Научная статья на тему 'МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ГЛАЗАМИ ПАЦИЕНТОВ '

МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ГЛАЗАМИ ПАЦИЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
22
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медико-санитарная помощь / анкетирование / респонденты / первичное звено / сельское здравоохранение / медицинский персонал.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Салиева Манзура Хабибовна

Одним из показателей оценки качества медицинской помощи служит удовлетворенность ею пациентов. Изучение удовлетворенности пациентов качеством труда медработников первичного звена здравоохранения позволяет определить при-оритетные направления улучшения работы. Постоянно растущий объем получаемой па-циентами информации в вопросах организации и оказания медицинской помощи способствует тому, что в лечебные учреждения приходят грамотные пациенты, которые предъявляют обоснованные требования к качеству оказываемой медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Салиева Манзура Хабибовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ГЛАЗАМИ ПАЦИЕНТОВ »

МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ ГЛАЗАМИ ПАЦИЕНТОВ

Салиева Манзура Хабибовна

Андижанский государственный медицинский институт

Одним из показателей оценки качества медицинской помощи служит удовлетворенность ею пациентов. Изучение удовлетворенности пациентов качеством труда медработников первичного звена здравоохранения позволяет определить приоритетные направления улучшения работы. Постоянно растущий объем получаемой пациентами информации в вопросах организации и оказания медицинской помощи способствует тому, что в лечебные учреждения приходят грамотные пациенты, которые предъявляют обоснованные требования к качеству оказываемой медицинской помощи.

Ключевые слова: медико-санитарная помощь, анкетирование, респонденты, первичное звено, сельское здравоохранение, медицинский персонал.

HEALTH CARE IN THE EYES OF PA TIENTS One of the indicators for assessing the quality of medical care is the satisfaction of patients with it. The study of patient satisfaction with the quality of work of primary health care workers makes it possible to determine priority areas for improving work. The constantly growing volume of information received by patients in matters of organization and provision of medical care contributes to the fact that competent patients come to medical institutions who make reasonable demands on the quality of medical care provided.

Keywords: questioning, respondents, primary care, rural health, medical personnel, health care, strategy, general practitioner.

TIBBIY-SANITAR YORDAMKO'RSATISHPATSIENTLARNIGOXIDA

Tibbiy yordam sifatini baxolash ko'rsatkichlaridan biri bo'lib patsientlarning undan qoniqishi xizmat qiladi. Sog'liqni saqlash birlamchi zveno tibbiy xodimlari mexnati sifatidan patsientlar qoniqishini o 'rganish ishni yaxshilashning ustuvor yo'nalishlarini aniqlashga yordam beradi. Tibbiy yordam ko'rsatish va tashkil qilish bo'yicha patsientlar tomonidan doimiy o'sib boruvchi axborotlar xajmi shuni ko'rsatadiki, davolash muassasalariga ko'rsatilayotgan tibbiy yordamga oqilona talablar qo'yadigan savodli patsientlar keladi.

Kalit so'zlar: tibbiy-sanitar yordam, so'rov yo'li, respondentlar, birlamchi zveno, qishloqdagi sog'liqni saqlash, tibbiy xodimlar.

Актуальность. Мнение пациентов о медицинском обслуживании - важный критерий при оценке деятельности медицинских учреждений. Этот субъективный критерий отражает конкретные достоинства и недостатки в организации лечебно-диагностического процесса и способствует при соответствующей оценке принятию адекватных действий руководством учреждения.

Цель работы: проведение социологического опроса по изучению удовлетворенности пациентов качеством ПМСП сельского района.

Материал и методы. Нами использованы социологические методы исследования - с этой целью было проведено анкетирование 70 пациентов (табл.1) сельского района.

Таблица 1.

Распределение обследованных пациентов по возрасту_

№ Возраст в годах Абс. %

1. 29-39 17 24,3

2. 40-49 лет 23 32,9

3. 50-59 лет 19 27,1

4. 60лет и старше 11 15,7

Всего 70 100

Для определения удовлетворенности пациентов качеством ПМСП, нами была составлена анкета включающая 41 вопрос и формализованные ответы, касающийся как профессиональных, так и личностных качеств ВОП и проведён опрос пациентов, которым оказана ПМСП в медицинских учреждениях района области.

Результаты и их обсуждение. Гендерный состав респондентов -женщины составляют - 58,6%, мужчины - 41,4% (рис.1).

Рис.1. Гендерный состав пациентов Рис.2. Причины заболеваний пациентов

Возраст респондентов колебался от 29 до 77 лет, из них 24,3% представляют возрастную категорию 29-39 лет, 32,9% - 40-49 лет, 27,1% - 50-59 лет, 60 лет и старше - 15,7%.

