Научная статья на тему 'Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий*'

Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий* Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4045
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССМЕДИА / МЕДИАТЕКСТ / КОММУНИКАТИВНАЯ ФОРМА / НОВЫЕ МЕДИА / МЕДИАЖАНР / ФОРМАТ / MASS MEDIA / MEDIA TEXT / COMMUNICATIVE FORM / NEW MEDIA / MEDIA GENRE / FORMAT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Пастухов А. Г.

Картина деятельности современных массмедиа не ограничивается тематикой сообщений. Действия журналистов определяются характер ными коммуникативными формами медийной репрезентации. Для их представления используются приёмы, которые в совокупности обобщаются в устойчивых представлениях о них, т.е. в медиаспецифических жанрах. В статье определяются зависимости использования медиа на основе их производственной, посреднической и медиальной функции. Представление событий и возможности коммуникации (быстрые и медленные медиа, социальные медиа, пользовательский контент и др.) анализируются в связи с расширением жанровых форм медиа, введением в научный оборот понятия 'медиаформат'.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA GENRES AND MEDIA FORMATS: DISTINGUISHING CONCEPTS

The modern system of mass media is not limited to the message subject. Journalist activity is determined by the characteristic communicative forms of media representation. The submission forms and methods are summarized in stable representations, i.e. media genres. The article explores the use of media in relation to its productive, mediating and medial functions. Presentation of events and new communicative forms (fast and slow media, social media, user-generated content etc.) are analyzed in connection with the expansion of genres, as well as an introduction to the concept of media format.

Текст научной работы на тему «Медиажанры и медиаформаты: к разграничению понятий*»

УДК 81.42 А.Г. ПАСТУХОВ

кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков, Орловский государственный институт искусств и культуры E-mail: [email protected]

UDC 81.42 A.G. PASTUKHOV

Cаndidate of Philology, Associate Professor, Head of the Department of the Foreign Languages, Orel State Institute

of Arts and Culture E-mail: [email protected]

МЕДИАЖАНРЫ И МЕДИАФОРМАТЫ: К РАЗГРАНИЧЕНИЮ ПОНЯТИЙ* MEDIA GENRES AND MEDIA FORMATS: DISTINGUISHING CONCEPTS

Картина деятельности современных массмедиа не ограничивается тематикой сообщений. Действия журналистов определяются характерными коммуникативными формами медийной репрезентации. Для их представления используются приёмы, которые в совокупности обобщаются в устойчивых представлениях о них, т.е. в медиаспецифических жанрах. В статье определяются зависимости использования медиа на основе их производственной, посреднической и медиальной функции. Представление событий и возможности коммуникации (быстрые и медленные медиа, социальные медиа, пользовательский контент и др.) анализируются в связи с расширением жанровых форм медиа, введением в научный оборот понятия 'медиаформат'.

Ключевые слова: массмедиа, медиатекст, коммуникативная форма, новые медиа, медиажанр, формат.

The modern system of mass media is not limited to the message subject. Journalist activity is determined by the characteristic communicative forms of media representation. The submission forms and methods are summarized in stable representations, i.e. media genres. The article explores the use of media in relation to its productive, mediating and medial functions. Presentation of events and new communicative forms (fast and slow media, social media, user-generated content etc.) are analyzed in connection with the expansion of genres, as well as an introduction to the concept of media format.

Keywords: mass media, media text, communicative form, new media, media genre, format.

О необходимости новых описаний коммуникативных форм медиа. Как мы уже отмечали в предыдущих работах [5, 6, 7], массово-информационный дискурс закрепляет за термином «новые медиа» самые широкие смыслы. Одновременно это создаёт неплохую возможность для определения параметров функционирования актуальных моделей взаимоотношений человека и общества, в которых медиа становятся «местом ведения общественной дискуссии, выступают равноправным субъектом этого процесса, способом регулирования и выстраивания медийного рынка, в котором власть использует медиа как инструмент информационного влияния на общество для достижения ею же намеченных целей [13, 17-18].

В исследовании сообщений массовых коммуникаций, т.е. конкретных медиатекстов прессы, радио- и телепередач и т.п. во всем многообразии их видов, типов и жанров, используется большое количество методов и подходов, выработанных в рамках междисциплинарных исследовательских областей, таких как: семиотика, нарратология, эстетика, психоанализ, дискурсивный анализ, контент-анализ и т.д., в которых массмедиа рассматриваются как сложная знаковая система, с помощью которой мы ощущаем и познаем мир [16, 308].

