Научная статья на тему 'МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА'

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАВАНИЕ / СПОРТСМЕНЫ ВЫСОКОГО КЛАССА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ / SWIMMING / HIGH-CLASS ATHLETES / TRAINING PROCESS / MEDICAL AND BIOLOGICAL EXAMINATION / TRAINING OF ATHLETES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Дрогомерецкий Владимир Вячеславович, Доброхотова Юлия Дмитриевна, Третьяков Андрей Александрович, Казаков Дмитрий Юрьевич

Предложена программа углубленного медико-биологического обследования на основе выявления мнений тренеров-практиков и спортсменов высокого класса по плаванию с целью внедрения технологий интегральной подготовки спортсменов высокого класса. Определены наиболее предпочтительные методики нейрофизиологического тестирования спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Дрогомерецкий Владимир Вячеславович, Доброхотова Юлия Дмитриевна, Третьяков Андрей Александрович, Казаков Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND BIOLOGICAL EXAMINATION AS A TECHNOLOGY FOR INTEGRATED TRAINING OF HIGH-CLASS ATHLETES

A program of in-depth medical and biological examination is proposed based on the identification of the opinions of practicing coaches and high-class athletes in swimming. The most preferable methods of neurophysiological testing of athletes and indicators for improving their "quality of life" have been determined.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА»

УДК 796.01:797.2:612 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10110

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОГО КЛАССА

, Ю.Д. Доброхотова, А.А. Третьяков, Д.Ю. Казаков

Предложена программа углубленного медико-биологического обследования на основе выявления мнений тренеров-практиков и спортсменов высокого класса по плаванию с целью внедрения технологий интегральной подготовки спортсменов высокого класса. Определены наиболее предпочтительные методики нейрофизиологического тестирования спортсменов.

Ключевые слова: плавание, спортсмены высокого класса, тренировочный процесс, медико-биологическое обследование, подготовка спортсменов.

В.В. Дрогомерецкий

MEDICAL AND BIOLOGICAL EXAMINATION AS A TECHNOLOGY FOR INTEGRATED TRAINING OF HIGH-CLASS ATHLETES

Drogomeretskyy V.V.|, candidate of pedagogical sciences, associate professor, drogo-meretskiyvova@mail.ru, Kazan, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism,

Dobrokhotova J.D., undergraduate, Julia 0127d@yandex.ru, Kazan, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Tretyakov A.A., candidate of pedagogical sciences, associate professor, delphin78@in-box.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina, Kazakov D.Y., senior lecturer,drogomerets-kiyvova@mail.ru, Russia, Saint Petersburg, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health

A program of in-depth medical and biological examination is proposed based on the identification of the opinions of practicing coaches and high-class athletes in swimming. The most preferable methods of neurophysiologi-cal testing of athletes and indicators for improving their "quality of life" have been determined.

Key words: swimming, high-class athletes, training process, medical and biological examination, training of athletes.

Дрогомерецкий Владимир Вячеславович,

канд. пед. наук, доц., drogomeretskiyvova@mail.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Доброхотова Юлия Дмитриевна, магистрант, julia0127d@yandex.ru, Россия, Казань, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма,

Третьяков Андрей Александрович, кан. пед. наук, доц., delphin87@inbox.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина,

Казаков Дмитрий Юрьевич, старший преподаватель, drogomeretskiyvova@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лес-гафта

Спорт высших достижений представляет собой естественный полигон для выявления и испытания двигательных возможностей человека в условиях деятельности, близких к экстремальным. Сегодня осуществлять подготовку высококвалифицированных спортсменов возможно только при интегральном подходе [1, 2]. Одним из важнейших компонентов интегральной подготовки является оптимальная организация научно-методического и медико-биологического обеспечения [3, 5].

Функционирование этой системы основано на оптимально сбалан -сированном сочетании медико-биологического и психолого-педагогического контроля [4, 6]. Необходимо помнить и учитывать тот факт, что психическое состояние во многом определяет здоровье человека, идет постоянное взаимодействие - спортсмен, врач, психолог, тренер. Таким образом, осуществляется сопровождение и коррекция всего процесса подготовки спортсменов в спорте высших достижений, и это не просто врачебный контроль и констатация медицинских показателей.

В процессе многолетней тренировки углубленное медицинское обследование направленно на выявление динамики состояния основных систем организма спортсмена [7, 8]. Обследование должно определять основные компенсаторные факторы и потенциальные возможности их раз -вития средствами тренировочных нагрузок [1, 2, 6].

Программа углубленного медицинского обследования включает в

себя:

1) комплексную клиническую диагностику;

2) оценку уровня здоровья и функционального состояния;

3) оценку сердечно-сосудистой системы;

4) оценку систем внешнего дыхания и газообмена;

5) контроль состояния центральной нервной системы;

6) контроль функционирования периферической нервной системы;

7) оценку состояния органов чувств;

8) оценку состояния вегетативной нервной системы;

9) контроль за состоянием нервно-мышечного аппарата, текущий контроль тренировочного процесса.

