Научная статья на тему 'Медиавосприятие как философская и психологическая проблема'

Медиавосприятие как философская и психологическая проблема Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
570
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ ИСКУССТВО / АВТОРСКОЕ ИСКУССТВО / ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / СОЗЕРЦАНИЕ / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / МЕДИАВОСПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сальный Р. В.

В статье рассматриваются проблемы творческого воображения и созерцания с философских позиций. Анализируются проблемы воздействия на сознание произведений массового и авторского искусства. Представлены методы развития медиавосприятия, основанного на формировании творческих и созерцательных умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медиавосприятие как философская и психологическая проблема»

А Теория медиаобразоеания

Медиавосприятие как философская и психологическая проблема *

Р.В. Сальный, кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт имени А.П. Чехова,

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы творческого воображения и созерцания с философских позиций. Анализируются проблемы воздействия на сознание произведений массового и авторского искусства. Представлены методы развития медиавосприятия, основанного на формировании творческих и созерцательных умений.

Ключевые слова: массовое искусство, авторское искусство, творческое воображение, созерцание, время, пространство, медиавосприятие.

Media Education Theory

Media Perception as Philosophy and Psychology Problem *

Dr. Roman Salny, Anton Chekhov Taganrog Institute

Abstract: In the article the problems of creative imagination and contemplation with philosophical positions. Analyzed are the problems of influencing the consciousness of works mass and copyright art. Presents the methods of development of media perception based on the development of the creative and contemplative skills.

Keywords: mass art, author's art, creative imagination, contemplation, time, space, media perception.

* статья написана в рамках исследования при финансовой поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ). Проект № 14-18-00014 «Синтез медиаобразования и медиакритики в процессе подготовки будущих педагогов», выполняемый в Таганрогском государственном институте управления и экономики.

Массовое (популярное) искусство очень активно формирует мировосприятие и мировоззрение у детской, подростковой и юношеской аудитории. Именно эти три возрастных группы, наиболее впечатлительны и поэтому их быстрее остальных захватывает яркое и необычное аудиовизуальное зрелище: отождествляя себя с героями приключенческих, мелодраматических сюжетов и сцен, юные зрители полностью погружаются в виртуальный мир.

Виртуальная реальность часто преобразует реальную действительность до неестественных форм, вызывающих сиюминутные эмоциональные переживания, поверхностное восприятие внешних свойств предметов и персонажей.

Агрессивному напору «масскульта» противостоит гуманистическая авторская медиакультура, отражающая в произведениях искусства высокие идеалы и подлинные нравственные ценности в таких формах, которые позволяют ощутить тонкость и глубину искренних чувств. Чистота и живость подростковых переживаний, чуткость и теплота материнской заботы - естественные чувства для человека, существующие в реальном пространстве и времени. Именно такую реальность и воссоздают авторы произведений высокого гуманистического искусства, сберегая созидательные силы и созерцательные способности в человеке.

Художественно-эстетическое восприятие - это спокойное уединенное сосредоточение, раскрывающее живую целостность в рождении и становлении идей красоты, добра, справедливости. Именно в состоянии «активного покоя» появляется интимная и сокровенная близость к природе, к Другому (по М.Бахнину и В.Библеру), рождаются подлинные чувства.

Массовая культура лишает человека возможности такой созерцательной собранности и уединенности, она формирует фальшивое ощущение всеобщего единства, на самом деле, противопоставляя людей друг другу. Неестественность взаимосвязей и прагматичность отношений делает человека одиноким и опустошает его внутренний мир.

Реальная (естественная) и виртуальная (неестественная) действительности имеют отличную друг от друга природу. Естественность возникает во время переживания единства с окружающим миром и пониманием внутренней сущности его явлений. Интуитивные предчувствия и живая память связывают время в единый поток, позволяя созерцать постоянство течения жизни. Восприятие явлений в их временной протяженности и развернутости напрямую взаимосвязано с философским пониманием осуществления нравственных идей гармонии, добра, любви. Философское понимание многообразности, неоднозначности и незавершенности жизненных процессов открывает их внутреннюю содержательность.

Если во время восприятия произведений авторского искусства жизненные явления предстают в своей естественности и постоянстве, рождая живое ощущение полноты, то восприятие произведений массовой культуры вызывает ложное ощущение полноты, только лишь подражая живым процессам, и, воссоздавая их в одномерном преломлении.

