Научная статья на тему 'МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕЛЕ'

МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ СЕЛА / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ПЕРВИЧНАЯ ФЕЛЬДШЕРСКАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ФЕЛЬДШЕРСКО-АКУШЕРСКИЙ ПУНКТ / ВРАЧИ / ФЕЛЬДШЕРА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лазарев А.В., Кизеев М.В., Калининская А.А., Баянова Н.А., Муфтахова А.В.

Цель исследования. Разработать предложения по совершенствованию организации медицинской помощи жителям села на основе анализа медико-демографической ситуации заболеваемости, кадрового обеспечения и доступности медицинской помощи жителям сельских поселений. Материалы и методы. Проанализированы формы государственного статистического наблюдения Минздрава России, а также результаты социологических исследований. Для обработки полученных результатов исследования применялись следующие методы: статистический, социологический, аналитический, непосредственного наблюдения. Пилотной базой для социологического исследования являлась Оренбургская область. Результаты. Сельское население (2021 г.) составляет 25,2% населения Российской Федерации, или 37,3 млн чел. Средняя ожидаемая продолжительность жизни сельского населения ниже 70,7 лет, городского - 71,8 года. У мужчин на селе этот показатель особо низок (66 лет). Смертность сельского населения за 20 лет анализа выше, чем городского. В 2020 г.отмечен резкий подъем смертности населения: городского - до 14,3, сельского - до 15,4O, что связано с пандемией COVID-19. Показатели общей и первичной заболеваемости сельского населения ниже, чем городского. Разница показателей общей заболеваемости сельского населения в федеральных округах Российской Федерации в 1,5 раза. Проведенные социологические исследования в пилотном субъекте Российской Федерации показали, что 46% селян имели 5 и более хронических заболеваний, у проживающих в зоне обслуживания фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) их доля выше (54%). Отдаленность проживания от районной больницы (РБ), плохое транспортное сообщение и большие сроки ожидания скорой помощи указывают на низкую доступность первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) жителям села и, в первую очередь для проживающих в зоне обслуживания ФАП. Обеспеченность медицинских организаций врачами на селе за 6 лет анализа (2015-2020 гг.) в Российской Федерации уменьшилась с 14,4 до 14,0 на 10 тыс. сельского населения, обеспеченность средним медицинским персоналом (СМП) также снизилась с 54,9 до 50,3O. Число физических лиц СМП, работающего на ФАП, уменьшилось на 12,6%, фельдшеров - на 8,4%. Число ФАП и фельдшерских пунктов (ФП) снизилось на 4,6%, эту ситуацию нельзя оценить позитивно. Заключение. Низкий уровень состояния здоровья и плохая доступность медицинской помощи жителям села требуют разработки эффективных механизмов оказания медицинской помощи, направленных на улучшение доступности ПМСП, в первую очередь фельдшерской.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лазарев А.В., Кизеев М.В., Калининская А.А., Баянова Н.А., Муфтахова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEALTH AND DEMOGRAPHIC SITUATION IN THE RURAL RUSSIA

Objective. To develop proposals for improving the organization of medical care for rural residents based on an analysis of the medical and demographic situation of morbidity, staffing and accessibility of medical care to residents of rural areas. Methods. The study uses forms of state statistical observation of the Ministry of Health of Russia, as well as the results of sociological studies. Statistical, sociological, analytical, direct observation methods were used to process the results of the study. The sociological research was based in the Orenburg region. Results. The rural population (2021) was 25.2% of the population of the Russian Federation, or 37.3 million people. The average life expectancy of the rural population is below 70.7 years, while that of the urban population is 71.8 years. The rural male population has especially low life expectancy of 66 years. Over the 20 years of the research, the mortality rate of the rural population has been higher than that of the urban population; in 2020, a sharp increase in the mortality rate of the population was registered: urban population - up to 14.3%, rural population - up to 15.4%, which is associated with the COVID-19 pandemic. Indicators of general and primary morbidity of the rural population are lower than those of the urban population. The difference in the indicators of the general morbidity of the rural population in the federal districts of the Russian Federation is 1.5 times. Conducted sociological studies in the Orenburg region showed that 46% of the villagers had five or more chronic diseases. The share of these patients is higher for those who are under observation by rural medical and obstetric posts (54%). The remoteness of district hospitals, poor transport links and long waiting times for an ambulance indicate a low availability of primary health care for village residents and, first, for those living in the rural health post service area. The provision of medical organizations with doctors in rural areas over the 6 years of analysis (2015-2020) in the Russian Federation decreased from 14.4 to 14.0 per 10 thousand rural population, the provision with nursing staff also decreased from 54.9 to 50.3%. The negative trend is reflected in the decreasing number of nursing staff working in rural medical and obstetric posts -from 12.6% to 8.4%, while the number of rural medical and obstetric posts and rural medical posts decreased by 4.6%. Interpretation. The low level of health status and poor accessibility of medical care to rural residents require the development of effective mechanisms for the provision of medical care aimed at improving the availability of primary health care, primarily the network of rural medical and obstetric posts.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕЛЕ»

