Научная статья на тему 'Медико-социальные технологии - основа формирования системы охраны здоровья обучающихся образовательной организации высшего образования (обзор литературы)'

Медико-социальные технологии - основа формирования системы охраны здоровья обучающихся образовательной организации высшего образования (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
188
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
HEALTHCARE SYSTEM FOR STUDENTS / SINGLE PREVENTIVE ENVIRONMENT / HEALTHCARE TECHNOLOGIES / ЕДИНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ СРЕДА / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ / СИСТЕМА ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щедривый А.В.

В статье рассмотрена система охраны здоровья обучающихся образовательной организации высшего образования. Представлены механизмы формирования единой профилактической среды и ее структурная связь с блоками разработанной системы. Показано, что эффективное функционирование системы возможно при реализации комплекса медико-социальных, организационнонормативных и психолого-педагогических технологий. Критериями качества системы охраны здоровья обучающихся образовательной организации высшего образования могут выступать показатели медико-социальных технологий, характеризующие состояние здоровья обучающихся, реализацию принципов здорового образа жизни, повышение качества жизни и уровня физической подготовленности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND SOCIAL TECHNOLOGIES AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF THE HEALTH CARE SYSTEM FOR STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION (REVIEW OF LITERATURE)

The article deals with the healthcare system for students of higher education institution. The mechanisms of formation of a single preventive environment and its structural connection with the blocks of the developed system are presented. It is shown that the effective functioning of the system is possible with implementing a complex of medical-social, organizational-regulatory and psychological-pedagogical technologies. Quality criteria of the health care system for students of a higher education institution can be performance indicators of the medical social technologies characterizing: state of students' health, implementation of principles of a healthy lifestyle; improving the quality of life and the level of students’ fitness.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные технологии - основа формирования системы охраны здоровья обучающихся образовательной организации высшего образования (обзор литературы)»

УДК 614.2

DOI 10.18413/2075-4728-2018-41-3 -429-435

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

MEDICAL AND SOCIAL TECHNOLOGIES AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF THE HEALTH CARE SYSTEM FOR STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION (REVIEW OF LITERATURE)

А.В. Щедривый A.V. Shchedrivy

Нижегородская государственная медицинская академия, Россия, 603126, Нижний Новгород, проспект Гагарина, 68а

Nizhny Novgorod State Medical Academy, 68a Gagarin Ave, 603126, Nizhny Novgorod, Russia

E-mail: temawerty@mail.ru

Аннотация

В статье рассмотрена система охраны здоровья обучающихся образовательной организации высшего образования. Представлены механизмы формирования единой профилактической среды и ее структурная связь с блоками разработанной системы. Показано, что эффективное функционирование системы возможно при реализации комплекса медико-социальных, организационно-нормативных и психолого-педагогических технологий. Критериями качества системы охраны здоровья обучающихся образовательной организации высшего образования могут выступать показатели медико-социальных технологий, характеризующие состояние здоровья обучающихся, реализацию принципов здорового образа жизни, повышение качества жизни и уровня физической подготовленности обучающихся.

Abstract

The article deals with the healthcare system for students of higher education institution. The mechanisms of formation of a single preventive environment and its structural connection with the blocks of the developed system are presented. It is shown that the effective functioning of the system is possible with implementing a complex of medical-social, organizational-regulatory and psychological-pedagogical technologies. Quality criteria of the health care system for students of a higher education institution can be performance indicators of the medical social technologies characterizing: state of students' health, implementation of principles of a healthy lifestyle; improving the quality of life and the level of students' fitness.

Ключевые слова: единая профилактическая среда, здоровьесберегающие технологии, система охраны здоровья обучающихся.

Keywords: healthcare system for students, single preventive environment, healthcare technologies.

