Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(5)
DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-5-1121-1124 1121
Здоровье и общество
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2021 УДК 614.2
Петров Д. С.1, Володин Б. Ю.1, Лиходед А. А.1, Новиков В. В.1, Коновалов О. Е.2, Пак В. И.2
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ПАЦИЕНТОВ,
УПОТРЕБЛЯЮЩИХ «СПАЙС»
'ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова», 390026, г. Рязань; 2ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» Минобрнауки России, '17198, г. Москва
Представленное в статье пилотное исследование призвано определить когнитивные нарушения в группе лиц, употребляющих «Спайс».
Цель исследования — выявить мишени психокоррекционых вмешательств для профилактики когнитивного дефицита у пациентов, зависимых от синтетических каннабиноидов.
В статье представлены результаты пилотного исследования 30 пациентов, употребляющих «Спайс». Контрольную группу составили 30 условно здоровых лиц. Наряду с социальными последствиями одним из важных фокусов исследования было изучение когнитивной сферы пациентов. Для этого использовался ряд патопсихологических методик.
Исследование показало, что пациенты продемонстрировали нарушения различных функций памяти, внимания, психического темпа и мышления. В частности, были обнаружены нарушения кратковременной, долговременной и опосредованной памяти, психического темпа. Также была снижена активность внимания. Достоверно чаще, чем у лиц контрольной группы, были выявлены искажение и снижение процесса обобщения, невысокая сообразительность.
Обнаруженные нарушения в когнитивной сфере у пациентов, употребляющих «Спайс», могут служить мишенями психокоррекционых вмешательств для профилактики когнитивного дефицита у пациентов, зависимых от синтетических каннабиноидов.
Ключевые слова: медико-социальные проблемы; синтетические каннабиноиды; когнитивная сфера; патопсихологические методики.
Для цитирования: Петров Д. С., Володин Б. Ю., Лиходед А. А., Новиков В. В., Коновалов О. Е., Пак В. И. Медико-социальные проблемы и методы диагностики когнитивных нарушений у пациентов, употребляющих «Спайс». Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021;29(5): 1121—1124. DOI: http://dx.doi.org/ 10.32687/0869-866X-2021-29-5-1121-1124
Для корреспонденции: Петров Дмитрий Сергеевич, д-р мед. наук, доцент, заведующий кафедрой психиатрии и психотерапии ФДПО ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России, е-mail: [email protected]
PetrovD. S.1, Volodin B. Yu.1, LihodedA. A.1, Novikov V. V.1, Konovalov O. E.2, Pak V. I.2 THE MEDICAL SOCIAL PROBLEMS AND METHODS OF DIAGNOSTIC OF COGNITIVE DISORDERS IN
PATIENTS TAKING "SPICE"
1The Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Academician I. P. Pavlov Ryazan State
Medical University" of the Minzdrav of Russia, 390026, Ryazan, Russia;
2The Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "The Peoples' Friendship University of Russia" (RUDN University) of the Minobrnauka of Russia, 117198, Moscow, Russia
The article presents the results of pilot study implemented to determine cognitive disorders in patients taking "Spice". The purpose of research is to identify targets of psychological correction interventions to prevent cognitive deficiency in patients addicted to synthetic cannabinoids.
The pilot sampling consisted of 30 patients taking "Spice". The control group consisted of 30 healthy individuals. Along with social consequences, one of the important focuses of the study was investigation of cognitive sphere of patients. A number of pathopsychologic tests was applied. The study established that patients demonstrated disorders of various functions of memory, attention, mental pace and thinking. In particular, disorders of short-term, long-term and mediate memory and mental tempo were revealed. Also, reduced activity of attention took place. The distortion and decreasing of generalization and poor prehension occurred reliably more often as compared with control group. The established cognitive disorders in patients taking "Spice" can be considered as targets for psychological correction interventions to prevent cognitive deficiency in patients addicted to synthetic cannabinoids.
Keywords: medical; social; problems; synthetic cannabinoids; cognitive sphere; pathopsychological test.