DOI: 10.26347/1607-2502202207-08018-024

МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ НА СЕЛЕ

Цель исследования. Разработать предложения по совершенствованию организации медицинской помощи жителям села на основе анализа медико-демографической ситуации заболеваемости, кадрового обеспечения и доступности медицинской помощи жителям сельских поселений.

Материалы и методы. Проанализированы формы государственного статистического наблюдения Минздрава России, а также результаты социологических исследований. Для обработки полученных результатов исследования применялись следующие методы: статистический, социологический, аналитический, непосредственного наблюдения. Пилотной базой для социологического исследования являлась Оренбургская область. Результаты. Сельское население (2021 г.) составляет 25,2% населения Российской Федерации, или 37,3 млн чел. Средняя ожидаемая продолжительность жизни сельского населения ниже 70,7 лет, городского — 71,8 года. У мужчин на селе этот показатель особо низок (66 лет). Смертность сельского населения за 20 лет анализа выше, чем городского. В 2020 г. отмечен резкий подъем смертности населения: городского — до 14,3, сельского — до 15,4%о, что связано с пандемией COVID-19. Показатели общей и первичной заболеваемости сельского населения ниже, чем городского. Разница показателей общей заболеваемости сельского населения в федеральных округах Российской Федерации в 1,5 раза. Проведенные социологические исследования в пилотном субъекте Российской Федерации показали, что 46% селян имели 5 и более хронических заболеваний, у проживающих в зоне обслуживания фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) их доля выше (54%). Отдаленность проживания от районной больницы (РБ), плохое транспортное сообщение и большие сроки ожидания скорой помощи указывают на низкую доступность первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) жителям села и, в первую очередь для проживающих в зоне обслуживания ФАП. Обеспеченность медицинских организаций врачами на селе за 6 лет анализа (2015—2020 гг.) в Российской Федерации уменьшилась с 14,4 до 14,0 на 10 тыс. сельского населения, обеспеченность средним медицинским персоналом (СМП) также снизилась с 54,9 до 50,3%. Число физических лиц СМП, работающего на ФАП, уменьшилось на 12,6%, фельдшеров — на 8,4%. Число ФАП и фельдшерских пунктов (ФП) снизилось на 4,6%, эту ситуацию нельзя оценить позитивно.

Заключение. Низкий уровень состояния здоровья и плохая доступность медицинской помощи жителям села требуют разработки эффективных механизмов оказания медицинской помощи, направленных на улучшение доступности ПМСП, в первую очередь фельдшерской. Ключевые слова: медико-демографическая ситуация; здравоохранение села; первичная медико-санитарная помощь, первичная фельдшерская медико-санитарная помощь; заболеваемость (общая, первичная); сельское население; фельдшерско-акушерский пункт; COVID-19; врачи; фельдшера

Финансирование. Исследование не получило спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Кизеев М.В., Лазарев A.B., Калининская A.A., Баянова H.A., Муфтахова A.B., Смирнов A.A. Медико-демографическая ситуация на селе. Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2022; 7-8: 18-24. DOI: 10.26347/1607-250220220708018-024

А.В. Лазарев1, М.В. Кизеев1, А.А. Калининская1, Н.А. Баянова2, А.В. Муфтахова2, А.А. Смирнов1

1 ФГБНУ «Национальный НИИ Общественного здоровья

им. H.A. Семашко», Москва, Россия

2 ФГБОУВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Оренбург, Россия

HEALTH AND DEMOGRAPHIC SITUATION IN THE RURAL RUSSIA

Objective. To develop proposals for improving the organization of medical care for rural residents based on an analysis of the medical and demographic situation of morbidity, staffing and accessibility of medical care to residents of rural areas.