Этот опыт посредничества, весьма репрезентативно представленный в массмедийной культуре, находит своё воплощение и в самом феномене медиа, понимаемом как динамическая структура, обеспечивающая связь познания и реальности [10, 181]. Медиа, таким образом, определяются как важное средство распространения информации, обращенное к массовой аудитории, доступное для всех и профессионально выстраивающее «не только производство и распространение информации, но и трансляцию смыслов» [Цит. по: 4, 260].

Подобная констатация в наше время оказывается явно не достаточной. Современный культурный фон накладывает существенные обязательства на содержание понятия «новые медиа» в связи с постоянно возникающими новыми формами презентации контента. Но не сами формы бытования текстов в «новых» медиа опосредуют их типологические характеристики. Гораздо больший интерес представляют понятия «стилевой облик», «медиаформат» и др., возникающие в ответ на попытки современной интерпретации этих процессов ... в условиях расширения жанровых и типологических границ медиа, необходимости новых оценочных ориентиров в контексте конвергентности и интерактивности [3, 189]. Целенаправленные поиски стилевого медиа-

* Данная статья продолжает исследования автора, связанные с изучением медиа и их жанровой специфики. См.: Пастухов А.Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Учёные записки Орловского государственного университета. 2015. №1(64). С. 182-188.

© А.Г. Пастухов © A.G. Pastukhov

формата в условиях конвергентного медиамира искушают профессионалов апробировать всё новые и новые технологические модули и жанровые вариации [3, 189].

Старое и новое в теории медиажанров: инструменты типологического изучения. Вышеприведённый тезис отчасти подтверждает гипотезу о том, что весь массив информации, рассредоточенный по тысячам сайтов и крупным информационным порталам фактически предлагает новую инфраструктуру, помогающую пользователям объединить свои знания и усилия, выработать новые формы их представления. Всё более заметные позиции завоёвывает т.н. user generated content, т.е. контент, создаваемый пользователями (тексты, фотографии, видеоролики, аудиозаписи и т.д.).

Подобный прогресс требует в свою очередь определения инструментария, который бы не просто утвердил шаблоны исследования, но и обеспечил понимание того, как, наряду с представлением информации, во всем множестве её разнообразных элементов, совершить эту бесконечную работу по упорядочиванию, дифференциации и организации того, что, в принципе, совпадает с задачами их сегментации.

Общность любых типов принято именовать типологией. Последняя представляет собой результат группировки элементов, в котором объектный уровень в отношении одного или нескольких свойств разделяется на характерные группы (типы) [18, 89]. Исходя из задач группировки, типология вырастает в необходимость систематизации и визуализации порядка входящих в него типов. Процесс такой группировки и обусловливает образование типов и, собственно, саму типологизацию. Ср. также: типологический анализ или типологический метод, характерные для одного и того же (!!!) предмета [22, 134].

Учения о методах создания типологий или логике построения классификаций (в обоих случаях они используются для систематического упорядочения элементов) представляют собой таксономию, применяемую для конкретных целей исследования. Тем не менее, неверно использовать термины класс и тип как синонимичные [21, 31], ведь при классификации речь идёт о точно и чётко очерченных классах. Это означает, что признак либо подчинён объекту, либо нет, и, наоборот, все объекты с их особенностями должны точно соответствовать своему классу.

Вот почему для любой классификации важны именно её уникальность, эксклюзивность и полнота. Если какому-либо объекту или элементу соответствует определённый признак, однозначный по своей природе, то классификация может быть выстроена на основе только лишь одной характерной величины или признака. Если эти условия соблюдены, то остаются неплохие перспективы для удовлетворения требования полноты, которое «не должно включать ни одного элемента без определённого значения признака» [18, 88].

Создание типологий и классификаций в масс-медийной коммуникации сопровождается активным расширением репертуара коммуникативных форм, форматных адаптаций и т.п. В широком спектре успешных

медийных продуктов содержательные аспекты пре-зентируют себя самыми различными способами: через формальный характер предложения, непосредственно связанного с медийным содержанием, системой жанров или композиционных форм.

