Научная статья на тему 'Психологическая помощь больным после высокой ампутации конечности'

Психологическая помощь больным после высокой ампутации конечности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2640
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мостовая Л. И., Мень П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологическая помощь больным после высокой ампутации конечности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ БОЛЬНЫМ ПОСЛЕ ВЫСОКОЙ АМПУТАЦИИ КОНЕЧНОСТИ Мостовая Л.И., Мень П.А.

ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Росздрава», г.Самара

Ампутация конечности является методом спасения жизни больного, когда все другие способы лечения исчерпаны, но следующее за операцией изменение внешности приводит, в свою очередь, к изменению физической составляющей «Я-концепции», ограничению активности и социальных контактов, что актуализирует вопрос оказания психологической помощи данной группе пациентов.

Исследование проводилось на базе отделения пропедхирургии Клиник СамГМУ в 2010 году. Клиническую группу составили 25 мужчин в возрасте 40-65 лет с высокой ампутацией нижней конечности, контрольную - 25 практически здоровых мужчин аналогичного возраста. В исследовании были использованы тест рисуночной фрустрации Розенцвейга, Копинг-тест, методика диагностики типа отношения к болезни, шкала депрессии Гамильтона.

По результатам проведения теста Розенцвейга можно говорить о том, что у мужчин, перенесших высокую ампутацию нижней конечности, преобладающими являются ED-реакции экстрапунитивной направленности, что отражает повышенную склонность к эгозащитным реакциям в форме агрессии и порицания, направленных вовне. Высокий показатель переработки агрессии свидетельствует о недостаточной ее сублимации, а низкий GCR - о высоком уровне внутриличностной и микросоциальной дезадаптации.

Исследование ведущих копинг-стратегий выявило значимые различия между клинической и контрольной группами по показателям «поиск социальной поддержки» (выше в контрольной группе), а также «конфронтация» и «бегство-избегание» (выше в клинической группе).

Ведущими типами отношения к болезни в клинической группе являются неврастенический, сенситивный, тревожный, меланхолический. Перечисленные типы характеризуются выраженным нарушением социальной адаптации.

По шкале депрессии Гамильтона у 52% обследуемых больных клинической группы выявлена легкое, а у 8% пациентов - тяжелое депрессивное состояние, что значимо превышает показатели контрольной группы.

На основании результатов обследования были сформулированы цели психокоррекции: коррекция

эмоционального состояния, межличностных отношений, навыков общения, овладение навыками адекватного эмоционального реагирования в стрессовых ситуациях. За основу алгоритма психокоррекционной программы взята схема программы кризисной психокоррекции. Она включает три этапа, на каждом из которых реализуются определенные задачи:

I - Этап кризисной поддержки (установление терапевтического контакта, раскрытие переживаний);

II - Этап кризисного вмешательства (работа по преодолению болевых ощущений, мобилизация адаптивных вариантов копинг-поведения и поиск ресурсов личности, когнитивный анализ, переоценка ценностей и поиск нового жизненного смысла),

III - Этап повышения уровня адаптации (расширение резервов адаптации при помощи методики аутогенной тренировки, введение новых значимых лиц для поддержки и помощи после окончания кризисной терапии, психологическая работа с членами семьи, использование принципа преемственности при проведении психологической реабилитации).

Психологическая помощь пациентам после высокой ампутации конечности оказывалась в течение полутора месяцев, после чего была проведена оценка ее эффективности в виде повторной психодиагностики. У пациентов повысилась выраженность копинга «поиск социальной поддержки», а также других конструктивных копингов; выросли показатели гармонического и эргопатического типов отношения к болезни; уменьшились проявления депрессии; снизились показатели Е-реакций, повысился GCR. Результаты повторной диагностики свидетельствуют об эффективности программы психокоррекции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 4.

2. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 4.

3. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 4.

4. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 4.

5. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 4.

6. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 4.

7. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 4.

8. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 4.

9. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 4.

10. Сборник научных тезисов и статей «Здоровье и образование в XXI веке». 1999. Т. 1. № 4.

11. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2009. Т. 11. № 12.

12. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2008. Т. 10. № 12.

13. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2007. Т. 9. № 12.

14. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2006. Т. 8. № 12._______

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

15. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2005. Т. 7. № 12.

16. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2004. Т. 6. № 12.

17. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2003. Т. 5. № 12.

18. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2002. Т. 4. № 1.

19. Электронный сборник научных трудов «Здоровье и образование в XXI веке». 2001. Т. 3. № 1.

Материалы XI международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке» РУДН, Москва, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.