УДК 343.83+343.95
THE CONSEQUENCES OF EXTREME CONDITIONS FOR LAW ENFORCEMENT OFFICERS
Kazberov Pavel Nikolaevich , candidate of psychological sciences, FKU "Research Institute of the Federal Penitentiary Service", head of the center, [email protected]
Kulakova Svetlana Vladimirovna, FKU "Research Institute of the Federal Penitentiary Service", head of department, [email protected]
Fadeeva Xenia Fedorovna, FKU "Research Institute of the Federal Penitentiary Service", senior researcher, [email protected]
Abstract.The article describes the theoretical aspects of human intervention in extreme events. The consequences of the resulting negative experience for law enforcement officers. The various points of view on this issue. Declared the challenges facing psychologists engaged in psychological support to law enforcement officers, as part of the algorithm psychological selection and training of personnel.
Keywords: extreme conditions, law enforcement officers, members of the correctional system, traumatic stress, psychological support.
О ПОСЛЕДСТВИЯХ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ СИЛОВЫХ СТРУКТУР
Казберов Павел Николаевич, кандидат психологических наук, ФКУ «Научноисследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», начальник
центра, [email protected]
Кулакова Светлана Владимировна, ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», начальник отдела, [email protected]
Фадеева Ксения Федоровна, ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний», старший научный сотрудник, [email protected]
Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты участия человека в экстремальных событиях. Анализируются последствия полученного негативного опыта для сотрудников силовых структур. Приводятся различные точки зрения по рассматриваемой проблеме. Декларируются задачи, стоящие перед психологами, осуществляющими психологическое сопровождение сотрудников силовых структур, в рамках реализации алгоритма психологического отбора и подготовки личного состава.
Ключевые слова: экстремальные условия деятельности, сотрудники силовых структур, сотрудники уголовно-исполнительной системы, травматический стресс, психологическое сопровождение.
Актуальность. Реализация военнослужащими, представителями правоохранительных органов профессиональных задач сопряжена с экстремальными обстоятельствами. Это выражается в борьбе с организованной преступностью, экстремизмом, терроризмом, обеспечении общественной безопасности в районах социальной напряженности, ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф природного и техногенного характера. Выполнение служебных обязанностей сотрудниками уголовно-исполнительной системы, кроме экстремальных ситуаций, включает в себя такой сложный специфический компонент, как взаимодействие со спецконтингентом - наиболее криминально зараженной частью общества, что создает дополнительные источники психотравмирующих событий [8, с. 109].
Вышеобозначенные явления активизировали исследования экстремальных проблем в юридической психологии и привели к возникновению особого научно-прикладного направления - экстремально-юридической психологии и экстремально-юридической педагогики.
Целью данного исследования является анализ последствий экстремальных условий деятельности для сотрудников силовых структур.
Организация исследования. Изучению данной проблемы стали уделять пристальное внимание в начале двадцатого века. Ещё в годы первой мировой войны в научный оборот было введено понятие психических боевых потерь. Отсроченные психические явления, наблюдавшиеся у бойцов, рассматривались в рамках концепции травматического невроза. Зигмунд Фрейд определил эти явления как военный невроз, который он трактовал как состояние эгоконфликта.
К настоящему времени в общей и юридической психологии различные аспекты проблемы последствий деятельности в экстремальных условиях нашли отражение в трудах значительного количества исследователей [2, с. 230].
По данным американских ученых [9], частота психических расстройств, вызванных травматическим стрессом, среди вьетнамских комбатантов колеблется в пределах от 18 до 54 %. Российское, а точнее, еще советское общество, столкнулось с данной проблемой в начале 1980-х годов. По полученным в ходе исследования И.В. Соловьева данным [6, с. 20], 18 % ветеранов войны в Афганистане имеют выраженные в различной степени посттравматические стрессовые расстройства. Считается, что такой вид негативных последствий, как по-
сттравматические стрессовые расстройства, наибольшую выраженность приобретают через несколько месяцев и даже лет после пребывания в ситуации травматического стресса [4, с.5]. Краски в данных исследованиях явно сгущаются, даже специалисты-профессионалы, выполняющие задачи в экстремальных условиях, рассматриваются не иначе как «жертвы», «уцелевшие», «потерпевшие», «несчастные», «лица с психическими расстройствами» либо как представители «группы повышенного риска возникновения различных социальных девиаций» [4, с. 4].
Последствия участия человека в экстремальных событиях, при определенных условиях, действительно способны иметь значительный психотравмирующий эффект. К примеру, обследование участников боевых действий в Афганистане [3, с. 67] выявило ряд следующих оценок ветеранами своего участия в войне: опыт был «лишним в моей жизни», «вредным и тяжелым», «лучше бы такого опыта не было», «ненавижу тех, кто туда послал», «одолела дедовщина», «ухудшилось здоровье».
Но оценка своего боевого опыта «афганцами» далеко не однозначна. Согласно результатам исследования Е.О.Лазебной и М.Е. Зе-леновой [3, с. 68], положительно оценивающих опыт своего участия в боевых действиях выявлено в несколько раз больше, чем оценивающих его отрицательно.
То, что действие стресса способно менять ситуацию человека в трудных условиях не только в худшую, но и в лучшую сторону, указывалось самим автором теории общего адаптационного синдрома Гансом Селье [5, с. 17].
По мнению профессора А.М. Столяренко [7, с. 549], с позиций фило- и онтогенеза, ошибочно отношение к любому экстремальному событию в жизни человека только как к негативному. Исследователь считает [7, с. 550], что в экстремальных ситуациях и их преодолении человеком изначально, природно и социально, заложены механизмы и возможности позитивных последствий и достижений. Автор на основании анализа многочисленных исследований проблемы отмечает [7, с. 554], что число людей, побывавших в экстремальных ситуациях и приобретших негативный «экстремальный след», в процентном соотношении значительно меньше, чем не испытавших никаких последствий или имеющих положительные. Как указывает сам исследователь, в большинстве случаев эти цифры не превышают 30 %, наиболее
распространенные негативные изменения проходят довольно быстро, а долговременные обнаруживаются лишь у 1-5 % индивидов.
