Научная статья на тему 'Медико-психологические аспекты процесса лечения больных с гипертонической болезнью'

Медико-психологические аспекты процесса лечения больных с гипертонической болезнью Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
211
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коваленко Т. Г., Трофимова И. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медико-психологические аспекты процесса лечения больных с гипертонической болезнью»

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ С ГИПЕРТОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ

Коваленко Т.Г., Трофимова И.М.

МУЗ «Городская клиническая больница №2», г. Челябинск

Несмотря на успехи современной фармакологии и медицины, заболеваемость сердечно-сосудистой системы остается на неизменно высоком уровне. Гипертония является примером многофакторной обусловленности болезни, при которой взаимодействуют многочисленные соматические и психические факторы. Лечение гипертонической болезни (ГБ) заключается в постоянном контроле уровня артериального давления, приеме препаратов, поддерживающих артериальное давление в стабильном состоянии. Кроме того, необходимым условием является изменение привычного образа жизни, включающего отказ от вредных привычек, соблюдение определенной диеты.

В связи с этим, актуальным является психологическое сопровождение лечебного процесса больных с ГБ, ориентированное на улучшение качества жизни пациента, социально-психологическую адаптацию больного, формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья.

На базе МУЗ ГКБ № 2 г. Челябинска проведено обследование 85 человек с патологией сердечно-сосудистой системы. Критериями включения в группу было наличие установленного терапевтами диагноза «гипертоническая болезнь» и «артериальная гипертензия» (АГ) и отсутствие других хронических заболеваний. Проведена психологическая диагностика типа отношения к болезни (методика ТОБОЛ), степени удовлетворенности качеством жизни (методика оценки качества жизни «SF-36 Health status survey»), ведущих способов адаптации к условиям болезни (методика «Индекс жизненного стиля», копинг-тест Лазаруса, тест смысло-жизненных ориентаций).

В большинстве наблюдаемых случаев отмечается отсутствие гармоничного типа отношения к болезни. Доминируют эргопатический и анозогнозический типы, которые в контексте патологии сердечно-сосудистой системы способствуют снижению эффективности адаптации, ухудшению болезненного состояния.

Пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, характеризуются трудолюбием, чувством ответственности, неумением распределять нагрузку, а эргопатическое отношение к болезни препятствует устранению основных факторов риска манифестации и хронизации заболевания.

У обследованных пациентов отмечается сужение спектра способов адаптивного реагирования на заболевание, что может являться фактором, снижающим адаптивные способности организма. Преобладают незрелые защитные механизмы, способствующие сохранению эмоционального конфликта (проекция, отрицание, регресс, замещение). Чаще используются копинг-стратегии, предполагающие активную позицию пациента (самоконтроль и принятие ответственности), что для пациентов с сердечно-сосудистой патологией является фактором, препятствующим адаптации, поскольку затрудняется эмоциональное отстранение от возникающих конфликтов. Наличие сердечно-сосудистой патологии оценивается пациентами как преграда на пути реализации жизненных мотивов, целей и ценностей личности, ограничивающий свободу действий, выбора.

Исследование качества жизни выявило снижение оценки качества жизни, что значительно отражается на ролевом функционировании и эмоциональном состоянии.

Проведенное обследование обозначило области применения психологической помощи пациентам с ГБ. Задачи психологического сопровождения лечебного процесса связаны с формированием адаптивной внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья, формировании новой системы ценностей больного, ориентированной на восстановление и поддержание здоровья, развитием способности решения конфликтов, адекватного распределения нагрузок, способов психологической защиты и эмоциональной разгрузки. Выделенные на основе психодиагностического обследования задачи психотерапевтической помощи наиболее эффективно решаются в рамках когнитивно-поведенческой и личностно-ориентированной психотерапии в сочетании с аутогенной тренировкой.

Таким образом, учет психологического статуса и особенностей пациентов с ГБ позволяет оптимизировать лечебный процесс, повысить его эффективность за счет активного участи пациента в восстановлении собственного здоровья.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2011. Т.13.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2010. Т.12.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2009. Т.11.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2008. Т.10.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2007. Т.9.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2006. Т.8.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2005. Т.7.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2004. Т.6.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2003. Т.5.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2002г. . Т.4.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

11. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2001г.

12. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке», Москва, 2000г.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2011. Т.13.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2010. Т.12.

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т.11.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т.10.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т.9.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т.8.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т.7.

20. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т.6.

21. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т.5.

22. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т.4.

23. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.3.

24. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т.2.

Т.3.

Т.2.

Материалы X международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.