Научная статья на тему 'МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ С 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ С 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ С 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

УДК 37!.7f047)

Проф. Г. Н. Сердюковская, канд. мед. наук М. И. Чурьянова

МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

В ШКОЛЕ С 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В РЯДЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Медицинские и педагогические проблемы поступления детей в школу и, в частности, обоснование оптимального возраста начала школьного обучения, условия обучения шестилетних детей, вопросы «школьной зрелости» и др. в последние годы привлекают все большее внимание исследователей многих стран. Начало обучения детей в школе с 6-летнего возраста имеет определенное социальное, экономическое и культурное значение. Однако эта проблема очень многогранна и сложна, так как поступление в школу — это переломный момент в жизни ребенка, с которого начинается новый этап его жизни с присущими ему новыми обязанностями и режимом деятельности. Пребывание в 1-м классе, процесс учебы предъявляют к организму ребенка существенные требования, что вызывает необходимость облегчить его адаптацию к новым условиям.

В настоящее время в большинстве европейских стран дети поступают в школу в возрасте 6 лет, в Англии — в возрасте 5 лет. В некоторых странах принимают в школу детей как 7, так и 6 лет, если родители сочтут своего 6-летнего ребенка готовым к школьному обучению. Несмотря на то что во многих странах дети обучаются в школе с 6 лет, исследования, касающиеся оценки существующего опыта обучения детей такого возраста, недостаточно широки.

В Англии, где обучение детей в школе по сравнению с другими странами начинается наиболее рано, в 1970/71 учебном году Lawrence провел специальные наблюдения за характером адаптации 5-летних детей к условиям занятий в школе, их отношением к учебе, взаимоотношениями с другими детьми в классе. В поведении 5-летних первоклассников, особенно в первые недели занятий, отмечены такие проявления затрудненной адаптации к условиям школьного обучения, как плаксивость (7,7% мальчиков и 13,1% девочек), чрезмерная застенчивость (соответственно 9,7 и 13,1%), значительная нервная возбудимость (6,2 и 1,5%), раздражительность (1,5 и 1,5%), агрессивность (6,6 и 1,5%). Анкетный опрос педагогов позволил установить также определенные трудности в обучении 5-летних детей.

В настоящее время исследования, касающиеся медико-педагогической оценки обучения 6-летних детей, наиболее широко ведутся в Социалистической Республике Румынии. При этом изучаются медико-гигиенические вопросы адаптации детей такого возраста к условиям обучения и учебным нагрузкам в школе, вопросы, касающиеся обоснования школьной программы, объема учебной нагрузки и режима занятий, а также методические принципы обучения и воспитания детей, начавших обучение в школе с 6 лет. Проведенное румынскими авторами (Tänä-sescu и соавт.) изучение адаптации детей в возрасте 6 лет к нагрузкам учебно-воспитательного процесса в течение первых 2 лет обучения позволило установить явления повышенной нагрузки у детей 2-го класса по сравнению с детьми 1-го класса, что отражалось на динамике веса тела детей, сказывалось в повышении нейромоторной возбудимости и снижении показателей работоспособности. Авторы подчеркивают необходимость разгрузки школьной программы для учащихся 2-го класса, начавших посещать школу в возрасте 6 лет. Отмечена тесная зависимость между успеваемостью детей, их нейромоторным развитием и состоянием здоровья. Выявлены интересные данные, показавшие, что признаки утомления у поступивших в школу в возрасте 6 лет наблюдались главным

образом у хорошо и отлично успевающих детей. При этом у учащихся с хорошей и отличной успеваемостью в условиях той же школьной программы, но начавших обучение в возрасте 7 лет, выраженного утомления не обнаружено.

Следовательно, более пристального внимания' требуют не столько отстающие, сколько успевающие дети, поступившие в 1-й класс в возрасте 6 лет, так как можно полагать, что успешное овладение программой и соблюдение предъявляемых школой требований достигается у хорошо успевающих 6-летних детей ценой очень большого физического и психического напряжения, которое вызывает значительное утомление. Утомление, накапливаясь, может привести к заболеваниям и прежде всего к неврозам, которые часто проявляются не сразу, а в более позднем возрасте. Следует отметить, что в последние годы число неврозов в школьном возрасте заметно увеличилось. По данным А. Божанова и соавт. (Болгария), среди 5135 софийских школьников явления неврозов зарегистрированы в среднем у 14,8% детей (13,1% мальчиков и 16,5% девочек).