For citation: Petrov D. S., Volodin B. Yu., Lihoded A. A., Novikov V. V., Konovalov O. E., Pak V. I. The medical social problems and methods of diagnostic of cognitive disorders in patients taking "Spice". Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2021;29(5):1121 — 1124 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2021-29-5-1121-1124 For correspondence: Petrov D. S., doctor of medical sciences, associate professor, the Head of the Chair of Psychiatry and Psychotherapy of the Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "The Academician I. P. Pavlov Ryazan State Medical University" of Minzdrav of Russia. e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support
Received 23.03.20021 Accepted 26.06.2021
Введение
Злоупотребление алкоголем, наркотическими и психоактивными веществами — один из острейших медико-социальных вопросов современного обще-
ства [1—5]. Сохраняет свою актуальность проблема употребления синтетических каннабиноидов, поскольку данный вид психоактивных веществ является одним из наиболее распространенных. По дан-
ным Всемирной организации здравоохранения, число лиц, употребляющих наркотики, в настоящее время достигает 20 млн и продолжает расти [1, 3].
По мнению психиатров-наркологов России, средний возраст начала приема психотропных препаратов в нашей стране составляет 15—17 лет. При этом порядка 20% наркозависимых — это школьники от 12 до 17 лет, 60 % — молодежь от 16 до 30 лет, оставшиеся 20% — лица старше 30 лет [2, 3, 6]. Все большую популярность в настоящее время приобретает синтетическая курительная смесь «Спайс» , однако существуют лишь единичные исследования, посвященные данной проблеме.
В настоящее время практикующие психологи сталкиваются с трудностями дифференцировки последствий спайсовой наркомании от шизофрении при проведении патопсихологического эксперимента. Бытует мнение о схожести когнитивных проявлений у лиц, употребляющих «Спайс», и больных шизофренией. Необходимость тщательной диагностики обусловлена важностью установления в процессе исследования специфических характеристик спайсовой наркомании либо шизофрении [7]. Качество проведения эксперимента влияет на полноту описываемой психологом картины когнитивных и личностных особенностей. Качественное заключение по результатам исследования в значительной степени помогает врачу при установлении диагноза.
Употребление «Спайс» влечет за собой серьезные медико-социальные последствия. Доказан факт, что употребление «дизайнерских» каннабиноидов не только инициирует преходящие психотические эпизоды, но и служит предрасполагающим фактором развития шизофрении параноидной формы [2, 7].
Проблемы со здоровьем у лиц, употребляющих курительные смеси с синтетическими каннабинои-дами, отражаются не только на психическом состоянии, но и на функционировании других органов и систем. В частности, известно, что при их приеме возникает тахикардия, повышается артериальное давление, что значительно увеличивает риск развития инфарктов и инсультов [8—10].
При регулярном приеме «дизайнерских» канна-биноидов формируются синдром психической зависимости, абстинентный синдром, появляются признаки толерантности, что позволяет отнести данное состояние к разделу F12 «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением каннабиноидов» в соответствии с последней версией Международной классификации болезней 10-го пересмотра.
В Российской Федерации, как и во всем мире , наиболее активно употребляет курительные смеси молодежь в возрасте 16—25 лет [1, 6]. Находясь в поисках новых ощущений, под влиянием «опытных» сверстников, подростки ожидают от потребления этих веществ выраженного стимулирующего, эйфоризирующего эффекта, при этом до недавнего времени не нарушая закон [3].
В обществе сложилось немало мифов о безвредности синтетических наркотиков, в частности со-
Health and Society
держащих тетрагидроканнабинол (ТГК). Однако научно-клинические исследования сообщают о колоссальном вреде, наносимом этими веществами организму человека [2, 8, 10]. Наибольшее влияние ТГК оказывает на когнитивную и личностную сферы употребляющего. В клинической картине заболевания преобладают жалобы на:
• неспособность сосредоточиться;
• нарушение восприятия;
• полную потерю контакта с окружающим миром;
• отсутствие способности ориентироваться в пространстве;
• расстройство мышления [2, 8, 11].
Материалы и методы
Для выявления особенностей нарушения в когнитивной сфере лиц, употребляющих «Спайс», используются следующие психофизиологические методики.
Заучивание 10 слов — одна из наиболее часто используемых методик для оценки состояния памяти больных, утомляемости, активности внимания, разработана А. Р. Лурия.
