Научная статья на тему 'Медико-социальная значимость факторов риска развития дезадаптации в подростковой среде и способы их коррекции'

Медико-социальная значимость факторов риска развития дезадаптации в подростковой среде и способы их коррекции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
198
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / ФАКТОРЫ РИСКА / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРОФИЛАКТИКА / TEENAGERS / DESADAPTATION / RISK FACTORS / LIFESTYLE / PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Каюмова Д. А., Яковенко М. П., Гурбич Г. И., Кулагина М. Г., Апалькова Е. П.

Одним из наиболее перспективных направлений деятельности по оздоровлению населения являются оценка, анализ и управление факторами риска развития болезни, инвалидизации, ограничения жизнедеятельности и смертности. Проведено сравнительное исследование среди подростков, находящихся в социально опасном положении, и относительно благополучных подростков с изучением и анализом различных факторов риска развития дезадаптивного поведения. Проведено ранжирование факторов риска дезадаптивного поведения среди различных групп современных подростков в Краснодарском крае. Предложен комплексный подход к коррекции дезадаптации у современных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Каюмова Д. А., Яковенко М. П., Гурбич Г. И., Кулагина М. Г., Апалькова Е. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND SOCIAL SIGNIFICANCE OF THE RISK FACTORS FOR DISADAPTATION AMONG ADOLESCENTS AND THE WAYS OF THEIR CORRECTION

One of the most promising activities to improve public health is the assessment, analysis and management of risk factors for disease, disability and mortality. A comparative study of adolescents at social risk and relatively affluent teenagers with the study and analysis of various risk factors for desadaptive behaviors, ranging of the risk factors desadaptive behavior among different groups of teenagers in the Krasnodar region, proposed a comprehensive approach to the correction of disadaptation among modern youth.

Текст научной работы на тему «Медико-социальная значимость факторов риска развития дезадаптации в подростковой среде и способы их коррекции»

Д А КАЮМОВА, М. П. ЯКОВЕНКО, Г. И. ГУРБИЧ, М. Г. КУЛАГИНА, Е П. АПАЛЬКОВА, Е В. БОРОВИКОВА, Л. М. КРАВЧЕНКО

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ФАКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ ДЕЗАДАПТАЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ И СПОСОБЫ ИХ КОРРЕКЦИИ

Кафедра педиатрии с курсом неонатологии ФПК и ППС ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России,

Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4, тел. +79034511046. E-mail: kafpedneonatal@yandex.ru

Одним из наиболее перспективных направлений деятельности по оздоровлению населения являются оценка, анализ и управление факторами риска развития болезни, инвалидизации, ограничения жизнедеятельности и смертности. Проведено сравнительное исследование среди подростков, находящихся в социально опасном положении, и относительно благополучных подростков с изучением и анализом различных факторов риска развития дезадаптивного поведения. Проведено ранжирование факторов риска дезадаптивного поведения среди различных групп современных подростков в Краснодарском крае. Предложен комплексный подход к коррекции дезадаптации у современных подростков.

Ключевые слова: подростки, дезадаптация, факторы риска, образ жизни, профилактика.

D. A. KAYUMOVA, M. P. YAKOVENKO, G. I. GURBICH,

M. G. KULAGINA, E. P. APALKOVA, E. V. BOROVIKOV, L. M. KRAVCHENKO

MEDICAL AND SOCIAL SIGNIFICANCE OF THE RISK FACTORS FOR DISADAPTATION AMONG ADOLESCENTS And The WAYS OF Their CORRECTION

Department of pediatrics neonatology course FAT and PST Budget institution of higher education «Kuban state medical university» of Ministry of health development of the Russian Federation,

Russia, 350063, Krasnodar, 4 Sedina str., tel. +7 903 4511046. E-mail: kafpedneonatal@yandex.ru

One of the most promising activities to improve public health is the assessment, analysis and management of risk factors for disease, disability and mortality. A comparative study of adolescents at social risk and relatively affluent teenagers with the study and analysis of various risk factors for desadaptive behaviors, ranging of the risk factors desadaptive behavior among different groups of teenagers in the Krasnodar region, proposed a comprehensive approach to the correction of disadaptation among modern youth.

Key words: teenagers, desadaptation, risk factors, lifestyle, prevention.

Введение

Подростки, являясь специфической группой населения, активно реагируют на процессы, происходящие в обществе. Снижение качества жизни, постоянная психологическая напряженность, кризис нравственных ценностей, неуверенность в своем будущем требуют от них мобилизации сил для адаптации к новым условиям жизни, обучения, трудовой деятельности, формирования межличностных отношений, высокой умственной и физической нагрузки, что возможно только при оптимальном уровне здоровья.