Человеку присуще стремление к чувственной и смысловой полноте. Источник этого стремления - природное предназначение человека, которое реализуется в поиске собственного Я, гармонии и органичности в отношениях с Другими и миром. Полнота «не может показать себя, потому что она не в завладении миром, а наоборот, в трезвом отказе от завладения» [Бибихин, 2007, с.61]. Удивительная загадка состоит в том, что овладение вещами приводит к потере их ценности. Захватываемые вещи «уходят в неуловимость»,

захватываемый мир теряет свою неоднозначность и неопределенность. Авторское искусство видит их как свою главную задачу, только оно сопереживает эту неопределенность, вмещает в себя ее тайну, а не преодолевает ее, потому как главной миссией ставит себе изображение сложности и проблемности жизненного поиска. Суть тайны и состоит в вечности этого поиска и возникновении «вечных вопросов», остающихся вне летящей стрелы времени, уносящей с собой все материальное и бренное.

Авторское искусство создает лакуны в опустошающем беге времени, где можно укрыться в созерцательной откровенности и подлинности. В художественном мире действуют законы отличные от тех, которые свойственны миру утилитарных и прагматических взглядов и ценностей. Усилие в создании интимной, уединенной собранности, где воображение длит идеальную подлинную действительность направлено на понимание и видение этих законов. Их можно только длить в художественном образе, но разгадать до конца не возможно. Поэтому художественный образ недосказан, и единственное в чем проявляет себя полнота - это в завершенности пространственно-временной организации.

Такие идеальные ценности как любовь и счастье нельзя приобрести, ими нельзя обладать, к ним возможно стремиться. И во времени и пространстве существования этих ценностей не ведется борьбы за превосходство, так как не существует мер превосходства.

Восприятие и созидание времени и пространства зависят от направленности сознания. В массовой культуре сознание направлено на обладание вещами, борьбу за них, тем самым, ускоряя ход времени и разъединяя пространство. В массовом искусстве время - это движение к предельным возможностям вещей. Во времени появляются формальные признаки, указывающие на необычные свойства вещей, с помощью которых доказывается их превосходство. Во времени возникает и удовлетворяется желание увидеть «предел» Другого, возникает состояние предвкушения этого «зрелища». Гройс отмечает, что «ожидание момента откровенности есть ожидание внезапного появления чего-то чуждого, необычного и незнакомого среди узнаваемого и рутинного» [Гройс, 2006, с.61]. В борьбе за превосходство демонстрируется внешняя необычность и оригинальность, отдельный субъект указывает на собственную индивидуальность. Именно указывает, а не открывает собственное Я в реализации личного предназначения. И в итоге происходит обратная ситуация, когда «время стирает прежде всего индивидуальность» [Мамардашвили, 1995, с.285].

Западные киноведы считают, что один из главных признаков эстетики заключается в постоянном изменении изображения, «позволяющего увидеть переход от одного состояния показанной вещи к другому ее стоянию...» [Омон, Бергала и др., 2012, с.71]. В реальности в переходе от состояния к состоянию есть завершенность действия, есть начало и конец, причина: добро побеждает зло, герой наказывает злодея и др. Такое изменение - процесс бесконечный. Переход от одного состояния к другому состоянию - явление, происходящее в замкнутом пространстве, бесконечно повторяясь. Смена эмоциональных состояний -

простейшие эмоциональные реакции, которые делают нас всех однообразными, «стирая индивидуальность».

В одной из своих лекций М.К. Мамардашвили задается вопросом: что такое время? И отвечает на него: «оно есть предельное отличие предмета от самого себя... в совмещенной последовательности предмета с самим собой, из нашей плоти, из наших реакций, из нашей психики ткется экран, который нас отгораживает от живого, от законов жизни.» [Мамардашвили, 1995, с.233]. Идея Мераба Константиновича заключается в том, что если в переходе от состояния к состоянию проявляет себя поток времени, то в случае, когда возникает отличие предмета от самого себя, появляется последовательность моментов, позволяющая «растянуть» настоящее. То есть сделать его многомерным, многоплановым, проявляющим свою глубину. Речь идет о «текучести», переживание которой «не идеально исчезающий момент, но какое-то поле, где есть коммуникация между прошлым, которое еще есть, сущностью прошлого, которая еще есть, и будущим, которое тоже здесь» [Мамардашвили, 1995, с.234]. В этой текучести нет причинности действия. Красота, гармония не имеют начала и конца. Стремление к тому, чтобы в будущем не завладеть чем-то, а увидеть сущность, а для этого завершить художественный образ, в котором возникнет внутреннее единство; «живое ощущение, живое состояние, имеющее в себе тенденцию повторятся - в смысле еще раз насладиться, в отличие от наших практических желаний, которые исчерпываются самим актом удовлетворения» [Мамардашвили, 1995, с.225].