81,4% пациентов имеют среднее и высшее образование и лишь 18,6%- начальное. По социальному положению респонденты распределены следующим образом: 48,6% составляют рабочие, служащие, фермеры, бизнесмены и 51,4% - пенсионеры, домохозяйки, безработные и учащиеся.

На вопрос: «Ваша оценка своего здоровья?» пациенты ответили следующим образом: отличное и хорошее у 65,7%, одинаково часто удовлетворительное и плохое (по 17,1%).

75,7% пациентов болели острыми и хроническими заболеваниями. Свои заболевания в 55,7% случаев связывают с высокой стоимостью необходимой медицинской помощи, отсутствием нужных лекарств, недостаточной компетенцией медперсонала, недостаточным сервисом медицинских услуг первичной медико-санитарной помощи, в 44,3% случаев - с материальными трудностями семьи, плохими условиями быта, неблагоприятными условиями труда (рис. 2).

Основная масса пациентов (45,7%) обращалась за медпомощью вначале заболевания,18,6%- по вопросам профилактики и здорового образа жизни, такое же количество - после самолечения, 17,1% - в тяжёлых случаях.

В течение последнего года 74,3% пациентов посетили ВОП от 1 до 5 раз и более и лишь 25,7% - не посетили, разница существенна (Р<0,05).

Основная масса пациентов (65,7%) затрачивает на посещение врача от 1до 2 часов, 34,7% - 3 часа и более.

Необходимо отметить, что лишь 27,1% пациентов полностью удовлетворены работой ВОП, 42,8% - не в полной мере, 20,1% -не удовлетворены работой ВОП (рис.3).

Пациенты считают (рис. 4), что на качество работы врача общей практики в первую очередь влияет неудовлетворительная организация рабочего места, недостаточная оснащённость необходимым оборудованием(45,7%), низкая квалификация врача (32,9%), очередь на приём (17,1%) и другие (4,3%).

Нами проведена оценка профессиональных качеств врача со стороны пациентов (оценка от 1 до 5 баллов).

RE-HEALTH JOURNAL 1-2023

60'00% 27 10о/42,80% 2000У jL ^ 20,10%% /С0 л- </ «Г ■ условия 17 10% 4'30% 45,70%% труда и ' I оснащённо сть квалификац 32,90%% ия ВОП

Рис.3. Удовлетворённость Рис.4. Факторы, влияющие на

пациентов работой ВОП качество работы ВОП

Оценка профессиональных и человеческих качеств врача

№ Качества врача Оценка в баллах ( %)

1 -2 балла 3 балла 4-5 баллов

1 Профессионализм 10,0 28,6 61,4

2 Человечность - 35.7 64,3

Из табл.2 видно, что 61,4% респондентов оценили профессиональные качества врача от 4 до 5 баллов, 28,6% -3 балла и 1 -2 балла -10%.

Оценка человечности врача (оценка от 1 до 5 баллов) обнаружила следующее: 64,3% оценили от 4 до 5 баллов и 35.7%- 3 балла.

Атмосферу и микроклимат в лечебном учреждении пациенты оценивают так: доброжелательность и терпимость в 67,2%, безразличие к пациенту, атмосфера напряжённости и недовольства в 32,8%. 87,3% пациентов дают положительную оценку деятельности медицинских учреждений села.

Необходимо отметить, что свою медицинскую активность пациенты связывают в 41,4% с доступностью медицинской помощи, в 40% - с медицинской культурой, знанием вопросов профилактики и здорового образа жизни, в 18,6% - с традицией семьи.

У пациентов чаще встречается низкая медицинская активность (37,2%), высокая и средняя медицинская активность наблюдается одинаково часто: по 31,4% (рис.5).

Рис.5. Медицинская активность Рис.6. Характеристика полученной пациентов информации по ЗОЖ у медперсонала

На вопрос: «У кого Вы получили первичные знания о личной гигиене, физкультуре, о здоровье, факторах риска, о состоянии собственного здоровья» у пациентов ответы были следующие: 81,5% получили знания у педагогов, медработников, в учебных заведениях, СМИ, на работе, у соседей и у родителей в 18,5% (Р<0,01).

Среди опрошенных пациентов 61,4% умеют работать на компьютере, 38,6%- не умеют. 52,8% пользуются Интернетом по вопросам профилактики заболевания, лечения и ЗОЖ.

Довольны полученной информацией у медицинского персонала по вопросам здорового образа жизни, рационального питания, диеты, лекарств, диагностических исследований 84,3% пациентов и лишь 15,7%- не довольны (рис.6 ).

