Таблица 2
Результаты изменение ЧСС________________________________
ЧСС до занятий ЧСС через месяц Разность Ранг
65 63 -2 2,5
74 66 -8 9
68 72 +4 5
66 68 +2 2,5
76 71 -5 6
80 77 -3 4
73 68 -5 6
72 65 -7 8
69 68 -1 1
78 69 -9 10
Чтобы изучить косвенное влияние занятий гиревым спортом на учебную успеваемость в экспериментах 2007 - 2008 гг., мы сопоставили показатели 12 гиревиков -членов сборной команды ВИТУ и 82 человека - личный состав 24 курса 4-го года обучения в учебной успеваемости. Их результаты сравнивались со средними годовыми учебными показателями 24 курса 4-го года обучения.
За аттестационный период гиревики получили оценки: «отлично» - 78%, «хорошо» - 20%, «удовлетворительно» - 2%.
Средние оценки по всему курсу составили: «отлично» - 54%, «хорошо» - 32%, «удовлетворительно» - 13%, «неудовлетворительно» - 1%.
ВЫВОДЫ
Экспериментальные исследования подтвердили эффективность использования гиревого спорта в физической и профессиональной подготовке военнослужащих инженерных войск.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградов, Г.П. Сравнительная характеристика упражнений с отягощениями для тренировки рекреационной направленности / Г.П. Виноградов //Материалы регион. н.п. к. - Ростов-на-Дону: [б. и.], 1995. - Т. 6, Ч. 1.- С. 27-33.
2. Воротынцев, А.И. Гири. Спорт сильных и здоровых. / А.И. Воротынцев. -М.: Советский спорт, 2002. - 272 с.
3. Никулин, Л.В. Силовая подготовка курсантов высших военно-учебных заведений инженерного профиля. / Л.В. Никулин. - СПБ.: ВИТУ, 2008. - 86 с.
Контактная информация: [email protected]
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ГИМНАСТОК ВЫСОКОГО КЛАССА
Ирина Александровна Винер, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный
тренер России, президент Федерации художественной гимнастики РФ,
Раиса Николаевна Терёхина, доктор педагогических наук, профессор,
Нина Константиновна Першина, главный врач сборной команды России по художественной гимнастике Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье обосновывается система медико-биологического сопровождения сборной команды России по художественной гимнастике.
Ключевые слова: система, художественная гимнастика, медико-биологическое сопро-
вождение.
MEDICAL AND BIOLOGICAL SUPPORT IN SYSTEM OF INTEGRATED TRAINING OF TOP WOMEN-GYMNASTS
Irina Aleksandrovna Wiener, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Deserved trainer of Russia, president of Federation of art gymnastics of the
Russian Federation,
Raisa Nikolaevna Terekhina, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Nina Konstantinovna Pershina, the head physician of a art gymnastics national team of
Russia
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
The system of medical and biological support of modern rhythmic gymnastics national team of Russia is justified in article.
Keywords: system, modern rhythmic gymnastics, medical and biologic support.
Спорт высших достижений представляет собой естественный полигон для выявления и испытания двигательных возможностей человека в условиях деятельности, близких к экстремальным. Сегодня осуществлять подготовку высококвалифицированных спортсменов возможно только при интегральном подходе. Одним из важнейших компонентов интегральной подготовки является оптимальная организация научнометодического и медико-биологического обеспечения.
Поскольку художественная гимнастика относится к видам спорта с ярко выраженной ранней специализацией, когда мы начинаем отбор детей дошкольного и младшего школьного возраста со специфическими генетически заложенными координационными способностями, уникальной гибкостью, а вся их спортивная карьера приходится на время, когда организм растет, то мы несем особую ответственность за состояние здоровья гимнасток во все периоды жизни. Поэтому в нашей сборной команде уместно говорить об организации медико-биологического СОПРОВОЖДЕНИЯ на протяжении всей спортивной карьеры гимнасток.
В структуре процессов, обеспечивающих деятельность высококвалифицированных спортсменов (биомеханический, физиологический, психологический, педагогический), педагогический процесс является входом в систему, куда должна подаваться основная информация о состоянии и возможностях спортсменов. Посредством педагогических воздействий и осуществляется внешнее управление деятельностью гимнасток. При этом МЕДИКО-БИОЛОГИЧСКИЕ аспекты ПЕДАГОГИЧЕСКОГО управления интегральной подготовкой сборной командой страны приобретают все возрастающее значение. Мы создали систему медико-биологического и педагогического сопровождения спортивной карьеры гимнасток (рис. 1).
Функционирование этой системы основано на оптимально сбалансированном сочетании медико-биологического и психолого-педагогического контроля. Необходимо помнить и учитывать тот факт, что психическое состояние во многом определяет здоровье человека. Идет постоянное взаимодействие - спортсмен, врач, психолог, тренер. Таким образом, осуществляется сопровождение и коррекция всего процесса подготовки гимнасток в спорте высших достижений. Это - не просто врачебный контроль и констатация медицинских показателей. В этой системе возрастает роль отношений тренер - врач.
