Научная статья на тему 'КОМПЕТЕНОСТНЫЙ ПОДХОД - В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ'

КОМПЕТЕНОСТНЫЙ ПОДХОД - В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ХИМИЯ / МЕТОДОЛОГИИ / ЗНАНИЕ / НАВЫК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урымбаева А.А.

В данной статье автором обосновывается особенности компетентностного подхода преподования на уроках химии. Курс «Химии» относится к базовым дисциплинам в медицинских и биологоческих вузах. Качество его усвоения в значительной степени определяет дальнейшие компитенции будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урымбаева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCY APPROACH - IN THE COURSE OF TEACHING CHEMISTRY

Іn this article the author justifies the features of the competence approach of teaching in chemistry lessons. The course "Chemistry" refers to the basic disciplines in medical and biologic universities. The quality of its assimilation largely determines the future competencies of the future specialist.

Текст научной работы на тему «КОМПЕТЕНОСТНЫЙ ПОДХОД - В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ»

развития общества (концептуальный и прикладные подходы) // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1 (21). С. 2633.

3. Сныткова С.С., Монахова Н.Е., Догуревич О.А., Савина Л.Н. К вопросу формирования здорового образа жизни студента // Актуальные проблемы обучения физико-математическим и естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: VI Межрегиональная научно-практическая конференция учителей, посвященная 75-летию Педагогического института имени В. Г. Белинского. под общей редакцией М. А. Родионова. 2015. С. 284-288.

4. Шуханович, В.Р. Здоровый образ жизни // Энциклопедия социологии. М: Книжный Дом, 2003. 435 с.

УДК 37.012.7

Урымбаева А.А., магистр-преподаватель кафедра «Стоматологии» Международный казахско-турецкий университет им. Х.А. Ясави

Казахстан, г. Туркестан КОМПЕТЕНОСТНЫЙ ПОДХОД - В ХОДЕ ПРЕПОДАВАНИЯ

ХИМИИ

Аннотация: в данной статье автором обосновывается особенности компетентностного подхода преподования на уроках химии. Курс «Химии» относится к базовым дисциплинам в медицинских и биологоческих вузах. Качество его усвоения в значительной степени определяет дальнейшие компитенции будущего специалиста.

Ключевые слова: компитентность, оброзование, качество, химия, методологии, преподование, знание, навык.

UDC 37.012.7

Urymbaeva A.A., Master Teacher Master Teacher Department of Stomatology International Kazakh-Turkish University. HA. Yasawi

Turkestan, Kazakhstan COMPETENCY APPROACH - IN THE COURSE OF TEACHING

CHEMISTRY

Abstract: In this article the author justifies the features of the competence approach of teaching in chemistry lessons. The course "Chemistry" refers to the basic disciplines in medical and biologic universities. The quality of its assimilation largely determines the future competencies of the future specialist.

Keywords: Compitness, education, quality, chemistry, methodology, teaching, knowledge, skill.

В наши дни в высших учебных заведениях в подготовке кадров идет тенденция от количества к качеству. И в рамках современной реформы

высшего образования все больше говорится об обеспечении качества, ориентации на компетенции, делается акцент на результаты высшего образования. В университеты пришло осознание того, высшее образование должно формировать и развивать компетенции, т.е. способности и готовности выпускника действовать, решать задачи и проблемы, выполнять задания, преодолевать требования [1]. Причем владение несколькими отдельными способностями и исполнительскими навыками является недостаточным - компетенции должны быть комплексными. Можно без преувеличения утверждать, что число приобретенных компетенций определяет успешность жизни.

Компетенции подразделяются на предметно-специализированные и универсальные [2]. Предметно-специализированные компетенции - это то, что обучающиеся должны знать, понимать и быть в состоянии делать в связи с некоторой данной предметной дисциплиной, например, химии. Они включают совокупность методологий, образов мыслей, знания и/или навыков, специфических для этой дисциплины. Универсальные компетенции - умения, которые будут полезны во многих разных ситуациях. Они включают: устные навыки, навыки письма, способности студентов к анализу, аргументации и коммуникаций при формулировании и решении проблем, использование информационных технологий, работу в коллективе, планирование самообучения и совершенствование как основу для непрерывного обучения.

