Научная статья на тему 'СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ'

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
106
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ТРАНЗИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО / СОВРЕМЕННЫЕ ПОДРОСТКИ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гребенникова Ольга Владимировна

В статье рассматривалось содержание социальных представлений современных подростков и молодежи в транзитивном обществе. Опросник социальных представлений позволил выявить некоторые особенности, а именно: у старших подростков выявлена либерализация взглядов на политическую ситуацию, семейное воспитание, гендерный подход и консерватизм с ярко выраженным либерализмом у современной молодежи. У представителей обоих возрастных группа активно формируется политическое сознание, гражданская ответственность и желание изменить неопределенность общества на стабильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Гребенникова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTENT OF THE SOCIAL REPRESENTATIONS OF TEENAGERS AND YOUTH

This article discussed the content of social representations of teenagers and youth in the transitive society. Questionnaire of social representations has allowed to identify some features, namely: older adolescents revealed liberalization of views on the political situation, family education, gender mainstreaming and conservatism with a strong liberalism in the youth of today. The representatives of both age group is actively shaping political consciousness, civic responsibility and the desire to change the uncertainty of the company's stability.

Текст научной работы на тему «СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ»

ЖКТ наибольшую долю составляли лица с умеренной (в подгруппе А) и высокой (в подгруппе В) личностной тревожностью, тогда как в контроле они выявлялись в единичных случаях.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о наличии психоэмоциональных особенностей у подростков с хроническими заболеваниями ЖКТ. При этом были выявлены значимые различия психоэмоционального статуса пациентов с зависимости от нозологической формы. Очевидно, выявленные отклонения

психоэмоционального статуса являются не только следствием наличия у подростков хронического заболевания, но также могут рассматриваться в качестве значимого этиопатогенетического звена развития патологии ЖКТ. В целом оценку психоэмоционального статуса подростков можно использовать в комплексе скриниговых методик для выявления группы риска по развитию заболеваний пищеварительного тракта с целью проведения у них первичной профилактики.

Таблица 2

Усредненные показатели шкалы Спилберга-Ханина в группах исследования М±т, баллы)

Шкалы опросника Подгруппа А Подгруппа В Контрольная группа

Реактивная тревожность 24,43±1,03 25,01±1,22 24,03±2,11*

Личностная тревожность 36,19±1,18 45,16±1,53** 20,02±1,75*

Примечание: * - достоверные различия с показателями подгрупп А и В (р<0,05); телями подгруппы А.

' - достоверные различия с показа-

100,0% 80,0% 60,0%% 40,0% 20,0% 0,0%

90,0%

58,0%

58,0%

38,0% 36,0%% ■

2,0%

подгр. А подгр. В контроль

низкая

умеренная

высокая

Рис. 1 Распределение подростков в группах исследования в соответствии с уровнем личностной тревожности по

шкале пилберга-Ханина

Список литературы

1. Баранов А.А., Ильин А.Г. Актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей в Российской Федерации // Российский педиатрический журнал. 2011. - № 4. - С. 7 - 12.

2. Волкова Е.В., Воротынцев Г.Ф. Психотерапевтическая реабилитация пациентов, перенесших оперативное лечение язвенной и желчекаменной болезней, в условиях санатория // Вопр. курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. -2008. - №1. - С.43-44.

3. Горелова Ж.Ю. Гигиеническая оценка проектов по совершенствованию организации питания учащихся. // Гигиена и санитария. 2009. - № 2. - С. 60 -63

4. Доклад о состоянии здоровья населения и организации здравоохранения по итогам деятельности

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за 2013 год / Росздравнадзор. -М., 2014. - 129 с.

5. Нурмиева А.А. Медико-социальные аспекты профилактики заболеваний органов пищеварения среди школьников г. Казани: автореф. дисс...канд.мед.наук. - Казань, 2012. - 22 с.

6. Филимонов Р.М. Подростковая гастроэнтерология. - М.: МИА, 2008. - 576 с.

7. Цветкова Л.Н., Горячева О.А., Цветков П.М. и др. Гастроэнтерологическая патология у детей: патомор-фоз заболеваний и совершенствование методов диагностики на современном этапе // Материалы XVIII Конгресса детских гастроэнтерологов. - М. -2011. - С. 5-8.

СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СОВРЕМЕННЫХ

ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

Гребенникова Ольга Владимировна

кандидат псих. наук, доцент, Психологический институт РАО, г. Москва

THE CONTENT OF THE SOCIAL REPRESENTATIONS OF TEENAGERS AND YOUTH

Grebennikova Olga, CandidateofScience, assistantprofessor of Psychological Institute, Russian Academy of Education, Moscow

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривалось содержание социальных представлений современных подростков и молодежи в транзитивном обществе. Опросник социальных представлений позволил выявить некоторые особенности, а именно: у старших подростков выявлена либерализация взглядов на политическую ситуацию, семейное воспитание, гендерный подход и консерватизм с ярко выраженным либерализмом у современной молодежи. У представителей обоих возрастных группа активно формируется политическое сознание, гражданская ответственность и желание изменить неопределенность общества на стабильность.