Таким образом, врач так же участвует в разработке методики подготовки гимнасток высокого класса. Данный подход позволяет определить и учитывать зону ближайшего развития спортсменки, что дает возможность увидеть ее перспективу, прогнозировать ее индивидуальные рекорды, а также подводить спортсменку к проявлению максимальных для каждой гимнастки возможностей без ущерба для здоровья. Мы
всегда помним учение психолога Льва Семеновича Выготского о зоне ближайшего развития, у каждого человека эта зона своя. Только так можно осуществить перспективно-прогностический подход и принципы опережающего развития и оптимальной избыточности, которые лежат в основе интегральной подготовки гимнасток, что обеспечивает лидирующие позиции наших гимнасток в мире.
г Врач \ у Спортсменка Г Тренер
і Г
Рис. 1. Система медико-биологического и педагогического сопровождения спортивной
карьеры гимнасток
Постоянно проводимая в сборной команде унификация системы комплексного медико-биологического контроля позволяет расширить диагностику процессов адаптации к тренировочным и соревновательным нагрузкам, выявлять имеющиеся резервные возможности и факторы, лимитирующие работоспособность юного организма, и, в конечном итоге, способствует совершенствованию управления подготовкой гимнастического резерва. Особое внимание в программе медико-биологического сопровождения уделяется комплексу средств восстановления, который носит направленный характер с учетом периода подготовки, возраста гимнастки, уровня спортивного мастерства и других факторов; включает в себя коррекцию тренировочного режима и функционального состояния путем назначения традиционных и нетрадиционных средств восстановления. Осуществляемое на основе комплексной оценки состояния здоровья и функционального состояния назначение индивидуальной дифференцированной системы коррекции позволяет реализовать запрограммированный объем тренировочной работы, повысить ее эффективность.
Основными направлениями работы врачей национальной сборной команды России по художественной гимнастике являются:
1. Работа в тесном содружестве с главным тренером, личными тренерами, самими спортсменками с целью создания и поддержания позитивного климата в коллективе.
2. Профилактика спортивного травматизма. Для этого используются определенные витаминные комплексы, фитопрепараты, физиотерапевтические методы (электростимуляция на аппарате МИОРИТМ М40 по специальной методике, биорезонанс-ная терапия, другие физиопроцедуры).
3. Восстановление физических и психологических кондиций во время тренировочного процесса и спортивных соревнований (массаж, МИОРИТМ М40, матрикс-терапия, контрапульсация).
4. Лечение спортивных травм. В комплексном лечении спортивных травм используются методы криотерапии, светолечения, иглорефлексотерапии, массажа, мио-рефлексотерапии, ультразвукового лечения.
Использование методов физиотерапии, аппаратной терапии, рефлексотерапии, а также различных видов массажа основано на учении восточной медицины о биологи-
чески активных точках и биологически активных зонах, энергетических каналах. В работе применяются оригинальные методики, направленные на проявление эффекта резонанса в стимулирующих зонах мышц и органов.
Однако перспективным направлением в работе является использование новых технологий. В частности, есть аппаратура, которую, по мнению специалистов, целесообразно использовать в системе медико-биологического сопровождения гимнасток. Это - аппарат для усиленной наружной контрпульсации (УНКП) «VAMED», который специально разработан для применения в спортивной медицине (увеличивает восстановительную способность основных групп мышц, повышает концентрацию внимания и работоспособность, а также оказывает другие положительные физиологические влияния). Целесообразно иметь его в арсенале средств в системе подготовки гимнасток высокого класса.
Хочется затронуть еще один аспект, который периодически возникает относительно рекордов в спорте. Вспомните, в середине 70-х годов ряд ученых-теоретиков спорта высказывали мнение о том, что результаты спортсменов перестанут повышаться в различных видах спорта в связи с тем, что существуют анатомо-физиологические пределы проявления возможностей человека. Считалось, что бежать быстрее, чем 9,8 секунд невозможно. Однако легкоатлет Усейн Болт на чемпионате мира (2009) установил рекорд и пробежал быстрее, чем за 9,7 с. Такая же тенденция наблюдается в гимнастических видах спорта, где происходит постоянное усложнение двигательной задачи для спортсмена. Сегодня эта тема обсуждается вновь и появляются статьи, в которых сказано, что через некоторое время наступит конец рекордам. На самом же деле этот вопрос не изучен досконально. При этом известно, что живая природа способна эволюционировать, реагируя на изменения окружающей среды. Таким образом, мы можем предполагать, что возможности человека будут расширяться, в том числе и за счет прогресса в науке, а, следовательно, и в спорте. В связи с этим дальнейшая унификация методов медицинского сопровождения, в конечном итоге, явятся гарантией достижения высоких спортивных результатов гимнастками.
Контактная информация: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ НЕСТАБИЛЬНОГО
РЕГИОНА
Татьяна Вадимовна Волосникова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
(РГПУ им. А.И. Герцена),
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается проблема использования физических упражнений с целью оздоровления детей в дошкольном учреждении. Представлены результаты исследования оздоровительного воздействия физических упражнений на развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем детей, а также элиминации ксенобиотиков из их организма как средства «экологической чистки».
Ключевые слова: дошкольное учреждение, оздоровительная работа, физические упражнения, современная экологическая ситуация.