Научная статья на тему 'Медико-социальная реабилитация детей с эпилепсией (обзор)'

Медико-социальная реабилитация детей с эпилепсией (обзор) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2389
311
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эпилепсия / реабилитация / дети / инвалидность. / epilepsy / rehabilitation / children / disability

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — А А. Есетова, Г А. Диханбаева, Ж М. Батырбаева

В статье рассматриваются вопросы медико-социальной реабилитации детей, страдающих эпилепсией. Дети с эпилепсией в соответствии с особенностями заболевания должны получать следующие виды реабилитации: медицинскую, педагогическую и социальную. Следует отметить, что в лечении эпилепсии у детей главенствующая роль принадлежит медицинской реабилитации, так как адекватное использование медикаментов приводит к полному излечению, либо значительному облегчению состояния

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А А. Есетова, Г А. Диханбаева, Ж М. Батырбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICO-SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH EPILEPSY

The article examines the medical and social rehabilitation of children with epilepsy. Children with epilepsy in accordance with the characteristics of the disease should receive the following types of rehabilitation: medical, educational and social. It should be noted that in the treatment of epilepsy in children leading role belongs to medical rehabilitation, as an adequate use of drugs results in a complete cure, or substantial relief state.

Текст научной работы на тему «Медико-социальная реабилитация детей с эпилепсией (обзор)»

А.А. ЕСЕТОВА, Г.А. ДИХАНБАЕВА, Ж.М. БАТЫРБАЕВА

Международный Казахско-Турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави г.Туркестан, Казахстан Кафедра неврологии, психиатрии и наркологии

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ЭПИЛЕПСИЕЙ (ОБЗОР)

УДК 616.853-053.2-036.86.

В статье рассматриваются вопросы медико-социальной реабилитации детей, страдающих эпилепсией. Дети с эпилепсией в соответствии с особенностями заболевания должны получать следующие виды реабилитации: медицинскую, педагогическую и социальную. Следует отметить, что в лечении эпилепсии у детей главенствующая роль принадлежит медицинской реабилитации, так как адекватное использование медикаментов приводит к полному излечению, либо значительному облегчению состояния. Ключевые слова: эпилепсия, реабилитация, дети, инвалидность.

Эпилепсия, в подавляющем большинстве случаев возникающая в детском возрасте, является одним из наиболее распространенных нервно-психических заболеваний [1].

Точная статистика эпилепсии в Казахстане отсутствует. Во-первых, не все врачи широко ознакомлены с современной Международной классификацией эпилепсии. В связи с этим, в статистику эпилепсии не вошли такие диагнозы, как "эпилептиформный синдром", "судорожный синдром", которые не употребляются ни в одной стране мира и, по сути, являются тем же заболеванием - эпилепсией.

Во-вторых, в нашей стране больные эпилепсией наблюдаются как неврологами, так и психиатрами, что значительно искажает статистику. Во всех странах мира эпилепсия - неврологическое заболевание.

Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия. У детей при эпилепсии, как инвалидизирующем заболевании, нарушены все три вышеуказанные параметры здоровья: физическое страдание доставляют припадки и связанные с ними осложнения; психическое - дефекты познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личностного развития; социальное - дезадаптация, вызванная изоляцией от общественных институтов развития и познания. При этом особенностью заболевания является то, что социальная дезадаптация усугубляет как нарушения формирования учебной деятельности и психического развития, так и течение приступов. Из этого следует, что необходимо обязательное включение в программу реабилитации детей с эпилепсией психолого-педагогическую и социальную

коррекционную работу.

Ребёнок, страдающий тяжелой формой эпилепсии в соответствии с особенностями заболевания должен получать следующие виды реабилитации: медицинскую, педагогическую и социальную. В лечении лёгких форм эпилепсии у детей главенствующая роль принадлежит медицинской реабилитации, так как адекватное использование медикаментов приводит к полному излечению, либо значительному облегчению состояния. Примерно в 10-30% случаев течение эпилепсии не поддаётся успешной терапии. Именно в таких случаях

эпилепсия протекает тяжело, у детей формируются комплекс психосоциальных расстройств,

приобретается инвалидность. На данной стадии болезни, когда медикаментозное лечение ограничено в возможностях и носит уже поддерживающий характер, на первый план выступают задачи педагогической и социальной реабилитации. Поэтому оптимальной формой реализации этого направления представляется создание центров, где организация коллективных форм обучения и комплекса социокультурных мероприятий в рамках единого учреждения системы интерната создаёт условия для психологической коррекции, формирования личности ребёнка и его социальной адаптации. Родители детей, болеющих эпилепсией, с помощью врача должны выяснить причину болезни, ее особенности, варианты проявления, возможность лечения. Соблюдение всех рекомендаций правильно назначенного лечения в большинстве случаев приводит к излечению. В любом случае благодаря медикаментозной терапии больной может вести нормальный образ жизни.

