Научная статья на тему 'Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров'

Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ГРУППОВАЯ ПАНИКА / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩАЯ ТРЕНИРОВКА / EXTREME CONDITIONS / GROUP PANIC / PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / EXTREME PREPARATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лапкин Михаил Михайлович, Казберов Павел Николаевич, Датий Алексей Васильевич

проблема профессионально-психологической подготовки пожарных. Индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие эффективность выполнения служебных обязанностей пожарных. Человек и группа в экстремальных условиях в районах пожаров, причины и условия возникновения групповой паники. Психологические технологии развития экстремально необходимых качеств и оценка экстремальной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лапкин Михаил Михайлович, Казберов Павел Николаевич, Датий Алексей Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

problem of psychological training of firemen. The specific psychological features providing efficiency of performance of job responsibilities of firemen. The person and group in extreme conditions in areas of fires, the reasons and conditions of occurrence of a group panic. Psychological technologies of progress of extremely necessary qualities and assessment of extreme readiness.

Текст научной работы на тему «Медико-психологическое сопровождение граждан в районах пожаров»

тивации), необходим самостоятельный аспект, содержание которого направлено на подбор вида деятельности, отвечающего способностям, предпочтениям, индивидуальным характеристикам и личностным особенностям кандидата. В отличие от жесткого подхода, характерного для социально-правового и медицинского этапов профессионального отбора, принимающего однозначное решение — «годен — не годен» к службе, психологический отбор должен трансформироваться в процедуру распреде-

ления персонала по основным видам деятельности в УИС. В этом случае вопрос о годности должен трансформироваться в другой: какой вид деятельности наиболее подходит кандидату, успешно прошедшему социально-правовой и медицинский этапы профессионального отбора. Возможно, что подобный подход будет способствовать более успешному профессиональному развитию сотрудников, принимаемых в различные службы уголовно-исполнительной системы.

МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ГРАЖДАН В РАЙОНАХ ПОЖАРОВ

М. М. Лапкин, А. В. Датий, П. Н. Казберов

Аннотация: проблема профессионально-психологической подготовки пожарных. Индивидуальнопсихологические особенности, обеспечивающие эффективность выполнения служебных обязанностей пожарных. Человек и группа в экстремальных условиях в районах пожаров, причины и условия возникновения групповой паники. Психологические технологии развития экстремально необходимых качеств и оценка экстремальной подготовленности.

Ключевые слова: экстремальные условия, групповая паника, психопрофилактика, психологическая адаптация, экстремальная подготовка, психорегулирующая тренировка.

The summary: problem of psychological training of firemen. The specific psychological features providing efficiency of performance of job responsibilities of firemen.

The person and group in extreme conditions in areas of fires, the reasons and conditions of occurrence of a group panic. Psychological technologies of progress of extremely necessary qualities and assessment of extreme readiness.

Key words: extreme conditions, group panic, psychological adaptation, extreme preparation.

Чрезвычайная пожарная обстановка сложилась в июле и августе 2010 г. в 7 регионах Российской Федерации. Природные пожары, особенно лесные и торфяные, стали для России настоящим бедствием. Сгорели гигантские площади лесных массивов, уничтожены уникальные экосистемы.

Экстремальная подготовка к действиям в условиях пожара давно существующий вид подготовки. Борьба с огнем, спасение людей из стихии бес-

нующегося огня, высокой температуры, раскаленного, обжигающего легкие воздуха, дыма, ядовитых газов, шума, криков и стонов, при плохой видимости, на большой высоте, при угрозе обрушения различных конструкций очевидно опасна. Гибель и поражения человеческого тела всегда страшны, но гибель в огне и ожоги от него — самые мучительные и страшные. Исследователями проблемы отмечается, что к основным опасным факторам пожара относятся задымление, высокая температура, пламя, недостаток кислорода в воздушной среде и наличие в ней токсических веществ, возможность взрывов, неясность обстановки, внезапность изменения условий на пожаре, паническое поведение людей и т. д. 1

К огню, как экстремальному фактору, привыкнуть труднее всего, но именно к нему должна быть повышенная устойчивость, сочетающаяся с самообладанием, у тех, кто с ним борется.