Введение

Изучение вопросов оценки и управления здоровьем молодежи, обучающейся в образовательных организациях высшего образования, имеет большое научно-практическое значение, т.к. данный контингент является кадровым резервом настоящего и будущего российского государства. Обучение в образовательной организации высшего образования отличается сочетанием особых условий со значительными учебными нагрузками, что тре-

бует от обучающихся высокого уровня здоровья, мобилизации физических и психофизиологических резервов организма, а от образовательной организации - функционирования эффективной системы охраны здоровья [Проскурякова, 2014; Чичерина, 2015; Шукшин, 2015; Backovicetal., 2013; Lorantetal., 2013; Curran, 2014; Slavin, 2014; Pellicer-Chenoll, 2015; Kawada, 2016]. Основные направления данной системы определены действующим законодательством в области охраны здоровья граждан Российской Федерации [ФЗ РФ 323, 2011; ФЗ РФ 273, 2012].

Цель исследования: построение модели системы охраны здоровья обучающихся образовательной организации высшего образования.

Результаты исследования

Исходя из законодательного определения системы охраны здоровья граждан Российской Федерации, необходимо понимать, что в структуру разработанной модели системы охраны здоровья обучающихся должны быть включены подразделения, заинтересованные в сохранении и укреплении их здоровья на разных этапах обучения: зачисление на обучение; период адаптации к условиям обучения; период обучения в образовательной организации. Большинство мероприятий системы носят профилактический в отношении здоровья обучающихся характер, а следовательно являются элементами единой профилактической среды, функционирующей в рамках одной образовательной организации.

Эффективное функционирование системы охраны здоровья обучающихся образовательной организации высшего образования возможно при реализации рационального управленческого решения по исполнению комплекса медико-социальных, психолого-педагогических, организационно-нормативных здоровьесберегающих технологий, направленных на безопасность, социальную и психологическую поддержку обучающихся с целью сохранения, укрепления здоровья и профилактики девиантного поведения, оптимального подхода к организации образовательного процесса [Ивахненко, 2013, Подушкина, 2016].

Результаты исследований ряда авторов указывают на то, что доминирующая роль в системе охраны здоровья обучающихся остается за технологиями медико-социального характера. К ним относят технологии оценки показателей состояния здоровья обучающихся, мониторинг и анализ уровня готовности к здоровьесбережению и выполнению программ здорового образа жизни, скрининг уровня качества жизни и физической подготовленности, проведение общеоздоровительных мероприятий, тренингов среди групп лиц с девиа-нтным поведением и др. [Круглякова, 2004; Сысоева, 2009; Бруснева, 2013; Миронов, 2014; Подушкина, 2016].

К психолого-педагогическим технологиям относят технологии психолого-педагогического сопровождения всех элементов образовательного процесса (кураторство, экспертиза образовательных программ, проведение психологических консультаций, диагностика и анализ психологического благополучия обучающихся, формирование мотива-ционно-ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание и обучение здоровьесберегающей деятельности и др. [Подушкина, 2016].

Организационные технологии включают в себя нормативное и правовое обеспечение здоровьесберегающего пространства образовательной организации высшего образования, анализ влияния образовательной среды на здоровье обучающихся, постоянное совершенствование методической помощи образовательной организации со стороны государства по вопросам сохранения и укрепления здоровья и др. [Подушкина, 2016].

С точки зрения системного подхода, единая профилактическая среда образовательной организации представляет собой взаимосвязанный комплекс условий жизни и деятельности обучающихся, включающий информирование каждого обучающегося об условиях и положительных сторонах ведения здорового образа жизни, необходимости профилактики, скрининга и лечения неинфекционных заболеваний и факторах риска их развития, а также гарантирования доступности информационных и медицинских услуг для всех

обучающихся с перспективой обеспечения максимально длительной и активной жизни [Бойцов 2016]. В соответствии с требованиями руководящих документов механизм формирования единой профилактической среды образовательной организации высшего образования должен включать в себя 5 элементов (рис.1).