Усилием воображения и созерцательного настроя во времени длиться состояние действительности, в которой оживают идеальные ценности. Этим усилием во времени создается «лакуна». «Акт видения есть как бы нарушение непрерывности потока, где создана основа для того, чтобы была точка, на которой мы остановились и выбрали» [Мамардашвили, 1995, с.276]. В художественном образе стереоскопическое пространство, в котором предметы не просто соотносятся друг с другом, а взаимодействуют, реагируют, изменяются. Эти реакции превращаются в ритмы, как промежутки индивидуальных изменений, переходов, то есть «живых» движений. В таких ритмах, в таком времени возникает и открывает себя неповторимый внутренний мир.

Понятия «текучесть», «растягивание» настоящего, означают понимание многомерности момента, переживание целостности как живого глубокого единства. В исследованиях по киноискусству и кинопедагогике в этом же значении употребляется музыкальный термин «полифоничность». Его понимают как многоголосие, звучание отдельных голосов как единства отдельных личностей. Только творческое усилие автора произведения искусства может раскрыть истинное значение уже знакомых нам вещей, показать их сущность. И прежде всего, это достигается за счет переживания автором онтологического единства вещей.

Итак, получается, что действительность произведений массового искусства - это действительность «невидимая», невозможная без созерцательных и творческих усилий; в ней открываются и фиксируются законы существования идеальных ценностей без установления причинных взаимосвязей, раскрывающих

иерархическое устройство реальной действительности в виде превосходства одних вещей над другими.

Одним из первых отечественных философов такую действительность назвал «отрешенным бытием» Г.Г. Шлет. Он понимал его как пограничную реальность между действительным и идеально-мыслимым. По его мнению «отрешенное бытие» - это бытие, указывающее на что-то иное (идею красоты, добра, справедливости и др.) [Шпет, 2007, с.117-118]. Если сравнить его мысль, сказанную вначале XX века, с мыслью философа В.В. Бибихина конца XX века об отказе от завладения миром, для обретения полноты, то возникает заключение, что для творческого созерцания необходимо, прежде всего, «отрешиться» от прагматического и утилитарного взгляда на мир. И этому мы находим подтверждения уже у философов и литературоведов на протяжении всего XX века. Так М.М. Бахтин писал, что «эстетическое созерцание должно отвлечься от нудительной значимости смысла и цели» [Бахтин, 1979, с.101].

М.К. Мамардашвили несколько десятилетий позже вторил ему: «нужно отказаться от себя, чтобы что-то понять» [Мамардашвили, 1990, с.22]. Отмечая, что «отрешенность» не рациональное понятие, а чувственное, он пояснил: «чаще всего наше переживание сопровождается отрешенным взглядом на мир: мир как бы выталкивает тебя в момент переживания из самого себя, отчуждает.» [Мамардашвили, 1990, с.17].

Именно чувственное проникновение во внутреннюю сущность открывает интуитивное, созерцательное видение всей сложности жизненных явлений в их многоплановости. Ведь рациональным пониманием охватить всю их сложность практически невозможно. Поэтому «отрешенность учит, что самое захватывающее, первые начала и последние концы, не в человеческой власти» [Бибихин, 2007, с.65]. В «отрешенном» восприятии раздвигаются временные границы. Направленность сознания на идеальное «позволяет человеку выйти из данного момента в и прошлое, и будущее» [Леонтьев, 2001, с.266].

Основанием для возникновения «отрешенного бытия» становится процесс вчувствования в живое единство мира, преодолевающий «противопоставленность субъекта и объекта, человека и мира». [Мелик-Пашаев, 2000, с.148]. Благодаря переживанию сопричастности внутренней жизни предметов и явлений, «человек как бы размыкает границы своего эго» [Мелик-Пашаев, 2000, с.157]. Н.А. Дмитриева отмечает, что «любовь к людям - реальное расширение тесных границ личности, действительное преодоление отчужденности между «я» и тем, что «вне меня»» [Дмитриева, 2009, с.286]. Открытость и любовь открывают действительность, где «каждое сущее существует лишь в своей данности другому (в трансценденции), но не к самому себе» [Ячин, 2006, с.43].