Специального оборудования не требуется. При проведении исследования необходима тишина. Перед началом опыта экспериментатор должен записать в одну строчку ряд коротких (односложных и двусложных) слов. Используются простые слова, не имеющие между собой какой-либо связи. Желательно пользоваться не одним, а несколькими наборами слов, чтобы больные не могли передать их друг другу. По протоколу исследования составляется таблица и «кривая запоминания».
Пиктограмма — метод, предложенный А. Р. Лу-рия, применяется не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций больных. Требование к исследуемому пациенту — образование не менее 7 классов. Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12—16 слов и выражений для запоминания.
Исключение предметов — методика для исследования аналитико-синтетической деятельности пациентов, их навыка к обобщению. Способ тестирования отличается от классификации предметов тем, что он в меньшей мере выявляет работоспособность и устойчивость внимания, в большей мере предъявляет требования к логической обоснованности, правильности обобщений, строгости и четкости формулировок.
Для проведения опытов необходимы наборы карточек с изображением четырех предметов на каждой. Карточки-задачи градуируются от самых легких до наиболее трудных. Так же как набор «Классификация предметов», набор этих карточек копируется в лаборатории экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения России.
Простые аналогии. Тест позволяет оценить построение респондентом логических связей и отно-
Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(5)
DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-29-5-1121-1124 1123
Здоровье и общество
шений между понятиями, а также умение устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач. Методика заимствована из психологии труда. Для проведения опыта нужен стандартизованный бланк с задачами. Задание пригодно для исследования больных с образованием не ниже 7 классов.
Сравнение понятий — методика для оценки мышления пациентов, процессов анализа и синтеза. Экспериментатор подготавливает 8—10 пар слов, подлежащих сравнению. Именно несравнимые понятия оказываются иногда очень показательными для обнаружения расстройства мышления.
Отыскивание чисел — методика заимствована из психологии труда (так называемые таблицы Шульте), но имеет большое применение в области психопатологии. Используется для исследования темпа психической деятельности, оценки скорости ориентировочно-поисковых движений взора, а также для исследования объема внимания (к зрительным раздражителям). Для проведения опыта необходимы пять таблиц размером 60x60 см с написанными на них в случайном порядке числами от 1 до 25. На каждой таблице числа расположены по-разному. Для оценки времени нужен секундомер. Опыт проводится с больными, имеющими не меньше 4 классов образования
Объяснение сюжетных картин — проба, заключающаяся в том, что респондента просят рассказать о содержании сюжетной картинки. Применяется для исследования сообразительности пациентов, их навыка выделять существенное из деталей, а также для исследования эмоционального отклика, который вызывает у больного сюжет той или иной картинки. Для проведения опыта экспериментатор должен иметь набор разнообразных сюжетных картин. Желательно, чтобы среди них были простые и сложные по сюжету, веселые и мрачные, красочные и монотонные, реалистичные и фантазийные. Для этой цели пригодны открытки — репродукции картин художников.
Установление последовательности событий — методика для исследования сообразительности, возможностей понимать связь событий и строить последовательные умозаключения. Предложена А. Н. Бернштейном. Для проведения эксперимента применяют серии сюжетных картинок (в количестве 3—6 картин), на которых изображены этапы какого-либо события. Существуют серии, соответствующие по содержанию детскому возрасту («Волки», «Колодец», «Лодки» и др.), а также серии для взрослых («Колесо», «Пьяница», «Охотник» и др.). Оригиналы этих серий выполнены красками, можно пользоваться их фотокопями.
Результаты исследования
Пилотное исследование проведено на базе ГБУЗ Рязанской области «Областной клинический наркологический диспансер». Выборку исследования составили 30 лиц, употребляющих синтетические наркотики («Спайс») — F 12.1, со средним стажем упо-
Таблица 1 Доля обследуемых с нарушением памяти (в %)
Память Пациенты Контрольная группа Р
Кратковременная Долговременная Опосредованное запоминание 50,0 67,0 67,0 20,0 10,0 <0,01 <0,01 <0,01
Таблица 2 Доля обследуемых с нарушением внимания (в %)
Внимание Пациенты Контрольная группа р
Активность внимания 63,0 — <0,01
требления 3,5 года. Средний возраст больных составил 24 года. Контрольная группа состояла из 30 условно здоровых лиц со средним возрастом 22 года.
