Научная статья на тему 'МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ'

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА / СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТАЯ СИСТЕМА / РЕСПИРАТОРНАЯ СИСТЕМА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тарабрина Н.Ю.

В статье рассмотрена эффективность применения программы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» (ФК) на уровень функционального состояния и резервных возможностей организма студентов специальной медицинской группы (СМГ). У 12 студентов 17-19 лет с диагнозом идиопатический структуральный сколиоз II-III степени, занимающихся ФК по очной программе, и тех же студентов, занимающихся дистанционно, изучали функциональные показатели сердечнососудистой, респираторной систем, тонус паравертебральных мышц спины и шеи, а так же показателей силы и выносливости. Показано, что занятия ФК в дистанционном формате не оказывают желаемого коррекционного эффекта. Информатизация образовательной системы физического воспитания студентов СМГ должна быть смешанного типа, где традиционная форма занятий остается ведущей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Тарабрина Н.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE BIOMEDICAL ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF A DISTANCE COURSE IN PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

The article considers the effectiveness of the application of the distance learning program in the discipline «Physical Culture» (PC) on the level of the functional state and reserve capabilities of the body of students of the special medical group (SMG). The functional parameters of the cardiovascular, respiratory systems, the tone of the paravertebral muscles of the back and neck, as well as indicators of strength and endurance were studied in twelve students aged 17-19 years with a diagnosis of idiopathic structural scoliosis of the II-III degree, engaged in PC on the full-time program, and the same students, who studied remotely. It is shown that the remote PC classes do not have the desired corrective effect. Informatization of the educational system of physical education of SMG students should be of a mixed type, where the traditional form of classes remains as the leading one.

Текст научной работы на тему «МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ»

Сведения об авторах: Валентина Николаевна Смоленцева - доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск, e-mail: Valentinaomsk333@yandex.ru; Дмитрий Юрьевич Витман -кандидат педагогических наук, тренер баскетбольной команды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск; Владимир Александрович Белобородов - магистрант кафедры педагогики и психологии, член баскетбольной команды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, Омск.

Information about the authors: Valentina Nikolaevna Smolentseva -Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Physiology of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, e-mail: Valentinaomsk333@yandex.ru; Dmitrij Yur'evich Vitman - Candidate of Pedagogical Sciences, Basketball Team Coach of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk; Vladimir Aleksandrovich Beloborodov -Master's Student of the Department of Pedagogy and Physiology of the Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk.

Дата публикации: 01.09.2021

DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_26

УДК 37.018.432:004;796.011.3;376.23

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Н.Ю. Тарабрина ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (Национальный исследовательский университет)»,

г. Москва, Россия

Ключевые слова: физическая культура, дистанционное обучение, специальная медицинская группа, сердечнососудистая система, респираторная система, физическая работоспособность.

Аннотация. В статье рассмотрена эффективность применения программы дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» (ФК) на уровень функционального состояния и резервных возможностей организма студентов специальной медицинской группы (СМГ). У 12 студентов 17-19 лет с диагнозом идиопатический структуральный сколиоз II-III степени, занимающихся ФК по очной программе, и тех же студентов, занимающихся дистанционно, изучали функциональные показатели

288

сердечнососудистой, респираторной систем, тонус паравертебральных мышц спины и шеи, а так же показателей силы и выносливости. Показано, что занятия ФК в дистанционном формате не оказывают желаемого коррекционного эффекта. Информатизация образовательной системы физического воспитания студентов СМГ должна быть смешанного типа, где традиционная форма занятий остается ведущей.

THE BIOMEDICAL ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF A DISTANCE COURSE IN PHYSICAL CULTURE FOR STUDENTS OF A

SPECIAL MEDICAL GROUP

N.Yu. Tarabrina

Moscow Aviation Institute (National Research University),

Moscow, Russia

Key words: physical culture, distance learning, special medical group, cardiovascular system, respiratory system, physical performance.