Образ жизни может способствовать сохранению и развитию здоровья, а может не только провоцировать снижение потенциала здоровья человека, но и быть причиной сокращения генетически предопределенной продолжительности его жизни. Привычки, сопряженные с риском для здоровья, являются неотъемлемой характерной чертой процесса взросления, так как зачастую способствуют возникновению у подростка ощущения своей «взрослости».

Одним из наиболее перспективных направлений деятельности по оздоровлению населения являются оценка, анализ и управление факторами риска разви-

тия болезни, инвалидизации, ограничения жизнедеятельности и смертности. Комплексные исследования показали, что 50% и более факторов, обусловливающих состояние здоровья населения, относится к образу жизни. Их исследование у подростков представляется приоритетным, потому что именно в изучаемом возрастном периоде, когда формируются поведенческие стереотипы, возможна коррекция поведения, направленная на раннюю профилактику факторов риска различных заболеваний. (В. Ю. Альбицкий, 2012).

По мнению В. С. тапилина (2004), современные социально-экономические условия не создают благоприятной почвы для соблюдения здорового образа жизни. это существенно затрудняет реализацию программ управления здоровьем подростков через образ жизни путем внедрения новых технологий обучения. В то же время А. А. Баранов (2003) считает, что сам термин «здоровый образ жизни» дискредитирован неумелыми, скучными, проводящимися часто для галочки формами работы, некомпетентностью педагогов, косностью и стандартом мышления в этом направлении. Незнание и неумение порождают неискренность в общении с детьми, их недоверие к предмету преподавания.

Кубанский научный медицинский вестник № 5 (134) 2012 удК 613 94-053.7-08

Кубанский научный медицинский вестник № 5 (134) 2012

Интерес представляет проблема отдыха и использования подростками свободного времени. С одной стороны, отмечается недостаток свободного времени, а с другой - неумение использовать его рационально, при этом очень мало времени отводится на активный отдых.

В структуре смертности взрослого населения первые места занимают заболевания, факторы риска развития которых выявлены. К ним относят биологические, анатомо-физиологические и бихе-виоральные факторы. Последние включают: пищевые привычки, курение, двигательную активность, потребление алкоголя, стресс (Г. Г. Виленская, 1991). Как правило, корни поведенческих факторов закладываются в детстве (И. Ф. Дементьева, 2001; И. А. Камаев, 2005).

Алкоголизм среди подростков особенно опасен, поскольку формируется в короткие сроки и имеет прогрессирующее течение. Исследования Г. Г. Виленской и В. А. Елизарова (2008) показали, что алкоголизм в среднем формируется у подростков через 1-3 года после начала систематического употребления алкоголя, т. е. в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых.

Негативные тенденции в показателях, характеризующих здоровье (смертности, инвалидности, заболеваемости, физическом развитии), в значительной степени обусловлены поведением, не способствующим его сохранению и укреплению (М. Ю. Абросимова, 2012). Поэтому раннее выявление факторов риска развития дезадаптивного поведения у подростков и определение их значимости приведут к более ранней реализации мер, направленных на формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Проведение комплекса коррекционных и профилактических мероприятий с учетом ранжирования факторов риска дезадаптации у современных подростков позволит снизить частоту и степень аддиктивных расстройств, асоциального поведения, формирование зависимого поведения.

Материалы и методы исследования

Нами была разработана оригинальная анкета-опросник для оценки биологических, психологических и социальных факторов, влияющих на подростков.

Было проведено исследование 360 подростков в возрасте 14-18 лет. Все учились в школах или колледжах. Дети были разделены на 2 группы. I группу (120 человек) составили дети, находящиеся в социально опасном положении, которые состоят на учете в управлении по делам молодежи или в опорных пунктах РУВД в г. Краснодаре и Краснодарском крае. Из них было 48 девочек и 72 мальчика (несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия [в ред. Федерального закона от 07.07.2003 № 111-ФЗ]). II группу - 240 человек - составили благополучные подростки, девочек и мальчиков было соответственно 144 и 96.

Было проанкетировано с помощью оригинальной анкеты-опросника 360 подростков в возрасте 14-18 лет. Для установления акцентуации личности использовался «Модифицированный патохарактерологический диагностический опросник (МПДО) Личко». Все учились в школах или колледжах. Дети были разделены на 2 группы. I группу (120 человек) составили дети, находящиеся в социально опасном положении, которые состоят на учете в управлении по делам молодежи или в опорных пунктах РУВД в г. Краснодаре и Краснодарском крае. Из них было 48 девочек и 72 мальчика. II группу - 240 человек - составили благополучные подростки, девочек и мальчиков было соответственно 144 и 96.

Проведен статистический анализ факторов риска дезадаптивного поведения в подростковом возрасте.