Эффективная организация пожарной безопасности связана с решением многих организационных, техникоэкономических и других задач. Значительную роль в снижении отрицательных последствий пожаров играет профессионально-психологическая надежность личного состава пожарных.

Подготовка к борьбе с пожарами, благодаря ее значимости для людей и жизни общества, заслуживает того, чтобы строиться масштабно, охватывать все категории граждан и осуществляться на высоком организационном уровне. Методик подготовки к действиям в условиях пожара, основанных на имеющем-

1 См.: Дутов В.И., Чурсин И.Г. Психофизиологические и гигиенические аспекты деятельности человека при пожаре. М., 1993.

ся практическом опыте, создавалось немало, но разработка методик с использованием специальных психологопедагогических исследований началась только с 1980 г. А.П. Самоновым 2

Профессионально-психологическая подготовка пожарных, помимо формирования психологической устойчивости, должна быть ориентирована:

• на повышение надежности профессиональных навыков и умений, обеспечение их качественного функционирования при высокой психической напряженности в экстремальных условиях;

• формирование умений и навыков использования психологических средств(речи, неречевых и поведенческих) и приемов (психологического наблюдения, визуальной психодиагностики, установления психологического контакта, правомерного психологического воздействия и др.) при решении трудных профессиональных задач;

• профессиональное развитие важных для действий в экстремальных условиях психологических качеств (частных профессиональных способностей — профессиональной наблюдательности, профессиональной памяти, профессионального мышления и др.);

• формирование умения владеть собой и волевых качеств 3.

Во второй половине 90-х годов XX в. юридическими психологами и педагогами было разработано особое направление экстремальной подготовки со своей задачей, содержанием, формами и мето-

2 См.: Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. М., 1982.

3 См.: Столяренко А.М. Психологическая подготовка личною состава органов внутренних дел. М.,

1987.

дами работы — подготовка сотрудников к обеспечению личной профессиональной безопасности. Основные психологические идеи этого направления могут быть распространены на иные виды профессиональной деятельности, сопряженные с опасностью, а также на подготовку по обеспечению жизнедеятельности граждан в условиях пожаров.

Интерес к проблеме функционального влияния экстремальных условий на человека поддерживается главным образом в прикладных отраслях психологии, для которых первостепенную важность приобретали вопросы, связанные с физиологическими параметрами напряженности деятельности. Тем не менее собственно психологические детерминанты деятельности в экстремальных условиях систематическому изучению подвергались.

В частности, Л.А. Китаев-Смык отмечает, что в условиях критического инцидента у человека «регистрируется ухудшение целого ряда психических функций» 4. Л.В. Узун выявил, что «у участников стихийных бедствий в условиях выраженного эмоционального воздействия наблюдается снижение надежности мышления на 13 %; нервно-психической устойчивости, зрительно-моторной и общей координации движений на 25-28 %; а также замедление сложных сенсорных реакций на 16 %» 5.

Последствия участия человека в экстремальных событиях способны иметь колоссальный психотравмирующий эффект, который может проявиться и от-

4 Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М., 1983. С. 221.

5 Узун Л.С. Теория и практика профессиональной

подготовки курсантов вузов МВД России к действи-

ям в экстремальных событиях: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб., 1987. С. 63.

срочено, становясь одним из главных внутренних психологических барьеров на пути адаптации к нормальной жизни. К числу часто встречающихся у различных людей негативных последствий экстремальной деятельности относятся: постэкстремальные психические состояния; постэкстремальные функциональные психические нарушения (ПФПН); трудности постэкстремальной социальной адаптации; негативные изменения в образе жизни; негативные личностные изменения; посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР); психопатология (депрессии, фобии, генерализованная тревожность); ухудшения физического здоровья; суицид 6

В условиях пожара человек часто оказывается в составе группы. Психология групп, как и психология человека, имеет отражательную природу. Единство условий жизни, общая история и перспективы, совместная деятельность и ее организация лежат в основе психологии групп.

Основной причиной различия в психическом состоянии и эффективности действий малых групп, оказавшихся в условиях пожара, выступает уровень их социально-психологического развития.

В.А. Петровский, изучавший эту зависимость установил, что способы сохранения групповой интеграции (резистентности) различны: в коллективах они имеют адекватный характер, а в группах низкого уровня развития — неадекватный 7

В условиях пожара о группах простых

6 См.: Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика. М., 2002. С. 321.