Таким образом, в «отрешенном бытии» одним составляющим становится интимность и искренность во взаимоотношениях Я и Другого, а другим, особый пространственно-временной континуум реальной действительности, охватывающий в многообразии живое единство. Только в своей естественной целостности вещи могут быть обращены друг к другу. В художественном образе «изоляция» естественного от утилитарного становится важным созидательным

действием, придающим завершенность, которая «позволяет понять голос другого как целое, позволяет другому обрести себя в своей самоценности» [Рымарь, 2006, с.250].

У основателя культурно-историческое психологии Л.С. Выготского тоже встречается понятие «отрешенности», он описывал борьбу формы и содержания. Композиция, по его мнению, составляет форму, в которой одна линия жизни в сопоставлении с другими приобретает внутренний смысл, не видимый в реальной жизненной ситуации. С помощью композиции события соединяются таким образом, что «высвобождаются из тех обычных связей, в которых они даны нам в жизни и во впечатлении о жизни; они отрешаются от действительности» [Выготский, 1986, с.196].

Во многих произведениях искусства образ человеческой чистоты, благородства и достоинства завершен в пространственно-временном континууме, указывая на человеческий идеал. Этот образ «живет» над миром несправедливости, бесчестности, жадности, своевластия. «Отрешенность» понимается Л.С. Выготским как противостояние образа нравственной чистоты условности социальных законов и прагматического мировоззрения. В «униженных и оскорбленных» персонажах литературной, живописной и кинематографической классики живет идеал человека, которые всегда противостоит условности и неестественности жизни.

Удачный пример «отрешенного» мировосприятия привел Г.Д. Гачев, давая описание сцены военного совет в Филях из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», на котором Кутузов предлагает оставить Москву французам: «Неважно, что девочка Малаша ничего не понимает в аргументах спорящих генералов. То есть не то что неважно, а очень важно даже эстетически очень нужно, чтобы она ничего не понимала в этом» [Гачев, 2008, с.122]. И далее Г.Д. Гачев аргументирует, что взгляд Малаши - это параллельная наивно-простая «отрешенная» позиция, в которой улавливается внутренняя борьба миропониманий генералов, а не суть приводимых ими объективных аргументов.

В художественно-эстетическом воспитании понятие «отрешенное бытие» (или «отрешенность») прямо и не употребляется в том смысле, в котором его понимал Г.Г, Шлет, но подходы к осмыслению эстетического восприятия очень близки. А.А. Мелик-Пашаев, например, замечает, что «эстетическое отношение изымает предмет из плоскости привычного практического функционирования» [Мелик-Пашаев, 2000, с.97].

Самые яркие впечатления в нашей памяти - это действие и звук, воспроизводимые сознанием в определенных цветовых и ритмических интонациях. Интонаций здесь составляют главную тайну, так как в них открывается сущность вещей. В.В. Бибихин писал, что «для человека мало иметь чувство (состояние, опыт), надо его представить» [Бибихин, 2008, с.96]. Если задаться вопросом, в каких формах должно быть представление, то ответить можно так. В этих формах должна длиться сущность вещей и явлений. Поэтому представить - значит вообразить в отвлеченном (отрешенном) мышлении пространственно-временной континуум, в котором оживает уникальное

внутреннее содержание вещи, ее чувственно-смысловая полнота. То есть воображение должно создавать в художественном образе не пустую, а содержательную и живую реальность, поэтому оно должно отбирать самое естественное и непосредственное. С одной стороны, воображение отталкивается от предощущения сущности, чтобы создать единство времени и пространства, в которых эта сущность является, с другой стороны, понимание сущности позволяет настроиться восприятию на видение живого единства времени и пространства. Так объединяются в художественно-эстетическом восприятии усилие воображения и созерцательный настрой.

Художественное воображение ищет проблему во взаимосвязях объективной реальности. Художественный образ - место, где сходятся идеальное и реальное. В пространственно-временных отношениях проявляется «живая» сущность проблемы. Идеальное проявляется в реальном, когда существование чего-либо начинает переживаться и осознаваться как проблемное. Проблемное в смысле необходимости реализации собственного пути.

Существование проблемно, потому что необходимо усилие, чтобы длить человеческое. При усилии воображения возникает красота к временная длительность, запечатлевающая становление человеческого идеала (чистота, подлинность).

Шпет Г.Г. замечает, что «художественное творчество отличается от других видов обращения к отрешенному (мечтательность и т.п.) тем, что оно погружается в него и не пребывает в нем пассивно, а смотрит на него как на знак более глубокого (идейного) смысла (символическая суппозиция)» [Шпет, 2007, с.52]. Художественное творчество - не пустые фантазии, а поиск проявлений сущности в ее полноте в реальной действительности. Для поэтического творчества необходимо «оформляющее начало», придающее осязаемость идее [Шпет, 2007, с.53].