Такие понятия, как формат, жанр, композиционно-речевая форма, тип текста, текст-образец и др. в журналистских и лингвистических исследованиях используются для того, чтобы закрепить в языке стабильность отдельных социальных и коммуникативных порядков. Соединенные с ними структуры и традиции дают коммуникаторам ориентиры для оформления своих сообщений. Реципиенты, в свою очередь, подают специфические сигналы того, как их следует принимать и декодировать. При этом обе стороны обмена интуитивно понимают, что такое новости, прогноз погоды, рецензия, онлайн-чат, Tweet или научный доклад и т.д. Такое знание, равно как и осознание фона коммуникативных ситуаций, является основой для формирования моделей стандартизированного коммуникативного поведения.

В создании медиатекстов указанные константы производства пересекаются. Обе эти сферы выявляют необходимость взаимодействия с нелингвистическими дисциплинами (социология, политология, экономика, юриспруденция, психология и т.п.) и выступают «своеобразными дополнительными отрывками контекста производства текста, в то время как «чистая» лингвистика зависит лишь от языка и области его применения» [23, 269].

Как показывает практика, общая медийная картина основывается далеко не всегда на теме, а чаще на источнике представления информации. Для создания материала журналисты, как уже было отмечено, имеют в своём распоряжении разнообразные формы и стилистические приёмы (новости, отчёт, комментарий и т.п.), которые именуются композиционно-речевыми формами (КРФ). Учитывая способ рецепции и медиаспецифческие условия, КРФ объединяется по сходству типов публикаций, содержательно-формальным признакам, к которым относят предмет, целевую установку (функцию) и метод отображения [15, 63].

Журналистские жанры наиболее детально исследованы в журналистской парадигме. Они отражают «формально-характерные способы, в которых происходит особая презентация содержания с последующим его предъявлением массовой аудитории» [26, 91]. Следует также признать, что реализация даже «классических» жанров в печатных, радийных, телевизионных и Интернет-медиа происходит различным способом и имеет различные формы конечного продукта, среди которых невозможно подчас провести чёткое разграничение [25, 190]. Учитывая дифференцированный характер жанровых классификаций и невозможность создать единую классификацию по жанрам, сошлёмся ещё раз на мнение М.М. Бахтина о том, что жанры в своей сути отражают лишь «стереотипы речевого поведения, типы высказываний».

По этой причине нерационально смешивать понятия «газетный (публицистический) жанр» и «речевой жанр». Речевые жанры - это своеобразные кирпичики,

которые могут встраиваться в газетные жанры. Верно и обратное: не все речевые жанры могут иметь статусные характеристики медийных. «Предмет, функция, метод - это три несущих кита, три нерушимых столпа, на которых держится жанр ... в журналистике важно, что освещается, для каких целей и каким образом» (В. Б. Шкловский).

Проблема выделения жанров в медиа остаётся до сих пор одной из центральных: исчезают традиционные жанры, наблюдается их взаимопроникновение и т.п. Разнокодовые компоненты медиажанров способны вступать в неоднородные отношения: усиливать, дополнять или нейтрализовать друг друга, что приводит к порождению новых смыслов, созданию различных эффектов [8; 12]. Но не наблюдение за происходящим и изменение условий существования жанра, а их эволюция являются главной причиной изменения интенцио-нальных посылов в производстве речи, отчего при всей эволюции системы жанров о конкретных результатах развития говорить пока рано [11].

Жанры, как журналистские изобразительные техники, наверняка, не являются продуктом длительного назначения. Изобразительные формы в медиа непрерывно изменяются и носят характер определённой моды; они также подвержены сильному влиянию коммерциализированной медиасистемы. Так возникают новые жанры и гибридные форматы, которые расположены в треугольнике между информацией (information), развлечением (entertainment) и фикшн (fiction) [19, 203].