Результаты исследования

Во II группе 80% жили с родителями, причем каждая шестая девочка и каждый четвертый мальчик жили в неполной семье. В I группе 68% жили с родителями, причем каждый второй подросток (мальчиков и девочек 50%:50%) жил в неполной семье.

Судимости у родителей во II группе отметили 2,5%, в то время как в I группе 14% мальчиков и 25% девочек отмечали ее наличие у родителей.

40

Рис. 1. Наличие судимости у родителей (в % к итогу)

В группе благополучных детей подростки были единственным ребенком в семье в 42% случаев, в то время как в I группе отмечали двое и более детей в семье 85% респондентов. На вопрос, как вы проводите свободное время, дети первой группы в 80% отвечали, что единственное их развлечение - пойти гулять с друзьями, в то время как во II группе 70% детей помимо ответа «гулять» выбирали игру в компьютер, чтение книг.

В обеих группах отмечался высокий процент акцентуации личности у подростков, которые регулярно употребляли алкоголь и курили.

В I группе 100% детей пробовали алкоголь, причем 50% употребляют по праздникам 4-7 раз в год, 30% -раз в месяц, остальные - чаще, во II группе 90% подростков пробовали алкоголь, из них 75% - по праздникам 4-7 раз в год, 18% - раз в месяц, остальные -чаще. Причем особых различий среди мальчиков и девочек ни в одной группе не было.

До 50% детей второй группы впервые попробовали алкоголь до 12 лет, причем подавляющее число девочек (83%) с родителями, а мальчики - с родителями или друзьями поровну. В первой группе 67% детей впервые попробовали алкоголь до 12 лет, причем 90% из них распили впервые с друзьями.

Курить в I группе попробовали до 12 лет, причем только 10% в настоящее время не курят, курящие же

тратят в неделю 2 и более пачки. Во II группе пробовали курить 30%, из них половина - в возрасте 13-14 лет и треть - в 10-12 лет, в настоящее время курят только 12,5%, две трети которых составляют мальчики, используя 1-2 пачки в неделю.

Каждый четвертый ребенок I группы и каждый десятый во II группе пробовал наркотики.

Во II группе 90% пробовали заниматься спортом, сейчас занимаются спортом 40%, при этом большинство детей хотели бы заниматься спортом. 100% детей

I группы пробовали заниматься спортом, в настоящее время только 10% занимаются спортом, но 90% хотели бы заниматься

В I группе 20% детей умеют играть на музыкальном инструменте, причем только треть из них обучалась в музыкальной школе, но 90% детей хотели бы научиться играть на музыкальном инструменте. Во II группе 40% девочек и 25% мальчиков играют на музыкальных инструментах, причем 95% учились в музыкальной школе, 75% детей этой группы хотели бы научиться на другом или вообще научиться играть на музыкальном инструменте.

В I группе 30% любят рисовать, при этом 25% хотели бы научиться рисовать профессионально. Во II группе 60% девочек и 25% мальчиков рисуют с удовольствием, и также 25% хотели бы научиться рисовать профессионально.

Рис. 2. Регулярное употребление алкоголя (в % к итогу)

100»

80%

60%

40%

20%

0%

шш

I группа— \ группа- II группа— II группа-зэнимэлись занимаются Занимались занимаются раньше сейчас раньше сейчас

I Занимаются спортом

не занижаются спортом

Рис. 3. Занятия спортом (в % к итогу)

41

Кубанский научный медицинский вестник № 5 (134) 2012

Кубанский научный медицинский вестник № 5 (134) 2012

Во II группе только 4% не имели компьютера дома, при этом 25% девочек и 50% мальчиков считали себя продвинутыми юзерами, остальные ограничивались компьютерными играми и пребыванием в социальных сетях «В контакте», «Одноклассниках»), в то время как в I группе 20% не имели его дома. При этом девушки в основном ограничивались компьютерными играми и социальными сетями, а более половины юношей (55,5%) считали себя продвинутыми юзерами.

50% опрошенных во II и 75% в I группах первый раз в жизни слышали о волонтерских движениях. 15% во II группе участвовали в волонтерских движениях. После пояснения, что такое волонтерские движения, 10% в I и 25% во II группах хотели бы участвовать в них.