Основной целью работы было выявление мишеней психокоррекционых вмешательств для профилактики когнитивного дефицита у пациентов, зависимых от синтетических каннабиноидов.
Когнитивный контроль основывается на процессах познания, поэтому проводилась оценка следующих особенностей когнитивного контроля: внимания, памяти, мышления, планирования. Были использованы методики «Исключение предметов», «Установление последовательности событий», «Отыскивание чисел», «Простые аналогии», «Заучивание 10 слов», «Пиктограмма», «Существенные признаки». По результатам каждого эксперимента оценивались кратковременная память, долговременная память, опосредованное запоминание, активность внимания, истощение, инертность, враба-тываемость, искажение процесса обобщения, снижение уровня обобщения, сообразительность.
Ответы регистрировались в протоколе патопсихологического исследования. Обработка результатов проводилась в Microsoft Excel. Использовался U-критерий Манна—Уитни для сравнения количества нарушений в результатах патопсихологического эксперимента выборки условно здоровых лиц и лиц, употребляющих синтетические наркотики. Результаты представлены в процентах обследуемых лиц, имеющих нарушения в когнитивной сфере.
У большинства пациентов, употребляющих синтетические каннабиноиды, было выявлено нарушение функций всех типов памяти, что может указывать на высокий уровень нейротоксичности психоактивного вещества (ПАВ) и быстрого (средний стаж употребления ПАВ — 3,5 года) развития энцефалопатии (табл. 1).
Аналогичной была негативная патопсихологическая картина в сфере внимания и темпа психической деятельности исследуемых пациентов. Достоверно чаще у больных респондентов выявляются истощение и инертность психической деятельности (табл. 2, 3).
Медико-социальную настороженность вызывают результаты исследования мышления лиц, употребляющих «Спайс»: более чем у половины пациентов выявлены искажения процесса обобщения и сооб-
Таблица 3
Доля обследуемых с нарушением темпа психической деятельности (в %)
Психический темп Пациенты Контрольная группа р
Истощение Инертность Врабатываемость 47,0 30,0 33,0 50,0 <0,01 <0,05 >0,05
Таблица 4 Доля обследуемых с нарушением мышления (в %)
Мышление Пациенты Контрольная группа р
Искажение процесса обобщения Снижение уровня обобщения Сообразительность 67,0 83,0 60,0 40,0 80,0 <0,05 >0,05 <0,01
разительности (табл. 4). Выраженное снижение когнитивных функций больных может негативно отражаться на их социальной жизни и профессиональной адаптации.
Заключение
По результатам проведенного исследования выявлено, что эмпирические значения для кратковременной памяти, долговременной памяти, опосредованного запоминания, активности внимания, истощения, сообразительности находятся в зоне значимости.
Эмпирические значения для инертности, искажения процессов обобщения, находятся в зоне неопределенности.
В зоне незначимости — эмпирическое значение для снижения процессов обобщения, врабатывае-мости.
Исходя из полученных данных, можно сделать выводы о значительном различии в когнитивных сферах употребляющих и не употребляющих «Спайс» людей, обращая внимание на наиболее вредоносное влияние синтетических наркотиков на память, внимание, сообразительность и психический темп. По полученным в ходе исследования результатам нами была разработана коррекционная программа.
В дальнейшем следует изучать данную проблему для выявления наиболее тонких характеристик когнитивной сферы употребляющих синтетические каннабиноиды и разрабатывать программы медико-социальной реабилитации, нацеленные на коррекцию внимания и памяти пациентов.
Исследование не имело спонсорской поддержки.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анцыборов А. В., Мрыхин В. В. Синтетические каннабиноиды: распространенность, механизмы формирования зависимости, психические нарушения, связанные с употреблением. Современное состояние проблемы. Интерактивная наука. 2017;14(4):39—51.
2. Воронина А. В. Спайсы и их влияние на психическое состояние подростков. В сб.: Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: XXVI Международная студен-
Health and Society
ческая научно-практическая конференция № 7. М.; 2017. С. 62—81.
3. Каклюгин Н. В. Современные виды наркотических средств и психотропных препаратов и психосоциальные последствия их потребления. Психическое здоровье. 2014;(2):73—99.
4. Лукьянцева И. С. Руженков В. А., Пономаренко Д. О. Аддик-тивное поведение и алкогольная зависимостьу студентов-медиков старших курсов (распространенность, коморбидность и лечение). Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2018;26(3):380—7.