Наряду с издержками медиаанализа, со стороны акторов медийного рынка продолжаются попытки этабли-рования профессиональных союзов авторов не только в части форм подачи информации, организации и «обжи-ваниия» медийного пространства, но и выбора рабочих инструментов. При этом налицо жёсткое «продвижение» тем, внедрение в сознание аудитории специфических толкований, программирование их жанровых свойств. Всё это, не в последнюю очередь, выражается в реализации т.н. медийных схем. Их анализ показывает, что медийные схемы в практической деятельности существенно влияют на сферу действий акторов. В связи с быстрым развитием медиа, особенно электронных, акторы стремятся приспосабливаться к постоянно меняющимся медийным условиям. И в этих условиях мы имеем возможность наблюдать модернизацию и профессионализацию действий медиа.

Форма или формат? В процессе создания своей продукции медиа тематизируют события, отбирают их в соответствии с логикой своего формата. Но не вся информация обладает ценностью, и не всю её возможно эффектно представить. В большинстве случаев презентуются именно не рациональные денотанты, не реальное событие, а их образы ... Особую роль здесь играет форма, являющаяся не структурой в себе, а процессуальная единица, благодаря которой совершается социальное действие. Таким образом, формат представляет собой продуманную медиастратегию в отношении репрезентации определённой темы.

Правила формата не всегда фиксируются в повседневной практике, но становятся неотъемлемой частью допустимого сценария коммуникации. Формат - это то, что позволяет отличить шоу от новостей, поэтому стандартизованные процессы в них реализуются посредством использования правил, охватывающих организацию языкового материала и внешние параметры (интонацию, ритм, темп и т.п.). В электронных медиа они связаны с более или менее динамичным развитием события, действиями, экшном и т. д. Не случайно, что в рамках анализа содержания медиасообщения форматы рассматриваются как отдельный предмет исследования.

Исторически производители новостей и их аудитория пришли к общему пониманию относительно того, что для каждой медийной формы имеются специфические приёмы. И эти приёмы (форматы) одинаково знакомы как медиапроизводителям, так и аудитории, т.к. они формируют не только способ медиавосприятия, но и могут быть описаны как особая медиакультура [4, 262].

Вот почему форматирование в медиа приобретает более значимый эффект, чем, например, темы в структуре многочисленных контекстов и актуальных информационных сообщений. То, что медиатексты являются отражением специфических медийных форматов, на первый взгляд, понятное и тривиальное дело. Но в этом месте возникает целый ряд вопросов: какие форматы возникают, пробиваются к жизни, а какие - нет? Каким образом возникают инновационные форматы: как модификации и амальгамы уже существующих? Какое отношение имеют новые форматы, по сравнению со старыми? Умирают ли «старые» и каким образом новые адаптируют функции своих предшественников? Какие взаимозависимости существуют между изменением формата и другими аспектами медийных изменений? Существуют ли какие-либо общие принципы и образцы, по которым происходит изменение формата? Уже судя по количеству этих вопросов, становится ясно, что изменение формата не является изолированным вопросом медийного существования; оно явно связано с поиском новых измерений и другими внешними факторами [17, 10].

Понятие формат в отечественной традиции стало естественной реакцией на поиск новой системы профессиональных координат. Ведь такие понятия, организующие СМИ как упорядоченное, функциональное целое: тип СМИ, жанр, стиль и др. оказались в значительной степени размытыми. Появившаяся в конце 1990-х гг. лексема формат лишь зафиксировала стремление профессионального сознания к упорядоченности. Именно в нём исследователи увидели недостающую определённость, которой можно в какой-то степени компенсировать размытые тип, жанр и стиль [14].

Если форматы представляют собой образ, правила и логику информирования, которые затем трансформируются в узнаваемые формы специфического медиума, то верным можно считать конструктивистское предположение, что в основе функций медиа лежит не простая передача информации, а её структурирование по временным и пространственным критериям. В соответ-

ствии с этим «формы проявления медиа, т.е. жанры, уже отражают не только информацию, сколько её интерпретацию и оценку» [24, 650].

В продолжение мысли заметим, что структура жанра не только заметно «скрадывает действие, но и допускает его». Структура и действенное структурирование - две стороны одной медали. Перенос данного принципа на медиаформаты может означать следующее: оформление формата содержит в себе предпосылку успеха медийной коммуникации и одновременно её результат. Стабильность и динамика в образовании новых жанров и форматов представляют собой quasi две стороны существования медиатекста; в медийном дискурсе они детерминированы рамочными условиями, модифицирующими весь процесс коммуникации.