Обсуждение

Неполные семьи в 2 раза чаще встречались в I группе. Такой показатель, как судимость у родителей, значительно преобладал в этой группе (в 7,3 раза). Если у части юношей и девушек II группы были разнообразные увлечения (участие в волонтерских движениях, рисование, танцы, музыка, занятия спортом), то в I группе характерно бесцельное времяпрепровождение. При этом многие дети высказывали желание заниматься тем или иным видом спорта или той или иной творческой деятельностью (игре на гитаре, фотодизайну), но было препятствие к их осуществлению: дороговизна секций. В обеих группах отмечалось раннее начало употребления алкоголя и курения: до 12 лет. Но при этом среди обследуемых степень социальной дезадаптации была выше в I группе. Употребление спиртных напитков происходило с друзьями с частотой в 2,5 раза выше, чем в группе сравнения. Курящих подростков в I группе в 7,2 раза больше, чем во II, причем если разницы среди юношей и девушек в I группе не наблюдается, то во II две трети составляют юноши. Каждый четвертый ребенок I группы пробовал наркотики, в то время как во

II группе - каждый десятый.

Выявлена корреляционная взаимосвязь между риском развития дезадаптации и социальными факторами риска, такими как неполная семья, судимость родителей.

В обеих группах отмечался высокий процент акцентуации личности у подростков, которые регулярно употребляли алкоголь и курили.

Проблемы социальной дезадаптации характерны не только для подростков, находящихся в социально опасном положении, но и для благополучных подростков.

Выявление факторов риска дезадаптивного поведения в подростковой среде, гармонизация внутрисемейных отношений, проведение профилактических и коррекционных мероприятий способствуют профилактике дезадаптации.

Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что в сложившихся условиях назрела необходимость разработки межведомственной стратегии по охране здоровья подростков.

Выявленные предикторы дезадаптивного поведения необходимо учитывать при организации и проведении психокоррекционных мероприятий, направленных на снижение аддиктивных расстройств в подростковом возрасте.

Среди выявленных факторов у подростков Краснодарского края преобладают:

психологические (акцентуации характера, личностные дисгармонии, неконструктивные стратегии совладения со стрессом (копинг-стратегии, экстернальный ло-кус-контроль) различные аффективные расстройства);

социальные (неблагополучная семья, дисгармоничные виды воспитания в семье, низкий материальный уровень, негативное влияние социальной среды);

биологические (наследственная отягощенность по психическим и поведенческим реакциям, включая наркологическую патологию, резидуально-органические).

В связи с преобладающим фактором риска развития дезадаптивного поведения можно дифференцировать спектр психокоррекционных мероприятий с учетом преобладающих факторов риска. тем самым мы добьемся:

осуществления профилактики и коррекции аддиктивных расстройств, асоциального поведения, формирования зависимого поведения (алкоголизм, наркомания, токсикомания), склонности к суицидальному поведению;

гармонизации эмоционального статуса подростков из неблагополучных и относительно благополучных семей;

формирования самосохранительного поведения, основанного на осознании социальной и индивидуальной ценности здоровья;

создания условий для регулярных занятий физической культурой и спортом и обеспечения их доступности;

снижения распространенности потребления табачных изделий и алкоголя;

повышения санитарно-гигиенической культуры и информированности по вопросам профилактики основных заболеваний;

формирования сексуальной культуры и поведения, способствующих сохранению нравственного и физического здоровья;

снижения уровня преждевременной смертности и инвалидности от внешних причин.

литература

1. Виленская Г. Г., Елизаров В. А. Изучение распространенности употребления спиртных напитков среди учащихся СПТУ // Здравоохр. Рос. Федерации. - 1991. - № 1. - С. 17-18.

2. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье // Социологические исследования. - 2001. -№ 11. - С. 108-118.

3. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Подростки: тенденции здоровья, пути его сохранения и укрепления // Социальные и организационные проблемы педиатрии: Избранные очерки. - М.: изд. дом «Династия», 2003. - С. 153-173.

4. Альбицкий В. Ю., Баранов А. А., Камаев И. А., Огнева М. Л. Часто болеющие дети - Н. Новгород: изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2003. - 180 с.

5. Баранова А. А., Щеплягина Л. А. Проблемы подросткового возраста (избранные главы). - М., 2003. - 480 с.

6. Рыбинский Е. М. Управление системой социальной защиты детства: социально-правовые проблемы. - М., 2004.

7. Тапилина В. С. Социально-экономический статус и здоровье населения // Социол. исслед. - 2004. - № 3. - С. 126-136.

8. Камаев И. А., Поздеева Т. В., Дмитроченков А. В. Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения: Монография. -Н. Новгород: изд-во Нижегородской государственной медицинской академии, 2005. - 312 с.

9. Богомолова Е. С., Леонов А. В., Кузьмичев Ю. Г. Оценка физического развития детей и подростков. - Н. Новгород, 2006. - 260 с.

10. Альбицкий В. Ю. Актуальные проблемы социальной педиатрии: избр. очерки - М.: Союз педиатров России, 2012. - 344 с. -(Социальная педиатрия / Союз педиатров России. Научный центр здоровья детей РАМН; вып. 16).

Поступила 27.09.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.