Дети с эпилептическими приступами - это часть нашего общества. Они ходят в школу, получают работу, женятся и имеют детей, и, несмотря на приступы, ведут полнокровную жизнь. Таким образом, необходимо выяснить, насколько нарушены когнитивные функции детей с эпилепсией, независимо от принимаемых ими препаратов [2]. Например, в Великобритании большинство детей с эпилепсией посещают обычные школы, и лишь 1/3-специальные школы, вследствие имеющихся нервно-психических нарушений и проблем обучения и поведения. Популяционное исследование, проведенное в Великобритании, показало отсутствие значимых различий интеллектуальных особенностей детей с эпилепсией от такового во всей детской популяции. Вместе с тем, согласно исследованию селективной популяции детей в Великобритании, около 30% детей с эпилепсией хуже успевали в школе, в сравнении со своими здоровыми сверстниками. У детей с "неосложненной" эпилепсией отмечены проблемы при чтении, причем в 20% случаев степень их выраженности была значительной. Так же пониженная успеваемость в школе у детей с эпилепсией была отмечена и в Италии. Авторами отмечено, что плохая успеваемость сочеталась во многих случаях с эмоциональными расстройствами

(депрессия, бедность мотиваций, низкая самооценка) и нарушениями социальных навыков. Важным аспектом является взаимосвязь между интеллектом и "достижениями" в учебе, у детей с эпилепсией, в сравнении с контролем, чаще наблюдаются пониженная успеваемость в школе и пропуски посещения занятий [3].

У детей с эпилепсией выделяют три специфических типа нарушений обучения:

- дефицит памяти (нарушения краткосрочной и временной памяти);

- дефицит внимания;

- нарушение "фактора скорости" (замедленность усвоения информации и приобретения навыков). Пониженная успеваемость в школе может быть связана с различными факторами: сочетанные с эпилепсией неврологические нарушения, тяжесть заболевания, лечение антиконвульсантами. Помимо вышеперечисленных факторов, снижению успеваемости могут способствовать пониженная оценка способностей ребенка родителями и учителями, социальные и культурные факторы, особенности личности и психического здоровья ребенка. Симптоматическая этиология эпилепсии, ранний дебют заболевания, большое число приступов способствуют значительным нарушениям познавательных функций детей с эпилепсией. Способность к обучению может изменяться под влиянием антиэпилептической терапии, в частности при применении политерапии и наличии высоких концентраций препаратов в крови.

Больные эпилепсией считают поиск работы основной проблемой. При опросе 2000 больных эпилепсией в Великобритании 72% отметили, что поиск работы является для них основной проблемой [4]. По окончании школы больные эпилепсией реже, чем здоровые, совершенствуют свою квалификацию, посещая дополнительные курсы. Многие из них в дальнейшем занимаются неквалифицированным ручным трудом.

Безработица и проблемы трудоустройства больных эпилепсией обусловлены различными факторами, включая неврологические, нейропсихологические и психосоциальные проблемы, особым отношением работодателей, боязнь несчастных случаев, прогулов, неспособности выполнять работу в полной мере. При приеме на работу для больного эпилепсией большое значение имеют число лет обучения и время, уже проведенное на работе.

Обобщая представленные данные, следует отметить, что большинству больных эпилепсией не требуется специальная помощь для того, чтобы стать социально активными членами общества. Однако, в ряде случаев эпилепсия препятствует адекватному

трудоустройству.

Реабилитация может рассматриваться как система мер, направленных на решение задач достаточно широкого диапазона - от привития элементарных навыков до полной интеграции человека в обществе. Реабилитация может рассматриваться и как результат воздействия на личность, ее отдельные психические и физические функции. Реабилитация - это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками. Существуют такие виды реабилитации как медицинская, психологическая,

педагогическая, социально-экономическая,

профессиональная, бытовая [5].

Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции организма ребенка или на возможное замедление прогрессирующего заболевания. Психологическая реабилитация направлена на психическую сферу подростка и имеет своей целью преодоление в сознании подростка с девиантным поведением представления о его ненужности и никчемности как личности. Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.

Бытовая реабилитация имеет в виду предоставление нормальных условий жизни ребенка. Социальная реабилитация - это процесс восстановления способности ребенка к жизнедеятельности в социальной среде, а также самой социальной среды и условий жизнедеятельности личности, которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Под социально-экономической реабилитацией понимают комплекс мероприятий, нацеленных на обеспечение подростка причитающимися ему денежными выплатами, защиту его законных интересов и прав.

Социально-педагогическая реабилитация - это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования[6]. Медико-социальная реабилитация - комплекс медицинских, педагогических, профессиональных, психологических мероприятий, направленных на восстановление здоровья и трудоспособности лиц с ограничениями в результате перенесенных заболеваний и травм, а также другими физическими и психическими ограниченными возможностями. Психолого-педагогическая и социально-

педагогическая реабилитация - комплекс мер социальной поддержки диагностико-коррекционных программ по преодолению различных форм детско-подростковой дезадаптации по включению, интегрированию ребенка в социальную сферу, выполняющую функции институтов социализации (семья, школа, общение сверстников и т.д.). Общие показания в медицинской реабилитации по предупреждению инвалидности в реабилитации (1983):

• значительное снижение функциональных способностей;

• снижение способности к обучению;

• особая подверженность воздействиям внешней среды;

• нарушения социальных отношений;

• нарушения трудовых отношений. Существуют общие противопоказания к применению реабилитационных мероприятий: сопутствующие острые воспалительные и инфекционные заболевания, декомпенсированные соматические и онкологические заболевания, выраженные

КазНМУ

№2-2016

расстройства интелектуально-мнестической сферы и психические заболевания, затрудняющие общение и возможность активного участия больного в реабилитационном процессе.

Основные принципы медицинской реабилитации наиболее полно изложены одним из ее основоположников К. Ренкером (1980):

1. Реабилитация должна осуществляется, начиная с самого возникновения болезни или травмы и вплоть до полного возвращения человека в общество (непрерывность и основательность).

2. Проблема реабилитации должна решаться комплексно, с учётом всех её аспектов (комплексность).

3. Реабилитация должна быть доступной для всех кто в ней нуждается (доступность).

4. Реабилитация должна приспосабливаться к постоянно меняющейся структуре болезней, а также учитывать технический прогресс и изменения социальных структур (гибкость).

С учётом непрерывности выделяют стационарный, амбулаторный, а в некоторых странах (Польша, Россия) — иногда ещё и санаторный этапы медицинской реабилитации[7].

Поскольку одним из ведущих принципов реабилитации является комплексность воздействий, реабилитационными могут называться лишь те учреждения, в которых проводится комплекс медико-социальных и профессионально-педагогических мероприятий.

При социальной реабилитации необходимо учитывать некоторые важные аспекты: психологический, общественно-идеологический, правовой, анатомо-функциональный, социально-средовой.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие

проблемы инвалидности обществом. В значительной степени социальная незащищенность детского населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ними. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности

государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.

Правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида.

Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания нашего государства при решении этой проблемы должны

быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся на социальные механизмы компенсации и адаптации. Смысл реабилитации детей с эпилепсией заключается в многопрофильном комплексном подходе к восстановлению способностей ребенка к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление ребенку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. Определенную актуальность приобретают другие виды деятельности, среди которых: информированность населения о возможности более широкого пользования услугами специалиста по социальной работе, формирование потребностей населения (в условиях рыночной экономики) в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки семьи и др. Таким образом, роль специалиста по социальной работе во взаимодействии с семьей, имеющей ребенка с эпилепсией имеет много аспектов и может быть представлена в виде ряда последовательных этапов.