Действительно, актуализированная сема стандарт, эталон в понятии формат в теории и практике массовой коммуникации не только зафиксировала его позиции как эталона, стандарта (по отношению к понятиям тип СМИ, жанр, стиль), но и подчеркнула, в частности, новое значение формата как формы построения и подачи информации. В современных медиа можно найти множество иллюстративных примеров использования этого термина: Сравн.: Замечательная история - абсолютно неформатная; формат «Евровидения» (К. Эрнст); формат вечеринки (И. Малов); радио общего формата (А. Венедиктов); начал вещать в другом формате; ни-шевые форматы; новый формат новостной программы и др. Замечено также, что медийный формат адаптирует производные семы полиграфиического и компьютерного формата, но и не ограничиваются ими. Е.К. Гурова и Н.В. Куницына справедливо пишут, что «конвергенция информационных и аналитических жанров - результат развития медиаформатов, удовлетворяющих потребителей информационного медиарынка. Таким образом, выходит, что синтез жанров - это общая тенденция меди-аразвития, которая обусловливает создание нового коммуникативного пространства [1, 188].

Важно, на наш взгляд, что обращение к формату происходит именно в связи с развитием рынка электронных медиа, когда на авансцену выходит новый тип медийного присутствия. Это означает конституирование новых возможных признаков формата: 1) привязанность к целевой группе; 2) повторяемость; 3) ориентация на временные растры; 4) «обрамление» новостями (новостная лента, новости транслируются каждые полчаса или даже за пять минут до начала каждого часа и т.д.); 5) связанность со сложившимся каноном, имеющим повторяющийся характер; 6) наличие «программных» элементов (язык, манера поведения и т.п.) в рамках общей концепции издания, канала» [20, 223]. Таким образом, формат скорее вытекает из потребностей целевой группы, из специфических комбинаций структуры, содержания и презентации медиасообщения.

Решение о том, какие элементы используются в медиапрактике, во многом определяют всё программное планирование. Они рассматриваются как принятие решения в пользу какого-либо формата. Именно

форматирование, развивающееся с середины 1990-х гг., подразумевает, что содержание, структура и презентация продукта соотносятся в рамках единой концепции с конкретным сегментом аудитории. Установление содержания предполагает принятие стратегического решения о позиционировании программы. При этом конкретизируется имидж и предполагаемая целевая аудитория. Форматирование необходимо и с экономической точки зрения. Оно способствует завоеванию новой публики в число целевой аудитории. Именно на этом этапе достигаются программируемые реакции, вырабатывается специфическое содержание. Таким образом, программный формат представляет собой преимущественную ориентацию на конкретную целевую группу, включающую вертикальное и горизонтальное представление структуры всего медиасообщения. Так, вертикальное структурирование членит программу в функциональном отношении (для кого?), по жанру (Non-fiction/Fiction?) или другим признакам. При этом может происходить непосредственное включение в него других фрагментов родственного типа («Федеральный судья», мыльная опера, дневной сериал и т.п.). Получатель в этом случае ориентируется на фиксированные временные коридоры и получение определённого формата. В горизонтальном плане происходит структурация по родственным признакам или фрагментам, транслируемым в одно и то же время и в одном и том же месте. Форматы популярного искусства и развлечений - от компьютерных игр, цифрового кино до социальных сетей - изменяют весь медийный ландшафт, формируя и обогащая тем самым «лексикон», благодаря которому люди, оперирующие медиа, лучше понимают новые модальности выразительности» [9].

Заключение. Следует признать, что вся история коммуникативных медиа - это история изменяющегося оформления и представления отправляемых и принимаемых сообщений. С помощью медиа мы ускоряем и «перепродаём» наш опыт. То, что раньше происходило в небольших групппах, при непосредственном контакте, оперировало чувствами и настроениями людей, теперь происходит быстро, массово и имеет знаковый и виртуальный характер. Исходные формы аутентичного отношения к миру изменяют и перенасыщают его медиальными суррогатами общения. Одновременно появляется возможность наблюдения и общения, что обогащает опыт коммуникации в повседневности, беллетристике, науке. Отмечено, что медленный характер «прочтения» этих вещей (Nachdenken) должен, по идее, побуждать к известной доле предвидения, ответственности, к стремлению к добрым поступкам [27, 8].