Цель исследования - мониторинг необходимости углубленного медико-биологического обследования как технологии интегральной подготовки спортсменов высокого класса и возможности внедрения ее в практику.

Организация и методы исследования. С января по июнь 2020 г. был проведен опрос среди специалистов (тренеров-практиков) и спортсменов высокого класса. В анкетировании приняли участие 23 тренера, имеющих вторую (36,4 %), первую (27,3 %) и высшую (36,4 %) квалификационные категории. Все опрошенные тренеры имели большой стаж работы и уровень квалификации подопечных не ниже КМС. Также опрос проводился среди 75 спортсменов, являющихся высококвалифицированными действующими пловцами в возрасте от 18 до 25 лет. Спортсмены имели звания «Заслуженный мастер спорта России» - 2,4 %, «Мастер спорта России международного класса» - 4,9 %, «Мастер спорта России» - 41,5%, «Кандидат в мастера спорта» - 51,2 %.

В опросе приняли участие респонденты (тренеры и спортсмены) из разных городов России (г. Казань - Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, г. Санкт-Петербург - Националь-

ный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, г. Белгород - Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Краснодар - Кубанский государственный университет физической культуры спорта и туризма ).

Результаты исследования и их обсуждение. Обработанные данные представлены на рис. 1-3.

Антропометрические данные Спортивный разряд

Тактическая подготовка Психологическаяподготоика Общая физическая подготовка Результаты на соревнованиях Специальная физическя подготовка Техническая подготовка

10 % 10 % 20 % 30 % 40 %

70 % Ш 80 %

100 %

Рис. 1. Показатели для оценки подготовленности квалифицированных пловцов и перевода на следующий

этап подготовки

Как видно на рис. 1, у тренеров на первом месте среди показателей для оценки подготовленности находится техническая подготовка, так как она является важным показателем, так отметили 100 % респондентов. На втором месте - специальная физическая подготовка (80 %), на третьем -отслеживание статистики результатов на соревнованиях (70 %), на четвертом - общая физическая подготовка (40 %), на пятом - психологическая подготовка (30 %), на шестом - тактическая подготовка (20 %), седьмое место поделили оценочные показатели «спортивный разряд» и «антропометрические данные» - по 10 % соответственно.

По мнению тренеров-специалистов и спортсменов высокого класса, необходимо обязательно проводить исследования функциональных, нейрофизиологических и психологических показателей у квалифицированных спортсменов, на это указывают полученные данные - 82,6 и 69,8 % соответственно. Корреляционный анализ результатов опроса тренеров и спортсменов выявил сильную взаимосвязь г=0,98, то есть мнения специалистов и спортсменов совпадают, что указывает на высокую информативность опроса. Полученные результаты статистически достоверны.

Методы исследования нейрофизиологических показателей позволяют тестировать всю систему управления движением, включая кору головного мозга, подкорку, сегментарный аппарат спинного мозга, нервы, нервно-мышечную передачу, мышцы [2, 6]. Тренеры-специалисты и спортсмены высокого класса также считают, что нужно всем спортсменам, независимо от этапа подготовки, проходить нейрофизиологическое тестирование (диагностика психологических расстройств и заболеваний) в ком -плексе с функциональной диагностикой организма - 69,6 и 55,8 % соответственно.

Существует большое количество методик нейрофизиологического тестирования. Чтобы продиагностировать спортсменов высокого класса, тренеры отдали свои предпочтения методикам, представленным на рис. 2.

Рис. 2. Нейрофизиологические тестирования

На вопрос «Какая проблема является основной для современного спорта?» самыми популярными ответами были: «недостаточно оснащены специализированными тренажерными устройствами СШ, СШОР и УОР», «низкая заработная плата тренеров», «отсутствие должного финансирования со стороны федерации», «отсутствие лабораторного оборудования для тренировочного процесса» и «отсутствие лабораторий нейрофизиологиче -ского тестирования».

Для улучшения «качества жизни» современного спортсмена, по данным опроса, необходимы: медицинские средства восстановления (витаминизация, фармакология, физические средства восстановления), специализированное питание, материальное вознаграждение, психолого -педагогическое сопровождение, доступность спортивных объектов кругло -суточно, бытовые условия / условия проживания (рис. 3).

Бытовые условия Психолого-педагогическое...

Доступность спортивных объектов Специализированное питание Материальное вознаграждение Медицинские средства восстановления

■ тренеры ■ спортсмены

Рис. 3. Показатели для улучшения «качества жизни» современного спортсмена

Перекрестная проверка достоверности с помощью корреляционного анализа и t-критерия Стьюдента между ответами тренеров и спортсменов выявила сильную статистическую взаимосвязь (г=0,85).

