 70% обследованных;

- дистолический индекс (ДИА), отражающий тонус вен и венул улучшился у 89,6% обследованных;

- индекс Симонсона (ИВОсим) и венозное отношение по Соколовой (ВО) улучшилось у 84% и 81% обследованных соответственно.

Другие показатели практически не изменялись:

- модуль упругости (Альфа/РР) и время кровенаполнения сосудов (Альфа), т.е. эластичность сосудов не снижена, что объясняется возрастом обследованных;

- модифицированный диастолический индекс (МДИА) и коэффициент венозного оттока (КВО) у 100% в пределах нормы.

Динамика внимания в работе со школьниками через месяц тренировочных мероприятий:

- средние показатели продуктивности внимания в экспериментальных классах улучшились на 33% (Р<

0.001), в контрольном классе - на 9%;

- интегральный показатель устойчивости внимания улучшился на 30% (Р< 0,001) в экспериментальной группе и на 2% в контрольной группе.

- точность выполнения задания улучшилась у 100% учащихся экспериментального класса, в контрольном - различия случайны.

По результатам теста Тулуз-Пьрона у 70% учащихся отмечалось увеличение скорости и возрастного норматива точности выполнения теста, отражающего состояние произвольного внимания на 30% и 26% соответственно, у 100% учащихся отмечалось сглаживание профилей. Дети, проживающие в детских домах, показывали аналогичные результаты только через два месяца медитативных тренировок.

Преподаватели отметили повышение работоспособности учащихся и заметное улучшение в управлении своим эмоциональным состоянием.

Психокоррекционная работа осуществляется психологом при участии невролога и психиатра. Выводы проведенного исследования.

1. Предложен Способ тренинга произвольного внимания (ТПВ), отличающийся тем, что с целью развития внимания используется специальное Медитационное пособие в форме ветвей спирали, окрашенных в привычные цвета радуги, исходящих из точки фиксации в форме зеленого кружка - «горошины».

160 140 120 100 80 60 40 20 0

Динамика улучшения произвольного внимания по результатам медитации «Зеленая горошина» (тест Тулуз-Пьерона)

начало периода через 1 месяц через 2 месяца

□ Контрольная группа СОШ

□ Экспериментальная группа СОШ

□ Воспитанники Детских домов

При этом для снижения активности «Я» (произ-

вольных программ лобных долей) используется прием фиксации взора на круг зеленого цвета.

Для программирования поведения на плакате клиент самостоятельно записывает 2-3 формулы цели, которые многократно повторяет в завершающей части медитации.

2. Установлено, что сеанс ТПВ в большинстве случаев улучшает церебральную гемодинамику, увеличивая кровенаполнение сосудов головного мозга, повышая интенсивность транскапиллярного обмена, нормализуя сосудистый тонус и улучшая венозный отток.

3. Реоэнцефалографическими исследованиями (РЭГ) было подмечено, что два «медитационных цикла» активизируют работу мозга и могут рекомендоваться для работы с пособием ТПВ в дневные часы, 3 - 5 «медитационных циклов» способствуют глубокому отдыху и могут рекомендоваться перед сном [5, с.40].

4. За двадцать лет практического применения Медитация «Зеленая горошина» показала эффективность коррекции следов ММД (минимальной мозговой дисфункции), гиперактивного поведения, не достаточно сформированного произвольного внимания и низкой скорости работы в знаковой системе, педагогической запущенности и других проблем, повлекших трудности в обучении.

5. «Зеленая горошина» стала базовой методикой по разработке цветовых матричных зрительных стимуляторов для применения в комплексе психотерапевтических методик по избавлению детей и подростков от зависимостей, психопрофилактике и психокорреции суицидальных мыслей и поступков. Результаты РЭГ исследований, по перечисленным методикам, были аналогичны результатам, полученным при исследовании эффективности по применению «Зеленой горошины» - во всех случаях наблюдалось улучшение церебральной гемодинамики.

В 2010 году была разработана методика «Весь мир на ладони!» [6], соответствующая всем законам нейро-причинга, являющаяся экологичным методом самоподдержки и самокоррекции подростков и молодежи в решении ими сложных жизненных проблем. В основу методики положены приемы, рекомендованные А.В.Алексеевым [1], О.А.Андреевым, Е.А. [3], Файдышем [9]. Плакат для медитации человек рисует сам, произвольно выбирая цветовую гамму.

Мы не конкурируем и не подсчитываем преимущество той или иной методики. Главное мы научились сопровождать детей и подростков в преодолении ими сложных жизненных ситуаций. «Это уже было...» - а впереди вся самая светлая и прекрасная созидательная жизнь!

Список литературы

1. Алексеев, А.В. Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте [Текст] /А.В. Алексеев - Ростов-на-Дону.: изд "ФЕНИКС", 2006.

2. Аминев, Г.А. Нейропричинг: новогодняя формула Патриарха. /Г.А. Аманев, Э.Г. Аминев // Психическая саморегуляция. - 2007. - №2 - С. 3-6.

3. Андреев, О.А. Техника быстрого чтения [Текст] / О.А. Андреев, Л.Н. Хромов. М.: изд АСТ, 2009.

4. Гиппенрейтер, Ю.Б. Движение человеческого глаза [Текст] Монография /Ю.Б. Гиппенрейтер - М.: изд Московского университета, 1978.