Примеров создания новых парадигм, реконструкции системы медиа обнаруживается всё больше и больше. Исследователи склонны характеризовать систему современных медиа её ключевыми, взаимосвязанными процессами: конвергенцией, дигитализацией, интерактивностью и принадлежностью медиаресурсов к сетевому пространству [2, 6]. Таким образом, речь идёт о новой технологии медийной деятельности, которая до-

бавляет новаций в уже хорошо известную схему функционирования медиа. При этом если в медиабизнесе основным акцентом является «продажа» информации, то в нашем случае характер информации (в её регуляр-

ном и качественном виде) будет зависеть от деятельности медиа, работающих на основе правил, понимание которых, в свою очередь, стимулирует установление связей внутри них самих.

Библиографический список

1. Гурова Е.К. Куницына Н.В. О некоторых тенденциях развития новых медиажанров // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. вып. 12. Отв. ред. А.Г. Пастухов. Орёл: ОГИИК, ООО «Горизонт», 2014. С. 198-209.

2. Карякина К.А. Актуальные формы и модели новых медиа: от понимания аудитории к созданию контента // Медиаскоп. Вып. №1. 2010. С. 6.

3. Куницына Н.В. Медиаформат как стилевой облик современной журналистики // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. Вып. 11. Отв. ред. А.Г. Пастухов. Орёл: ФГБОУ ВПО «ОГИИК», ООО «Горизонт», 2013. С. 183-193.

4. Пампура Ж.В. Проблема репрезентации и передачи смыслов в коммуникационных процессах в средствх массовой информации // Мир науки, культуры, образования. №4 (23). 2010. С.260-262.

5. Пастухов А.Г. Ресурсы информационного доминирования: анализ 'формата' новостных сообщений // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе: межвуз. сб. науч. тр. вып. 7. Отв. ред. А.Г. Пастухов. Орёл: ОГИИК, ООО ПФ «Оперативная полиграфия», 2009. С.248-263.

6. Пастухов А.Г. Академическое интервью: новое в жанре и формате (на материале рубрики «Интервью» в приложении к «Независимой газете» Ex libris-НГ) // Речевая коммуникация в средствах массовой информации: мат-лы II Междунар. науч.-практ. семинара, Санкт-Петербург, 17-19 апр. 2013 г. Под ред. В.В. Васильевой, В.И. Конькова. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2013. С. 170-173.

7. Пастухов А.Г. О границах медиа: новые медиа и новая медийная культура // Учёные записки Орловского государственного университета. 2015. №1(64). С. 182-188.

8. Рогозина И.В. Медиа-картина мира: когнитивно-семиотический аспект. Барнаул, 2004.

9. Сакоян А. Новые медиа - 2 / Эл. ресурс. - Режим доступа: http://polit.ru/article/2011/09/06/media (Дата обращения: 17.06.2015).

10. Соколова И.Б. Феномен медиа в философии и эстетике ХХ века // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. С. 178-181.

11. Солганик Г.Я. Общие замечания о формате и жанре // Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ / Мат-лы метод. семинара каф. стилистики и русского языка факультета журналистики МГУ 20 мая 2009 г. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/416

12. Сонин А.Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов. М., 2006.

13. Сумленный С. Немецкий формат. Как журналисты создали ФРГ. М.: Издат. дом «Дело» РАНХиГС, 2014. 256 с.

14. Сурикова Т.И. Смысловое поле понятия «формат» в массовой коммуникации // Динамика развития форматов и жанров в современных СМИ / Мат-лы метод. семинара каф. стилистики и русского языка ф-та журналистики МГУ 20 мая 2009 г. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/416

15. Финадеева М.В. Медиа-жанр: предпосылки когнитивного подхода // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 2. С. 62-66.

16. Шапинская E. Масс-медиа / Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX в. М. РОССПЭН, 2003. 608 c.

17. Bucher Hans-Jürgen / Gloning Thomas / Lehnen Katrin: Medienformate: Ausdifferenzierung und Konvergenz - zum Zusammenhang von Medienwandel und Formatwandel // Neue Medien - neue Formate. Ausdifferenzierung und Konvergenz in der Medienkommunikation. - Frankfurt/New York: Campus Verlag, 2010. Pp. 9-38.