См.: Петровский В.А. Активность |рупп различного типа в конфликтных ситуациях // Современные проблемы прикладной социологии и социальной психологии в трудовых коллективах. Л., 1984. С. 181-182.

гражданских людей, пытающихся противостоять стихии огня, редко приходится говорить как о коллективах. Поведение таких групп называют чаще внеколлек-тивным или стихийным.

Психология толпы отлична от других групп. Она не носит сложившийся характер, динамична, податлива разным разовым влияниям. Для нее характерна активация социально-психологических механизмов конформизма, заражения, подражания, сходство эмоционального настроя, что становится основой зарождения временного психологического единства. В толпе рациональные, разумные способы регуляции поведения начинают уступать место эмоциональным 8.

Впечатления от наблюдаемого или обсуждаемого, обмен мнениями и чувствами дополняются появлением и выступлением различных ораторов. Толпа не очень вникает в смысл речей, многие слова не слышит из-за шума. Толпа слышит то, что хочет слышать и поэтому может встречать резкие высказывания и призывы с одобрением и ликованием. Если развитие психодинамики толпы идет по такому сценарию, то страсти разгораются. Возникает возбужденная (экспрессивная) толпа, которая психологически созрела уже для стихийных действий, опасных для общественного порядка.

Аффективно-действующая толпа психологически заряжена на групповые действия. Она как лавина, способна крушить все на своем пути. Люди в толпе делают то, чего никогда бы не совершили в одиночку. Этому способствует специальный психологический механизм, проявляющийся в толпе—механизм обезли-

чивания (анонимности): в массе каждый чувствует себя незаметным, не несущим ответственности за действия толпы.

Аффективна по своей сути и паника — групповая эмоция испуга, ужаса, проявления чувства самосохранения. Причиной тому может стать не только опасность, но и боязнь оказаться в безвыходном положении, ощущение того, что пути спасения либо крайне ограничены, либо могут быстро пропасть. Люди в группе, охваченной аффективной паникой, не контролируют сознательно свое поведение, смутно воспринимают окружающее; аффективная паника парализует их целенаправленную деятельность.

Действия, характерные для людей во время пожара — неудержимый, устремленный в никуда бег, хаотичные, беспорядочные действия, неадекватные поступки (выпрыгивание из окон горящего дома, спасение какой-нибудь бытовой мелочи вместо документов и драгоценностей и пр.). Наблюдались и факты, когда в такой обстановке лица с криминальными установками стремились воспользоваться ситуацией в своих корыстных целях.

Исследователями проблемы определяется, что 55 % жертв при стихийных бедствиях обусловлено неправильным поведением людей, в том числе и па-никой9.

Основная причина паники — внезапность возникновения события, устрашившего группу (группы) людей, люди его не ждали и поэтому психологический эффект от него многократно увеличен.

Как отмечалось ранее, паника чаще возникает в неорганизованных (диффузных) группах—группах ничем не связанных людей, в толпе. Еще одна причина па-

8 См.: Социальная психология: краткий очерк / 9 См.: Столяренко A.M. Экстремальная психопе-

под общ. ред. Г.П. Предвечного. М., 1985. С. 283. дагогика. С. 151.

нической дезорганизации людей—отсут-ствие уверенного управления ими в экстремальных условиях, неавторитетность руководителей местной администрации, неверие людей в то, что они в состоянии вывести их из тяжелой ситуации. Указанные проблемы, возникающие в условиях пожаров, и пути их решения можно отнести к разряду организационнопсихологических вопросов.

Специфико-психологический раздел определяет формы и содержание работы психологов по оказанию помощи населению.

В постэкстремальной работе с пострадавшими выделяются три этапа: размещение людей в зоне безопасности, восстановление сил, включение в деятельность.