Особый интерес представляют проведенные в Румынии (Висиг и соавт.) работы по сравнительному изучению показателей степени адаптации к условиям школьного обучения детей в возрасте 6 и 7 лет. Под наблюдением находились учащиеся 6-летнего возраста, отобранные с учетом их школьной зрелости, которые обучались по облегченной программе. Выяснилась степень нейро-психической нагрузки в конце первой и третьей четвертей учебного года, исследованы некоторые психомоторные функции. Исследования показали, что у учащихся 6-летнего возраста степень адаптации к нагрузкам учебно-воспитательного процесса происходит за счет добавочных усилий в течение первых месяцев пребывания в школе по сравнению с нх соучениками в возрасте 7 лет, несмотря на то что у последних учебная программа была более насыщенной и специальный медико-психологический отбор, т. е. отбор по тестам «школьной зрелости», не был произведен. Показано, что процесс обучения в 1-м классе не оказывает неблагоприятного воздействия на нейро-психомоторные функции 6-летних детей, если отбор их для обучения в школе производится с достаточной тщательностью и их учебная программа строится с учетом особенностей работоспособности учащихся этого возраста. Однако авторы подчеркивают необходимость наблюдения за учащимися, поступившими в школу в 6 лет, как в течение всего первого года обучения, так и во 2-м и 4-м классах, для того чтобы более полно оценить влияние школьного обучения на учащихся, начавших обучение в школе с 6-летнего возраста.

Немаловажное значение при обучении в школе 6-летних детей приобретает разработка рациональной программы и режима школьных занятий. Психопедагогические и гигиенические обоснования учебной нагрузки и специальных методов обучения в 1-м классе для детей 6-летне-го возраста даны в работах румынских авторов (Оргеа и Маппеэси; Оео^еэси-ВозМпа и Апбгеевси). Изучалась организация системы обучения (учебный план и программа учебных занятий, расписание уроков, длительность урока), методика преподавания и обучения чтению, письму и арифметике. Авторами уточнены некоторые критерии отбора элементов содержания школьных предметов в зависимости от способности понимания и работоспособности 6-летних детей. Предложена система организации преподавания, предусматривающая корреляцию и интегрирование знаний разных школьных предметов с целью облегчения их понимания и прочного усвоения. Рекомендуется длительность урока не более 30—35 мин, в течение которых должна обеспечиваться разнообразная деятельность, сочетающая труд с игрой и движением, что должно способствовать уменьшению утомления детей. Разработаны отдельные приемы дидактических игр для различных моментов урока. Авторы подчеркивают необходимость развития у 6-летних детей интереса к учебе,

мотивации обучения, постепенного развития способности сосредотачивать внимание.

С позиций гигиены вопрос о поступлении ребенка в школу не может решаться только на основании его календарного возраста, так как решающую роль играет не он, а возраст развития (биологический возраст), который не всегда совпадает с паспортным. Научными исследованиями установлено наличие определенного числа детей, не достигших «школьной зрелости», для которых процесс обучения в 1-м классе оказывается непосильным или требующим значительного напряжения. Количество таких детей, по данным различных авторов, различно и колеблется в разные годы от 4,5 до 16%. Проблема готовности к школе, «школьной зрелости» привлекает внимание врачей и педагогов многих стран и широко обсуждается в зарубежной литературе. Как основной фактор «школьной зрелости» многие авторы называют слишком ранний возраст поступления в школу. Так, по данным Dumilescu и Catalin (Румыния), способными к школьным занятиям оказались 79% детей 6—7-летнего и 63,7% детей 5—6-летнего возраста; с «сомнительной» способностью к занятиям в школе, поступление которых в школу необходимо отсрочить, оказалось 11,3% детей 6—7-летнего возраста и 14,5% детей 5—6-летнего возраста; дети, которые не имели противопокаэгания к поступлению в школу, но у которых, весьма вероятно, могли наблюдаться трудности в начале школьных занятий, составили 8,2% в возрасте 6—7 лет и 21,8% в возрасте 5—6 лет.

Novak (Чехословакия) среди обследованных им 6-летних детей нашел «зрелыми» 77,6%, недостигшими «школьной зрелости» — 15,4%, «условно зрелыми» — 7%. При этом отмечено, что имеют значение различия в возрасте с 6 мес. Так, среди 6-летних детей количество «незрелых» несколько выше, чем среди более старших детей в возрастном диапазоне 6—б'/г лет. Наблюдения за детьми «зрелыми» и «незрелыми» в течение 2 лет обучения в школе показали, что различия между ними сохраняются в течение всего срока исследования. Естественно, что учет и определение «школьной зрелости», готовности ребенка к школьному обучению приобретают особую остроту при изучении возможности обучения детей в школе с 6-летнего возраста.