18. Friedrichs Jürgen: Methoden empirischer Sozialforschung. - Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990.

19. Gerhards Maria/Klingler, Walter, Sascha Blödorn: Sparten- und Formattrends im deutschen Fernsehen. Die Programmjahre 2011 und 2012. In: Media Perspektiven. 2013. (4). S. 202-220.

20. Halefeldt Horst O.: Programmgeschichte des Hörfunks. In: Wilke, Jürgen (Hrsg.): Mediengeschichte der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1999. Pp. 211-213.

21. Kluge Susann: Empirisch begründete Typenbildung. Zur Konstruktion von Typen und Typologien in der qualitativen Sozialforschung. Opladen: Leske + Budrich, 1999.

22. Mayring Philipp: Einführung in die qualitative Sozialforschung. Eine Anleitung zu qualitativen Denken. 5. überarb. Aufl. Weinheim u.a. : Beltz, 2002.

23. Perrin Daniel: Journalistisches Schreiben. Coaching aus medienlinguistischer Perspektive. In: Knapp, Karlfried et al. (Hg.) Angewandte Linguistik. Ein Lehrbuch. 3. Aufl. Tübingen: Francke/UTB, 2011. 684 p.

24. PfetschBarbara: Formate. In: Jarren, Otfried/Sarcinelli, Ulrich/Saxer, Ulrich (Hrsg.): Politische Kommunikation in der demokratischen Gesellschaft. Ein Handbuch mit Lexikonteil. Opladen, Wiesbaden, 1998. P. 650.

25. Pürer, Heinz: Publizistik- und Kommunikationswissenschaft. Ein Handbuch. 2., akt. u. erw. Aufl. Konstanz: UVK/UTB, 2014. 597 p.

26. Reumann Kurt: Journalistische Darstellungsformen. In: Noelle-Neumann, Elisabeth; Schulz, Winfried; Wilke Jürgen (Hrsg.): Fischer Lexikon Publizistik/Massenkommunikation. Frankfurt/Main, 1997. Pp. 91-116.

27. Schmitz U. Neue Medien und Gegenwartssprache Lagebericht und Problemskizze // Osnabrücker Beiträge zur Sprachtheorie (OBST), Bd. 50 (1995). Pp. 7-51.

References

1. GurovaE.K., KunitsynaN.V. On some Trends in the Development of New Media Genres // Genres and Text Types in Scientific and Media Discourse: Book of Coll. Papers. (Ed.) A.G. Pastukhov. Vol. 12. Orel: OSIAC, "Horizont" Ltd, 2014. Pp. 198-209.

2. Karyakina K.A. Actual Forms and Models of new Media: from Understanding of the Audience to Content Creation // Mediaskop. Vol. №1. 2010. P. 6.

3. Kunitsyna N.V. Media Formats as a Style Feature of modern Journalism // Genres and Text Types in Scientific and Media Discourse: Book of Coll. Papers / (Ed.) A.G. Pastukhov. Vol. 11. Orel: OSIAC, "Horizont" Ltd., 2013. Pp. 183-193.

4. Pampura Zh.V. The Problem of Representation and Translation of Meaning in Communication Processes in Mass Media // The World of Science, Culture and Education. №4 (23). 2010. Pp. 260-262.

5. Pastukhov A.G. Resources of Information Dominance: Analysis of the News 'Format' // Genres and Text Types in Scientific and Media Discourse: Book of Coll. Papers / (Ed.) A.G. Pastukhov. Vol. 7 Orel: OSIAC, "Operativnaya poligrafiya", 2009. Pp. 248-263.

6. Pastukhov A.G. Academic interview: New in the Genre and Format (based on the Rubric "Interview" in "Nezavisimaya Gazeta» Ex libris-NG) // Speech Communication in Mass Media: II. Intern. Scientific Seminar. St. Petersburg, 17-19 Apr. 2013 (Ed.) V.V. Vasilyeva, V.I. Kon'kov. SPb.: St. Petersburg State Univ., 2013. Pp. 170-173.

7. Pastukhov A.G. On the Media Borders: New Media and New Media Culture // Scientific notes of Orel State University. 2015. №1 (64). Pp. 182-188.