Информирование обучающихся о факторах риска и мотивирование к здоровому образу жизни

Диспанзеризация и профилактические осмотры

Рис. 1. Механизмы формирования единой профилактической среды

в образовательной организации высшего образования Fig. 1.The mechanisms of formation of a single preventive environmentin a higher education institution

Первый элемент единой профилактической среды образовательной организации высшего образования - информирование обучающихся о факторах риска и мотивирование к здоровому образу жизни - предназначен для повышения информированности о факторах, влияющих на здоровье, мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни и коррекции имеющихся факторов риска (курения, нездорового питания, низкой физической активности, пагубного потребления алкоголя, повышенного артериального давления, дислипидемии, избыточной массы тела и ожирения) [ФЗ РФ 323 2011; письмо МЗ РФ 143/10/1-2816, 2012; письмо МЗ РФ 14-3/10/1-2817, 2012; письмо МЗ РФ 14-3/10/1-2818, 2012; письмо МЗ РФ 14-3/10/1-2819, 2012; приказ МЗ РФ 683 н, 2015].

На уровне образовательной организации этот элемент требует детальной проработки мероприятий «мотивационно-образовательного блока» деятельности, которые реализуются как в процессе обучения, так и в воспитательной работе по вопросам формирования ценностного подхода к здоровьесбережению (рис. 2).

Второй элемент единой профилактической среды - обеспечение условий для здорового образа жизни включает: экологически безопасную среду обитания, доступность продуктов здорового питания, жилищные условия, соответствующие санитарным правилам и нормам, доступность занятий физической культурой и спортом др. [ФЗ РФ 323, 2011; ФЗ РФ 273, 2012; приказ МЗ РФ 683 н, 2015]. Мероприятия данного элемента единой профилактической среды должны формировать в системе охраны здоровья такие блоки, как «ресурсный» и «аналитический».

Третий механизм единой профилактической среды - диспансеризация и профилактические осмотры - характеризуется тем, что в современных условиях данные мероприятия проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами и включает все необходимые лабораторные и инструментальные исследования, консультации специалистов и является основой для проведения индивидуализированной профилактики заболеваний по стратегии «высокого риска» и раннего выявления наиболее опасных неинфекционных заболеваний [Приказ МЗ РФ 1011н, 2012;приказ МЗ РФ 1344н, 2012; приказ МЗ РФ 683н, 2015; приказ МЗ РФ 869н, 2017]. Мероприятия данного элемента должны учитывать специфику требований к состоянию здоровья обучающихся и являться составными частями блоков «диагностический», «аналитический» и «коррекционно-восстановительный».

Г

Г

руководитель медицинского подразделения

зам-ли ректора образовательной организации Y

руководитель

каф. гуманитарных дпсцнплнн

психолого-педагогические технологии

Ректор образовательной организации •

руководители

факультетов f

руководители кафедр

образовательная деятельность

научно-исследовательская деятельность

п

I

кураторы курсов

S

руководитель каф. физической культуры

X

физическая культура

система охраны здоровья обучающихся_

нормативное правовое обеспечение формирования системы охраны здоровья обучающихся :

- Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-Ф3 (ст. 41):

- Федеральный закон РФ от 21.11.2011 г. № 323-ФЭ (ст. 30).

медико-социальные технологии

~Н 1.Ресурсный блок

J 2. Диагностический блок

3. Аналитический блок

4. Коррекционно-востановительный блок

5. Мотивационно-обпазовательный блок

1.1. обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в обр. организации_

1.2. организация образовательного процесса, быта и отдыха с _учетом СанПин_

1.3 .организация здорового питания

1.4.организация спортивно-оздоровительной базы

1.5.организация информационного сопровождения

2.1. определение групп состояния здоровья обучающихся и групп физической подготовки (по данным профилактических осмотров и диспансеризации)_

2.2. самооценка состояния здоровья, факторов риска хронических неинфекционных заболеваний_

2.3. медико-социологические исследования по диагностике образа жизни обучающихся_

2.4. определение функциональных резервов обучающихся 3. 1 персонифицированный мониторинг состояния здоровья обучающихся_

3.2. мониторинг образа жизни обучающихся

3.3. анализ психофизиологических возможностей обучающихся в отношении предъявляемых требований системы высш. образования

3.4. внедрение показателей здоровьесбережения в систему мониторинга качества образовательной организации_

3.5. изучение данных контроля за выполнением СанПин учебно-воспитательного процесса_

4.1. система психологического обеспечения образовательного процесса_

4.2. организация диспансеризации и диспансерного динамичного наблюдения_

5.1. формирование знаний о факторах здоровьесбережения_

5.2. воспитательная работа по вопросам формирования ценностного подхода к здоровье сбережению_

Показатели состояния здоровья обучающихся:

1.снижение уровня заболеваемости обучающихся;

2.повышение уровня готовности к здоровьесбережению и выполнению программ здор. обр. жизни;

3.повышение качества жизни обучающихся;

4.улучшение показателей физической подготовленности обучающихся.