Methods. The study uses forms of state statistical observation of the Ministry of Health of Russia, as well as the results of sociological studies. Statistical, sociological, analytical, direct observation methods were used to process the results of the study. The sociological research was based in the Orenburg region.

Results. The rural population (2021) was 25.2% of the population of the Russian Federation, or 37.3 million people. The average life expectancy of the rural population is below 70.7 years, while

Andrey Lazarev1, Mikhail Kizeev1, Prof. Aleftina Kalininskaya1, Natalia Bayanova2, Alesya Muftakhova2, Aleksei Smirnov1

1 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia

2 Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia

that of the urban population is 71.8 years. The rural male population has especially low life expectancy of 66 years. Over the 20 years of the research, the mortality rate of the rural population has been higher than that of the urban population; in 2020, a sharp increase in the mortality rate of the population was registered: urban population — up to 14.3%, rural population — up to 15.4%, which is associated with the COVID-19 pandemic. Indicators of general and primary morbidity of the rural population are lower than those of the urban population. The difference in the indicators of the general morbidity of the rural population in the federal districts of the Russian Federation is 1.5 times. Conducted sociological studies in the Orenburg region showed that 46% of the villagers had five or more chronic diseases. The share of these patients is higher for those who are under observation by rural medical and obstetric posts (54%). The remoteness of district hospitals, poor transport links and long waiting times for an ambulance indicate a low availability of primary health care for village residents and, first, for those living in the rural health post service area. The provision of medical organizations with doctors in rural areas over the 6 years of analysis (2015—2020) in the Russian Federation decreased from 14.4 to 14.0 per 10 thousand rural population, the provision with nursing staff also decreased from 54.9 to 50.3%. The negative trend is reflected in the decreasing number of nursing staff working in rural medical and obstetric posts — from 12.6% to 8.4%, while the number of rural medical and obstetric posts and rural medical posts decreased by 4.6%.

Interpretation. The low level of health status and poor accessibility of medical care to rural residents require the development of effective mechanisms for the provision of medical care aimed at improving the availability of primary health care, primarily the network of rural medical and obstetric posts.

Keywords: medical and demographic situation; rural health; primary health care, primary health care in rural areas; morbidity (general, primary); rural population; rural medical and obstetric post; COVID-19; MDs; physician assistant

Financing. The study had no funding.

Conflict of interests. The authors declare no competing interest.

For citation: Lazarev AV, Kizeev MV, Kalininskaya AA, Bayanova NA, Muftakhova AV, Smirnov AA. Health and demographic situation in the rural Russia. Health Care Standardization Problems. 2022; 7-8: 18-24. DOI: 10.26347/1607-2502202207-08018-024

Медико-демографическая ситуация в стране характеризуется низким уровнем здоровья сельского населения, что объективно препятствует экономическому развитию страны, так как сельское хозяйство является важной составляющей ее ресурсного обеспечения [1—3].

В Российской Федерации с 2018 г. реализуется федеральный проект «Укрепление общественного здоровья» национального проекта «Демография», в рамках которого поставлены задачи: создание инфраструктуры по укреплению общественного здоровья; разработка и внедрение региональных, муниципальных и корпоративных программ укрепления здоровья; разработка дополнительных нормативно-правовых актов, касающихся здоровьесбережения сельского населения [4].

Реформирование медицинской помощи населению сельских территорий должно основываться на эффективном использовании имеющихся ресурсов здравоохранения, исходя из ключевых проблем доступности и качества медицинской помощи селянам [5—8].

Недостаток медицинских кадров на селе осложняет доступность медицинской помощи для значительной части сельского населения. Остается значимым привлечение молодых специалистов к работе в селе [9, 10]. Федеральные и муниципальные власти должны обеспечить ресурсами и информационным сопровождением здравоохранение села [11—13].