В этом смысле понимаемое Г.Г. Шпетом воображение активно, действенно, то есть направлено на выражение действия природных сил. Это не креативность как эклектическое собирание необычных, зрелищных, порой шокирующих образов, это творчество, созерцающее сущность и природу явлений в их естественной форме. «Отрешенность» - это не просто видение метафорическое, а видение проблемности существования и той живой внутренней силы, которая справляется с этой проблемностью, понимание действия природных «стихий». Например, восприятие реки как широты русской души или восприятие девственной земли как дремлющей силы.

В художественном воображении и создается и преодолевается «зазор» между реальным и вымышленным. В художественном образе вымысел организует пространство, в котором предметы «звучат» индивидуальным «голосом», одновременно проявляя свою природную естественность и идеальную предназначенность. Вещи предстают в таком ракурсе, что «сами» выражают собственную сущность в органичности своего присутствия в мире.

В отечественном медиаобразовании, в рамках эстетического направления, исследователи определили три основных уровня восприятия экранного

художественного медиатекста: первый уровень - ассимиляция медиасреды; второй уровень - идентификация с главным героем; третий уровень -идентификация с автором. Наиболее содержательно и полно уровни медиавосприятия были определены Ю.Н. Усовым [Усов, 1993, с. 12]:

I. Ассимиляция среды - эмоциональное освоение реальности, представленной на экране.

II. Идентификация, сопереживание, уподобление герою:

1) фрагментарная оценка отдельных эпизодов, в которых ярко проявляется характер героя;

2) осмысление событийной канвы, в которой раскрывается логика поведения героя;

3) осмысление логической связи эпизодов, выявляющих характер героя.

III. Сопереживание, отождествление зрителя с автором:

1) осмысление логической связи эпизодов, выявляющих развитие авторской мысли;

2) восприятие формы киноповествования на основе эмоционально-смыслового соотнесения значимых частей фильма, единиц экранного повествования;

3) осмысление художественной структуры фильма, выявляющей концепцию произведения экранного искусства.

Между педагогическими теориями, определившими эти уровни медиавосприятия, и философскими идеями «отрешенности» существуют общие философско-психологические основания.

Первичная идентификация (ассимиляция медиасреды) - поиск в мире того, что могло бы дополнить собственное Я.

Вторичная идентификация (идентификация с персонажем) - желание ощущать себя героем в борьбе добра со злом, желание восполнить того, чего не хватает в жизни (восстановить справедливость). Переход от одного состояния Я к другому состоянию Я характеризует преследование поставленных целей и их достижение, которое запрограммировано в киноповествовании.

Идентификация с автором - сотворчество в восприятии. Деятельность воображения, создающая идеальный мир реального, который состоит из вещей, имеющих свою сущность и реализующих свою судьбу. В переходе от одного Я к другому Я происходит удерживание целостности реальной действительности, глубокое внутреннее единство вещей и явлений.

Для развития медиавосприятия художественных медиатекстов мы разработали творческие методы и подобрали их в последовательности в соответствии с возрастающей сложностью и согласно описанным уровням медиавосприятия.

Имитационно-творческие методы. Направлены на творческое создание эмоционального состояния во временной длительности. Развитие активного воображения, создающего эстетически «отрешенные» образы. Освоение категории времени и пространства в искусстве.

- создать предмет (вырезать из листа бумаги, склеить из отдельных предметов и др.); придумать ему имя; описать видение им окружающей

действительности; описать как «действовал» бы предмет в произведениях разных жанров (лирическом, комическом, трагическом и др.); подобрать музыку определенного ритма, характеризующую его внутреннее состояние, эмоциональные перепады, внутреннее движение.

- выбрать предмет из репродукции картины; описать его отношение с другими предметами; определить, какими средствами (ритм, план, ракурс, мизансцена) формируются в картине эти отношения.

Литературно-творческие методы. Направлены на творческое раскрытие идеала (человеческого благородства, бескорыстной любви и т.п.) в противостоянии возвышенного и низменного. Освоение категории времени и пространства в искусстве.

- рассмотрение и анализ репродукции картины, выявление противостояния тем; описание последовательности отдельных кадров картины, раскрывающих различный ход событий; описание особенностей использования ракурса, цвета, света, расположения объектов в картине с точки зрения их влияния на свойства и значение противостоящих тем.