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что тренеры -специалисты и спортсмены высокого класса считают важным прохождение углубленного медико-биологического обследования, рассматривают его как неотъемлемую часть многолетней спортивной подготовки спортсме -нов. На практике отмечается ограниченная возможность изучения двигательных способностей, функциональной и психофизиологической готовности, технической и тактической подготовленности. При этом данные исследования должны выполняться в процессе интегральной подготовки спортсменов с учетом нейрофизиологических, биомеханических, психолого-педагогических особенностей спортсменов. Актуальным пред -ставляется вопрос о достаточном финансировании со стороны федерации в отношении средств восстановления, лабораторного оборудования для тренировочного процесса и лабораторий нейрофизиологического тестиро -вания.

Список литературы

1. Горелов А.А., Носков М.С., Третьяков А.А. Особенности индивидуализации тренировочного процесса пловцов-спринтеров высшей квалификации // Культура физическая и здоровье. 2013. № 3 (45). С. 6-8.

2. Исаев А.П., Рыбаков В.В., Эрлих В.В. Индивидуализация спортивной подготовки: состояние, проблемы и перспективные решения: моно -графия. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2016. 531 с.

39,10 % 32,60 %

39,10 % ■ 44,20 %

56,50 %

44,20 %

52,20 %

60,50 %

60,90 % 60,50 %

69,60 % 74,40 %

3. Кашкин А.А., Попов О.И., Смирнов В.В. Плавание: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва. М.: Советский спорт, 2008. 216 с.

4. Крылов А.И., Бутов А.А., Виноградов Е.О. Внутрицикловая скорость плавания кролем на груди // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 2 (132). С. 106-110.

5. Крылов А.И., Виноградов Е.О. Количественная оценка поступательного движения пловца // Культура физическая и здоровье. 2018. № 2 (66). С. 62-63.

6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения. Киев: Олимп. лит-ра, 2004. 808 с.

7. Приказ Министерства спорта РФ от 19 января 2018 г. № 41 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «плавание» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/ 71876698/ (дата обращения: 10.10.2020).

8. Программа спортивной подготовки по виду спорта «плавание» / МАУ СШ плавания «Касатка». Казань, 2019. 43 с. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.tatar.ru/priv/org5704/page3266239.htm (дата обращения: 10.10.2020).

References

1. Gorelov A.A., Noskov M.S., Tret'yakov A.A. Osobennosti individualizacii trenirovochnogo processa plovcov-sprinterov vysshej kvalifikacii [Peculiarities of individualization of the training process of top qualification swimmers-sprinters] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2013. No. 3 (45). P. 6-8.

2. Isaev A.P., Rybakov V.V., Erlih V.V. Individualizaciya sportivnoj podgotovki: sostoyanie, problemy i perspektivnye resheniya [Individualization of sports training: state, problems and promising solutions]: monograph. Chelyabinsk: SUSU Publishing House, 2016. 531 p.

3. Kashkin A.A., Popov O.I., Smirnov V.V. Plavanie: primernaya programma sportivnoj podgotovki dlya detsko-yunosheskih sportivnyh shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva [Swimming: an exemplary sports training program for children's and youth sports schools, specialized children's and youth schools of the Olympic reserve]. M.: Soviet sport, 2008. 216 p.

4. Krylov A.I., Butov A.A., Vinogradov E.O. Vnutriciklovaya skorost' plavaniya krolem na grudi [Intracycle speed of swimming crawl on the chest] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2016. No. 2 (132). P. 106-110.

5. Krylov A.I., Vinogradov E.O. Kolichestvennaya ocenka postupatel'nogo dvizheniya plovca [Quantitative assessment of the forward movement of the swimmer] // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e [Physical culture and health]. 2018. No. 2 (66). P. 62-63.

6. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [The system of training athletes in Olympic sports. General theory and its practical applications]. Kiev: Olympus. liter, 2004. 808 p.

7. Prikaz Ministerstva sporta RF ot 19 yanvarya 2018 g. № 41 «Ob utverzhdenii federal'nogo standarta sportivnoj podgotovki po vidu sporta «plavanie» [Order of the Ministry of Sports of the Russian Federation of January 19, 2018 No. 41 "On the approval of the federal standard of sports training in the sport" swimming"] [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/71876698/ (date of access: 10.10.2020).

8. Programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta «Plavanie» [The program of sports training in the kind of sport "Swimming"] / MAU secondary school of swimming "Kasatka". Kazan, 2019. 43 p. [Electronic resource]. URL: https://edu.tatar.ru/priv/org5704/ page3266239.htm (date accessed: 10/10/2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.