Научная статья на тему 'МЕДИАЦИЯ В МИРЕ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ МЕДИАТОРА'

МЕДИАЦИЯ В МИРЕ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ МЕДИАТОРА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
40
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиация / правовые требования / этические нормы / профессиональная подготовка / обучение медиаторов / mediation / settlement agreement / place of residence of the child / parties / participants

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — М.А. Авсахов, Р.М. Жемалетдинов

Статья освещает особенности правовых требований к медиаторам в различных странах, таких как Европейский Союз, США и Россия, Китай и т.д. Описываются минимальные требования к профессиональной подготовке и обучению медиаторов в зависимости от юрисдикции. Кроме того, рассматриваются общепринятые этические нормы, которым должен следовать медиатор независимо от страны своего пребывания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIATION IN THE WORLD: LEGAL BASIS OF THE PROFESSION OF MEDIATOR

Mediation is increasingly being used as an effective method of conflict resolution, especially in matters such as determining the child's place of residence after the parents' divorce. The article examines the main advantages of this approach, including personal participation of the parties in decision-making, confidentiality, time savings, flexibility in decisionmaking and the possibility of maintaining constructive relationships between parents. The key stages of the motivational process are also presented.

Текст научной работы на тему «МЕДИАЦИЯ В МИРЕ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ МЕДИАТОРА»

МЕДИАЦИЯ В МИРЕ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИИ МЕДИАТОРА М.А. Авсахов, студент

Р.М. Жемалетдинов, канд. юрид. наук, доцент Уфимский университет науки и технологий (Россия, г. Уфа)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-1-6-8

Аннотация. Статья освещает особенности правовых требований к медиаторам в различных странах, таких как Европейский Союз, США и Россия, Китай и т.д. Описываются минимальные требования к профессиональной подготовке и обучению медиаторов в зависимости от юрисдикции. Кроме того, рассматриваются общепринятые этические нормы, которым должен следовать медиатор независимо от страны своего пребывания.

Ключевые слова: медиация, правовые требования, этические нормы, профессиональная подготовка, обучение медиаторов.

Медиация - это один из популярных способов разрешения конфликтов по всему миру. Она предполагает сторонам решить проблему за счет привлечения нейтрального посредника (медиатора). В каждой стране сложились определённые требования к медиаторам, что и является предметом данной статьи.

В Российской Федерации принят Федеральный закон № 193-Ф3 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуры медиации)» (далее - Закон о медиации), который официально закрепляет процедуру медиации [1]. Процедура является добровольной и проводится по взаимному согласию сторон спора. Медиаторы приглашаются для урегулирования споров в качестве независимых посредников, работающих бесплатно или за вознаграждение. Профессиональные организации, занимающиеся медиацией, предлагают свои услуги только на платной основе.

Результатом процедуры медиации является письменное медиативное соглашение, в котором излагаются условия урегулирования спора. Для закрепления достигнутого соглашения в правовом поле стороны могут нотариально удостоверить достигнутое соглашение или, если пришли к примирению после обращения в суд, подать ходатайство об утверждении мирового соглашения по условиям вышеуказанного медиативного.

Нагрузка на судебную систему с каждым годом увеличивается, что обусловливает необходимость более активного внедрения процедуры медиации, что будет способствовать сокращению количества дел и повышению эффективности работы судов.

В США требования к медиаторам варьируются в зависимости от штатов. В основном для работы медиатором требуется соответствующая лицензия, в то время как в других штатах достаточно лишь прохождения обучения. Например, в штате Мичиган (США) действуют «Правила медиации для федерального суда Западного округа штата Мичиган». Согласно этим правилам, медиатором может быть лицо, имеющее высшее юридическое образование, проживающее в Западном округе штата Мичиган и занимающееся юридической практикой не менее пяти лет. Эти правила не накладывают никаких ограничений на возраст или продолжительность проживания в штате для получения статуса медиатора.

В Индии же медиация связана с религиозными общинными практиками. Там требования немного иные: аккредитация по программе медиации и четкое знание и понимание культурных и социальных аспектов страны. А в Австрии,

например, требования к профессиональным медиаторам более конкретны: возраст не менее 28 лет и профессиональная квалификация. Кроме того, медиаторы

должны быть благонадежными и иметь страховку гражданской ответственности. Критерии требования «благонадежности» в законе не указаны.