Winter (ГДР), исследовавшая вопросы раннего обучения школьников в теоретическом и социальном аспектах, считает, что только хорошо развитые, созревшие для него дети в возрасте 6 лет — 6 лет 3 мес могут переходить от игр к учебе и обучаться не только в условиях семьи или детского сада, но и в школе. Она подчеркивает, что отбор детей в школу должен производиться на основе совместного заключения врача и педагога, а в процессе обучения следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, соответствие школьной нагрузки этим возможностям.

Многие авторы считают необходимым несколько отсрочить поступление в школу детей, не достигших к началу учебного года полностью «школьной зрелости». Во время такой отсрочки детей готовят к школе в специальных группах (школьные детские сады в ГДР, «классы ожидания» при детских садах во Франции, дошкольные центры и специальные классы в Лодзи, Праге и Будапеште).

Таким образом, обучение ребенка в школе с 6-летнего возраста — проблема педагогическая, медицинская и гигиеническая. По данным исследователей ряда зарубежных стран, дети 6 лет в условиях занятий в 1-м классе утомляются больше, чем первоклассники 7-летнего возраста, в особенности хорошо успевающие. Степень адаптации к нагрузкам учебно-воспитательного процесса происходит у 6-летних школьников за счет добавочных усилий по сравнению с детьми 7-летнего возраста. Исследования показали также, что для детей, поступающих в 1-й класс в возрасте 6 лет, необходимо предусмотреть специальный режим и методы обучения с учетом их возрастных особенностей и возможностей. Кроме

того, за такими детьми следует установить тщательное медицинское и педагогическое наблюдение не только в 1-м классе, но и в течение последующих 4 лет.

Ввиду того что значительный процент «незрелых» для поступления в школу детей 7 лет еще больше увеличивается в возрасте 6 лет, исследователи ставят вопрос о том, чтобы раздвинуть возрастные сроки приема детей в школу и обеспечить медико-педагогическое определение их «школьной зрелости».

ЛИТЕРАТУРА. Божанов А., Сяров Н., Батоева Д. Хиг. и здравеоп. (София), 1971, т. 14, с. 68. — В u eu г G. Е., Kelemen A., Serhievski S., Igiena (Вис.), 1971, т. 20, с. 15. — Domilescu M., Cátálin Е., Igiena (Вис.), 1969, т. 18, с. 277. — La wrence W. С. M., Commun. Med., 1972, v. 127, p. 169. — Novak S. В кн.: 5-e Congres International d'hygiène et medecine scolaires et universitaires. Abstracta. Prague, 1967, p. 40. — T à n à s e s с и G., Igiena (Bue.), 1969. т. 18, с. 257. — Tànàsescu G., Stànciulescu E., Cátálin E. et al. Ibid., 1971, т. 20, с. 5.— Win ter L., Z. àrztl. Fortbild. (Jena), 1972, Bd 66, S. 1004.

Поступила ЗД 1973 года

За рубежом

УДК 613+615.91:632.95

Л. Росивал, А. Соколаи, В. Батора

РЕЗУЛЬТАТЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТОКСИКОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ В СТРАНАХ СЭВ ЗА 1962—1972 ГОДЫ

Научно-исследовательский институт гигиены, Братислава, Научно-исследовательский институт агрохимической технологии, Братислава

Координация исследований стран — членов СЭВ по теме «Гигиени-ческо-токсикологическое изучение остаточных количеств пестицидов во внешней среде» продиктовано тем, что химические остатки после использования названных веществ в сельском хозяйстве приобретают в международном масштабе все большее значение. В связи с этим в некоторых странах контроль за использованием пестицидов с учетом их остаточных количеств в продуктах питания регламентируется законом; в большинстве же стран контроль за использованием пестицидов и за их остаточными количествами в продуктах питания систематически не проводится.

Определение допусков остаточных количеств пестицидов особенно важно для охраны здоровья потребителя. Необходимо стремиться, чтобы эти допуски были по возможности едины, что крайне существенно как с точки зрения международной торговли, так и с точки зрения рационального использования пестицидов.

Работы по указанной теме в рамках сотрудничества институтов ЧССР, ГДР, ПНР, ВНР, СССР и НРБ с возложением функций головной организации на Институт гигиены в Праге координировались с 1963 года. С 1966 года эти функции переданы Чехословацкому научно-исследовательскому институту гигиены труда и профзаболеваний, а с 1969 года — Научно-исследовательскому институту гигиены в Братиславе. С 1966 года в этих работах принимают участие и ученые Югославии.

Общие задачи исследований по теме можно сформулировать в следующем виде: снизить опасность остаточных количеств пестицидов во внешней среде (пищевые продукты, фураж, вода, почва, воздух) для здо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.