Научная статья на тему 'Работа школы гипертонии'

Работа школы гипертонии Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
122
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенова Е. А., Вишневский В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Работа школы гипертонии»

РАБОТА ШКОЛЫ ГИПЕРТОНИИ Семенова Е.А., Вишневский В.И.

Орловский государственный университет Медицинский институт

Артериальная гипертония - одно из самых распространенных сердечно-сосудистых заболеваний, является основной причиной смертности и инвалидизации больных, что делает проблему профилактики АГ не только медицинской, но и социальной.

Школа гипертонии начала работу в УЗВАО поликлиники № 87 г. Москвы в 2009 году. Целью работы школы была оптимизация, совершенствование и расширение охвата, доступности и улучшения качества медицинской профилактической помощи пациентам с гипертонической болезнью. Все пациенты трудоспособного возраста, обратившиеся в поликлинику, проходят кабинет доврачебного осмотра, где выявляются факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. При выявлении артериального давления, они направляются на консультацию к врачу, а затем зачисляются в Школу гипертонии.

За период работы Школы занятия посетили 132 человека из них 60 (45,4 %) мужчины и 72 (54,5 %) женщины со следующими степенями гипертонии: 60 женщин и 48 мужчин - I ст., 8 мужчин и 7 женщин - II ст., 4 мужчины и

5 женщин - III ст.

Занятия проводились в малых группах, когда необходимо создать возможность контакта между пациентами, пациентами и врачом. Здесь пациенты получали достоверную информацию о заболевании и его факторах риска, могли обмениваться мнениями, делиться впечатлениями, закреплять полученный материал в процессе общения. На наш взгляд, доверительная атмосфера общения врача и пациента, взаимопонимание и сотрудничество, психологическая и социальная поддержка дают позитивный результат и повышают личную ответственность пациента за свое здоровье.

Нами широко использовались лекции-беседы, дискуссии, вопросы и ответы, аутогенная тренировка, просмотр видео, иллюстрированных таблиц, схем, что способствовало приобретению умений и навыков самоконтроля за своим состоянием, оказанию первой взаимопомощи при гипертонических кризах, приемов психосаморегуляции, формированию мотивации к оздоровлению и выполнению рекомендаций врача.

Для повышения эффективности бесед пациентам предлагалось задавать интересующие их вопросы заранее.

Вот вопросы, которые волнуют пациентов: «Что способствует повышению давления?», «Какие изменения происходят в организме при гипертонической болезни?», «От чего зависит уровень артериального давления?», «Факторы, влияющие на повышение давления», «Нужно ли лечить гипертонию, если я хорошо переношу высокое давление?», «Что будет, если не лечить гипертонию?», «Кто относится к группе высокого сердечнососудистого риска?», «Что нужно делать в случае гипертонического криза?», «Какие препараты сильнее всего снижают давление?».

Обсуждение в непринужденной обстановке, достоинства различных подходов к лечению, возможности осложнений и их профилактики, ролевые игры, аутотренинг формировали у слушателей мотивацию на здоровый образ жизни.

Особое место в работе с пациентами отводилось индивидуальным беседам, составлению плана оздоровления, суточного меню, приемов расслабления, подбору физических упражнений каждому конкретному пациенту. При этом слушателям раздавались памятки, брошюры, письменные рекомендации, рецептуры отдельных блюд. Кроме того пациентам советовалось регулярно контролировать артериальное давление, следить за весом, рациональным питанием, полноценно отдыхать, научиться правильно относиться к конфликтным ситуациям, строго следовать рекомендациям врача.

06 эффективности работы Школы судили по результатам состояния здоровья пациентов. Анализ наблюдений показал, что у слушателей, посещающих Школу, значительно изменились взгляды на жизнь, улучшилось понимание пользы и важности профилактических рекомендаций, увеличилось число пациентов регулярно принимающих гипотензивные препараты, а также выполняющих рекомендации и назначения врача.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12._______

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.