- просмотр эпизода из художественного фильма; описание последовательности применения средств выразительности, раскрывающих развитие авторской мысли.

Изобразительно-творческие методы. Направлены на развитие чувства единства (обращенности вещей друг к другу) всех элементов художественной действительности.

- выразить различные состояния (искренней радости, юношеской устремленности, безысходности) в коллаже с применением собственных рисунков, а также с помощью вклеивания вырезанных элементов из журналов.

Творческие задания:

I. Уровень первичной идентификации. Занятие первое:

а) составьте рассказ от имени режиссера о его любимом герое;

б) развитие понимания мотивов выбора режиссером тех или иных качеств героя, свойственных определенному жанру киноповествования;

в) обсуждение эпизодов из медиатекста. Жанр: фантастика, вестерн, сказка, фильм катастроф. Тема: приключенческая, спортивная, военная. Задачи: определить мотивы выбора автором героя; установить психологические особенности героя; ответить на вопрос: почему эти особенности делают его центральной фигурой повествования?

Занятие второе:

а) изобразите одно и то же действие в соответствии с двумя различными задачами: в первом случае в действии передается впечатление исходящей от героя опасности, во втором, предчувствие героем успеха;

б) знакомство с понятием медийных стереотипов;

в) обсуждение эпизодов из медиатекста. Жанр: детектив, пеплум, триллер. Тема: историческая, криминальная, политическая, спортивная. Задачи: определить главных действующих персонажей; описать психологические

особенности героев, с помощью которых обостряется основной конфликт; привести пример схожих особенностей в описании конфликта в других сюжетах. Занятие третье:

а) опишите эпизоды, сцены, в которых Вы бы усилили контрастность в сопоставлении таких сюжетов как «Золушка», «Принц и нищий», «Превращение труса в героя»;

б) знакомство с понятием эмоционального маятника, мифологической структуры медиатекста;

в) просмотр и анализ эпизодов из медиатекста. Жанр: мелодрама, миф, сказка. Тема: любовная. Задачи: определить основную сюжетную линию; обозначить присутствие «эмоционального маятника»; описать особенности изображения сказочной атмосферы; найти схожие сюжеты в сказках разных

народов, мультфильмах. Занятие четвертое:

а) опишите мизансцену, свойственную драматическому жанру, в которой наиболее выразительно звучало бы признание одним из персонажей в любви;

б) знакомство с особенностями использования средств выразительности, свойственных драматическому жанру;

в) просмотр и анализ эпизодов из медиатекста. Жанр: Историческая драма, мелодрама, трагедия, комедия, синтез жанров. Тема: нравственная, любовная. Задачи: определить особенности изображения характеров персонажей; найти жанровые формы, проявляющие драматичность во взаимоотношениях персонажей; найти схожие формы в других медиатекстах.

Занятие пятое:

а) составьте два коллажа-рекламы на фильм, с целью привлечения двух разных по возрасту и социальному статусу аудиторий;

б) обсуждение особенностей в предпочтениях и восприятии аудиторий разного возраста, социального статуса, эффекта сочетания жанров;

в) просмотр и анализ эпизодов из медиатекста. Жанр: притча, фантастика, синтез жанров. Тема: любовная, политическая, приключенческая. Задачи: определить возможные имеющиеся в медиатексте темы; найти метафорические выражения, иносказания; раскрыть особенности многослойного изображения основной темы; определить возможный возраст, социальное положение аудитории данного медиатекста.

II. Уровень вторичной идентификации. Занятие шестое:

а) составьте рассказ от имени главного героя стихотворения на тему: как ко мне относятся мои друзья;

б) знакомство с особенностями понятий конфликт, сюжет, характер персонажа;

в) просмотр и анализ эпизодов из медиатекста. Жанр: психологическая драма, синтез жанров. Тема, отражающая противоречивость в социальных и личностных отношениях. Задачи: найти основной конфликт повествования; определить, как соотношение социального и личностного конфликтов

проявляется в изображении персонажей; описать ценности персонажей; определить, какую роль в проявлении этих ценностей играет социальный конфликт. Занятие седьмое:

а) напишите развернутый ответ на вопрос: как раскрывается проблема героев репродукции картины известного художника;

б) знакомство с особенностями понятий конфликт, сюжет, характер персонажа;

в) просмотр и анализ эпизодов из медиатекста. Жанр: притча. Тема: нравственная, педагогическая. Задачи: определить особенности взаимоотношений персонажей между собой; установить характер отношений подростков со взрослыми; найти основную проблему; раскрыть психологические свойства главного героя; определить как эти свойства помогают выйти из проблемной ситуации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание восьмое:

а) опишите события, действия персонажей одного из просмотренных на предыдущих занятиях фильмов при ответе на вопрос: как раскрывался бы основной конфликт, если в его основе была идея самопожертвования с целью сохранения любви или жизни?