Рис. 2. Система охраны здоровья обучающихся образовательной организации высшего образования Fig. 2. The health care system for students of a higher education institution

Четвертый и пятый элементы единой профилактической среды образовательной организации - диспансерное наблюдение / профилактика неинфекционных заболеваний и формирование здорового образа жизни (профилактическое консультирование) в условиях стационара образовательной организации [приказ МЗ РФ 1344н, 2012; приказ МЗ РФ 683н] - имеют наибольшую эффективность в случае тесного взаимодействия с диспансеризацией и включает в себя:

- выявление нарушений основных условий ведения здорового образа жизни и факторов риска развития неинфекционных заболеваний;

- проведение мероприятий по гигиеническому просвещению, информационно-коммуникационных мероприятий по ведению здорового образа жизни, профилактике немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ;

- оказание медицинской помощи по коррекции (устранению или снижению уровня) факторов риска развития неинфекционных заболеваний, профилактика осложнений неинфекционных заболеваний, включая направление обучающихся по медицинским показаниям к врачам-специалистам, в том числе специализированных медицинских организаций.

Мероприятия четвертого и пятого элементов единой профилактической среды образовательной организации формируют в системе охраны здоровья обучающихся блоки «диагностический», «аналитический» и «коррекционно-восстановительный».

Выводы

Таким образом, под системой охраны здоровья обучающихся необходимо понимать комплекс мероприятий, осуществляемых различными структурными подразделениями образовательной организации в рамках реализации образовательной деятельности в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого обучающегося, поддержания его профессионального долголетия и активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Список литературы References

1. Бойцов С.А. 2016. Межведомственная стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года. URL: http://www.gnicpm.ru /UserFiles/PROEKT_STRATEGII_NIZ-210616.pdf (дата обращения: 22 мая 2018).

Boytsov S.A. 2016. Interdepartmental strategy for the formation of a healthy lifestyle for the population, prevention and control of non-communicable diseases for the period until 2025. URL: http://www.gnicpm.ru /UserFiles/PROEKT_STRATEGII_NIZ-210616 pdf (accessed 22 May 2018). (in Russian)

2. Бруснева В.В. 2013. Научно-организационные аспекты совершенствования системы охраны здоровья студентов (на примере г. Ставрополя). Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 23.

Brusneva V.V. 2013. Nauchno-organizacionnye aspekty sovershenstvovanija sistemy ohrany zdo-rov'ja studentov (na primere g. Stavropolja) [Scientific and organizational aspects of improving the students' health care system (through the example of the city of Stavropol)]. Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Moscow, 23. (in Russian)

3. Ивахненко Г.А. 2013. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах. Вестник Института социологии. 6:99-111.

Ivakhnenko G.A. 2013. Zdorov'yesberegayushchiye tekhnologii v rossiyskikh vuzakh. [The health-preserving technologies in the system of university education of Russia]. Vestnik Instituta sotsiologii. [Vestnik Instituta Sotziologii]. 2013. 6: 99-111. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Круглякова И.П. 2004. Медико-социальные технологии управления здоровьем студенческой молодежи. Автореф. дис. ... док. мед. наук. М., 49.

Krugljakova I.P. 2004. Mediko-social'nye tehnologii upravlenija zdorov'em studencheskoj mo-lodezhi [Medical and social technologies for managing the health of young students]. Avtoref. dis. ... dok. med. nauk. Moscow, 49. (in Russian)

5. Миронов С.В. 2014. Состояние здоровья Российских и иностранных студентов медицинского вуза и пути улучшения их медицинского обслуживания. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 25.

