Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТРУКТИВНОЕ МАТЕРИНСКОЕ И ОТЦОВСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / РЕБЕНОК ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / CONSTRUCTIVE MATERNAL AND PATERNAL ATTITUDE / A CHILD OF THE PRE-SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Завьялова Наталья Николаевна

Конструктивное материнское и отцовское отношение важно для успешного личностного развития ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Завьялова Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF THE MATERNAL AND OF THE PATERNAL ATTITUDE FOR A CHILD OF THE PRESCHOOL AGE

A constructive maternal and paternal attitude is important for the successful development of the personality of a child.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # V (10), 2015 / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

99

9. Ясюкова, Л.А. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций [Текст]: Методическое руководство / Оптимизация обучение и развития детей с ММД /Л.А. Ясюкова /. - Спб.: ГП «ИМА-ТОН», 2003.

X Международная научно-практическая конференция. Научная публикация: «Отечественная наука в эпоху изменений: постулаты прошлого и теории нового времени». Россия Екатеринбург 05-06 июня 2015

Адрес веб-сайта: http://national-science.ru/

ЗНАЧЕНИЕ КОНСТРУКТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ

К РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Завьялова Наталья Николаевна

Омский Государственный Педагогический, Университет, г. Омск

THE IMPORTANCE OF THE MATERNAL AND OF THE PATERNAL ATTITUDE FOR A CHILD OF THE PRESCHOOL AGE Zavialova Natalya, Omsk State, Pedagogical University, Omsk АННОТАЦИЯ

Конструктивное материнское и отцовское отношение важно для успешного личностного развития ребенка. ABSTRACT

A constructive maternal and paternal attitude is important for the successful development of the personality of a child. Ключевые слова: конструктивное материнское и отцовское отношение; ребенок дошкольного возраста. Key words: a constructive maternal and paternal attitude; a child of the preschool age.

Изменения, произошедшие в последнее время в российском обществе в экономической и в других сферах, привели к изменению отношений между людьми. Коснулись они и семьи, влияя на отношения родителей и детей. Не составляют исключение и социально благополучные семьи, в которых матери и отцы любят своих детей, но не всегда умеют конструктивно, безусловно, т. е. позитивно для развития личности ребенка, проявлять своё материнское и отцовское отношение к сыновьям и дочерям. В результате ребенок либо испытывает недостаток любви, либо негативное отношение со стороны родителей. Необходимо изучить положительные, конструктивные параметры материнского и отцовского отношения к ребенку, усовершенствовать эти проявления и внедрить в практику, чтобы способствовать конструктивному развитию личности ребенка-дошкольника.

Дошкольный возраст - важнейший период в целостном процессе личностного развития ребенка, когда закладывается базис личности: формируется самосознание, происходит развитие восприятия, воображения, речи и образного мышления, начинает формироваться понятийное мышление. Родители посредством проявления материнского и отцовского отношения учат ребенка основным способам деятельности, формируют моральные ценности, социально одобряемые формы поведения и способы функционирования в обществе.

От того, насколько конструктивно (безусловно) родители (матери и отцы) относятся к ребенку, зависит не только его общее развитие: физическое, эмоциональное, интеллектуальное, эстетическое, социальное [1-5], но и безусловность (конструктивность) отношения к своим детям в будущем. Посредством родительского отношения матери и отцы учат ребенка уже в дошкольном возрасте образцам проявления любви в будущем к своим детям [2,6]. Но чтобы вырастить социально успешную, самостоятельную личность, имеющую предпосылки к созданию счастливой семьи и конструктивного отношения к своим

будущим детям, родителям необходимо самим научиться конструктивно относиться к ребенку.

Мы рассматриваем конструктивное (безусловное) материнское и отцовское отношение к ребенку как избирательную сознательную связь с ребенком, которая проявляется в позитивных эмоциях и чувствах к ребенку, в уходе за ним, в ответственности за него, удовлетворении его потребностей, установлении дружеских отношений с ним, которые ведут к взаимопониманию, усвоению социально одобряемых качеств ребенком посредством личного примера.

Неконструктивное (условное) отношение матерей и отцов может проявляться либо в гиперопеке ребенка-дошкольника (когда условное отношение родителя преобладает над безусловным), в чрезмерном удовлетворении его желаний, либо в недостатке внимания к его потребностям (когда безусловное и условное отношение матери или отца выражено примерно одинаково). В будущем это может привести к развитию у ребенка завышенной, или, наоборот, заниженной самооценки, неумению преодолевать трудности.