Комплексное решение проблемы инвалидности предполагает ряд мероприятий. Надо начать с изменения содержания базы данных об инвалидах в государственной статистической отчетности с акцентом на отражение структуры потребностей, круга интересов, уровня притязаний детей, страдающих эпилепсией, их потенциальных способностей и возможностей общества, с внедрения современных информационных технологий и техники для принятия объективных решений. Нужно также создавать систему комплексной многопрофильной реабилитации, направленную на обеспечение относительно независимой

жизнедеятельности инвалидов. Должен появиться рынок реабилитационных изделий и услуг, определяющий спрос и предложение на них, формирующий здоровую конкуренцию и способствующий адресному удовлетворению потребностей инвалидов. Не обойтись без реабилитационной социально-средовой

инфраструктуры, способствующей преодолению инвалидами физических и психологических барьеров на путях восстановления связей с окружающим миром. И, конечно же, нужна система подготовки специалистов, владеющих методами

реабилитационно-экспертной диагностики,

восстановления способностей детей с эпилепсией к бытовой, общественной, профессиональной деятельности, способами формирования механизмов макросоциального окружения с ним. Решение этих задач позволит наполнить новым содержанием деятельность создаваемых в настоящее время государственных служб медико-социальной экспертизы и реабилитации детей с эпилепсией.

Главная идея этой концепции - компенсация ограниченных возможностей здоровья ребенка с помощью социальных служб и активной поддержке всего совокупного потенциала окружающего социума. Ведущие концептуальные идеи:

• гуманистический характер отношения к ребенку с ограниченными возможностями ребенка и воспитывающей его семье. Отказ от термина "ребенок-инвалид" как дискриминационной идеи, отвергнутой мировым сообществом, в защиту гуманистической категории "ребенок с ограниченными возможностями здоровья", "ребенок с отклонениями в развитии" и др.

• личностно-деятельностный подход к ребенку с ОВЗ, который ставит его в обязательную деятельностную позицию, мешающую овладеть синдромом "приобретенной беспомощности". Это осуществимо в условиях проявления собственной активности ребенка, которая должна стимулировать близкими во всех сферах его жизнедеятельности [8]. Социальные проблемы детей с эпилепсией довольно успешно пытаются решать за рубежом. Почти в каждой стране имеются региональные специализированные общественные и государственно-общественные организации, занимающиеся вопросами социальной помощи (прежде всего информационной) детям с эпилептическими приступами. Эти организации объединены Международным комитетом эпилепсии (1ВЕ), куда входят 55 стран мира, но много региональных организаций, которые не входят в его члены. В каждой стране может быть одна национальная, или несколько организаций социальной помощи детям с эпилепсией. Например, в Финляндии на 43 тысячи детей с эпилепсией работают 17 региональных организаций, помогающих им решать проблемы, связанные с эпилепсией, а в Германии - 96 таких организаций.

В предотвращении приступов эпилепсии большое значение имеют режим труда и отдыха с достаточной продолжительностью ночного сна. Показаны занятия физкультурой, гимнастические упражнения которые способствуют гармоническому развитию больных. А.И.Болдырев указывал, что состояние молодых людей, не поддающихся лечению

противоэпилептическими препаратами, после занятий физкультурой значительно улучшалось, становились реже припадки, повышалась трудоспособность, улучшалось настроение [9]. Важное значение имеет и психотерапия, которая влияет не только на патологические проявления, но и на личность больного ребенка, его поведение в жизни, налаживание взаимоотношений в семье. Психотерапевтические мероприятия при эпилепсии можно подразделить на общие и специальные. Главными задачами общих являются установление плотного, информационно насыщенного

доверительного контакта с больным и разъяснительное подкрепление всех видов лечебных процедур и лекарственных назначений. Специальные мероприятия нацелены на те расстройства (невротические, ипохондрические и др.), которые могут обрамлять течение основного заболевания. Особое внимание следует уделить профессиональной ориентации. Ограничивающим фактором в выборе специальности являются не столько приступы сколько интеллектуальные возможности (степень одаренности) человека с эпилепсией. Опыт

показывает, что не должны были бы иметь место многие нарушения в жизни человека с эпилепсией, если бы он и его близкие были заранее хорошо проинформированы по всем вопросам эпилепсии. Большая часть жизни могла быть другой, если вовремя получить правильную информацию. Эпилепсия характеризуется особым состоянием мозга, предрасполагающим к возникновению повторных приступов, имеющих различные проявления, частоту и тяжесть течения [10]. В большинстве случаев приступы могут полностью контролироваться адекватной терапией. Ни диагноз "эпилепсия", ни возможность возникновения приступов, не являются препятствием для получения оплачиваемой работы.