Актуальными проблемами села являются низкая плотность населения, измельчение и обез-людивание сельских поселений; плохое транспортное сообщение. Отмечено, что для селян медицинские организации (МО) территориально доступны только в 49%, труднодоступны — 40% и практически недоступны — 9%. У жителей села низкая медицинская активность и госпитализируются лишь при неотложных состояниях1.

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации». URL: https://base.garant.ru/ 71792302/

Цель исследования — разработать предложения по совершенствованию организации медицинской помощи жителям села на основе анализа медико-демографической ситуации заболеваемости, кадрового обеспечения и доступности медицинской помощи жителям сельских поселений.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Проанализированы формы государственного статистического наблюдения Минздрава России, а также результаты социологических исследований. Для обработки полученных результатов исследования применялись следующие методы: статистический, социологический, аналитический, непосредственного наблюдения.

Пилотной базой для социологического исследования являлась Оренбургская область.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Сельское население (2021 г.) составляет 25,2% населения страны, или 37,3 млн человек. В трети субъектов Российской Федерации доля сельских жителей более 33% населения. За последние 20 лет (2001—2021 гг.) российское село утратило около 1 млн людских ресурсов. Прогноз численности сельского населения (средний вариант) не утешителен. К 2036 г. численность сельского населения достигнет 32,9 млн человек, а доля в общей численности населения составит 22,5%.

Средняя ожидаемая продолжительность жизни сельского населения ниже 70,7 лет, городского — 71,8 года. Мужчины на селе и в городе живут меньше, чем женщины, на селе этот показатель у мужчин составляет 66 лет.

Коэффициент рождаемости у сельского населения за 20 лет анализа выше, чем городского, с 2015 г. показатели на селе начали активно снижаться и в 2020 г. коэффициент рождаемости составил у сельского населения 9,6%о, у городского — 9,9%.

Смертность сельского населения за 20 лет анализа за все годы была и остается выше, чем городского. До 2019 г. показатели имели тенденцию к снижению. В 2019 г. показатели снизились у городского населения до 11,3%о, сельского — до 13,3%о. В 2020 г. отмечен резкий подъем смертности населения: городского — до 14,3%о,

сельского — до 15,4%о. Подъем показателей связан с пандемией СОУГО-19.

Сравнительный анализ заболеваемости населения Российской Федерации (общей и впервые выявленной) в 2020 г. показал, что заболеваемость сельского населения ниже, чем городского (табл. 1). Показатели общей заболеваемости сельского населения составили 117 993,2 на 100 тыс. соответствующего населения, городского — выше 166 901,5%о соответственно. Первичная заболеваемость сельских жителей также ниже, чем городского и составила 55 082,4%о, городских — 83 002,2%о, что свидетельствует о более низкой доступности медицинской помощи жителям села.

Анализ показал, что разница в показателях общей заболеваемости сельского населения в федеральных округах Российской Федерации в 1,5 раза. Наибольший показатель отмечен в Приволжском Федеральном округе — 142 220,6 на 100 тыс. сельского населения, наиболее низкий в Дальневосточном Федеральном округе — 96 922,8% (РФ — 114993,2%) (рисунок). Разница в показателях в определенной степени связана с разной доступностью и организацией медицинской помощи жителям в сельских территориях Российской Федерации, что требует анализа региональных особенностей состояния здоровья населения сельских поселений и факторов, на них влияющих.

Нами проведено социологическое исследование, касающееся состояния здоровья и доступности медицинской помощи сельскому населению в пилотной территории — Оренбургская область.

На год анализа в Оренбургской области доля сельского населения составила 40,1%, численность сельских поселений составила 1037 и число ФАП — 945. По числу жителей сельские населенные пункты распределились следующим

Таблица 1

Показатели заболеваемости населения Российской Федерации (на 100 тыс. соответствующего населения), 2020 г.

