Научная статья на тему 'Медико-психологическое сопровождение пациентов с артериальной гипертензией'

Медико-психологическое сопровождение пациентов с артериальной гипертензией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
275
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-психологическое сопровождение пациентов с артериальной гипертензией»

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ С АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ

Семенова Е.А.

Поликлиника № 87, г. Москва

Гипертоническая болезнь в наши дни очень широко распространена, особенно в промышленно развитых странах. Повышенное артериальное давление часто возникает уже в подростковом возрасте, болезнь стремительно молодеет, как большинство заболеваний сердечно-сосудистой системы. Однако не все больные могут правильно использовать рекомендуемые им методы лечения в результате у них под действием неблагоприятных факторов могут возникать серьезные осложнения. Многочисленные исследования убедительно доказали, что путем профилактики, обучения, активной диагностики и регулярного лечения артериальной гипертонии (АГ) можно существенно снизить риск развития сердечно-сосудистых осложнений (Вишневский В.И., Чазова И.Е., Коломоец Н.М., Оганов Р.Г. и др.). В этой связи, созданием системы медико-психологического сопровождения пациентов с артериальной гипертензией можно сформировать у них ответственность за сохранение своего здоровья и более сознательного отношения к оздоровлению. Для этого в городской поликлинике № 87 г. Москвы (главный врач Медведев С.Н.), была создана «Школа здоровья». Нами были выделены три основных направления медикопсихологической помощи больным с артериальной гипертензией: диагностико-консультативная, лечебнооздоровительная, медико-психологическое просвещение. Методы работы зависят от задач и направлений работы. Основными методами являются диагностика, психологическое просвещение, психотерапия, психопрофилактика. Для пациентов была разработана дифференцированная программа, тематика занятий, тесты и вопросы для проверки усвоенных знаний и навыков. Групповые занятия проводились один раз в неделю. Индивидуальные два раза в месяц. На практических занятиях пациенты овладевали навыками правильного измерения артериального давления, составляли индивидуальный режим дня, суточное меню, план выполнения комплекса физических упражнений, строили индивидуальный план оздоровления. Все данные пациенты вносили в дневник. Основной целью ведения дневника пациентом было самостоятельное мониторирование артериального давления, в соответствии с чем, в дальнейшем на индивидуальных консультациях давались необходимые рекомендации, проводился подбор гипотензивной терапии. Свою оценку эффективности подобранной терапии больной также вносил в дневник. Кроме того, в дневнике пациенты отмечали калорийность пищи, интенсивность физической нагрузки, что помогало в коррекции индивидуального плана оздоровления. Об эффективности занятий судили по результатам оценки качества жизни по методике «КЖ» (Гладков А.Г., Зайцев В.П., Айвазян Д.М.). Анализ полученных данных показал, что у слушателей Школы после проведенных занятий значительно изменилось отношение к своему здоровью. Пациенты стали ежедневно контролировать уровень артериального давления, регулярно примерять препараты, следить за питанием. Они научились правильно вести себя при гипертонических кризах и других осложнениях течения заболевания, преодолевать отрицательные психоэмоциональные напряжения, применять средства доврачебной помощи, вести дневник. Использование современных технологий обучения позволили повысить доверие к врачам и заинтересованность пациентов в выполнении врачебных назначений. Таким образом, медико-психологическое сопровождение больных с артериальной гипертензией способствует повышению компетентности пациентов в вопросах гипертонической болезни, здорового образа жизни, правильного питания, а также своевременного лечения, оздоровления, выполнения рекомендаций и назначений врача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г. . Т.3.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г. . Т.2.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.