Нужно воспитывать ребенка в атмосфере знаний о своей болезни. Важно также, чтобы коллектив, где бывает ребенок, знал, что у человека, находящегося рядом, может наступить потеря сознания. Однако делать это необходимо очень деликатно. Воспитатели в детском саду, преподаватели в школе могут помочь больному ребенку, зная, как нужно поступать во время приступа.

Реабилитация данного контингента больных предполагает комплексность и охватывает не только медицинские, но и социальные аспекты. Наиболее адекватные формы помощи страдающим эпилепсией является региональный (областной)

эпилептологический центр.

Существует очень много проблем у нас в Казахстане, связанных с эпилепсией у детей, которые требуют решения. Прежде всего - это отсутствие научно-практических специализированных

эпилептологических центров на государственном уровне. В этой связи острый дефицит высококвалифицированных специалистов

неврологов-эпилептологов, значительное

ограничение использования современного высокоинформативного диагностического

оборудования и современных нейрохирургических методов лечения эпилепсии, отсутствие единого унифицированного регистра и мониторирования больных, недостаточное изучение данной проблемы и проведение научных исследований в стране, отсутствие просветительской работы в социуме, адекватной профилактики и другие. Социально-экономическая нестабильность общества в последние годы значительно обострила проблемы больных эпилепсией в Казахстане. Предварительные результаты эпидемиологического исследования позволили оценить эффективность лечения и реабилитации, больных эпилепсией как недостаточную, в том числе отсутствие регулярного бесплатного обеспечения противоэпилептическими препаратами и низкую социальную адаптацию пациентов.

Реабилитация больных эпилепсией является актуальным и перспективным направлением, но пока находится в состоянии становления. Первым и одним из основных принципов реабилитации больных эпилепсией является своевременная диагностика заболевания и выявление особенностей его клиники и течения. Вторым важным принципом реабилитации является проведение адекватной и оптимальной противоэпилептической терапии. Начав ее с первых дней заболевания, быстрее и легче удается добиться необходимого положительного результата. Однако у детей в силу различных обстоятельств часто

упускается период «ранней» терапии, и адекватное лечение ребенок начинает получать позже, что не может не сказаться на течении и исходе заболевания. Большим препятствием назначению эффективных противосудорожных препаратов являются ограничения к их применению у детей младших возрастных групп [11].

Первый этап — восстановительная терапия — основополагающий, при котором определяются некоторые этиологические и патогенетические факторы заболевания, вид, частота припадков, их доступность медикаментозным методам лечения, определяются наличие и степень выраженности психического дефекта. Данный этап реабилитации реализуется в стационаре или эпилептологическом центре.

Второй этап реабилитации — реадаптация, или адаптация, проводится в амбулаторных условиях под контролем специалистов поликлиники, диспансера или эпилептологического центра. Основной задачей этого этапа является сохранение или восстановление социально-педагогического (образовательного) статуса пациента, который был у него до болезни, или приспособление его к жизнедеятельности во внебольничных условиях. На данном этапе ведущее значение имеет биологическая терапия — психокоррекция, которая включает ориентацию больного на дальнейший образовательный и социальный выбор, с обязательным акцентом на возможность положительной лечебной перспективы. Третий этап реабилитации — полное или частичное восстановление качества жизни больного —

характеризуется восстановлением индивидуальной или общественной ценности пациента, существовавшей у него до болезни. Качество жизни — это интегральная характеристика физического, психологического и социального функционирования больного, основанная на его субъективном восприятии. Полное или частичное восстановление качества жизни и является конечной целью реабилитации.

Таким образом, эпилепсия в детском и подростковом возрасте является одной из важных социально-медицинских проблем современности. Заболевание представляет собой обширную группу патологических состояний, весьма разнообразных по своей этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям. Эпилепсия у детей является основным «источником» эпилепсии у взрослых, в связи с чем профилактику этого заболевания начинают проводить в детском возрасте, с перинатального периода. Большое значение имеют изучение заболеваемости, распространенности, смертности в различных возрастных группах, анализ структуры инвалидности больных эпилепсией и факторов, на них влияющих.

Эпилепсия детей и подростков относится к числу комплексных проблем, решением которых занимаются неврологи, педиатры, психологи, психиатры в сотрудничестве с педагогами, совместно осуществляя многообразные медико-педагогические и медико-социальные мероприятия по реабилитации больных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

I Михайлов В. А. Эпилепсия: стигматизация, качество жизни и реабилитация больных // Неврологический вестник. - 2007. - №3. - C.135-136.