Население Общая заболеваемость Впервые выявленная

Всего Сельское Городское 156 111,4 117 993,2 166 901,5 75 840,1 55 082,4 83 002,2

Дальневосточный федеральный округ

Северо-Кавказский федеральный округ

Центральный федеральный округ

Южный

федеральный округ

Уральский федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

96922,8 104627,5

■ 104674,6

■ 107948,8 ^т 116703,4

121429,9 132854,1 142220,6

Ранжирование Федеральных округов РФ по показателю общей заболеваемости сельского населения, (на 100 тыс. соответствующего населения), 2020 г.

Источник: Сельское здравоохранение России в

2020 году. Сборник ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России. — М.,

2021

образом: от 200 до 500 жителей — 36%; от 100 до 200 жителей — 26%; от 500 до 800 человек — 15%. Имелись мелкие поселения с числом жителей до 30 человек—2,3% и до 10 человек — 0,7%.

Анкетирование проводилось в районных больницах (РБ), в сельских врачебных амбулаториях (СВА) и на ФАП. В социологическом исследовании приняли участие 1400 человек взрослого населения сельских поселений области, расположенных в разных зонах удаленности от РБ.

Проведенные социологические опросы, касающиеся здоровья сельских жителей, показали, что 98% селян имели хронические заболевания, при этом 46% опрошенных имели 5 и более хронических заболеваний, у проживающих в зоне обслуживания ФАП их доля выше — 54%, СВА — 49%, РБ — 35%.

45% селян, проживающих в зоне обслуживания ФАП, обращались к врачу только в случае тяжелого заболевания, в зонах обслуживания СВА и РБ их доля ниже и составила соответственно 20 и 17%.

38% жителей приписных ФАП ожидали скорую медицинскую помощь более 1 ч, 23,8% — от 45 мин до 1 ч и только 1,3% жителей — от 15 до 30 мин.

65% сельских жителей приписных к ФАП проживали от ближайшей МО на расстоянии от 1 до 2 км; от 2 до 5 км проживали 10%; от 5 до

15 км — 9%; от 15 до 30 км — 8 и 7% селян проживали в 30 и более километров.

Затраты на дорогу до РБ жителей сельских населенных пунктов, прикрепленных к ФАП, были следующие: от 10 до 20 мин — 2%, от 20 до 30 мин — 3%, от 30 до 40 мин — 10%; 85% опрошенных добирались до ЦРБ от 40 мин и более часа. Анализ показал, что автобусное сообщение в зоне обслуживания ФАП в большей степени не регулярное: в 56% случаев 1—2 раза в неделю.

Результаты социологических опросов свидетельствуют о плохом состоянии здоровья и низкой доступности врачебной помощи жителям села, в большей мере это касается селян, проживающих в населенных пунктах приписных к ФАП. Вышесказанное определяет значимость кадровой обеспеченности здравоохранения села, в первую очередь фельдшерской помощью, при этом актуально сохранение и развитие ФАП в сельских поселениях.

Анализ обеспеченности медицинскими кадрами сельского населения Российской Федерации в динамике (2015—2020 гг.) показал, что обеспеченность МО врачами на селе уменьшилась с 14,4 до 14,0 на 10 тыс. сельского населения (табл. 2). Некоторый рост обеспеченности врачами в 2017 г. (до 14,8%о) связан в определенной мере с программой «Земский доктор», которая реализуется с 2012 г.

Обеспеченность средним медицинским персоналом в Российской Федерации за тот же период анализа также снизилась с 54,9 до 50,3%о. При этом число физических лиц СМП, работающего на ФАП, уменьшилось с 12,6%, фельдшеров, самых востребованных на селе, снизилось на 8,4%. Число ФАП и ФП также уменьшилось на 4,6%.

В России с 2015 г. работает программа «Земский фельдшер», в соответствии с которой каждому специалисту со средним медицинским образованием, направляемому на работу в село, выплачивается подъемный капитал в размере 500 тыс. руб., однако ситуация с обеспеченностью фельдшерами на селе практически не изменилась.

Учитывая низкую доступность медицинской помощи на селе и значимость фельдшерской помощи для сельских жителей, снижение числа ФАП и сокращение числа фельдшеров нельзя считать позитивом.