ABSTRACT

This article discussed the content of social representations of teenagers and youth in the transitive society. Questionnaire of social representations has allowed to identify some features, namely: older adolescents revealed liberalization of views on the political situation, family education, gender mainstreaming and conservatism with a strong liberalism in the youth of today. The representatives of both age group is actively shaping political consciousness, civic responsibility and the desire to change the uncertainty of the company's stability.

Ключевые слова: социальные представления; транзитивное общество; современные подростки; молодежь.

Keywords: social representations; transitive society; modern teenagers; youth.

Современное транзитивное общество актуализирует не только кардинальные трансформации социального пространства, ценностей, норм, эталонов, глобализацию и расширение информационного пространства, но и непрерывность процесса социализации, где у подростков и молодежи происходит формирование социальных представлений, определяя в дальнейшем характер их мировоззренческих взглядов, систему ценностных ориента-ций и групповую идентичность.

В теории социальных представлений С. Московиси, социальные представления рассматриваются как система знаний, помогающих человеку осмыслить и понять окружающую социальную действительность. Основные компоненты структуры социальных представлений - это информация, поле представления и установка, а механизмами формирования и закрепления социальных представлений выступают категоризация и наименование, язык и память [3].

Концепция Т.П. Емельяновой, которая определяет социальные представления как элементы общественного сознания, в которых на уровне здравого смысла взаимодействуют различные идеологические взгляды, убеждения, знания, которые в совокупности составляют и объясняют социальную реальность [2].

J.С. АЬпс - представитель современного периода развития концепции социальных представлений, в котором характерно выделение двухслойной структуры социальных представлений, состоящей из ядра и периферии. Центральное ядро образовано одним или несколькими

элементами и является достаточно стабильным, а периферийные элементы обладают большей гибкостью для изменений и меньшей значимостью для стабильности социальных представлений, обеспечивая их запуск [1].

Таким образом, социальные представления как элементы общественного сознания формируются и трансформируются в процессе коммуникативного взаимодействия, познания субъектом социальной действительности. Характерной особенностью социальных представлений выступает относительная динамичность.

Эмпирическое исследование было направлено на изучение содержания социальных представлений старших подростков и молодежи проводилось в 2011-2012 гг. Выборку составили 80 представителей современных подростков и российской молодежи, проживающих в г. Москве.

Использовался опросник социальных представлений в интерпретации Т.Д. Марцинковской, состоящий из 3 блоков, включающих от 15 до 18 вопросов. 1-й блок оценивает процессы совладания (присутствие - отсутствие) в различных жизненных ситуациях, особенности гендерных стереотипов (традиционные - либеральные), а также выявляет установки воспитания (наследственность - среда). 2-й блок направлен на выявление отношения подростков к семейным ценностям и стереотипам (активность - равные права). Вопросы 3-го блока касаются изучения социальных аттитюдов (консервативные - либеральные), политических ценностей и стереотипов (консервативные, либеральные, их отсутствие).

Результаты эмпирического исследования.

Рисунок 1. Социальные аттитюды у старших подростков и современной молодежи

Большинство старших подростков рассматривают взаимовлияние двух факторов на условие процветания нашей страны: уровень жизни людей и военную мощь, которая определяет безопасность и силу, как поясняют многие респонденты. Не всегда духовная власть может оказывать влияние на политическую, а для поддержания порядка нет необходимости жесткого введения моратория на свободу граждан. Старшие подростки неоднозначно относятся к гомосексуальным бракам, некоторые отмечают, что в этом нет ничего постыдного, хотя это и не есть норма. Для многих испытуемых есть свои герои современности, но к сожалению, они не конкретизируют свой ответ.

Большинство старших подростков считают, что ситуация в семье и воспитание оказывают более сильное влияние на человека, чем наследственные качества. 27% респондентов отстаивают позицию влияния наследственных качеств, а 15% за конвергенцию двух факторов. Семья у большинства испытуемых (80%) - важный фактор социализации детей. Многие считают, что взрослых можно перевоспитать, а некоторые подростки выступают против наказания за проступки, считая этот метод воспитания менее действенный, чем беседа и обсуждение. 67% старших подростков убеждены, что мальчиков и девочек нужно

■ либеральные

■ консервативные неопределенные

Рисунок 4. Политические ценности и стереотипы у старших подростков

Либеральность взглядов на политику просматривается у 60% старших подростков, которые считают необходимостью участие в выборах, констатируют наличие гражданского общества в нашей стране, видят положительное влияние политических митингов на ситуацию в стране.

Современная молодежь в отличие от старших подростков достаточно консервативна в вопросах социального характера. 75% считают, что введение жесткого моратория сможет поддержать порядок в стране. И все граждане, которые живут в России обязаны знать русский язык, а эмигрантам необходимо, как поясняют многие, говорить только на русском языке. У большинства негативное отношение к гомосексуальным бракам, а у 30% из них люди, относящие себя к секс-меньшинствам вызывают протест и отвержение.