В ходе преподавания химии могут и должны формироваться обе группы этих компетенций. Задача заключается в том, чтобы разработать четкий и подробный перечень и формулировку содержания конкретных знаний, навыков, пониманий, способностей, которыми будет обладать студент по итогам прохождения каждого модуля и в целом курса химии и способы их достижения. Хорошее качество требует непрерывной ориентации на требования потребителей. Поэтому очень важно учесть запросы других учебных дисциплин, в рамках интегрированной программы реализующих данный модуль, для которых химия служит базовым предметом.

Исследования компетенций выпускников вузов показали, что решающую роль в формировании у студентов компетенций играют организация учебного процесса и методы или инструменты обучения В связи с этим необходимо решить конкретные задачи: как должен быть организован учебный процесс, и какие методы обучения должны применяться для формирования у обучающихся компетенций в ходе преподавания химии? В организации учебного процесса существенным является необходимость перехода преподавания, ориентированного на содержание, к преподаванию, ориентированному на компетенции [1]. Иначе говоря, переход от системы обучения, направляемого преподавателем, к центрированной на студенте концепции высшего образования. Данный

метод предполагает, что студенты должны активно участвовать в планировании и регулировании собственного обучения, принимая на себя большую ответственность по мере своего развития как самостоятельно обучающихся.

Ключевым инструментом "студентоцентрированного обучения" являются результаты обучения, поскольку они концентрируют внимание на четких и подробных детализациях того, чему студент обучается - это навыки, понимание, способности, которые мы стремимся развить и затем проверить [3]. Результаты обучения связаны с достижениями обучающегося, а не с намерениями преподавателя (выражением последних служат цели модуля или курса). Результаты обучения являются индикаторами для компетенций и они обычно выражаются в терминах компетенции ( набора знаний, навыков, способностей, позиций и понимания), приобретаемых студентами в ходе образования. Это делает понятным для студентов, что именно от них ожидается и какие навыки/компетенции, понимания и умения они приобретут после успешного завершения обучения. Для преподавателя результаты обучения сделают ясным, что именно будет давать данный модуль, и позволят подобрать соответствующие методы преподавания и оценивания.

На данном этапе реализации модульного принципа обучения по интегрированной типовой программе все еще не достигнута горизонтальная и вертикальная интеграция в формировании компетенций на разных дисциплинах. Необходимо создать рабочую группу (предметные и межпредметные комиссии) и разработать специальные руководства по организации процессов обучения и преподавания, содержащие интегрированный список предметно-специализированных и универсаль-ных компетенций и результатов обучения, формулировку их содержания, а также технологии их формирования и оценки.

С нашей точки зрения, на химии могут и должны формироваться следующие виды компетенций.

Универсальные компетенции:

1. Способность рассуждать, делать правильные выводы, собирать информацию из разных источников, умение оценивать их надежность и достоверность и действовать на этой основе, развитие критического мышления - могут быть сформированы в ходе выполнения СРС и путем привлечения студентов к научным исследованиям; способность работать в команде - задания микрогруппам; приобретение этических и моральных принципов, усвоение определенных образцов поведения и ценностных ориентаций на материале некоторых тем химии.

Предметно-специализированные компетенции:

1. Теоретические знания и понимание самых важных фактов, понятий, теорий принципов химии, основанные на морфофункциональном подходе и медицинской направленности ее содержания. Прежде, чем

воплощать теорию на практике, ее нужно изучить.

2. Интеллектуальные способности: развитие логического составляюще-го будущего специалиста путем исследования химических элементов; формирование творческих и новаторских способностей путем поощрения инициативных тем СРС, конструктивных идей, задаваемых ими "умных" вопросов.

3. Практические умения: овладение навыками работы с аппаратами, приобретенными, например, посредством работы в лабораториях; владение навыками публичного выступления путем заслушивания лучших презентаций, рефератов по СРС; умение пользоваться информационными и коммуникационными технологиями - получение знаний с помощью электронной почты, блогов, статей в википедии, электронных публикаций научных журналов и книг и т.д.

Использованные источники:

1. Барц А. Ключевые компетенции и прфессиональная способность. В кн.: Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1), с. 114-119.

2. Воган Д. Результаты обучения и компетенции. В кн.: Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1), с. 129-135.

3. Кеннеди Д., Хайленд Э., Райн Н. Написание и применение результатов обучения: практическое руководство. Реализация Болонского процесса в вашем вузе. Использование результатов обучения и компетенций. В кн.: Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1), с. 476-502.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.