Таблица 2

Показатели обеспеченности медицинскими кадрами медицинских организаций на селе в Российской Федерации в динамике за 2015—2020 гг.

Показатели 2015 г. 2017 г. 2019 г. 2020 г. Изменение показателя к 2015 г.

Обеспеченность врачами на 10 000 сельского насе- 14,4 14,8 14,3 14,0 0,4 на 10 тыс. населения

ления

Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 000 населения 54,9 53,4 51,7 50,3 -4,6 на 10 тыс. населения

Число физических лиц среднего медицинского персонала, работающих на ФАП, ФП 37 446 35 266 33 664 32 722 -12,6%

в том числе фельдшеров 22 894 21 862 21 220 20 962 -8,4%

Число фельдшерско-акушерских и фельдшерских пунктов

Число ФАП и ФП 34 876 35 526 33 328 33 282 -4,6%

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р «Целевые показатели стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» 2 планируется ввод в действие в сельской местности за период 2020—2030 гг. 1244 ФАП и/или офисов общих врачебных практик.

Следует отметить, что порядок оценки последствий реорганизации или ликвидации МО должен устанавливаться Постановлением Правительства Российской Федерации. Решение о реорганизации или ликвидации МО, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с согласия жителей данного поселения [14]. Однако, как показал анализ, это Распоряжение в отношении ФАП и ФП не выполняется.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Низкий уровень состояния здоровья и плохая доступность медицинской помощи жителям села требуют разработки более эффективных механизмов оказания медицинской помощи, направленных на улучшение финансового, материального, кадрового обеспечения здравоохранения. Оптимизацию системы здравоохранения села необхо-

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации № 151-р от 2.02.2015 «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» (с изменениями на 13 января 2017 года). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons doc LAW 174933/

димо начинать с повышения уровня и доступности ПМСП, в том числе первичной фельдшерской медико-санитарной помощи с одновременной оптимизацией финансовых, материально-технических и кадровых ресурсов здравоохранения:

— оценивая результаты «Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года», следует отметить негативную ситуацию, складывающуюся с продолжающимся сокращением количества МО на селе, в том числе ФАП;

— следует обеспечивать смещение медицинской помощи на селе в сторону развития общих (семейных) практик. Внедрение офисов общих врачебных практик следует осуществлять в условиях совместной работы ВОП и фельдшера;

— необходимо развитие передвижных мобильных комплексов на селе;

— требует развития транспортно-информа-ционная инфраструктура села;

— структурные и функциональные преобразования в сельском здравоохранении необходимо осуществлять в условиях широкого согласования с общественностью.

ВЫВОДЫ

Выход из демографического кризиса на селе требует модернизации демографической и экономической политики села. Задачами федеральной и муниципальных властей является обеспечение и решение стратегических задач в сельских территориальных образованиях, в том числе для жителей отдаленных сельских поселений.

С целью укрепления материально-технической базы МО в сельских территориях необходимо предусмотреть целевое финансирование из регионального бюджета на строительство зданий, сооружений, в том числе ФАП, а также на транспортное обеспечение.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стародубов В.И., Калининская A.A., Матвеев Э.Н., Кузнецов С.И., Шляфер С.И. Организация медицинской помощи. Главврач. 2002; 2: 2—5.

2. Хабриев Р.У., Щепин О.П., Миргородская О.В. Комплексная оценка целевых показателей здоровья населения Центрального Федерального Округа Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(3): 349—354. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-3-349-354.

3. Калининская A.A., Баянова H.A., Муфтахова A.B., Сулькина Ф.А., Рассоха Д.В. Медико-демографические проблемы села. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(6): 1247— 1251. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1247-1251.

4. Салагай О.О., Сошкина К.В., Летникова Л.И., Стародубов В.И., Драпкина О.М., Хальфин P.A., Кобякова О.С., Хабриев Р.У. Здоровье в год коронавируса. Общественное здоровье. 2021; 1(1): 7—18. http://dx.doi.org/ 10.21045/2782-1676-2021-1-1-7-18

5. Калининская A.A., Злобин А.Н., Шляфер С.И., Дементьев А.И. Стационарозамещающие формы медицинской помощи в Тверской области и их экономический эффект. Здравоохранение. 2000; 3: 73—75.