В экстремальных условиях возможно оказание психологической помощи трех видов: самопомощь (оказание помощи самому себе, сослуживцами друг другу, взрослыми детям), совместная помощь (в семье—супругами или членами семьи, в коллективе—коллегами, товарищами), специализированная помощь (оказывается штатными психологами, клиническими психологами, психотерапевтами, психиатрами). Последняя, в свою очередь, подразделяется на: психологическое просвещение, психодиагностику, психологическое консультирование, психотерапию, психологическую реабилитацию. Способами психотерапевтической помощи выступают: индивидуальное психологическое консультирование, индивидуальная и групповая психотерапия, психореабилитация (система психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление нарушенных психических функций, психических состояний, социально-трудового

статуса адаптирующихся к новым условиям жизни), психопрофилактика (устранение факторов, вредно отражающихся на психологии человека, и создание положительно влияющих) 10

Наиболее популярны и эффективны методы, ориентированные на релаксацию (достижение состояния покоя, расслабленности, возникающего у человека после снятия напряжения, вызванного тревогой, волнениями, переживаниями, большими физическими и психологическими нагрузками). Произвольно оно достигается проведением релаксационного тренинга или просто нахождением в помещении, не содержащем в обстановке раздражающих или напоминающих о беспокоящем прошлом предметов. Таковыми являются кабинеты психологической разгрузки. Расслаблению способствуют спокойная поза, снятие напряжения с мышц, прикрытие или закрытие глаз, преднамеренно вызываемые эмоционально приятные представления. Усиливает релаксационный эффект использование методов аутогенной тренировки и психотехник.

Сеансы релаксации хорошо проводить в группах под руководством психолога. В постэкстремальный период такие сеансы можно начинать уже на первом этапе, на втором — увеличивать их продолжительность до 45-60 минут, проводить ежедневно; также рекомендовать отдыхающим выполнять релаксационные упражнения самостоятельно (особенно перед сном, в постели); не прекращать и на третьем этапе, но с завершением сеансов мобилизующими формулами.

10 См.: Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях: курс лекций. ч. I. С. 153-164.

Обязательным способом преодоления навязчивых тревожащих воспоминаний служат активные формы отдыха, которые уместны на втором и третьем этапах. Это прежде всего различные групповые спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, водное поло и др.), занятия, требующие умеренной подвижности и сосредоточенности внимания (рисование, плетение корзин, изготовление моделей, рыбная ловля и т. п.).

В публикациях содержится рекомендация достигать в ходе психотерапевтических бесед переноса внимания человека с себя на других, поднимать мысли на надситуативный уровень, на проблемы коллектива, страны, будущего, показывать, что есть люди, пострадавшие больше, и его положение не самое худшее 11. За рубежом применяется и прием рассказа об ужасах, которые данному человеку не пришлось пережить.

В международной практике постэк-стремальной работы и у нас выработано немало психотерапевтических методов снятия ПТСР. Это телесноориентированная терапия, поведенческая психотерапия, когнитивная психотерапия, интегративная трансперсональная терапия, нейролингвистическое программирование, психодинамическая терапия, гештальт-терапия, психоанализ, десенсибилизации и переработки движения глаз и др. Они достаточно сложны по технике исполнения и могут применяться только квалифицированными специалистами.

Популярна форма работы с особой методикой, называемой дебрифингом стресса критического инцидента, раз-

работанной американским психологом Дж. Митчелом в 1983 г. Дебрифинг проводится с группами людей, совместно испытавших стрессовые или трагические события. Цель — минимизировать нежелательные психологические последствия и предупредить развитие синдрома пост-травматических стрессовых расстройств. Суть его в обсуждении психотравмирующей ситуации с воспроизведением совместными усилиями психотравмирующих событий.

Травматогенный, но не осознаваемый человеком внутренний конфликт переживается им при этом вновь, однако, в ослабленной форме (спокойная обстановка, сдерживание эмоций), доступной для рационального анализа. В результате происходит психологическое переключение с неприемлемого, тревожащего опыта на личностно приемлемую его интерпретацию. Достигается это при проведении дебрифинга рассказом каждым его участником о том, что происходило с ним, что он видел, где находился и что делал в обсуждаемом критическом инциденте. Под руководством психолога участники приходят к согласию по поводу хронологии события, его обстоятельств, психических реакций, испытанных ими. Тем самым показывается (что подчеркивается проводящим дебрифинг) универсальный характер имевших место трудностей и переживаний, а не индивидуальная их исключительность как представляется каждому.

В постэкстремальный период имеет смысл применять и современные средства фармакологической защиты, хорошо зарекомендовавшие себя на практике в космонавтике, авиации, на подводном флоте и т. д.

11 См.: Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. С. 584.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.