Annotation. The article considers the effectiveness of the application of the distance learning program in the discipline «Physical Culture» (PC) on the level of the functional state and reserve capabilities of the body of students of the special medical group (SMG). The functional parameters of the cardiovascular, respiratory systems, the tone of the paravertebral muscles of the back and neck, as well as indicators of strength and endurance were studied in twelve students aged 17-19 years with a diagnosis of idiopathic structural scoliosis of the II-III degree, engaged in PC on the full-time program, and the same students, who studied remotely. It is shown that the remote PC classes do not have the desired corrective effect. Informatization of the educational system of physical education of SMG students should be of a mixed type, where the traditional form of classes remains as the leading one.

Введение. Дистанционные обучение (ДО) «обеспечивается при использовании совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникаций» [1], регулируется Федеральным законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» [2], Приказом Минобрнауки России «О реализации дополнительных профессиональных программ и с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме» [3], а так же ГОСТом Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

289

Термины и определения» [4].

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются «образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника» [1]. Материально-технической базой для обеспечения электронного обучения и ДОТ является телекоммуникационная сеть, образовательный портал, электронная библиотечная система.

Учреждения высшего образования (ВО), как правило, осуществляют возможности ДО преимущественно при помощи одной из таких платформ, как MOODLE и/или Microsoft Teams (MT) [5-7]. Обе платформы функциональны и интуитивно понятны в освоении, они позволяют слушать лекции - онлайн или в записи, получать и сдавать задания, участвовать в «живых» семинарах и практических занятиях. Преподаватели и студенты Московского авиационного института (Национального исследовательского университета) (МАИ) так же взаимодействуют на двух площадках: на платформе LMS МАИ (leaming management system - «система управления обучением»), разработкой и поддержкой которой занимается управление электронного обучения МАИ, и Microsoft Teams. Платформа LMS МАИ была разработана в 2006 году. К нынешнему моменту она прошла шесть модернизаций, приобрела интуитивно понятную навигацию, наполнилась актуальным контентом, и в связи с этим получила набольшее распространение. С 2014-2015 учебного года дисциплина «Физическая культура» для всех форм обучения, которая включает в себя лекционный курс и практические занятия, частично стала реализовываться в виде ДО, а с 17 марта 2020 года полностью переведена на дистанционный формат. Однако, внедрение ДОТ по дисциплине «Физическая культура» в образовательный процесс несмотря на свою актуальность, еще не получило должного развития. Опыт успешного применения ДО в рамках преподавания лингвистики, экономики, права, безусловно, полезен, однако он не может быть механически перенесен в учебный процесс по физическому воспитанию, особенно для студентов, относящихся по состоянию здоровья к СМГ, вследствие специфичности предметной области.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью разработки новых моделей обучения, интегрирующих дистанционные и традиционные технологии, и отсутствием научно-методического обоснования и практической реализации технологий, которые позволят перейти к новому уровню подготовки кадров, отвечающего требованиям современного общества. Существование данных противоречий убеждает в актуальности

290

поставленной проблемы исследования.

Цель исследования - изучить влияние дистанционной формы обучения физической культуре на уровень функционального состояния и физической работоспособности студентов специальной медицинской группы.

Методы и организация исследования. Исследования проводились на 12 студентах (6 юношей и 6 девушек) МАИ 17-19 лет, занимающихся физической культурой в СМГ. Всем студентам поставлен диагноз идиопатический структуральный сколиоз II и III степени S-образного типа (I, II тип по King) [8].

Обследования проводились в три этапа. На первом этапе изучали влияние занятий ФК по программе, утвержденной учебным планом кафедры физического воспитания МАИ для очной формы обучения, на функциональные показатели сердечнососудистой системы и функции внешнего дыхания, изменения тонуса паравертебральных мышц спины и шеи, а так же силовых показателей, выносливости и общей физической работоспособности студентов СМГ. На втором этапе изучали влияние программы ФК на тех же студентов с использованием программы ДОТ [5]. На третьем этапе проводили сравнение изучаемых показателей первого и второго этапов.

В исследовании применялись методы антропометрии (ростомер, весы), динамометрии (ручной динамометр ДРП-120, Россия), спирометрии (сухой портативный спирометр ССП, Россия), пульсометрии и тонометрии (тонометр Omron M2 Basic (HEM 7121-RU), Япония), миотонометрии (миотонометр NOVOTEST, Россия). Физическую работоспособность оценивали при помощи модификации классического теста PWC170 [9]. Общую выносливость и максимальное потребление кислорода (МПК) определяли, используя тест Купера [9]. Об изменении вегетативного тонуса судили по индексу Кердо [10].