Mironov S.V. 2014. Sostojanie zdorov'ja Rossijskih i inostrannyh studentov medicinskogo vuza i puti uluchshenija ih medicinskogo obsluzhivanija [The state of health of Russian and foreign students of a medical higher education institution and ways to improve medical services provided to them]. Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Moscow, 25. (in Russian)

6. Письмо Минздравсоцразвития России. 2012. «Оказание медицинской помощи взрослому населению по снижению избыточной массы тела». Методические рекомендации. 14-3/10/1-2816. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129795/ (дата обращения: 22 мая 2018).

Letter of the Ministry of Health and Social Development of Russia. 2012. «Providing medical assistance to the adult population to reduce excess body weight». Guidelines. 14-3 / 10 / 1-2816. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129795 (accessed 22 May 2018). (in Russian)

7. Письмо Минздравсоцразвития России. 2012. «Оказание медицинской помощи взрослому населению по профилактике и отказу от курения». Методические рекомендации. 14-3/10/1-2817. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129670/ (дата обращения: 22 мая 2018).

Letter of the Ministry of Health and Social Development of Russia. 2012. «Providing medical care for the adult population on prevention and smoking cessation». Guidelines. 14-3 / 10 / 1-2817. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129670/ (accessed 22 May 2018). (in Russian)

8. Письмо Минздравсоцразвития России. 2012. «Оказание медицинской помощи взрослому населению по оптимизации физической активности». Методические рекомендации. 14-3/10/1-2818. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129744/ (дата обращения: 22 мая 2018).

Letter of the Ministry of Health and Social Development of Russia. 2012. «Providing medical assistance to the adult population to optimize physical activity». Guidelines. 14-3 /10 / 1-2818. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129744/ (accessed 22 May 2018). (in Russian)

9. Письмо Минздравсоцразвития России. 2012. «Оказание медицинской помощи взрослому населению в Центрах здоровья». Методические рекомендации. 14-3/10/1-2819. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129848/ (дата обращения: 22 мая 2018).

Letter of the Ministry of Health and Social Development of Russia. 2012. «Providing medical assistance to the adult population in the Health Centers». Guidelines. 14-3 / 10 / 1-2819. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129848/ (accessed 22 May 2018). (in Russian)

10. Подушкина И.В., Абанин А.М., Вавилычев А.С., Щедривый А.В., 2016. Система охраны здоровья обучающихся высших образовательных организаций. Педагогический журнал. 5: 262-274.

Podushkina I.V., Abanin A.M., Vavilychev A.S., Shchedrivyi A.V. 2016. Sistema ohrany zdorov'ja obuchajushhihsja vysshih obrazovatel'nyh organizacij [System of health protection of students of the highest educational institutions]. Pedagogicheskij zhurnal. 5: 262-274. (in Russian)

11. Приказ Минздрава России. 2015. «Порядок организации и осуществления профилактики неинфекционных заболеваний и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни в медицинских организациях». 683н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189542/189542 (дата обращения: 22 мая 2018).

Order of the Ministry of Health of Russia. 2015. «The order of organization and implementation of the prevention of noncommunicable diseases and the implementation of activities to create a healthy lifestyle in medical organizations». 683n. URL:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189542/189542 (accessed 22 May 2018). (in Russian)

12. Приказ Минздрава России. 2017. «Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения». 869 н. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_284986 (дата обращения: 22 мая 2018).

Order of the Ministry of Health of Russia. 2017. «The procedure for the clinical examination of certain groups of adults». 869 n. URL: http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_284986 189542 (accessed 22 May 2018). (in Russian)

13. Приказ Минздрава России. 2012. «Порядок проведения диспансерного наблюдения». 1344н. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142423/ (дата обращения: 22 мая 2018).

Order of the Ministry of Health of Russia. 2012. «The procedure for dispensary observation». 1344n. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142423/ (accessed 22 May 2018). (in Russian)

14. Приказ Минздрава России. 2012. «Порядок проведения профилактического медицинского осмотра». 1011н. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141020/ (дата обращения: 22 мая 2018).