Петрухин А.С., Пылаева О.А., Воронкова К.В. Аггравация эпилептических приступов под влиянием антиэпилептических препаратов // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. - 2005. - №105. - С. 6670.

В.А. Никитин. Социальная педагогика. - М.: 2002. - 95 с. М.А. Галагузова. Социальная педагогика. - М.: 2000. - 302 с.

А.Т. Глагулов. Диагностика и лечение эпилепсий у детей. - М.: Можайск-Терра, 1997. - 656 с.

Е. Свистунова. Развитие сети реабилитационных учреждений для инвалидов в Российской Федерации // Социальная работа. - М.: 2002. - № 4. - С 11-13.

Холостова Е. И. Социальная работа: теория и практика. - М.: 2001. - С 210 - 227. Храпылина Л. П. Основы реабилитации инвалидов. - М.: 1996 . - С. 15 - 17. Болдырев А.И. Эпилепсия (диагностика, нарушения обмена, лечение). - Л.: 1981. - 257 с. 10 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы медико-социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. -М.: 1991. - 135 с.

II А.Л. Баринов Преодолевая проблемы инвалидности // Программа Лиен. - М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 1997. - С. 75-81.

12 Beghi E. Efficacy and tolerability of the new antiepileptic drugs: comparison of two recent guidelines // Lancet Neurol. -2004. - Vol.3. - Р. 618-621.

2

А.А. ЕСЕТОВА, Г.А. ДИХАНБАЕВА, Ж.М. БАТЫРБАЕВА

ЭПИЛЕПСИЯСЫ БАР БАЛАЛАРДЫ МЕДИЦИНАЛЬЩ-ЭЛЕУМЕТПК ОНДЛТУ Тушн: Бул ма^алада эпилепсиясы бар балалардыц медициналы;-элеуметтж оцалту сура;тары карастырылган. Эпилепсиямен ауыратын балалар аурудыц сипаттарына сэйкес оцалтудыц келес турлерш алуга тшс: медициналы; педагогикалык; жэне элеуметтж. Эпилепсияныц емшде жетекшi рeлдi медициналык; оцалту екенш атап еткен жен. ТYЙiндi сездер: эпилепсия, оцалту, балалар, мугедектж

A.A. YESSETOVA, G.A. DIHANBAEVA, ZH.M. BATYRBAYEVA

MEDICO-SOCIAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH EPILEPSY

Resume: The article examines the medical and social rehabilitation of children with epilepsy. Children with epilepsy in accordance with the characteristics of the disease should receive the following types of rehabilitation: medical, educational and social. It should be noted that in the treatment of epilepsy in children leading role belongs to medical rehabilitation, as an adequate use of drugs results in a complete cure, or substantial relief state. Keywords: epilepsy, rehabilitation, children, disability

ЖАРАКАТТЫК ЭТИОЛОГИЯДАГЫ БА^ЙЕК1Ш1Л1К КАН К¥ЙЫЛУДЫН, ЖАКЫН НЭТИЖЕЛЕР!

Ж.С. ЖАНАЙДАРОВ, А.М. КАРЧАЛОВА, А.С. КУЛЬМУХАМЕТОВ, А.Е. ЖАЛБАГАЕВ

СЖ.Асфендияров атындагы Казац ¥лттыцмедицина yHueepcumemi Нейрохирургия кафедрасы

ЭОЖ 617.51:61831-005.1-036.8.

Макала ауыр бассуйек-ми жарацатымен зацымданган науцастарда бас ми баганасындагы кейбiр клиникалыц ерекшелктер мен морфологиялыц взгерiстердi зерттеуге арналган. Зерттеу материалы гипертензиялыц-дислокациялыц синдром мен бас ми баганасыныщ бiрiншiлiк жарацатыныщ эртyрлi дэрежеамен 167 науцас болып табылады. Жагымсыз нэтижемен аяцталган 92 бацылаудыщ морфологиялыц зерттеу мэлiметтерi негiзiнде зацымдану сипаты мен гипертензиялыц-дислокациялыц синдромныщ дэрежесте байланысты басмиыныц баганалыц бвлктертде морфологиялыц взгерктердщ таралу защдылыцтары аныцталды. ТYйiндi свздер: бассуйек-ми жарацаты, бас ми баганасы, патоморфология.