Миотонометрическое исследование проводили в восьми симметричных паравертебральных точках: РС29 - «синь-ши», локализованной на уровне сегмента С3, V14 - «цзюэ-инь-шу», расположенной на широчайшей мышце спины (m. latissimus dorsi) - на уровне сегмента Th4, V24 - «ци-хай-шу», локализованной на 5 см латеральнее остистого отростка III поясничного позвонка и V29 - «чжун-люй-шу», расположенной на уровне парных отверстий на передней поверхности крестца, месте выхода передних ветвей крестцовых спинномозговых нервов (sacral foramina) [11]. Оценивался тонус по сопротивлению, которое оказывает мышца при погружении в нее щупа миотонометра по стандартной методике [12]. Величина тонуса выражается в условных единицах по Шору [12]. Для измерения статической выносливости (СВ) мышечных групп туловища (спины, пресса, косых мышц живота и т.д.)

291

регистрировали время сохранения позы в положении лежа с фиксацией конечностей [9,13]. Динамическую силу (ДВ) оценивали по количеству подниманий корпуса, из положения лежа на спине, животе и на боку при фиксации ног партнером [9, 13]. Расчеты и графическое оформление полученных в работе данных проводились с использованием программного пакета "STATISTICA 10.0". Для анализа полученных данных применялись стандартные методы вариационной статистики: мерами центральных тенденций, иллюстрирующими выраженность исследуемых признаков, выступали значения среднего и стандартной ошибки среднего. Нормальность распределения данных определялась с помощью критерия Шапиро-Уилка [14]. Для выявления межгрупповых различий применяли ^критерий Стьюдента.

Результаты и их обсуждение. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что занятия ФК студентов СМГ по очной и дистанционной программе имеют ряд принципиальных различий по большинству изучаемых функциональных показателей организма. Для изучения динамики изменений рассмотрим каждый этап по отдельности.

На первом этапе антропометрические данные (масса тела (МТ), его длина и индекс массы тела (ИМТ)) у студентов существенно не изменились, однако, функциональные показатели сердечнососудистой системы (ССС) и функции внешнего дыхания (ФВД) имели достоверно положительные изменения. Определено, что формат ДО не оказывает столь существенных изменений: ИМТ и МТ увеличились, систолическое артериальное давление (АДс) возросло на 3,32% (р<0,01), а диастолическое артериальное давление (АДд) снизилось на 8,01% (р<0,01), при этом прослеживается симпатическое влияние вегетативной нервной системы (вегетативный индекс Кердо (ВИК)) -1,24±0,05 усл.ед.

Обращает на себя внимание тот факт, что до начала эксперимента у всех студентов преобладал симпатический контур регуляции вегетативной нервной системы - 1,09 усл.ед. К концу первого этапа тонус нервной системы смещается на 4,08% (р<0,05) в сторону нормотонии до 1,04 усл.ед. Показано, что систематические занятия ФК существенно снижают частоту сердечных сокращений (ЧСС) на 12,71% (р<0,05), АДс и АДд - на 4,58 и 8,65% (р<0,05-0,01) соответственно. Частота дыхания (ЧД) незначительно снижается, дыхательный объем (ДО) увеличивается на 4,53% (р<0,05), минутный объем дыхания (МОД) и легочная вентиляция (ЛВ) существенно возрастают на 21,94% (р<0,05) и 13,47% (р<0,01) соответственно.

Следует обратить внимание на то, что в интактном состоянии у всех обследуемых показатели ФВД значительно снижены по сравнению со

292

здоровыми людьми, т.к. известно, что наличие реберно-позвоночного горба и деформация грудной клетки при идиопатическом сколиозе приводят к ослаблению и асимметричному нарушению функции мышц туловища, уменьшению объема полости груди, появлению дыхательной недостаточности [15]. Следовательно, занятия физическими упражнениями плодотворно сказываются на ФВД, и способствуют увеличению физической работоспособности, что выражается в увеличении PWC170 на 20,12% (р<0,01), МПК на 32,19% (р<0,05), теста Купера на 35,95% (р<0,01).