Исследования вопроса последствий экстремальных условий деятельности учениками профессора А.М.Столяренко выявили [1, с. 45], что позитивные личностные изменения на постэкстремальном этапе возможны в следующих сферах:
1. В личностной сфере. В направлении личностной саморели-зации человека, преодолевшего экстремальные трудности. Это проявляется в повышении уверенности в себе, в присутствии ощущения силы. Под влиянием пережитых трудностей нередко наблюдаются переоценка ценностей и формирование новых жизненных приоритетов. Происходит личностное взросление, возмужание, укрепление цельности личности.
2. В профессиональной (деятельностной) сфере. После профессиональных экстремальных ситуаций заметен рост профессионализма, некоторое повышение производительности и дисциплины труда, предусмотрительности, бдительности, более строгое отношение к соблюдению мер безопасности.
3. В социально-психологической сфере. Позитивные последствия могут проявляться в социальном признании, повышении социального статуса и социального успеха.
Результаты и обсуждение. С учетом возможных последствий экстремальных условий деятельности перед психологами, осуществляющими психологическое сопровождение сотрудников силовых структур в служебные командировки, на горно-высотную подготовку, в продолжительный полевой выход с отрывом от постоянного места дислокации, стоит задача создания алгоритма психологического отбора и подготовки личного состава. В этой связи необходима реализация следующих задач:
1. Выявление предрасположенности сотрудников в длительных экстремальных условиях к такому негативному проявлению, как нервно-психическая неустойчивость (в том числе оценка вероятности дез-адаптивного поведения в стрессе).
2. Выявление индивидуально-типологических особенностей, которые могут помешать успешному выполнению поставленных перед сотрудником служебно-боевых задач.
3. Определение социопсихотипа сотрудника, а также изучение ролей, которые сотрудник выполняет в управленческой команде.
4. Изучение психоэмоционального статуса личности в группе командируемых для определения (прогнозирования) возможных негативных проявлений в межличностных отношениях, а также свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми, детерминируемых длительным проживанием в экстремальных условиях.
5. Определение стиля саморегуляции поведения, то есть способов планирования и программирования достижения жизненных целей, с учетом значимых внешних и внутренних условий; оценки результатов и корректирования своей активности для достижения субъективно-приемлемых результатов; а также показателей, в какой мере процессы самоорганизации развиты и осознанны.
6. Выявление у сотрудников преобладания нервных процессов (возбуждения или торможения), силы нервной системы в целом, скорости протекания нервных процессов, от которых зависит уровень работоспособности и возможности переносить постоянные психоэмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями местности (сложными климатическими условиями) и трудными физическими задачами.
7. Определение лабильности-инертности второй сигнальной системы, то есть выяснение того, как быстро сотрудники будут «получать - перерабатывать - выполнять» команды руководства (инструктора) в ограниченный период времени, а также соотнесение полученных результатов с имеющимися нормативными показателями.
8. Выполнение запроса руководителей по формированию групп из числа выезжающих в командировку, наиболее совместимых в вопросах включения в деятельность, контроля поведения, а также эмоциональных отношений (формирование квартетов и септетов).
9. Определение жизненного стиля сотрудников на основе выявления особенностей функционирования их механизмов психологической защиты.
10. Установление взаимосвязи защитных механизмов личности с различными аффективными состояниями.
Выводы. Таким образом, основными причинами позитивных психологических изменений являются соответствующие подготовленность и готовность к действиям в экстремальных условиях, эффективное управление и комплексная работа с личным составом (психологическая, медицинская, социальная и пр.) на этапе выполнения профессиональных задач и в постэкстремальный период.
Библиографический указатель:
1. Казберов П.Н. Психологическое обеспечение позитивных личностных изменений у сотрудников ОВД, выполнявших профессиональные задачи в экстремальных условиях: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.06. - М, 2006. - С. 45.
2. Кулакова С.В. Фадеева К.Ф. Психологические аспекты развития и проявления эмоционального выгорания сотрудников пенитенциарных учреждений как следствие профессиональной деятельности // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. межрег. научн.-практ. конф., Томск, 15-16 апреля 2014 г. / под общ. ред. к.п.н., А.А. Вотинова. Выпуск 2; Томский ИПКР ФСИН России. - Томск - Иркутск: Изд-во ООО «Мегапринт», 2014. - С. 230.
3. Лазебная Е.О., Зеленова М.Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал. - 1999. - Том 20, сентябрь - октябрь. - С. 67-68.
4. Метелев А. В. Психологическая экспертиза в органах внутренних дел. - Ижевск, 2004. - С. 4-5.
5. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1979. - С. 17.
6. Соловьев И.В. Жизнь после войны: преодоление психологических последствий. - Кемерово: ГУВД Кемеровской области, 2000. - С. 20.
7. Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. - М., 2002. - С. 549-554.
8. Фадеева К.Ф., Федорова Е.М., Кулакова С.В., Мешкова Л.В. Механизмы переживания и способы совладания с последствиями психотравм сотрудников уголовно-исполнительной системы // Вопросы науки: Воспитание добропорядочного человека и гражданина в современном обществе: сборник по материалам международной научнопрактической конференции (22 июля 2014 г., Воронеж). - Воронеж, 2014. - № 1 (6). - С. 109.
9. Figley Ch.R. Trauma and its wake. - N.Y., 1986.
Статья поступила в редакцию 21.08.2014.