Научная статья на тему 'МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
131
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Турсунбаева Д.С.

В последнее время в изучении здорового образа жизни выделяют три основных направления: философско-социологическое, медико-биологическое, психолого-педагогическое. Все указанные направления характеризуются своими подходами и имеют свой понятийный аппарат. В настоящей статье анализируются медико-биологические и психологические аспекты здорового образа жизни. Также рассматриваются современные аспекты здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL AND BIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF A HEALTHY LIFESTYLE AT THE PRESENT STAGE OF DEVELOPMENT OF THE COMPANY

Three main trends in the study of a healthy lifestyle have recently been identified: philosophical-sociological, medical-biological, psychological-pedagogical. All these directions are characterized by their own approaches and have their own conceptual apparatus. In this article, we analyze the medical-biological and psychological aspects of a healthy lifestyle. Also, modern aspects of a healthy lifestyle are considered.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

УДК 612

Турсунбаева Д. С. студент

научный руководитель: Волкова Е.А.

старший преподаватель кафедра физвоспитания Стерлитамакский филиал Башкирский Государственный Университет

Россия, г. Стерлитамак МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Аннотация: В последнее время в изучении здорового образа жизни выделяют три основных направления: философско-социологическое, медико-биологическое, психолого-педагогическое. Все указанные направления характеризуются своими подходами и имеют свой понятийный аппарат. В настоящей статье анализируются медико-биологические и психологические аспекты здорового образа жизни. Также рассматриваются современные аспекты здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, спорт, физическая культура, здоровый образ жизни.

Tursunbaeva D.S.

Student

Sterlitamak branch of Bashkir State University, the city of Sterlitamak

Scientific adviser: Volkova E.A. the senior teacher of faculty of physical education Sterlitamak branch of Bashkir State University, the city of Sterlitamak MEDICAL AND BIOLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF A HEALTHY LIFESTYLE AT THE PRESENT STAGE OF

DEVELOPMENT OF THE COMPANY Annotation: Three main trends in the study of a healthy lifestyle have recently been identified: philosophical-sociological, medical-biological, psychological-pedagogical. All these directions are characterized by their own approaches and have their own conceptual apparatus. In this article, we analyze the medical-biological and psychological aspects of a healthy lifestyle. Also, modern aspects of a healthy lifestyle are considered.

Key words: health, sport, physical culture, healthy way of life.

Главной ценностью жизни, имеющей самую высокую степень значимости для человека является здоровье. Это один из важных компонентов человеческого счастья и одно из главных условий успеха в социальном и экономическом развитии человека, нации и всего государства.

Реализация интеллекта, нравственного духа, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. Но, не смотря на важность здоровья для человека, люди часто небрежно относятся к нему. Вместо того чтобы вести здоровую жизнь и следить за своим здоровьем, многие люди делают то, что напротив сильно вредит и разрушает их здоровье. К этому можно отнести: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Здоровье - это бесценное сокровище, которое даровано человеку, и поэтому всеми своими силами надо стараться сберечь его и быть здоровым207.

Здоровый образ жизни - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего правильного питания, физической нагрузки, морального настроя и отказа от вредных привычек. Отказ от вредных привычек, таких как курение, употребление алкоголя и наркотических веществ позволяет человеку сохранить свое здоровье, а здоровый образ жизни помогает продлить жизнь и укрепить здоровье.

Современная концепция здорового образа жизни состоит из основных трёх составляющих - физической, психологической и поведенческой.

Физическая составляющая отвечает за уровень роста и развитие органов и систем организма, а также текущее состояние их функционирования. В основе этого процесса лежат морфологические и функциональные преобразования и резервы, благодаря которым осуществляется физическая работоспособность и адаптация человека к внешним условиям.

Психологическая составляющая - это психическое состояние, которое определяется мотивациями, эмоциональными стрессами, мыслями и нравственно-духовными компонентами. Основной его частью является состояние эмоционально-когнитивного комфорта. Это состояние связано как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

Поведенческая составляющая - это внешнее проявление состояния человека. Оно выполняет важную роль в степени адекватного поведения, в умении общаться. В основном это состояние включает в себя жизненную позицию (активную, пассивную, агрессивную) и межличностные отношения, которые определяют адекватное взаимодействие с внешней средой (биологической и социальной) и способность эффективно работать208.

Медико-биологический аспект здорового образа жизни предполагает наличие мероприятий оздоровления, которые обеспечивают гармоничное

207 Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Красношлыкова О.Г., Свиридова И.А., Руднева Е.Л. Медико -биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья и здорового образа жизни на современном этапе развития общества (концептуальный и прикладные подходы) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 26-33.

208 Жамолдинова О.Р. Культура здорового образа жизни: их теоретические и практические аспекты // Педагогика и современность. 2014. Т. 1. № 1-1. С. 97-101._

развитие и укрепление здоровья личности, увеличение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. К таким мероприятиям относится следующее:

- прививание с детства здоровых навыков и привычек;

- благоприятная окружающая среда, соответствующая требованиям безопасности;

- информирование и воздействии окружающих предметов на здоровье человека;

- отказ от вредных привычек (табакокурение, злоупотребление алкоголем);

- умеренное питание, которое соответствует физиологическим потребностям;

- осознанный выбор продуктов питания;

- физическая активность;

- владение навыками оказания первой доврачебной помощи;

- закаливание.