ТК МПК PWC170 ИХ ЛВ ЖЕЛ МОД ДО ЧД ВИК ПД Адд Адс ЧСС

10

15

20

25

30 %

Рис. 1. Сравнение относительных изменений (%) показателей кардио-респираторной системы и физической работоспособности студентов специальной медицинской группы, занимающихся физической культурой по очной и дистанционной программе

Примечание: ТК - тест Купера; МПК - максимальное потребление кислорода; PWC170 -физическая работоспособность; ИХ - индекс Хильдебранта; ЛВ - легочная вентиляция; ЖЕЛ - жизненная емкость легких; МОД - минутный объем дыхания; ДО - дыхательный объем; ЧД - частота дыхания; ВИК - вегетативный индекс Кердо; ПД - пульсовое давление; АДд - артериальное давление диастолическое; АДс - артериальное давление систолическое; ЧСС - частота сердечных сокращений; * - р<0,05; ** - р<0,01; *** -р<0,001, достоверность различий по ^критерию Стьюдента

Сравнение относительных изменений (в %) показателей кардио-респираторной системы и физической работоспособности студентов СМГ, занимающихся по очной и дистанционной программе свидетельствуют о том, что наиболее существенные различия обнаружены по показателям ЧСС, ДО, МОД, физической работоспособности и выносливости (Рис 1). Полученные данные согласуются с мнением ряда авторов, когда комплекс упражнений лечебной ФК приводит к усилению ваготонии, гармонизации реципрокных отношений дыхательной мускулатуры, экономизации работы со стороны ССС, повышению физической работоспособности [10, 13, 15, 16].

0

5

В результате исследования мышечного тонуса было выявлено, что отличия, полученные на I и II этапах во всех точках значимы (р<0,05-0,001). Установлено, что занятия физическими упражнениями в очной форме (при непосредственном контроле преподавателя) достоверно снижает мышечный тонус в шейном отделе от 10,01% до 16,38% (р<0,001), в грудном отделе - от 22,81% до 25,84% (р<0,001), в поясничном - симметрично на 28% (р<0,001), в крестцовом - от 16,62% (р<0,05) до 22,80% (р<0,001). Полученные данные согласуются с нашими предыдущими исследованиями, когда применение авторских методик коррекции мышечно-тонической асимметрии паравертебральной зоны человека [13] обеспечивает минимизацию патологических двигательных стереотипов, гармонизацию мышечного тонуса и усиленную сократительную способность мышц грудной клетки, при этом улучшается кровоснабжение патологически спазмированных мышц, их двигательные единицы по-новому включаются в реципрокные отношения, работа миофибрилл и саркомеров с возобновленной длиной происходит в новых, близких к норме, динамических и биомеханических условиях, таким образом, что даже при значительных нарушениях состояния позвоночника способ позволяет максимально включить измененный мышечный корсет в «правильную работу» по устранению нарушений [13].

Анализируя данные II этапа, выявлено, что самостоятельное выполнение комплексов упражнений не снижает мышечный тонус, а наоборот, увеличивает его: в шейном отделе - от 63,35% до 100,44% (р<0,001), в грудном отделе - от 51,02% до 75,81% (р<0,001), в поясничном - почти в два раза, а в крестцовом - от 68,14% до 109,49% (р<0,001). Такое усиление тонуса, по нашему мнению, вызвано недостаточной двигательной активностью, длительным сидением за компьютерным столом в неудобной позе, недостаточным уровнем методических навыков владений методикой лечебной физкультуры, и теоретических знаний студентов.

Сравнение относительных изменений (в %) показателей миотонуса показало, что наиболее чувствительны к изменениям оказались мышцы шейно-грудного и поясничного отделов позвоночника (Рис. 2).

Анализируя изменения силовой выносливости мышц студентов, отметим, что на I этапе сила мышц кисти обеих рук возросла на 10% (р<0,01), статическая выносливость мышц спины и брюшного пресса на 15,26% (р<0,01), а динамическая выносливость этих мышц существенно не изменилась. Силовая выносливость косых мышц живота справа (статическая и динамическая) существенного прироста не имела, а слева увеличилась на 7,86% и 22,55% (р<0,01) соответственно.