8. RogozinaI.V. Media Picture of the World: Cognitive and Semiotic Aspect. Barnaul, 2004.

9. SakoyanA. New Media - 2. Electr. Resource: http://polit.ru/article/2011/09/06/media (Date ofAccess: 17.06.2015)

10. SokolovaI.B. The Phenomenon of Media in Philosophy and Aesthetics of the XXth Century // Vestnik of the Voronezh State Univ. Series: Linguistics and Intercultural Communication. 2009. № 2. Pp. 178-181.

11. Solganik G.Ya. General Comments on Format and Genre // Dynamics of Format and Genres Development in modern Media / Proceedings of the metod. Seminar at the Chair Russian Stylistics / Faculty of Journalism, May 20, 2009. - Electr. Resource: http://www. mediascope.ru/node/416

12. Sonin A.G. Modelling of Mechanisms of Polycode Text Understanding. M., 2006.

13. Sumlenniy S. German Format. How the Journalists created Germany. M.: Publ. House "DELO", 2014. 256 p.

14. Surikova T.I. The semantic Field of the Concept "Format" in Mass Media // Dynamics of Format and Genres Development in modern Media / Proceedings of the metod. Seminar at the Chair Russian Stylistics / Faculty of Journalism, May 20, 2009. Electr. Resource: http://www.mediascope.ru/node/416

15. Finadeeva M.V. Media Genre: Backgrounds of the Cognitive Approach // The World of Science, Culture and Education. 2008. № 2. Pp. 62-66.

16. Shapinskaya E. Mass Media / Lexicon of Non-Classics. Art and Aesthetics Culture of the XXth Century. M. ROSSPEN, 2003. 608 p.

17. Bucher Hans-Jürgen / Gloning Thomas / Lehnen Katrin: Medienformate: Ausdifferenzierung und Konvergenz - zum Zusammenhang von Medienwandel und Formatwandel // Neue Medien - neue Formate. Ausdifferenzierung und Konvergenz in der Medienkommunikation. Frankfurt/New York: Campus Verlag, 2010. Pp. 9-38.

18. Friedrichs Jürgen: Methoden empirischer Sozialforschung. Opladen: Westdeutscher Verlag, 1990.

19. Gerhards Maria/Klingler, Walter, Sascha Blödorn: Sparten- und Formattrends im deutschen Fernsehen. Die Programmjahre 2011 und 2012. In: Media Perspektiven. 2013. (4). Pp. 202-220.

20. Halefeldt Horst O. Programmgeschichte des Hörfunks. In: Wilke, Jürgen (Hrsg.): Mediengeschichte der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 1999. Pp. 211-213.

21. Kluge Susann: Empirisch begründete Typenbildung. Zur Konstruktion von Typen und Typologien in der qualitativen Sozialforschung. Opladen: Leske + Budrich, 1999.

22. Mayring Philipp: Einführung in die qualitative Sozialforschung. Eine Anleitung zu qualitativen Denken. 5. überarb. Aufl. Weinheim u.a. : Beltz, 2002.

23. Perrin Daniel. Journalistisches Schreiben. Coaching aus medienlinguistischer Perspektive. In: Knapp, Karlfried et al. (Hg.) Angewandte Linguistik. Ein Lehrbuch. 3. Aufl. Tübingen: Francke/UTB, 2011. 684 S.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. PfetschBarbara: Formate. In: Jarren, Otfried/Sarcinelli, Ulrich/Saxer, Ulrich (Hrsg.): Politische Kommunikation in der demokratischen Gesellschaft. Ein Handbuch mit Lexikonteil. Opladen, Wiesbaden, 1998. P. 650.

25. Pürer Heinz. Publizistik- und Kommunikationswissenschaft. Ein Handbuch. 2., akt. u. erw. Aufl. Konstanz: UVK/UTB, 2014. 597 p.

26. Reumann Kurt: Journalistische Darstellungsformen. In: Noelle-Neumann, Elisabeth; Schulz, Winfried; Wilke Jürgen (Hrsg.): Fischer Lexikon Publizistik/Massenkommunikation. Frankfurt/Main, 1997. Pp. 91-116.

27. Schmitz Ulrich: Neue Medien und Gegenwartssprache. Lagebericht und Problemskizze // Osnabrücker Beiträge zur Sprachtheorie. Bd. 50 (1995). Pp. 7-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.