бзектыт. Бассуйек шшж гематомалардыц дамуына экелетш бассуйек шшк ;ан ;уйылулар бассуйек-ми жара;атында гипертензиялы;-дислокациялык;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

синдром дамуыныц непзп себебi болып табылады. Ауыр бассуйек-ми жара;атынан (БМЖ) кешн патологиялы; процестердщ дамуындагы непзп рел бас миыныц баганалык; белжтершщ за;ымдануына тиесш [1, 13, 20, 16]. Ми баганасыныц жара;атты; за;ымдануыныц ею непзп формасы белгiлi -бiрiншiлiк жэне екiншiлiк [2, 18, 19]. Бiрiншiлiк жара;атты; за;ымдануларга согылу, багананыц мелжемдеуi мен жарылуы, диффузды аксональдi за;ымдалулар мен баFанаiшiлiк ;ан ;уйылулар кiредi [2, 14]. Екiншiлiк жара;атты; за;ымдану дегенде бас миыныц бассуйек шшк гематомамен ;ысылуы, бас миыныц юшу^ гемо-, ликвор айналымыныц бузылысы жэне т.б. секквд процестерден туратын баганалык; ;урылымдардыц за;ымдануы TYсiнiледi [5, 9, 10, 15 20,]. Олардыц туындауы мен ерiстеyi белгiлi клиникалы; кершюке ие дислокациялы; кубылыстардыц дамуына экеледi [8, 13]. Осыган байланысты, гылыми жэне тэжiрибелiк кез;арас бойынша, ауыр БМЖ нан кешн бас ми баганасындагы морфологиялы; езгерiстердi аны;тау жэне де алынган нэтижелердi жара;атты; гипертензиялы;-дислокациялы; синдромныц, сондай-а; бас ми баганасыныц бiрiншiлiк жара;атыныц негiзгi неврологиялы; керiнiстерiмен салыстыру ;ыз ыгушылык; тудырады.

Зерттеу мацсаты: Ауыр бассYЙек-ми жара;атыныц негiзгi клинико-морфологиялы; ерекшелiктерi мен жа;ын нэтижелерiн зерттеу.

Материалдар мен эдктер: Зерттеуге проф. А.Л.Поленов атындагы Ресей гылыми зерттеу нейрохирургия институтында (Санкт-Петербург) ем ;абылдап жат;ан, ауыр БМЖ алган 16-74 жас аралыгындагы (орта жас - 32,8± 1,3 жас) 167 нау;ас алынды, олардыц арасында ерлер 136 (81,4%), эйелдер - 31 (18,6%). Бул зерттеуде ауыр БМЖ диагностикалау ушш бассуйек-ми жара;аты Yшiн бейiмделген [6], супратенториальдi локализациядагы бас ми iсiктерiнде дислокация белгшерш белу схемасы [12] ;олданылды. Бул схемага сай, ауыр БМЖ мен за;ымдангандарда гипертензиялы;-

дислокациялы; синдромныц (ГДС) дэрежесiн аны;тау бас миыныц баганалык; белiктерiнiц эртYрлi децгейiндегi дисфункцияны керсететш жетекшi клиникалы; белгiлердiц тобына непзделед^ эрi жара;аттыц нэтижесi ГДС ай;ындылы; дэрежесiне байланысты [5, 6, 11]. Косымша зерттеу эдiстерi нейровизуалды эдiстемелердi - бас миыныц компьютерлiк жэне магниттж-резонансты томографиясын ЖYргiзудi ез шше алады. Нэтижелер жэне оларды талцылау. Бас ми баганасыныц бiрiншiлiк жара;аты (БМББЖ) 31(18,6%) нау;аста ба;ыланды, супратенториальдi ГДС белгiлерi - 133(79,6%), субтенториальдi ГДС 3 (1,8%) нау;аста аны;талды. Супратенториальдi ГДС ай;ындылы; дэрежесi бойынша тексершгендер келесi TYPДе белiндi: I дэреже - 21 (15,8%) нау;ас, II -53 (39,8%), III - 56 (42,2%), IV - 3 (2,2%). Багыты бойынша, бYЙiрлiк дислокация белгiлерi - 86 (64,7%) жагдайда, аксиальдi - 20 (15%), аралас ^шрлж жэне аксиальдi) - 27 (20,3%) жагдайда аны;талды. ГДС 58 (43,6%) ба;ылауда - ба^йек iшiлiк гематома (БСIГ),

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.