%

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

РС 29

РС 29 dexter

V 14 sinister

V 14 dexter

V 24 sinister

V 24 dexter

V 29 sinister

V 29 dexter

Рис. 2. Сравнение относительных изменений (%) показателей мышечного тонуса шейно-

грудного и пояснично-крестцового отдела позвоночника студентов специальной медицинской группы, занимающихся физической культурой по очной и дистанционной

программе

Примечание: * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001 достоверность различий по ^критерию Стьюдента

А

Данные, полученные на II этапе, свидетельствуют о недостаточной эффективности занятий ФК в дистанционном формате, т.к. по ряду показателей не наблюдается прироста. Так СКп (сила кисти правой руки) и СКл (сила кисти левой руки) снизились на 11,7 и 15,79% соответственно (р<0,01), статическая выносливость мышц спины и пресса снизилась на 15% (р<0,01), а динамическая - на 20% (р<0,01). Подобное снижение обнаружено и по поводу выносливости косых мышц живота - прирост составил от 2 до 8% (Р<0,01).

Как показано на рис. 3, сравнительный анализ изменений силовой выносливости (в %) свидетельствует о том, что наиболее эффективно изменилась динамическая силовая выносливость мышц брюшного пресса, наименее - косых мышц живота.

Идиопатическая S-образная деформация позвоночника и компенсаторно-развивающиеся при этом гипертонусы паравертебральных и корпусных мышц, формирующиеся в зонах дестабилизации и нарушений моторных паттернов опорно-двигательно аппарата, приводят к снижению аэробного потенциала мышц и периартикулярных тканей, что в значительной мере снижает как силовую выносливость, так и общую работоспособность [8, 10, 13, 15, 16].

9% 80 70 60 50 40 30 20 10 0

СКп СКл ССВс ДСВс ССВп ДСВп ССВк ДСВк ССВк sin ДСВк sin

dex dex

Рис. 3. Сравнение относительных изменений (%) показателей статической и динамической силовой выносливости студентов специальной медицинской группы, занимающихся физической культурой по очной и дистанционной программе

Примечание: СКп - сила кисти правой руки; СКл - сила кисти левой руки; ССВс -статическая силовая выносливость мышц спины; ДСВс - динамическая силовая выносливость мышц спины; ССВп - статическая силовая выносливость мышц пресса; ДСВп - динамическая силовая выносливость мышц пресса; ССВк dex - статическая силовая выносливость косых мышц живота справа; ДСВк dex - динамическая силовая выносливость косых мышц живота справа; ССВк sin - статическая силовая выносливость косых мышц живота слева; ДСВк sin - динамическая силовая выносливость косых мышц живота слева; * - р<0,05; ** - р<0,01; *** - р<0,001, достоверность различий по t-критерию Стьюдента

Заключение. Полагаем, что занятия физической культурой и, в частности адаптивной физической культурой, в профессиональной подготовке студентов СМГ разных специальностей при помощи любой платформы, в том числе и платформ MOODLE и LMS, не в состоянии обеспечить равноценную замену очным занятиям с преподавателем в реальных условиях спортивного зала, с применением специализированных тренажеров и специального спортивного инвентаря. Поэтому традиционная форма занятий остается ведущей при занятиях со студентами с отклонениями в состоянии здоровья. Показано, что студенты, занимаясь самостоятельно на дистанционном обучении, не достигают желаемого коррекционного эффекта: работа сердечнососудистой системы и функция внешнего дыхания снижается, повышение мышечного тонуса вызывает спазм и отек периартикулярных тканей в области спины и шеи, нарушается доставка кислорода к головному мозгу, а венозный отток крови с содержанием недоокисленных продуктов распада снижается, мышцы «закисляются» и, следовательно, снижается умственная и физическая работоспособность. Однако следует отметить, что дистанционное обучение по предмету «Физическая культура» незаменимо для студентов-инвалидов, лиц с ограниченными физическими возможностями.