б) знакомство с понятием авторская позиция и позиция персонажа;

в) просмотр и анализ эпизодов из медиатекста. Жанр: психологическая драма. Тема борьбы человека за собственное счастье. Задачи: описать личностные качества героя; определить, как к герою относится автор; найти кадры, сцены, эпизоды, в которых проявляется это отношение; выявить возможное сходство и отличие в позициях героя и автора.

Задание девятое:

а) составьте несколько коллажей, отражающих развитие сюжетного конфликта в экранном художественном медиатексте на Ваш выбор;

б) знакомство с понятием драматургия;

в) просмотр и анализ эпизодов из медиатекста. Жанр: лирическая комедия. Тема любви к жизни и ее неустроенности. Задачи: определить оригинальность сюжета; раскрыть особенности изображения «мира персонажа» и «мира экранной действительности»; определить основную идею автора.

Задание десятое:

а) составьте заявку на сценарий, раскрывающий особенности взаимоотношений персонажей в стихотворении известного поэта;

б) знакомство с понятием замысел автора, художественная концепция;

в) просмотр и анализ эпизодов из медиатекста. Жанр: психологическая драма. Тема внутренней драмы, справедливости жизни, совести человека. Задачи: найти события повествования, поступки героя, которые бы отражали особенности его мировоззрения; сравнить «миры», в которых живет (жил) герой; определить, что заставляет его меняться; определить идею, позицию автора.

III. Уровень комплексной идентификации: Задание одиннадцатое:

а) опишите эпизод сцены сражения, в котором отражены патриотизм, сила духа и ненависть, агрессия;

б) знакомство с особенностями теории монтажа С.М. Эйзенштейна («монтаж аттракционов»);

в) просмотр и анализ кадров, эпизодов одного из фильмов С.М. Эйзенштейна. Задачи: описать кадры, ярко изображающие противостояние сил; описать внутренние особенности персонажей, раскрывающиеся в кадрах, эпизодах; раскрыть особенности авторской идеи.

Задание двенадцатое:

а) опишите обстановку в комнате, которая бы передавала чувство расставания, либо чувство предстоящей встречи двух близких людей;

б) знакомство с особенностями организации пространства экранной художественной действительности;

в) просмотр и анализ кадров, эпизодов из медиатекста. Жанр: лирическое повествование. Тема взаимопонимания между людьми. Задачи: описать атмосферу медиатекста; найти особенности выражения внутреннего мира персонажей; раскрыть мировоззренческие и нравственные ценности персонажей; описать особенности изображения экранной действительности, характеризующей проникновение одного персонажа во внутренний мир другого персонажа; определить идею автора, его нравственные ценности, мировосприятие.

Задание тринадцатое:

а) составьте эпизод (серию кадров), изображающий состояние природы как отображение внутреннего эмоционального переживания героя;

б) знакомство с особенностями съемки как отображения психологических особенностей восприятия (субъективный взгляд автора и героя);

в) просмотр и анализ кадров, эпизодов из медиатекста. Жанр: психологическая драма. Тема: потеря человеком нравственных ценностей. Задачи: описать мир, в котором живет герой; описать мир, в котором живут другие персонажи; найти отличия между этими мирами; определить, как они характеризуют мировоззрение и нравственные ориентиры персонажей; раскрыть авторскую идею, его позицию и мироощущение.

Задание четырнадцатое:

а) составьте несколько кадров, раскрывающих идею стихотворения о любви одного из известных поэтов;

б) знакомство с особенностями понятия многомерность, поэтичность чувств;

в) просмотр и анализ кадров, эпизодов из медиатекста. Жанр: мелодрама, кинороман. Тема уникального чувства - любви. Задачи: описать мир, в котором живут главные герои; описать эпитетами пространство их мира; определить какими средствами создавалось это пространство; раскрыть уникальность и ценность этого мира; описать противоположенный мир; определить авторскую позицию и мироощущение.