На состояние здоровья человека значительное влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, зависящее, в свою очередь, от его ментальных установок. В связи с этим отдельно в медико-биологических теориях здорового образа жизни выделяют следующие составляющие:

- эмоциональное самочувствие: психогигиена, возможность справляться со своими эмоциями;

- интеллектуальное самочувствие: наличие способности человека получать и применять новые сведения для эффективных действий в новых условиях;

- духовное самочувствие: способность устанавливать действительно важные, конструктивные жизненные цели и стремиться к их достижению, оптимизм;

- социальное самочувствие - способность осуществлять взаимодействие с иными людьми.

Формирование здорового образа жизни осуществляется на трех уровнях:

- социальном: пропаганда через средства массовой информации, информационно-коммуникативные технологии;

- инфраструктурном: конкретные условия в основных сферах жизнедеятельности человека (наличие свободного времени, финансовых средств), профилактические учреждения, система экологической безопасности;

- личностном: система ценностных ориентации человека, стандартизация бытового уклада209.

209 Сныткова С.С., Монахова Н.Е., Догуревич О.А., Савина Л.Н. К вопросу формирования здорового образа жизни студента // Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: VI Межрегиональная научно-практическая конференция учителей,

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание уделяется формированию сознания личности как общественной единицы.

Представители психолого-педагогического направления здорового образа жизни читают, что для сохранения здоровья очень важна мотивация здорового образа жизни, и главная причина здесь состоит в понимании человеком своей психологии и в воспитании.

Как и в любой деятельности, при формировании здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта, особое место занимает мотивация. Мотивы, которые побуждают человека заниматься физической культурой и спортом имеют свою структуру:

1. Непосредственные мотивы: чувство удовлетворения, проявляющееся после мышечной активности; эстетическое наслаждение собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью; желание проявить себя в сложных или даже экстремальных обстоятельствах; самовыражение, самоутверждение.

2. Опосредованные мотивы: желание стать сильным, здоровым; стремление через физические упражнения подготовить себя к практической жизни210.

Итак, современные жизненные условия выдвигают повышенные требования к здоровью молодежи. Поэтому главное для молодых людей -быть здоровыми. Потому что молодёжь это будущее нашей нации и нашего государства. Если говорить о государстве в целом, то и акцентировать своё внимание необходимо на всех его граждан, и, следовательно, и на их здоровье тоже. Потому что, именно, оно является самым необходимым условием для развития нации и государства.

Согласно анализу медико-биологического и психологического аспектов здорового образа жизни, резкой грани между данными направлениями не существует, поскольку проблема формирования здорового образа жизни является закономерным итогом учебно-воспитательного процесса, в котором обеспечиваются взаимосвязь и взаимодействие различных знаний.

Использованные источники:

1. Жамолдинова О.Р. Культура здорового образа жизни: их теоретические и практические аспекты // Педагогика и современность. 2014. Т. 1. № 1-1. С. 97-101.

2. Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Красношлыкова О.Г., Свиридова И.А., Руднева Е.Л. Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты проблемы здоровья и здорового образа жизни на современном этапе

посвященная 75-летию Педагогического института имени В. Г. Белинского. под общей редакцией М. А. Родионова. 2015. С. 284-288.

210 Шуханович, В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии. М: Книжный Дом, 2003. 435 с.

развития общества (концептуальный и прикладные подходы) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 2633.

3. Сныткова С.С., Монахова Н.Е., Догуревич О.А., Савина Л.Н. К вопросу формирования здорового образа жизни студента // Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: VI Межрегиональная научно-практическая конференция учителей, посвященная 75-летию Педагогического института имени В. Г. Белинского. под общей редакцией М. А. Родионова. 2015. С. 284-288.

4. Шуханович, В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии. М: Книжный Дом, 2003. 435 с.

УДК 37.012.7

Урымбаева А.А., магистр-преподаватель кафедра «Стоматологии» Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави

Казахстан, г. Туркестан КОМПЕТЕНОСТНЫЙ ПОДХОД - В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ХИМИИ

Аннотация: в данной статье автором обосновывается особенности компетентностного подхода преподования на уроках химии. Курс «Химии» относится к базовым дисциплинам в медицинских и биологоческих вузах. Качество его усвоения в значительной степени определяет дальнейшие компитенции будущего специалиста.

Ключевые слова: компитентность, оброзование, качество, химия, методологии, преподование, знание, навык.

UDC 37.012.7

Urymbaeva A.A., Master Teacher Master Teacher Department of Stomatology International Kazakh-Turkish University. HA. Yasawi

Turkestan, Kazakhstan COMPETENCY APPROACH - IN THE COURSE OF TEACHING

CHEMISTRY

Abstract: In this article the author justifies the features of the competence approach of teaching in chemistry lessons. The course "Chemistry" refers to the basic disciplines in medical and biologic universities. The quality of its assimilation largely determines the future competencies of the future specialist.

Keywords: Compitness, education, quality, chemistry, methodology, teaching, knowledge, skill.

В наши дни в высших учебных заведениях в подготовке кадров идет тенденция от количества к качеству. И в рамках современной реформы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.