Учебными планами предусмотрено изучение курса ФК в дистанционном формате с акцентом на теоретический и методический блок, поэтому считаем целесообразным дальнейшую разработку и размещение именно на платформах дистанционного обучения программ для данной категории студентов.

Список литературы

1. Андреев, А.А. Становление и развитие дистанционного обучения в России / А.А. Андреев // Высшее образование в России. - 2012. - № 10. -С. 106-111.

2. Закон РФ об образовании в Российской Федерации, [Электронный ресурс] Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (Дата обращения: 27.05.2021).

3. Письмо Минобрнауки России о направлении методических рекомендаций по реализации дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ, [Электронный ресурс] Режим доступа: https://base.garant.ru/70706932/ (Дата обращения: 27.05.2020).

4. Национальный Стандарт РФ, Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200053103 (Дата обращения 27.05.2021).

5. Физическая культура (дистанционный курс). Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lms.mai.ru/course/view.php?id=6623 (Дата обращения: 27.05.2021).

6. Meinert E. Acceptability and usability of the mobile digital health app noobesity for families and health care professionals: protocol for a feasibility study / E. Meinert, E. Rahman, A. Potter, W. Lawrence, M. Van Velthoven // JMIR Res Protocol. - 2020. - Vol. 9(7) - e18068.

7. Meinert E. Agile requirements engineering and software planning for a digital health platform to engage the effects of isolation caused by social distancing: case study / E. Meinert, M. Milne-Ives, S. Surodina, C. Lam // JMIR Public Health Surveill. - 2020. - Vol. 6(2). - e 19297.

8. King H.A. The selection of fusion levels in thoracic idiopathic scoliosis / H.A. King, J.H. Moe, D.S. Bradford, R.B.Winter // J. Bone Joint Surg. Am. - 1983. - Vol. 65. - P. 1302-1313.

9. Романенко В.А. Двигательные способности человека / В.А. Романенко // Донецк: Изд-во «УКЦентр». - 1999. - 336 с.

10. Мельниченко, Е.В. Вестибулярные реакции сердечно-сосудистой системы и их коррекция у спортсменов / Е.В. Мельниченко, Н.Ю. Тарабрина, А.И. Пархоменко // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. - 2010. - Т. 23. - № 1. - С. 74.

11. Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии / Г. Лувсан // Москва: Изд-во «Наука». - 1992. - 576 с.

12. Ivlijeva J. Peculiarities of application of myometry for assessment of neuromuscular system of sportsmen / J. Ivlijeva, A. Vain, H. Gapeyeva // Abstracts: 4th International Baltic Congress on Sports Medicine, Riga, Latvia; 11.-12.11.2005.

- Riga. - P. 22-23.

13. Тарабрина Н.Ю. Пат. 2603619 Российская Федерация, МПК51 A61H A63B. Способ коррекции мышечно-тонической асимметрии паравертебральной зоны человека / Н.Ю. Тарабрина, Е.Ю. Грабовская // ФГАОУ ВУ «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».

- № 2015134116/14; заявл. 13.08.2015; опубл. 27.11.2016, Бюл. № 33. - 12 с.

14. Кобзарь А.И. Прикладная математическая статистика / А.И. Кобзарь // Москва: Изд-во «Физматлит». - 2006. - 816 с.

15. Пархоменко А.И. Миорефлекторная корекция вестибуло-респираторных реакций у спортсменов / А.И. Пархоменко, Е.В. Мельниченко, Н.Ю. Тарабрина, Р.В. Давиденко, О.В. Коркишко // Таврический медико-биологический вестник. - 2013. - Т. 16. - № 1-3. - С. 138-141.

16. Тарабрина Н.Ю. Характеристика психофизиологических возможностей спортсменов-единоборцев различной квалификации / Н.Ю. Тарабрина, Е.Ю. Грабовская, В.А. Иванов // Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: матер.конф. - М. -2016. - С. 243-246.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Andreev A.A. Formation and development of distance learning in Russia / A. A. Andreev // Higher Education in Russia. - 2012. - No. 10. - p. 106-111.

2. The Law of the Russian Federation on education in the Russian Federation [Electronic resource] Access mode: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (Accessed on: 27.05.2021).

3. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on the direction of methodological recommendations for the implementation of distance educational technologies in the implementation of additional professional educational programs [Electronic resource] Access mode: https://base.garant.ru/70706932/ (Accessed on: 27.05.2020).

4. National Standard of the Russian Federation, Information and communication technologies in education. Terms and definitions [Electronic

298

resource] Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200053103 (Accessed on: 27.05.2021).

5. Physical education (distance learning course). Moscow Aviation Institute (National Research University) [Electronic resource] Access mode: https://lms.mai.ru/course/view.php?id=6623 (Accessed on: 27.05.2021).

6. Meinert E. Acceptability and usability of the mobile digital health app noobesity for families and health care professionals: protocol for a feasibility study / E. Meinert, E. Rahman, A. Potter, W. Lawrence, M. Van Velthoven // JMIR Res Protocol. - 2020. - Vol. 9(7) - e18068.

7. Meinert E. Agile requirements engineering and software planning for a digital health platform to engage the effects of isolation caused by social distancing: case study / E. Meinert, M. Milne-Ives, S. Surodina, C. Lam // JMIR Public Health Surveill. - 2020. - Vol. 6(2). - e 19297.

8. King H.A. The selection of fusion levels in thoracic idiopathic scoliosis / H.A. King, J.H. Moe, D.S. Bradford, R.B.Winter // J. Bone Joint Surg. Am. - 1983.

- Vol. 65. - P. 1302-1313.

9. Romanenko V.A. Motor abilities of a person / V.A. Romanenko // Donetsk: Publishing House «Uktsentr». - 1999. - 336 p.

10. Melnichenko E.V. Vestibular reactions of the cardiovascular system and their correction in athletes / E.V. Melnichenko, N.Yu. Tarabrina, A.I. Parkhomenko // Scientific Notes of the V.I. Vernadskij. Taurida National University. - 2010. -T. 23. - No. 1. - P. 74.

11. Luvsan G. Traditional and modern aspects of Eastern reflexology / G. Luvsan // Moscow: Nauka Publishing House. - 1992. - 576 p.

12. Ivlijeva J. Peculiarities of application of myometry for assessment of neuromuscular system of sportsmen / J. Ivlijeva, A. Vain, H. Gapeyeva // Abstracts: 4th International Baltic Congress on Sports Medicine, Riga, Latvia; 11.-12.11.2005.

- Riga. - P. 22-23.

13. Tarabrina N.Yu. Pat. 2603619 Russian Federation, IPC51 A61H A63B. A method for correcting the muscle-tonic asymmetry of the human paravertebral zone / N.Yu. Tarabrina, E.Yu. Grabovskaya // V.I. Vernadskij Crimean Federal University. - No. 2015134116/14; application No. 13.08.2015; Publ. 27.11.2016, Byul. No. 33. - 12 p.

14. Kobzar' A.I. Applied Mathematical Statistics / A.I. Kobzar' // Moscow: Fizmatlit Publishing House. - 2006. - 816 p.

15. Parkhomenko A.I. Mioreflex correction of vestibulo-respiratory reactions at sportsmen / A.I. Parkhomenko, E.V. Melnichenko, N.Yu. Tarabrina, R.V. Davydenko, O.V. Korkishko // The Taurida Biomedical Bulletin. - 2013. -Vol. 16. - № 1-3. - P. 138-141.

16. Tarabrina N.Yu. Characteristics of psycho-physiological features of sportsmen of different qualification / N.Yu. Tarabrina, E.J. Grabovskaya, V.A. Ivanov // Martial Arts and Combat Sports: Science, Practice, Education: Conf. Mater. - M., 2016. - P. 243-246.

Spisok literatury

1. Andreev A.A. Stanovlenie i razvitie distantsionnogo obucheniya v Rossii / A.A. Andreev // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2012. - № 10. - S. 106-111.

2. Zakon RF ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsi, [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (Data obrashcheniya 27.05.2021).

3. Pis'mo Minobrnauki Rossii o napravlenii metodicheskikh rekomendatsij po realizatsii distancionnykh obrazovatel'nykh tekhnologij pri realizatsii dopolnitel'nykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://base.garant.ru/70706932/ (Data obrashcheniya 27.05.2020).