5. Мартынова А. А. Трансгенерационные механизмы трансляции химических зависимостей потомству. Наука молодых. (Eruditio Juvenium). 2016;4(3):40—4.
6. Сафронова А. В., Меринов А. В. Распространенность употребления психоактивных веществ среди юношей и девушек, обучающихся в высших учебных заведениях. Наука молодых (Eruditio Juvenium). 2014;2(3):109—13.
7. Федотов И. А., Кватрон Д., Шустов Д. И. Индуцированные наркотическими веществами психозы и шизофрения: точки соприкосновения. Российский медико-биологический вестник им. академика И. П. Павлова. 2020;28(4):593—604.
8. Чухрова М. Г., Пронин С. В., Рыбальчук Н. В., Иванова В. Э. Психические и психосоматические последствия потребления спайсов. Мир науки, культуры, образования. 2018;50(1):46—7.
9. Benson M., Bentley A. M. Lung disease induced by drug addiction. Thorax. 2015;50:1125—7.
10. Nahas G. G. Toxicology and pharmacology. In: Marijuana in Science and Medicine. New York: Raven Press; 2014. P. 109—24.
11. Pope H. G., Yurgelun-Todd D. The residual cognitive effects of heavy marijuana use in college students. J. Am. Med. Assoc. 2014;275:521—7.
Поступила 23.03.20021 Принята в печать 26.06.2021
REFERENCES
1. Antsyborov A. V., Mrykhin V. V. Synthetic cannabinoids: prevalence, mechanisms of addiction formation, mental disorders associated with use. Current state of the problem. Interaktivnaya nauka = Interactive Science. 2017;14(4):39—51 (in Russian).
2. Voronina A. V. Spice and their influence on the mental state of adolescents . Youth Scientific Forum: Natural and Medical Sciences: XXVI Intern. stud. scientific-practical conf. № 7 [Molodezhnyy nauchnyy forum: Yestestvennyye i meditsinskiye nauki: XXVI Mezh-du-narodnaya studencheskaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya № 7]. Moscow; 2017. P. 62—81 (in Russian).
3. Kaklyugin N. V. Modern types of narcotic drugs and psychotropic drugs and psychosocial consequences of their consumption. Psikh-icheskoye zdorovye = Mental health. 2014;(2):73—99 (in Russian).
4. Lukyantseva I. S., Ruzhenkov V. A., Ponomarenko D. O. Addictive behavior and alcohol dependence of senior medical students (prevalence, comorbidity and treatment). Rossiyskiy mediko-biologiches-kiy vestnik im. akademika I. P. Pavlova = Academician I. P. Pavlov Russian medical and biological bulletin. 2018;26(3):380—7 (in Russian).
5. Martynova A. A. Transgenerational translation mechanismschemi-cal addiction to offspring. Nauka molodykh (Eruditio Juvenium) = Science of the young (Eruditio Juvenium). 2016;4(3):40—4 (in Russian).
6. Safronova A. V., Merinov A. V. Prevalence of psychoactive substance use among boys and girls in tertiary education. Nauka molo-dykh (Eruditio Juvenium) = Science of the Young (Eruditio Juvenium). 2014;2(3):109—13 (in Russian).
7. Fedotov I. A., Kvatron D., Shustov D. I. Drug-induced psychosis and schizophrenia: points of contact. Rossiyskiy mediko-biologiches-kiy vestnik im. akademika I. P. Pavlova = Academician I. P. Pavlov Russian medical and biological bulletin. 2020;28(4):593—604 (in Russian).
8. Chukhrova M. G., Pronin S. V., Rybalchuk N. V., Ivanova V. E. Mental and psychosomatic consequences of consuming spice. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The world of science, culture, education. 2018;50(1):46—7 (in Russian).
9. Benson M., Bentley A. M. Lung disease induced by drug addiction. Thorax. 2015;50:1125—7.
10. Nahas G. G. Toxicology and pharmacology. In: Marijuana in Science and Medicine. New York: Raven Press; 2014. P. 109—24.
11. Pope H. G., Yurgelun-Todd D. The residual cognitive effects of heavy marijuana use in college students. J. Am. Med. Assoc. 2014;275:521—7.