6. Стародубов В.И., Калининская A.A., Сон И.М., Щепин В.О. и др. Первичная медико-санитарная помощь: механизмы совершенствования. Вена, 2016.

7. Калининская A.A., Баянова H.A. Оценка территориальной доступности первичной врачебной медико-санитарной помощи сельскому населению. Казанский медицинский журнал. 2020; 101(6): 890—896 http:// dx.doi.org/10.17816/KMJ2020-890.

8. Репринцева Е.В. О развитии амбулаторно-поликлини-ческой сети сельского здравоохранения РФ. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021; 10; 3(36): 312—314.

9. Шляфер С.И. Кадровый потенциал сестринской службы Российской Федерации. Главная медицинская сестра. 2011; 7: 20—28.

10. Дощанникова O.A. Социально-экономическое стимулирование как фактор ликвидации дефицита врачебных кадров в сельском здравоохранении. Главврач. 2020; 10: 41—52. http://dx.doi.org/10.33920/med-03-2010-05.

11. Калининская A.A., Стрючков В.В., Дзугаев А.К., Кудрявцев A.A. Реформирование функционально-организационной структуры здравоохранения села. Здравоохранение Российской Федерации. 2009; 6: 12—16.

12. Кантемирова М.А., Аликова З.Р. Цифровая экономика: развитие процессов цифровизации медицины в регионе. Сб.: От «Капитала» к цифровой экономике. Сбор-

ник научных статей. Под ред. А.У. Огоева. Северо-Осе-тинский государственный университет им. К.Л. Хета-гурова. 2019: 69—75.

13. Хабриев Р.У., Бакирова Э.А., Берсенева Е.А., Савостина Е.А. COVID-19 как катализатор развития телемедицинских услуг сельскому населению. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2021; 29(5): 1029—1033.

14. Гуранжа А.П. Проблемы и вопросы конституционного административного права. К вопросу совершенствования правового регулирования в сфере здравоохранения в Российской Федерации. Вестник ЮрГУ. Серия «Право». 2016; 16 (1): 97—102.

REFERENCES

1. Starodubov VI, Kalininskaya AA, Matveev EN, Kuzne-tsov SI, Shlyafer SI. Organization of medical care. Head Physician. 2002; 2: 2—5. Russian.

2. Khabriev RU, Shchepin OP, Mirgorodskaya OV. The complex evaluation of target indices population health in the Central Federal Okrug of the Russian Federation. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2019; 27(3): 349—354. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-3-349-354. Russian.

3. Kalininskaya AA, Bayanova NA, Muftahova AV, Sulki-na FA, Rassoha DV. The Medical Demographic Problems of Rural Population. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2020; 28(6): 1247—1251. http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-6-1247-1251. Russian.

4. Salagay OO, Soshkina KV, Letnikova LI, Starodubov VI, Drapkina OM, Halfin RA, Kobyakova OS, Khabriev RU. Public health in the «year of coronavirus». Public Health. 2021; 1(1): 7—18 http://dx.doi.org/10.21045/2782-1676-2021-1-1-7-18. Russian.

5. Kalininskaya AA, Zlobin AN, Shlyafer SI, Dementev AI. Hospital-replacing forms of medical care in the Tver region and their economic effect. Healthcare. 2000; 3: 73—75. Russian.

6. Starodubov VI, Kalininskaya AA, Son IM, Shchepin VO. Primary health care: mechanisms for improvement. Vienna, 2016. Russian.

7. Kalininskaya AA, Bayanova NA. Scientific substantiation of the assessment of the territorial availability of primary medical health care to the rural population. Kazan Medical Journal. 2020; 101(6): 890—896. http://dx.doi.org/ 10.17816/KMJ2020-890. Russian.

8. Reprinceva EV. Development of the outpatient network of rural health care in the Russian Federation. Azimuth of Scientific Research: Economics and Management. 2021; 10; 3(36): 312—314. Russian.

9. Shlyafer SI. Personnel potential of the nursing service of the Russian Federation. Chief Nurse. 2011; 7: 20—28. Russian.