Order of the Ministry of Health of Russia. 2012. «The order of carrying out preventive medical examination». 1011n. URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_141020/ (accessed 22 May 2018). (in Russian)

15. Проскурякова Л.А. 2014. Научное обоснование системы сохранения здоровья студентов (на примере вузов Новокузнецкого городского округа). Автореф. дис. ... док. биол. наук. Иркутск, 42.

Proskurjakova L.A. 2014. Nauchnoe obosnovanie sistemy sohranenija zdorov'ja studentov (na primere vuzov Novokuzneckogo gorodskogo okruga) [Scientific justification of the students' health maintenance system (through the example of the city of Novokuznetsk urban district higher education institutions)]. Avtoref. dis. ... dok. biol. nauk. Irkutsk, 42. (in Russian)

16. Сысоева О.В. 2009. Социально-гигиенические аспекты формирования здоровье сохраняющего поведения студентов высших учебных заведений: на примере Хабаровского края. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. Хабаровск, 24.

Sysoeva O.V. 2009. Social'no-gigienicheskie aspekty formirovanija zdorov'e sohranjajushhego povedenija studentov vysshih uchebnyh zavedenij: na primere Habarovskogo kraja. [Social and hygienic aspects of forming the health-preserving behavior in students of higher education institutions: through the example of Khabarovsk Territory]. Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Habarovsk, 24. (in Russian)

17. Федеральный закон. 2012. «Об образовании в Российской Федерации». 273-Ф3. URL: http://www.consultant.ru/cons /cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2016470 (дата обращения: 22 мая 2018).

The federal law. 2012. «On Education in the Russian Federation». 273-FZ. URL: http://www.consultant.ru/cons /cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=2016470 (accessed 22 May 2018) (in Russian)

18. Федеральный закон. 2011. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». 323-ф3. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 22 мая 2018).

The federal law. 2011. «On the fundamentals of protecting the health of citizens in the Russian Federation». 323-FZ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (accessed 22 May 2018) (in Russian)

19. Чичерина С.Л. 2015. Факторы риска и возможности профилактики опасного и вредного потребления алкоголя среди студентов. Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 24.

Chicherina S.L. 2015. Faktory riska i vozmozhnosti profilaktiki opasnogo i vrednogo potreblenija alkogolja sredi studentov [Risk factors and opportunities for preventing dangerous and harmful alcohol consumption among students]. Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Moscow, 24. (in Russian)

20. Шукшин В.И. 2015. Научно-организационное обоснование мероприятий по сохранению здоровья студентов (на примере Национального исследовательского Мордовского университета). Автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 24.

Shukshin V.I. 2015. Nauchno-organizacionnoe obosnovanie meroprijatij po sohraneniju zdorov'ja studentov (na primere Nacional'nogo issledovatel'skogo Mordovskogo universiteta) [Scientific and organizational justification for measures to preserve the health of students (through the example of the National Research University of Mordovia)]. Avtoref. dis. ... kand. med. nauk. Moscow, 24. (in Russian)

21. Backovic D.V., Maksimovic M, Davidovic D., Zivojinovic J.I., Stevanovic D. 2013. Stress and mental health among medical students. Srp. Arh. Celok. Lek. 141 (12). 780-784.

22. Curran N.J., Winkleby M. 2014. Involvement of students in public health: an educational program to promote public health. Practice of health promotion. 15 (2): 271-280.

23. Kawada T. 2016. Factors affecting the state of mental health in medical students: methodological validity. Public health. 139 (1): 241-242.

24. Lorant V., Nicaise P., Soto V.E., 2013. d'Hoore W. Alcoholic drinks among college students: the responsibility of the college for personal problems. Public Health BMC. 141 (11-12): 780-784.

25. Pellicer-Chenoll M., Garcia-Masso X., Morales J. 2015. Physical activity, physical fitness and academic achievement in adolescents: a self-organizing maps approach. Health. Educ. Res. 30: 436-448.

26. Slavin S.J., Schindler D.L., Chibnall J.T. 2014. Medical student mental health 3.0: improving student wellness through curricular changes. Acad. Med. 89 (4): 573-577.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.