Для выявления того, насколько (не)конструктивно, т.е. (без)условно, матери и отцы относятся к ребенку дошкольного возраста, было проведено исследование, в котором принимали участие полные семьи: 80 матерей и 80 отцов. Для изучения( без)условности материнского и отцовского отношения к ребенку дошкольного возраста применялись методики: Р.В. Овчаровой «Опросник родительской любви и симпатии», часть I; А.Я. Варги, В.В. Сто-лина «Опросник родительского отношения». Методика Р.В. Овчаровой была выбрана, поскольку в материнском и отцовском отношении к дошкольнику преобладает эмоциональность - а это характеристики любви. Рассмотрим результаты исследования (без)условности отношения матерей и отцов к ребенку дошкольного возраста.

Анализ результатов исследования показывает, что у матерей преобладает безусловное отношение (80%) над

100

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # V (10), 2015/ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

условным отношением (20%). При этом безусловное отношение матерей к сыновьям выше (87%), чем к дочерям (81%), а безусловное отношение отцов, наоборот, к дочерям выше (85%), чем к сыновьям (70%).

У незначительного количества родителей выявлено преобладание условного отношения к ребенку над безусловным: матери - 9%; отцы - 14%. Обнаружено также сочетание, когда безусловное и условное отношение родителя к ребенку выражены одинаково: матери к сыновьям - 8%, к дочерям - 4%; отцы к сыновьям - 15%, к дочерям - 4%.

Исследование принятия-отвержения ребенка-дошкольника позволило обнаружить противоречия в отношении отцов и матерей к сыновьям и дочерям. Принятие матерями сыновей - 51%; дочерей - 48%; сыновей - 51%; дочерей - 48%.

Итак, у современных матерей и отцов, в целом, преобладает безусловное отношение к ребенку-дошкольнику над условным. При этом материнское отношение более безусловно к сыновьям, а отцовское - к дочерям. Полученные в процессе исследования результаты соотносятся с результатами статистической обработки данных. Однако, в проявлении отношения к ребенку, как у матерей, так и у отцов обнаружена противоречивость. Следовательно, для устранения противоречивости, у матерей и отцов нужно развивать конструктивное отношение к ребенку дошкольного возраста с помощью специального

психолого-педагогического воздействия, например, посредством психолого-педагогической программы.

Литература

1. Васягина Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России // автореф ... д-ра психол. наук/ Н. Н. Васягина. - Екатеринбург, 2011. - 48 с.

2. Овчарова, Р. В. Психология родительства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Р. В. Овчарова. - М.: Академия, 2005. - 368 с.

3. Розенова, М. И. Отношения любви в контексте образования и развития личности // дис. ... д-ра психол. наук/ М. И. Розенова. - М., 2008. - 479с.

4. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. Том 2/ А. С. Спиваковская. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.

5. Сухомлинский, В. А. Родительская педагогика/ В. А. Сухомлинский. - Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд-во, 1985. - 221 с.

6. Филиппова Г. Г. Психология материнства: учебное пособие/ Г. Г. Филиппова. - М.: Институт психотерапии, 2002. - 240 с.

7. Фромм, Э. Искусство любить/ Э. Фромм. - Киев: Ника-Центр: Вист-С., 1998. - 224 с.

ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ

МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Башмакова Светлана Борисовна, Лаптева Надежа Витальевна

кандидаты психологических наук, доценты, Вятский гос. гуманитарный университет, г. Киров

Хмелькова Елена Вячеславовна старший преподаватель, Вятский государственный гуманитарный университет, г. Киров

PROBLEMS OF SPECIAL TRAINING AND EDUCATION IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF RUSSIAN EDUCATION Bashmakova Svetlana Borisovna, the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Vyatka state University of Humanities, Kirov

Lapteva Nadegda Vitalevna, candidate of psychological Sciences, associate Professor, Vyatka state University of Humanities, Kirov

Khmelkov Elena Vyacheslavovna, senior lecturer, Vyatka state University of Humanities, Kirov АННОТАЦИЯ

Настоящая статья посвящена актуальной проблеме обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Раскрывается взаимосвязь модернизации общего и специального образования. Осуществляется анализ социокультурных условий, определяющих глобальные изменения в разработке новой парадигмы специального коррекци-онного образования. Вскрываются кризисные явления, связанные с переосмыслением традиционных оснований специального образования. ABSTRACT

The present article is devoted to the problem of educating persons with disabilities. Reveals the relationship of modernization of General and special education. The analysis of socio-cultural conditions that determine global changes in the development of a new paradigm special remedial education. Reveal the crisis associated with the reinvention of the traditional foundations of special education.

Ключевые слова: специальное образование; лица с нарушениями развития; особые образовательные потребности; специальные образовательные условия; социокультурные условия; модернизация образования; гуманизация специальной образовательной практики; фундаментализация основ специального образования; интеграция; инклюзивное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.