В Казахстане медиация может проводиться как на профессиональной, так и на непрофессиональной основе. Интересным, на наш взгляд, является различие в минимальном возрасте медиаторов: непрофессиональные медиаторы должны быть не моложе 40 лет, а профессиональные медиаторы - не моложе 25 лет. Законодательство Республики Казахстан также устанавливает ограничения для непрофессиональных медиаторов: они не могут разрешать споры, переданные на медиацию судами, и не могут рекламировать себя в качестве медиаторов. Профессиональные медиаторы, помимо высшего образования, должны пройти программу подготовки медиаторов, утверждённую постановлением Правительства РК от 5 июля 2011 года № 770.

Европейский кодекс поведения медиаторов устанавливает следующие минимальные требования к медиаторам: компетентность, необходимые знания о медиации, соответствующая подготовка и постоянное совершенствование теоретических и практических навыков в области медиации, достаточный опыт работы, независимость и беспристрастность. Директива ЕС 2008/52/ЕС рекомендует государствам разрабатывать качественные процедуры обучения медиаторов.

В Российской Федерации медиация может проводиться как на непрофессиональной, так и на профессиональной основе. В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» непрофессиональный медиатор должен быть совершеннолетним, полностью дееспособным и не иметь судимости. По статистике, чаще всего медиаторами этой категории становятся юристы и психологи. В соответствии со статьей 16 медиатор может стать профессиональным медиатором с 25 лет, имея высшее образование и дополнительное специализированное образование по процедурам медиации. Верховный суд РФ внес в Государственную Думу пакет по-

правок, направленных на совершенствование и обеспечение более широкого применения процедуры медиации. Особое внимание уделяется специальным медиаторам в судах. Медиаторы должны быть сотрудниками судов с высшим юридическим образованием и стажем работы не более 10 лет.

Такие медиаторы должны иметь высшее юридическое образование и стаж работы не менее пяти лет. Однако в январе 2019 года из проекта закона о медиации сотрудники судебных органов были исключены. Сегодня в связи с наличием предусмотренного законом статуса некоторые ограничения распространяются на представителей юридической профессии: судей (кроме пребывающих в отставке), адвокатов, нотариусов, лиц, состоящих на государственной и муниципальной службе. После были приняты поправки, которые ввели в судах РФ возможность осуществлять похожую процедуру - судебное примирение, осуществляемую находящимися в отставке судьями - судебными примирителями, функция которых заключается в том, чтобы помочь сторонам найти компромиссные решения, путем сближения позиций, например, заключить мировое соглашение, разъяснить перспективы дела и действующее законодательство, провести судебное примирение согласно регламенту, утвержденному постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 2019 г. № 41.

Анализ отечественных нормативно-правовых актов различной юридической значимости свидетельствует о требованиях к медиаторам, изложенных в Кодексе этики медиаторов, утвержденном Национальной организацией медиаторов некоммерческих партнерств: открытость, коммуникабельность, непредвзятость и, желательно, базовые навыки психолога и аналитика. Профессиональный стандарт «Специалист в области медиации (медиатор)» выделяет три направления специализации, выделяет три типовые трудовые функции: проведение процедур медиации (без специализации); проведение процедур медиации по направлению специализации; осу-

ществление супервизии по направлению зависит успех и эффективность альтерна-специализации медиации. тивных способов урегулирования кон-

Таким образом, профессия медиатора фликтов. Опыт применения медиации по-востребована как в России, так и за рубе- казал значимость этого правового инсти-жом, и общество и государство возлагают тута в обществе и позволяет утверждать, большие надежды на деятельность этих что медиация может и должна стать ча-специалистов, поскольку медиаторы яв- стью повседневной культуры разрешения ляются ключевыми участниками процесса споров. медиации, и от уровня их специализации

Библиографический список

1. Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.

2. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): федеральный закон от 27.07.2010 N 193-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4162.

3. Зайцева Ю.А. Реализация права супругов на заключение медиативного соглашения // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - №1. - С. 19-23.

4. Европейский кодекс поведения для медиаторов, принят 02.06.2004 // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

MEDIATION IN THE WORLD: LEGAL BASIS OF THE PROFESSION

OF MEDIATOR

M.A. Avsakhov, Student

R.M. Zhemaletdinov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Ufa University of Science and Technology (Russia, Ufa)

Abstract. Mediation is increasingly being used as an effective method of conflict resolution, especially in matters such as determining the child's place of residence after the parents' divorce. The article examines the main advantages of this approach, including personal participation of the parties in decision-making, confidentiality, time savings, flexibility in decision-making and the possibility of maintaining constructive relationships between parents. The key stages of the motivational process are also presented.

Keywords: mediation, settlement agreement, place of residence of the child, parties, participants.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.