10. Doshchannikova OA. Socio-economic incentives as a factor in eliminating the shortage of medical personnel in rural health care. Head Physician. 2020; 10: 41—52. http:// dx.doi.org/10.33920/med-03-2010-05. Russian.

11. Kalininskaya AA, Stryuchkov VV, Dzugaev AK, Kudryav-cev AA. Reforming the functional-and-organizational

structure of rural health care services. Health Care of the Russian Federation. 2009; 612—16. Russian.

12. Kantemirova MA, Alikova ZR. Digital economy: development of digitalization processes in medicine in the region. In collection «From «Capital» to the digital economy». Ogoev AU, editor. North Ossetian State University after K.L. Hetagurov. 2019: 69—75. Russian.

13. Khabriev RU, Bakirova EA, Berseneva EA, Savostina EA. COVID-19 as a catalyst of development of telemedicine

services to rural population. Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine. 2021; 29(5): 1029—1033. Russian.

14. Guranzha AP. On the improvement of legal regulation in health care of the Russian Federation. Bulletin of the South Ural State University. Series «Law». 2016; 16(1): 97—102. Russian.

Поступила/Received: 31.05.2022 Принята к опубликованию/Accepted: 15.06.2022

Сведения об авторах:

Лазарев Андрей Владимирович — канд. мед. наук, научный сотрудник «Национальный НИИ общественного здоровья имени H.A. Семашко». 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1. Тел. +7(920)047-37-77. E-mail: andrey.v.lazarev@gmail.ru. https://orcid.org/0000-0001-6574-7875

Кизеев Михаил Владимирович — канд. мед. наук, научный сотрудник отделения медико-социальных проблем ФГБНУ «Национальный НИИ Общественного здоровья им. H.A. Семашко». 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1. Тел. +7(910)667-30-09. E-mail: zmvk@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-0293-8372

Калининская Алефтина Александровна — д-р мед. наук, профессор, главный научный сотрудник отдела исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени H.A. Семашко». 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1. Тел. +7(916)835-87-29. E-mail: akalininskya@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0002-6984-6536, SPIN: 3315-1595, Scopus Author. ID: 55791248200

Баянова Наталья Александровна — д-р мед. наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 460000, Оренбург. ул. Советская, 6; научный сотрудник отдела исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени H.A. Семашко». 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1. Тел.: +7(922)551-16-81. E-mail: doctor_bajanova@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2774-4072

Муфтахова Алеся Васыховна — аспирант кафедры общественного здоровья и здравоохранения № 1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации. 460000, Оренбург, ул. Советская, 6. E-mail: willisa@bk.ru

Смирнов Алексей Александрович — лаборант-исследователь отдела исследований общественного здоровья ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени H.A. Семашко». 105064, Москва, ул. Воронцово поле, д. 12, стр. 1. E-mail: alexsm-v@ya.ru. https://orcid.org/0000-0002-0275-2893 SPIN: 5761-8138

About the authors:

Andrey V. Lazarev — Ph.D. in Medicine, researcher, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: andrey.v.lazarev@gmail.ru. https://orcid.org/0000-0001-6574-7875

Mikhail V. Kizeev — Ph.D. in Medicine, researcher, Department of Medicine and Social Issues, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: zmvk@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-0293-8372

Prof. Aleftina A. Kalininskaya — Sc.D. in Medicine, Principal Researcher, Public Health Research Department, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: akalininskya@yandex.ru. https://orcid.org/0000-0002-6984-6536. SPIN: 3315-1595. Scopus Author. ID: 55791248200

Natalia A. Bayanova — Sc.D. in Medicine, Associate Professor, Department of Public Health and Healthcare No. 1, Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia; researcher, Public Health Research Department, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: doctor_bajanova@mail.ru. https://orcid.org/0000-0002-2774-4072

Alesya V. Muftakhova — Ph.D. student, Department of Public Health and Healthcare No. 1, Orenburg State Medical University, Orenburg, Russia. E mail: willisa@bk.ru

Aleksei A. Smirnov — Laboratory Researcher, Public Health Research Department, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russia. E-mail: alexsm-v@ya.ru. https://orcid.org/0000-0002-0275-2893 SPIN: 5761-8138

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.