■ наследственность

■ среда

оба фактора

Рисунок 3. Предикторы (установки воспитания) у молодежи

воспитывать по-разному, а вот 33% считают, что нужно предъявлять единые стратегии воспитания и систему требований независимо от пола детей в семье

Представители молодежи поддерживают как и старшие подростки позицию превалирования среды в процессе развития человека. 100% считают, что семья-важный фактор социализации детей. Большинство испытуемых убеждены, в отличие от старших подростков, что взрослых невозможно перевоспитать. 73% считают, что в семье важен гендерный подход к вопросам воспитания детей.

■ либеральные

■ неопределенные

Рисунок 5. Политические ценности и стереотипы у представителей молодежи

30% респондентов имеют консервативные установки, а 10% - неопределенные.

Молодежь в отличие от старших подростков в основном имеет либеральные политические ценности и стереотипы, и только 19% -неопределенные. Представители

Рисунок 2. Предикторы (установки воспитания) у старших подростков

молодежи поддерживают наличие оппозиии и митингов, необходимость активного участия в выборах. Многие подчеркивают, что им хотелось бы верить в честные выборы. Выводы:

1. Социальные представления старших подростков выявили некоторую динамику: отход от консервативных установок и либерализацию взглядов на политическую ситуацию, семейное воспитание, тендерный подход по сравнению с подростками и педагогами в раннее проведенных исследованиях (2010, 2011).

2. Представители молодежи продемонстировали консерватизм с ярко выраженным либерализмом, что указывает на противоречивость социальных представлений и признаком неопределенности современной социальной ситуации в России как транзитивного общества.

3. У старших подростков и молодежи активно формируется политическое сознание, гражданская ответственность и желание изменить неопределенность общества на стабильность, что, безусловно, отразится на сети их социальных представлений.

Список литературы

1. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. -М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Емельянова Т.П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал.- 2001. -Т. 22.- № 6.

3. Зарубежная социальная психология: Хрестоматия / Сост. Н.И. Леонов. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009.

МЕДИТАЦИЯ «ЗЕЛЕНАЯ ГОРОШИНА» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

Денисова Галина Захаровна

педагог-психолог, Муниципальное бюджетное учреждение городской центр психолого медико-социального сопровождения «ИНДИГО», г. Уфа, Башкортостан

MEDITATION «ZELENAYA GOROSHINA» FOR DEVELOPMENTAL GROWTH OF SELECTABLE CONCENTRATION AND SELF-ADJUSTMENT SKILLS OF PUPILS

Denisova Galina Zakharovna, Education psychologist, Municipal budgetary establishment city centre for psychological-medical-social support «Indigo», Ufa, Bashkortostan АННОТАЦИЯ

Адрес электронной почты: gezi.denisova@yandex.ru

В настоящей статье излагается авторский медитационный тренинг по развитию внимания. Приводятся данные проведенных исследований, подтверждающих эффективность метода. Приводятся данные двадцатилетней практики применения. ABSTRACT

In current article the authors meditation training for developmental growth of concentration is stated. The lines of evidence is resulted that confirm the effectiveness of the method. The lines of evidence of twenty-years-old practice of employment is resulted.

Ключевые слова: медитация, тренинг внимания, саморегуляция, гиперактивность. Keywords: meditaion, concentration training, self-adjustment, hyperactivity.

Нестабильность современного общества порождает множество факторов, отрицательно влияющих на здоровье. Незрелый организм детей наиболее чувствителен к вредным воздействиям и, как следствие, легкие отклонения в работе мозга сегодня становятся массовыми. В отдельных классах количество гиперактивных детей составляет 80-87%. По исследованиям Л.А.Ясюковой «быстрая умственная утомляемость и снижение работоспособности (при этом общее физическое утомление может полностью отсутствовать). Сниженные возможности самоуправления и произвольности в любых видах деятельности. Значительные сложности в формировании произвольного внимания» [9, с.13]) делают процесс обучения таких детей проблематичным.

Синдром гиперактивности и дефицита внимания относят к спорным диагнозам и, по мнению Г.А. Аминева «подтверждается только с помощью высоких технологий:

МРТ, ПЭТ, спектрального анализа ЭЭГ и измерения неустойчивости клеточных структур. Лечится с помощью психобиологического комплекса: пептиды (не психотропы!) + тренинга внимания» [5, с.38].

Цель данной научной статьи изложить, апробированную двадцатилетней практикой, авторскую психотехнику тренировки внимания школьников «Зеленая горошина», подтвержденную реологическими измерениями (РЭГ) нейрофизиолога А.Г.Суворова [5, с.39].

Медитационное пособие, цветовой матричный зрительный стимулятор «Зеленая горошина» для тренинга внимания представляет собой лист белой бумаги размером А4, на котором размещено символическое изображение «чаши знаний». В чаше - «зеленая горошина», от которой в положительном вращении исходит алгоритмическая спираль семи цветов радуги. По всему листу прописаны формулы цели на успешную учебную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.