4. Nacional'nyj Standart RF, Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v obrazovanii. Terminy i opredeleniya [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/1200053103 (Data obrashcheniya 27.05.2021).

5. Fizicheskaya kul'tura (distancionnyj kurs). Moskovskij aviacionnyj institut (nacional'nyj issledovatel'skij universitet). [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://lms.mai.ru/course/view.php?id=6623 (Data obrashcheniya 27.05.2021).

6. Meinert E. Acceptability and usability of the mobile digital health app noobesity for families and health care professionals: protocol for a feasibility study / E. Meinert, E. Rahman, A. Potter, W. Lawrence, M. Van Velthoven // JMIR Res Protocol. - 2020. - Vol. 9(7) - e18068.

7. Meinert E. Agile requirements engineering and software planning for a digital health platform to engage the effects of isolation caused by social distancing: case study / E. Meinert, M. Milne-Ives, S. Surodina, C. Lam // JMIR Public Health Surveill. - 2020. - Vol. 6(2). - e 19297.

8. King H.A. The selection of fusion levels in thoracic idiopathic scoliosis / H.A. King, J.H. Moe, D.S. Bradford, R.B.Winter // J. Bone Joint Surg. Am. - 1983. - Vol. 65. - P. 1302-1313.

9. Romanenko V.A. Dvigatel'nye sposobnosti cheloveka / V.A. Romanenko // Donetsk: Izd-vo «UKTsentr». -1999. - 336 s.

10. Mel'nichenko E.V. Vestibulyarnye reaktsii serdechno-sosudistoj sistemy i ikh korrektsiya u sportsmenov / E.V. Mel'nichenko, N.Yu. Tarabrina, A.I. Parhomenko // Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. - 2010. - T. 23. - № 1. S. 74.

11. Luvsan G. Traditsionnye i sovremennye aspekty vostochnoj refleksoterapii / G. Luvsan // Moskva: Izd-vo «Nauka». - 1992. - 576 s.

300

12. Ivlijeva J. Peculiarities of application of myometry for assessment of neuromuscular system of sportsmen / J. Ivlijeva, A. Vain, H. Gapeyeva // Abstracts: 4th International Baltic Congress on Sports Medicine, Riga, Latvia; 11.-12.11.2005. - Riga. - P. 22-23.

13. Tarabrina N.Yu. Pat. 2603619 Rossijskaya Federatsiya, MPK51 A61H A63B. Sposob korrektsii myshechno-tonicheskoj asimmetrii paravertebral'noj zony cheloveka / N.Yu. Tarabrina, E.Yu. Grabovskaya // FGAOU VU «Krymskij federal'nyj universitet imeni V.I. Vernadskogo». - № 2015134116/14 ; zayavl. 13.08.2015; opubl. 27.11.2016, Byul. № 33. - 12 s.

14. Kobzar' A.I. Prikladnaya matematicheskaya statistika / A.I. Kobzar' // Moskva: Izd-vo «Fizmatlit». - 2006. - 816 s.

15. Parhomenko A.I. Mioreflektornaya korektsiya vestibulo-respiratornykh reaktsij u sportsmenov / A.I. Parhomenko, E.V. Mel'nichenko, N.Yu. Tarabrina, R.V.Davidenko, O.V. Korkishko // Tavricheskij mediko-biologicheskij vestnik. -2013. - T. 16. - № 1-3. - S. 138-141.

16. Tarabrina N.Yu. Kharakteristika psihofiziologicheskikh vozmozhnostej sportsmenov-edinobortsev razlichnoj kvalifikatsii / N.Yu. Tarabrina, E.Yu. Grabovskaya, V.A. Ivanov // Boevye iskusstva i sportivnye edinoborstva: nauka, praktika, vospitanie: mater. konf. - M., 2016. - S. 243-246.

Сведения об авторах: Наталья Юрьевна Тарабрина - кандидат биологических наук, ФГБОУВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», г. Москва, e-mail: nata-tarabrina@mail. ru.

Information about the authors: Natal'ya Yur'evna Tarabrina - Candidate of Biological Sciences, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow, e-mail: nata-tarabrina@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.