78,5% пациентов ведут здоровый образа жизни (делают зарядку, ходят пешком, бегают, занимаются спортом, купаются в бассейне, делают водные процедуры, борются с вредными привычками) и лишь 21,5% в этом плане ничем не занимается (рис.7 ).

21,50% - 78,50%% 32,80 67,20 ■ посещали % % СВП и ЦРБ

■ ведут ЗОЖ

Рис.7 Характеристика ЗОЖ Рис.8 Характеристика посещений у Пациентов медучреждений пациентами

Нами изучены причины недостаточной профилактической активности пациентов, что представлено в таблице 3.

Таблица 3

__Характеристика недостаточной профилактической активности пациентов

№ Наименование %

1 Недостаточные условия быта 48,7

2 Личная неорганизованность 18,5

3 Отсутствие свободного времени 15,7

4 Усталость после работы 10,0

5 Другие причины 7,1

Из табл. 3 видно, что недостаточную профилактическую активность респонденты связывают с недостаточными условиями быта в 48,7%, в 18,5% - с личной неорганизованностью, в 15,7%- с отсутствием свободного времени, в10% - с усталостью после работы и в 7,1% - с другими причинами.

На вопрос какие медицинские учреждения посещали респонденты ответы были следующие (рис.8): больше половины обследованных пациентов (67,2%) посещала СВП и ЦРБ, 32,8% -областные медицинские учреждения, диагностические центры и клиники, в том числе и платные (рис.8 ).

Нами проведен анализ кратности посещений пациентами районных медицинских учреждений. Анализ показал, что 68,6% пациентов по направлению врачей ВОП или сами с консультативно-диагностической, лечебной и с реабилитационной целью посещали районные медучреждения - до 4 раз и более и лишь 31,4% до 2 раз (Р<0,05).

При выяснении причин направления пациентов в областные, республиканские медицинские учреждения выявлено следующее: 42,9% пациентов направлены в связи с недостаточной диагностической аппаратурой, 37,1% - с недостатком организации специализированной помощи в районе, 11,4% - с недостаточной квалификацией медперсонала и в 8,6% случаев с недостатком медикаментов (рис.9 ).

Рис.9 Причины направления пациентов в областные, республиканские медучреждения

При анализе обнаружено, что по вопросам улучшения оказания медицинской помощи в сельской местности 17,1% пациентов обратились с жалобами в вышестоящие инстанции (государственные органы, органы здравоохранения, портал и др.).

Выводы. При планировании лечебно-оздоровительных мероприятий среди сельского населения, следует учитывать его низкую медицинскую активность, вследствие чего, максимально приблизить медицинскую помощь.

Непрерывное изучение мнения основных потребителей медицинских услуг даёт возможность определить основные направления, реализация которых будет способствовать улучшению качества медицинской помощи и повышения эффективности деятельности медицинских учреждений в целом.

Изучение мнения сельского населения об организации и о качестве ПМСП может быть использовано в целях разработки рекомендаций по совершенствованию её.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волобуев Е.В. «Отношения врачей и родственников пациентов в системе качества медицинской помощи» тема диссертации и автореферата по ВАК 14.02.05, кандидат медицинских наук 2011, г.Волгоград.

2. Горбунов М.В., Горбунов В.И., В.И.Плужник, Королёва О.В. Стационарная помощь детям глазами родителей.//Педиатрия.- М., 2012.-№2.- С.140-142.

3. Салиева М.Х. Результаты изучения качества оказания скорой неотложной помощи согласно мнения пациентов/A'Re htalth", 2021 й, № 1 (9).С.136-142.

4. Салиева М.Х. Мирзаева М.М., Мусаева Д.М.. Рахмонов Ш. Модернизация медико-санитарной помощи сельскому населению // Тиббиётда янги кун. Бухоро. 2020й.№ 1 (28). 49

- 52 бет.

5. Салиева М.Х. Мирзаева М.М., Усманова Г.К., Раджапов Н.Г. Мнение врачей села об улучшении медико - санитарной помощи// Тиббиётда янги кун. Бухоро. 2020й.№ 2 (30/2). 47

- 49бет.

6. Салиева М.Х. Некоторые пути совершенствования оказания скорой медицинской помощи// Тиббиётда янги кун. Бухоро. 2020й.№ 2 (30/2). 333 -336 бет.

7. Салиева М.Х., Мирзаева М.М, Сапиахунова Х.М., Минаваров А.А., Шоюнусова Н.Ш. Мнение матерей - как один из факторов профилактики анемии// "Re htalth", 2020 й, № 2 (6).С.47-50.

8. Салиева М.Х., Азизов Ю.Д. Медико-социальная характеристика состояния здоровья студенческой молодежи//«Экономика и социум" № 3 (82) 2021. http:// www.iupr.ru. С.318-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.