5. Денисова, Г.З. Медитация «Зеленая горошина»: ноу хау для развития внимания [Текст] /Г.З. Денисова, А.Г. Суворов //Психическая саморегуляция. -2007.- №5.- С. 38-41.

6. Денисова, Г.З. Весь мир на ладони! [Текст] Монография /Г.З. Денисова - Уфа: Издательский центр Уфимского филиала ГОУ ВПО «МГГУ им. М.А.Шолохова», 2010.

7. Серов, Н.В. Светоцветовая терапия. Смысл и значение цвета: информация - цвет - интеллект [Текст] /Н.В. Серов. - СПб.: Речь, 2001.

8. Файдыш, Е.А. Карма и психотравмы [Текст] /Е.А. Файдыш - М.: Независимое агентство «АЛМИН», 1995.

9. Ясюкова, Л.А. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций [Текст]: Методическое руководство / Оптимизация обучение и развития детей с ММД /Л.А. Ясюкова /. - Спб.: ГП «ИМА-ТОН», 2003.

X Международная научно-практическая конференция. Научная публикация: «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени». Россия Екатеринбург 05-06 июня 2015

Адрес веб-сайта: http://national-science.ru/

ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ

К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Завьялова Наталья Николаевна

Омский Государственный Педагогический, Университет, г. Омск

THE IMPORTANCE OF THE MATERNAL AND OF THE PATERNAL ATTITUDE FOR A CHILD OF THE PRESCHOOL AGE Zavialova Natalya, Omsk State, Pedagogical University, Omsk АННОТАЦИЯ

Конструктивное материнское и отцовское отношение важно для успешного личностного развития ребенка. ABSTRACT

A constructive maternal and paternal attitude is important for the successful development of the personality of a child. Ключевые слова: конструктивное материнское и отцовское отношение; ребенок дошкольного возраста. Key words: a constructive maternal and paternal attitude; a child of the preschool age.

Изменения, произошедшие в последнее время в российском обществе в экономической и в других сферах, привели к изменению отношений между людьми. Коснулись они и семьи, влияя на отношения родителей и детей. Не составляют исключение и социально благополучные семьи, в которых матери и отцы любят своих детей, но не всегда умеют конструктивно, безусловно, т. е. позитивно для развития личности ребенка, проявлять своё материнское и отцовское отношение к сыновьям и дочерям. В результате ребенок либо испытывает недостаток любви, либо негативное отношение со стороны родителей. Необходимо изучить положительные, конструктивные параметры материнского и отцовского отношения к ребенку, усовершенствовать эти проявления и внедрить в практику, чтобы способствовать конструктивному развитию личности ребенка-дошкольника.

Дошкольный возраст - важнейший период в целостном процессе личностного развития ребенка, когда закладывается базис личности: формируется самосознание, происходит развитие восприятия, воображения, речи и образного мышления, начинает формироваться понятийное мышление. Родители посредством проявления материнского и отцовского отношения учат ребенка основным способам деятельности, формируют моральные ценности, социально одобряемые формы поведения и способы функционирования в обществе.

От того, насколько конструктивно (безусловно) родители (матери и отцы) относятся к ребенку, зависит не только его общее развитие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое, социальное [1-5], но и безусловность (конструктивность) отношения к своим детям в будущем. Посредством родительского отношения матери и отцы учат ребенка уже в дошкольном возрасте образцам проявления любви в будущем к своим детям [2,6]. Но чтобы вырастить социально успешную, самостоятельную личность, имеющую предпосылки к созданию счастливой семьи и конструктивного отношения к своим

будущим детям, родителям необходимо самим научиться конструктивно относиться к ребенку.

Мы рассматриваем конструктивное (безусловное) материнское и отцовское отношение к ребенку как избирательную сознательную связь с ребенком, которая проявляется в позитивных эмоциях и чувствах к ребенку, в уходе за ним, в ответственности за него, удовлетворении его потребностей, установлении дружеских отношений с ним, которые ведут к взаимопониманию, усвоению социально одобряемых качеств ребенком посредством личного примера.

Неконструктивное (условное) отношение матерей и отцов может проявляться либо в гиперопеке ребенка-дошкольника (когда условное отношение родителя преобладает над безусловным), в чрезмерном удовлетворении его желаний, либо в недостатке внимания к его потребностям (когда безусловное и условное отношение матери или отца выражено примерно одинаково). В будущем это может привести к развитию у ребенка завышенной, или, наоборот, заниженной самооценки, неумению преодолевать трудности.

Для выявления того, насколько (не)конструктивно, т.е. (без)условно, матери и отцы относятся к ребенку дошкольного возраста, было проведено исследование, в котором принимали участие полные семьи: 80 матерей и 80 отцов. Для изучения( без)условности материнского и отцовского отношения к ребенку дошкольного возраста применялись методики: Р.В. Овчаровой «Опросник родительской любви и симпатии», часть I; А.Я. Варги, В.В. Сто-лина «Опросник родительского отношения». Методика Р.В. Овчаровой была выбрана, поскольку в материнском и отцовском отношении к дошкольнику преобладает эмоциональность - а это характеристики любви. Рассмотрим результаты исследования (без)условности отношения матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста.

Анализ результатов исследования показывает, что у матерей преобладает безусловное отношение (80%) над

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.