Задание пятнадцатое:

а) составьте несколько коллажей, отображающих различные мировоззренческие позиции, нравственные и ценностные ориентиры персонажей. Подберите предметы, действия персонажей, музыку, план, цвет, композицию, которые акцентировали бы это взаимодействие и выявляли бы психологические особенности персонажей;

б) знакомство с особенностями понятия мир художественной действительности как «субъект»;

в) просмотр и анализ кадров, эпизодов из медиатекста. Жанр: философская притча. Тема: уникальная ценность и опустошение личности. Задачи: описать пространство, в котором живут персонажи; определить, как оно характеризует личность персонажа; описать многоплановые отношения между ними; определить авторскую позицию, нравственные ценности и мироощущение.

Заключение. Медиавосприятие - сложный процесс, включающий философский поиск «отрешенного бытия», то есть проблемности существования вещей и явлений, и созерцательное усилие как интуитивное ощущение времени, «собирающего» в «отрешенном бытии» прошлое, настоящее и будущее. Для развития медиавосприятия на уровне комплексной идентификации необходимо формировать умения многостороннего соотнесения разных планов реальной действительности, умения длить в своем сознании появление и становление сущности вещей. Первоочередная задача заключается в том, чтобы открыть для учащихся знание, понимание и чувство природных и естественных форм, в которых предстает содержание идеальной внутренней реальности (отрешенного бытия). Но начинать необходимо со знакомства с этими формами в их преломленном природой массовой культурой виде, и затем продвигаться к постижению естественных для человека времени и пространства.

Литература

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

Бибихин В.В. Мир. СПб.: Наука, 2007. 431 с.

Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1986. 573 с.

Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: МГУ; Флинта, 2008. 288 с.

Гройс Б.Е. Под подозрением. Феноменология медиа. М.: Худож. журнал, 2006. 200 с. Дмитриева Н.А. Томас Манн о кризисе искусства // Дмитриева Н.А. В поисках гармонии. Искусствоведческие работы разных лет. М.: Прогресс-Традиция, 2009. С. 248-307. Леонтьев А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). М.: Смысл, 2001. 392 с. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. 368 с. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте (психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995. 548 с.

Мелик-Пашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 271 с.

Омон, Ж., Бергала, А., Мари, М., Верне, М. Эстетика фильма. М.: Новое литературное

обозрение, 2012. 248 с.

Рымарь Н.Т. Бахтинская концепция архитектоники эстетического объекта и проблема границы «искусство / не искусство» // Вестник Самарской гуманитарной академии. 2006. № 1. С. 247-256.

Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. М.: Новая школа, 1993. 90 с.

Шлет Г.Г. Искусство как вид знания. Избранные труды по философии культуры. М.: РОССПЭН, 2007. 712 с.

Ячин С.Е. Слово и феномен. М.: Смысл, 2006. 138 с.

References

Aumont, J. at all. Aesthetics film. Moscow: New Literary Review, 2012. 248 p. Bakhtin, M M. Aesthetics of verbal creativity. Moscow: Arts, 1979. 424 p. Bibihin, V.V. World. St.Petersburg: Nauka, 2007. 431 p.

Dmitrieva, N.A. Thomas Mann on the crisis of art / / Dmitrieva, N.A. In search of harmony. Line art works of different years. Moscow: Progress-Tradition, 2009. Pp. 248-307. Gachev G.D. Richness of artistic forms. Epic. Poems. Theatre. Moscow: Moskow University; Flinta, 2008. 288 p.

Groys, B.E. Under suspicion. Phenomenology media. Moscow: Art Magazine, 2006. 200 p. Leontiev, A.A. Active mind (Activity, Sign, Personality). Moscow: Meaning, 2001. 392 p. Mamardashvili, M.K. As I understand the philosophy. Moscow: Progress Publishers, 1990. 368 p. Mamardashvili, M.K. Lectures on Proust (psychological topology path). Moscow: Ad Marginem, 1995. 548 p.

Melik-Pashayev, A.A. World of the artist. Moscow: Progress-Tradition, 2000. 271 p. Rimar, N.T/ Bakhtin's concept of aesthetic volume - architectonic project and the problem of the border "art / not art" / / Bulletin of the Samara Academy of Humanities. 2006. № 1, pp.247-256. Shpet, G.G. Art as a form of knowledge. Selected works on the philosophy of culture. Mowcow: ROSSPEN, 2007. 712 p.

Usov, Y.N. Basics screen culture. Moscow: The New School, 1993. 90 p.

Vygotsky, L.S. Psychology of Art. Moscow: Arts, 1986. 573 p.

Yachin, S.E. The word and the phenomenon. Moscow: Meaning, 2006. 138 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.